— Простите… — брррррум, бррррум. Рядом – старый скутер, на нём парень и девушка с длинными тёмными волосами. Парень одет в голубую рубашку, из тех, что облегают и подчёркивают все мышцы торса и ниже. — Слышишь, я с тобой говорю, эй!..
Алессандро повернулся к окну.
— Да, говори.
— Когда мы были на углу моста и корсо, ты проехал, что-то крича. Какого хрена ты вообще сказал это нам? Отвечай.
— Нет, слушай, извини, это недоразумение, я говорил это тому ослу, который был с другой стороны.
— Слушай, не шути со мной, ясно? Там никого не было, благодари небо, — он показывает подбородком на патруль, — что здесь копы. В следующий раз не лезь, мудак, иначе всё закончится плохо…— Он не ждёт ответа. Загорается зелёный, парень жмёт на газ и срывается с места, едет в сторону Кассии. Потом он делает резкий поворот и теряется из виду, едет кто знает куда, может, навстречу новому поцелую, или туда, где их никто не найдёт… Или куда-нибудь ещё.
Алессандро медленно трогается. Патруль всё ещё наблюдает за ним с усмешкой. Первый докуривает свою сигарету. Кладёт в рот жвачку, предлагает девушке. Другой закрывает мобильник, достаёт из машины какую-то газету и пролистывает её. Они ничего не слышали.
Алессандро всё ещё за рулём. Через некоторое время он поворачивает и едет обратно, чтобы не стало ещё больней. Иногда мы теряем свободу даже высказывать своё мнение. В таких ситуациях человек чувствует себя ограниченным, слишком ограниченным. Так, полицейских уже нет.
Та девушка тоже исчезла. Зато есть другая, ждёт автобус. Она негритянка, и если бы не её розовая рубашка с забавным рисунком, её можно было бы перепутать с ночью. Но даже это не может его рассмешить. Алессандро медленно едет, меняет CD-диски. Потом ему надоедает, и он включает радио. Иногда лучше довериться случаю. Этот Мерседес – просто бомба. Просторный, красивый, элегантный. Музыка так прекрасна, что даже хочется танцевать. Всё кажется совершенным. Но к чему тебе совершенство, если ты одинок и никто тебя не понимает? Никто не может разделить с тобой радости и горести.
Музыка. «Я хотел бы быть платьем, что ты наденешь, румянцем на твоих щеках, хотел бы видеть тебя во снах, какой не видел никогда, я вижу тебя на улице, и мне становится грустно, потому что потом я думаю, что ты всё равно уйдёшь…» Ай, Лучио[1]. Случайная радиостанция – а похоже на издевательство. Неплохая реклама новой кредитки: «У тебя есть всё, кроме Неё».
Алессандро жмёт на кнопку и переключает станции. Любая песня, только не эта. Худшее, что с тобой может случиться, – работа превратится в единственное, что у тебя есть на свете.
Лунготевере. Лунготевере. И ещё раз Лунготевере. Он прибавляет звук, чтобы потерять себя самого на этой дороге. Но Алессандро останавливается на светофоре и растягивается во весь свой рост в крошечной машине. Потом ставит Lungi, и музыка звучит из открытых окон во всю громкость. Кажется, будто он на дискотеке. Рядом едут две девушки с прямыми длинными волосами, брюнетка и блондинка. На обеих большие очки в стиле семидесятых, белые оправы и толстые тёмно-коричневые стёкла. И это ночью! У одной маленький пирсинг на носу. Он крошечный, вроде металлической бабочки. Вторая курит сигарету. Они не обмениваются ни словом, это похоже на сцену из фильма «Плохой лейтенант». Он представляет, что было в фильме. Ох, лучше бы они уже уехали. Зелёный. Мысли не помогут бороться с происходящим. Гнев и отвращение «сентиментальной депрессии» нужно направить в правильное русло. Алессандро всегда говорил, что гнев нужно преобразовывать в успех. Но как?
Мерседес останавливается у замка Святого Анджело. Алессандро идёт по мосту. Наблюдает за туристами, их весёлыми разговорами, объятиями, беззаботные молодые ребята ослеплены Римом, красотой этого моста, лёгкостью «ничегонеделания». Пара взрослых. Двое молодых атлетов с короткими волосами и длинными ногами, в ушах – наушники от айпода, в руках – две одинаковые карты. Алессандро останавливается и взбирается на парапет моста. Он устраивается и смотрит вниз. Река. Она течёт медленно, беззвучно, голодная до всякого дерьма. Вот плывёт мешок, и ничто его не беспокоит; палка и отломленный носик от чайника, молодой и неопытный, устроили своего рода гонки; мышь, спрятавшаяся на берегу, провожает их скучающим взглядом. Алессандро смотрит туда, потом на мост, в направлении движения Тибра, и вспоминает фильм Фрэнка Капры и Джеймса Стюарта «Эта прекрасная жизнь», когда Джордж Бэйли, отчаявшись, решает покончить с собой. Но его ангел-хранитель останавливает его и показывает, что случилось бы со многими людьми, если бы он так и не родился. Его брат тоже не родился бы, его жена не вышла бы замуж и всю жизнь была бы одинока, не существовало бы его милых детей, а городом бы правил другой человек, тиран, старый миллионер Поттер, которому один только Джордж смог помешать.
Вот оно. Единственная по-настоящему важная вещь, единственное, из-за чего стоит жить. Хотя, как сказал Васко, жизнь бессмысленна. Да. Но что произошло бы без меня? Алессандро думает об этом. Я не поддерживаю хороших отношений с моей семьёй, или, лучше сказать, они уважают только тех, кто в браке, как обе мои младшие сестры. Так что без меня им бы пришлось меньше волноваться. Да и вообще, если бы я собирался сейчас прыгнуть вниз, появился ли бы мой ангел-хранитель, чтобы показать мне смысл моего существования? И именно в этот момент кто-то хлопает его по спине.
— Шеф!
— Господи, что такое?
— Шеф, это я, — борода, грязные волосы, плохая одежда, немного обеспокоенный, ангельское выражение лица. — Прости, шеф, не хотел тебя пугать, не найдётся двух евро?
Не хватало одного, думает Алессандро, два! Они подходят уверенные, требуют, переходят прямо к делу, даже подсчитывают, сколько просить.
Алессандро открывает бумажник, достаёт двадцать евро и отдаёт. Бомж берёт с очевидным недоверием, потом вертит в руках, внимательно рассматривает. Не может поверить своим глазам. И улыбается.
— Спасибо, шеф.
Нечего сомневаться, думает Алессандро, никто не прыгнет раньше меня или вместо меня, по крайней мере, я оставлю кому-то добрую память о себе. Последнее доброе дело. Вдруг – чей-то голос.
— Думаю, да, это наш счастливчик, король рекламы!
Алессандро оборачивается.
По другой стороне моста идут Пьетро, Сюзанна, Камилла и Энрико. Спокойные и улыбающиеся. Энрико идёт за руку с Камиллой, Пьетро чуть сзади.
— И? Что ты такое делаешь, Алекс? Исследование человеческого поведения? С недавних пор изучаешь всё подряд, чтобы добиться ещё большего, а? Я видел, как ты говорил с тем… — Он оборачивается и показывает на того нищего, который подходил. — Держу пари, в твоей следующей рекламе будет какой-нибудь бомж!
— Нет, я просто решил прогуляться. А вы что делаете?
— Да ничего особенного.
— Ладно, так что было не так?
— Ничего, но моя тётя готовит гораздо лучше!
— Ещё бы, она же настоящая сицилианка!
— Какой персонаж… Мы ходили поесть в «Каприччи Сицилиани» на виа ди Панико. Сначала подумали, что надо позвонить тебе, но потом я вспомнил, что у Алессии вечеринка, ну, у той, из офиса, и я решил, что ты там.
— И правда, а я совсем забыл.
— Но какой персонаж!
— Может, хватит уже это повторять? Ты похож на рекламный плакат!
— Эй, давай я провожу тебя к Алессии!
— Я не хочу туда.
— Конечно же, хочешь. К тому же, в этом нет ничего хорошего. И вообще, похоже, будто у тебя социо-экономико-культурный конфликт с твоей помощницей…
— Но там будут все.
— Именно по этой самой причине ты и должен пойти, и ещё, ты уж извини, но ты постоянно используешь меня как адвоката, и поэтому…
— Поэтому – что?
— Поэтому я тебя провожу, — Пьетро подходит к Сюзанне. — Ты не против, любовь моя? Видишь, как он подавлен? Лучше мне пойти с ним, у него небольшие эмоциональные проблемы… и ещё нам нужно поговорить о работе.
Подходит Алессандро.
— Какие ещё проблемы?.. Что ты ей говоришь?..
— Нет, ничего, ничего. Эй, вы двое тоже пойдёте?
Энрико и Камилла смотрят на него с секунду, потом улыбаются.
— Мы уже устали, так что пойдём домой.
— Окей, как хотите, — Пьетро берёт Алессандро под руку. — Увидимся, дорогая, я вернусь не поздно, не волнуйся. — И быстро уводит друга: — Идём, идём, пока она не передумала и ничего не сказала. В последнее время у неё хорошее настроение, но…
— Но что же ты ей сказал обо мне?
— Ничего, я придумал правдоподобный предлог, словом, я – твоя психологическая поддержка.
— То есть?
— Ладно, я сказал ей, что у тебя эмоциональные проблемы.
— Ты ведь не сказал ей, что…
— Не волнуйся. У любого адвоката давние и крепкие отношения с ложью.
— Это не ложь. Но я всё равно не хочу, чтобы ты рассказывал об этом… Я рассказал только тебе.
— Да, да, я знаю, но это одна из таких вещей, о которых говорят, не подумав.
— Не подумав?
— Не подумав! Это твой новый Мерседес?
— Да.
— Значит, это правда. Вы с Эленой и вправду расстались. Пустишь разок за руль?
— Нет! Ты просто невозможен! Я сказал тебе об этом месяц назад, а ты мне до сих пор не веришь.
— Теперь у меня есть доказательство. Если бы это не было правдой, ты бы не купил автомобиль. Ты сказал мне об этом давным-давно, помнишь? Хорошая покупка заставит тебя чувствовать себя лучше.
— Кстати, о чём я говорил?
— Ты говорил, чтобы я купил себе новый телефон, потому что Мануэла, та двадцатилетняя продавщица, не захотела меня больше видеть.
— Ах да, ты говорил мне, но мне трудно уследить за всем, что у тебя происходит в личной жизни. Например, об этой Мануэле я уже и забыл.
— Я сделал так, как ты сказал. Я внял совету мудрого учителя и – та-дам! – купил себе новый мобильник, навороченный, и вообще… самый телефонный телефон!
— Я тебе дал все инструкции насчёт того, где именно ты должен был купить его!
— Да, но это был магазин, где работала Мануэла! Она решила, что это только предлог, чтобы увидеть её снова, и мы покувыркались ещё пару раз!
— Боже мой, ты – настоящая катастрофа! У тебя двое замечательных детей, красавица жена. Не понимаю, откуда в тебе всё это, почему ты так голоден до секса, почему тебе хочется всегда и везде; борьба со временем, а главное – с женщинами. Ну почему, почему тебе нужно трахать всех подряд?
— Что с тобой, ты меня анализируешь? Или думаешь использовать это в какой-нибудь рекламе? Прости, но разве история вроде моей не могла бы стать отличной рекламной кампанией для каких-нибудь презервативов? Смотри, пусть будет парень, не я, другой, который в конце достанет коробку… как их там?
— Гандонов.
— Ага, точно. Конечно, довольно неоднозначно, его мужество или презерватив позволяют ему иметь кучу баб… Ну как, круто, правда? Естественно, моделей для ролика подбирать буду я… А ты вместо этого посвятишь себя выбору главного героя.
— Ну конечно, ни больше, ни меньше. Хочешь увидеть, как моя компания станет игнорировать все твои юридические консультации?
— Нет, ты не можешь со мной так поступить.
Пьетро становится на колени рядом с Мерседесом ML. В этот момент мимо проходит туристка, молоденькая красотка, которая улыбается и качает головой, словно говоря «Итальянцы!».
— Да хватит, вставай!
— Это могло бы быть рекламой Мерседеса, нет?
Тот же час, тот же город. На Евре. За парком аттракционов, на большой площадке, скрытой в тени высоких сосен и небольшой зелёной горы, в которую превратилась давно заброшенная высотка. Группа ребят опирается на свои скутеры, другие сидят рядом, кто-то – в своих машинах, высунув ноги в открытые окошки. Время от времени появляется дымок, как будто трубка мира переходит от окна к окну, словно дымовой сигнал, что кто-то на одной волне. Да, это они, Волны, четыре забавные подружки.
— Эй, хочешь? Это bum shiva. Возьми.
— Не, я не хочу курить.
— Смотри, мы ж делим это на всех, так что это даже и не сигарета!
— Именно поэтому… — Ники отстраняется.
— Что ты хочешь сказать?
— Эй, у тебя что, проблема?
Дилетта говорит Олли:
— Проблемы будут у тебя, если, чтобы поднять настроение, ты будешь курить.
Ники пытается вернуть мир.
— Хватит, не ссорьтесь.
— Почему ты всегда делаешь одно и то же? Всё время лезешь в драку.
— Слушай, я только сказала ей, что не буду курить, это она вечно пытается обернуть нас в свою веру. Но мы же не в секте!
— Ах ты сучка!
— Я? Да?
— Можно узнать, чего мы ждём?
— Да, ты сделала нам огромное объявление, но здесь ничего не происходит…
— Ты правда никогда не была на ББТ?
— И что это?
— Это значит «бум-бум-тачка»!
— Серьёзно. Почему ты никогда толком и сразу ничего не объясняешь?
— Окей, слушайте… Смотрите, это перчатки.
— И что с ними делать?
— Надеть, иначе останутся отпечатки.
— Какие отпечатки? Я пока что не под следствием.
— Да, но однажды тебя остановят на контроле и возьмут отпечатки пальцев, и тогда ты попадёшься.
— О каком контроле ты говоришь, что с моими отпечатками? Почему их захотят снять?
— И ещё тебе нужно одеть это. Вот, — она достаёт из сумки пластиковые очки на резинке.
— Но они же для плавания!
— И? Так при столкновениях глаза останутся целы! Знаешь, иногда окна разбиваются.
— Идиотка! Ты говоришь это, чтобы напугать меня.
— Вовсе нет! И вообще, не ты ли говорила, что никогда не боишься?
— Я говорила об экзаменах… Но это совсем другое.
— Большое спасибо, я бы хотела, чтоб вы не заставляли меня об этом думать, у меня завтра экзамен!
Вдруг раздался звук как от выстрела, в ночной воздух летят яркие вспышки.
— Вот они, приехали!
Вдруг на площадку выезжают пять разных машин. Одна из них с визгом тормозит, остальные делают то же самое следом. Fiat 500. Mini. Citroen C3. Lupo. Micrau. Все они подъезжают к центру площадки.
— Но почему все машины такие маленькие?
— Это всё, что у них есть. Они не могут найти ничего лучше.
— И сколько за каждую?
— Не поверите! Сто евро за каждую, они ездили искать их в Манну, это в Тибуртине, знаешь того механика?
— А-а-а…
— Они блокируют руль, и машина заводится без ключей! В общем, это круто!
— Тебе объяснили, как это делается?
— Ну конечно! Смотри, они уже привязали шины.
— Тогда пойдёмте туда!
— Стойте! Кто с кем едет?
— Я еду с ним.
— А можно я с тобой?
Все девушки залезли в одну машину. Все в эйфории, почти свихнувшиеся, переполненные адреналином.
— Эй, только по трое в машину! И только одна вперёд!
— Я не хочу…
— А ты, Дилетта, не поедешь?
— Нет?! Вы с ума сошли? Так это и есть ББТ?
— Это суперкруто и ты тоже суперклёвая!
И две другие Волны, Олли и Эрика, залезают в другую машину, как и другие девчонки. Один парень открывает багажник своей машины и ставит музыку на всю громкость.
— Делаем ставки! Повторяю правила для тех, кто их не знает. Последняя тачка, которая будет в состоянии ездить, выигрывает всё! Деньги делим следующим образом: половину получают те, кто едет в автомобиле-победителе, а другую половину те, кто выиграл пари.
Девушка кричит: «Все по местам!». Ребята, которые не в машинах, быстро закрывают двери и ставят на место шины, которые перевязаны длинной верёвкой, проходящей через крышу. Шины падают по бокам машины, и всё это становится похожим на седло. Шины висят на дверях, чтобы защитить пассажиров от возможных ударов. Девушка в шортах и с цветным свистком бежит в центр площадки и останавливается перед пятью машинами. Потом вытаскивает из кармана платок – красный, красивый, светящийся. Сумасшедшая крёстная мать бум-бум-тачек поднимает его вверх, к небу, великолепным решительным жестом. Потом резко опускает его, смеясь и свистя. «Погнали!» И быстро, со страхом, убегает с их пути, бежит вприпрыжку, чтобы избежать этой бешеной автогонки. Машины заносит, кто-то оставляет кого-то позади. Fiat 500 набрасывается на Miera, таранит его, и вдруг рядом с ним оказывается Mini. Citroen едет быстро, обгоняет обе машины и догоняет Lupo, а потом ударяет его, разрывая радиатор. Fiat 500 едет и врезается в Miera, но отскакивает из-за защитных шин. Девчонки в обоих окнах кричат, визжат, изображают ужас, смешные, сошедшие с ума. Потом они его видят и кричат:
— Скорей, скорей, там Фабио на полной скорости!
Miera уже готова опрокинуться, но восстанавливает равновесие, тормозит, снова настигает Fiat, врезается в него. Заднее окно разлетается на куски. Всё продолжается в таком же духе, они настигают друг друга, бьют, тормозят, снова и снова, несутся как безумные. И – бум! – снова Fiat против Lupo. Miera – Mini. Mini – Fiat. Miera отскакивает от Citroen. Всё это время они крушат друг друга, сталкиваясь дверями с глухим стуком, разбивая стёкла и фары, взрываясь, отламывая бамперы, сминая капоты. Защитные шины то летят вверх, то возвращаются на место. И бум, бум, бум! Вскоре приходит конец. ББТ находит победителя. Mini и Miera дымятся, передние части обоих – всмятку; Fiat 500 согнут, левая полуось и колёса выгнуты наружу под углом, он выглядит как бык, который только что разорвал последнюю красную тряпку, колени согнуты, раздаётся громкое фырканье; у Miera спущены обе задние шины, двери вогнуты внутрь из-за многочисленных побоев; Lupo – единственный, что ещё может немного продвигаться. Он медленно едет к центру площадки. Вдруг, со звуком консервных банок, привязанных к автомобилю молодожёнов, у него падает номерной знак. Но сегодня никто не женился, и ни один хозяин не будет счастлив вернуть свою машину, увидев, в каком она состоянии.
— Ууууухууууу! Мы победили! — ребята взрываются от радости. — Я знал, знал! Lupo потерял вид, но не класс!
Героические водители один за другим выходят из машин, кто-то вылезает через разбитые окна, кто-то – из багажника, все снимают свои плавательные очки.
— Круто! Сколько там?
— Давай, сколько мы выиграли?
— Считай как следует, окей? Не ошибись!
Фабио берет деньги и быстро пересчитывает.
— Не могу поверить, шестьсот евро! Эй, Ники, приглашаю тебя на шикарный ужин, там и помиримся!
— Ты так и не понял? Сколько раз я должна повторить? Забудь об ужине! Мы больше не вместе!
— Как это? Но ты сказала…
— Ещё неделю назад я тебе вернула все твои подарки и всё тебе сказала, всеми возможными и невозможными способами, я не знаю, как ещё заставить тебя понять! Конец. Капут. Auf Wiedersehen. Всё кончено, разбито…
— Ладно, как пожелаешь. Эй, девчонки, мы с Ники расстались!
— Мы это уже знаем.
— То есть, теперь я доступен для всех! Скажите мне, и я угощу вас колой!
Фабио складывает деньги в карман, садится на скутер и уезжает на всей скорости. Ребята с мгновение смотрят, потом пожимают плечами и забывают обо всём, что только что услышали. Олли подходит к Ники.
— Ох, когда он ведёт себя так, он реальный…
— …Урод!
Дилетта тоже подходит.
— Он забрал все деньги, не разделил между всеми…
— Ага, Фабио такой…
— Да, но нормально же было бы разделить их хотя бы со своей командой, нет? — говорит Эрика.
Ники обнимает себя за плечи.
— Я ведь тебе уже сказала, что он идиот! У кого-нибудь есть закурить?
Олли достаёт пачку из сумки. Подходит Дилетта, Ники снимает с неё рубашку.
— Смотри, осторожнее! Ты вся в стекле!
— Представляю, если бы меня видела моя семья, что бы я им сказала? Что была на ББТ? — вставляет Олли.
Дилетта качает головой.
— Лучше всего сказать, что ты попала в аварию, только не на моей машине, ладно? А то если тебе не поверят, мне придётся сделать там пару вмятин. Я так и вижу, что ты идёшь к моему дому с молотком!
— Ага, я бы могла!
Все смеются.
— Так, кто подбросит меня домой? У меня завтра экзамен.
— Вот дерьмо. Что происходит, почему ночь заканчивается здесь? — вскрикивает Олли.
— Хорошо, только вот в «Аляске» так много мороженого…
— Чёрт, ты совсем свихнулась, да? Так и быть, мы пойдём туда.
— Но потом, на самом деле мы ведь едем по домам, так? — говорит Дилетта. — Потому что после того, что мы сделали, уверена, что в головах у всех такой беспорядок, надо отдохнуть.
— Хорошо, мама Дилетта! Как бы там ни было, у меня есть идея, — предлагает Олли, поднимая брови. — Я знаю об одной безумной вечеринке!
Ники бросает в неё рубашкой Дилетты.
— Так и быть, по мороженому – и домой!.. Идём!
— Пока, ребята, мы уходим!
И, смеясь, они уходят. Олли, Ники, Дилетта и Эрика, Волны, как они сами назвали себя на первом курсе старшей школы, когда начали дружить. Они красивые, весёлые, такие разные. И любят друг друга. Очень. Ники рассталась с Фабио, Олли меняет парней практически каждый день. Напротив, Эрика долгое время встречается только с Джорджио, Джо, как она его зовёт. Дилетта… Да, Дилетта всё ещё в поисках своего первого парня. Но она не теряет надежды: рано или поздно, она найдёт того единственного. Или хотя бы того, кому будет доверять. Да, Волны сильные, но прежде всего – они самые лучшие подруги. Но одна из них нарушит свою клятву.
— Эй, ребята, смотрите, кто пришёл, шеф! И он привёл своего адвоката! Эй, шеф, забудем этой ночью о работе, а? Это же вечеринка, так что здесь даже не начинай ни одного из своих обычных собраний! — всё это выпаливает Алессия, открывая дверь и смеясь. Она отходит, делает реверанс и впускает Алессандро и Пьетро в свой дом. Внутри уже толпа людей.
— Мы вас уже и не ждали. Я выиграла пари, вы видели?
Пьетро приближается, обхватывает своей рукой шею Алессандро и говорит ему тихим шёпотом:
— Ты это видел? Я всегда делаю, как лучше для тебя. Твоя команда должна верить в тебя, а если не будет, то какой ты тогда начальник, а?
Алессандро убирает от себя его руку.
И вдруг все начинают кричать: «Шеф! Шеф!».
— Есть что-нибудь выпить?
Алессия приносит ему наполненный бокал.
— Вот, это муффато, тебе оно нравится, правда, мой генерал?
Алессандро поднимет брови и грозно смотрит на неё.
— «Генерал» мне тоже не нравится. Ладно, давайте, веселитесь так, словно меня здесь нет, или, лучше сказать, нас.
Пьетро забирает у Алессандро бокал и делает огромный глоток.
— Эй! Как это нет? Но мы же здесь! Кстати, отличное вино, что это?
— Муффато.
— Принесёшь мне другой? — просит Алессандро Алессию, которая уже почти наполнила новый бокал.
— Почему ты пришёл не с Эленой?
Пьетро смотрит на него и делает вид, что тонет. Алессандро его толкает.
— Она не смогла. Работает.
Алессия округляет глаза.
— Ладно. Если захотите есть, закуски на том столе. Я пойду, нужно поставить охладить напитки. Чувствуйте себя как дома.
Алессия уходит, и её лёгкое платье показывает всю красоту фигуры.
Пьетро подходит к Алессандро.
— Ммм, муффато и впрямь неплохое… И твоя помощница тоже. Лицо не так важно, а вот её задница… У вас ничего с ней не было? Я думаю, она хочет тебя.
— Ты закончил?
— Только начал! Прости, но почему ты не сказал ей, что расстался с Эленой?
— Я с ней не расставался.
— Ладно, что она тебя бросила.
— Она меня не бросала.
— Тогда что случилось? Она исчезла?
— Она не исчезла. Она просто переживает один из её моментов.
— Каких ещё моментов? Это звучит ещё хуже, чем пауза для каких-то там размышлений. Один из её моментов. Вы были практически женаты, но она ушла из дома, забрала свои вещи, а ты продолжаешь настаивать, что она тебя не бросила? Переживает один из моментов?
Алессандро ничего не говорит и пьёт. Пьетро всё давит на него.
— Так что ты скажешь?
— Что было глупо делать ей предложение, а ещё большим идиотизмом было рассказывать об этом тебе, хуже – приходить сюда с тобой, ещё – позволить тебе работать на мою фирму, а самое худшее – оставаться твоим другом до сих пор…
— Окей, окей, раз уж ты такой, то и мне вовсе не весело. Я ухожу.
— Да ладно, не уходи.
— А кто уходит? Да здесь столько девочек! Я не такой идиот, как ты, который готов разрушить свою жизнь. Сегодня я обязательно кого-нибудь найду…
И Пьетро уходит, покачивая головой. Алессандро наливает себе ещё немного муффато, заходит в библиотеку, ставит бокал на стол и рассматривает книги Алессии. Они расставлены по высоте и цвету, здесь разные жанры. На диване, рядом со столом, кто-то смеётся, молодые люди, стоящие рядом, в полный голос обсуждают различные темы: кино, футбол, телевидение. Алессандро берёт книгу, открывает её, листает и останавливается. Пытается прочитать кое-что. «Кто влюбляется с первого взгляда, тот каждым взглядом предаёт». Это же слоган фильма «Близость»? Что за книгу я выбрал? Судьба тоже издевается. Когда ты с кем-то расстаёшься, кажется, что весь мир против тебя. Всё вокруг старается тебя ранить.
— Привет. — Алессандро оборачивается. Перед ним невысокий парень, немного лысоват и полноват, но симпатичный. — Ты меня не помнишь? — Алессандро сощуривает глаза, пытаясь обнаружить это лицо в своей памяти. — Ничего. Не помнишь. Эй, послушай мой голос…Должно быть, ты его слышал тысячи раз.
Алессандро смотрит на него, но не может понять, кто это.
— И?
— И – что? Ты ничего не сказал.
— Окей, ты прав. Ладно… Добрый день, департамент по… Да ладно, это же просто, ты всерьёз не помнишь? Ты узнаешь мой голос в толпе! Добрый день, это департамент по маркетингу… Я работаю с Эленой!
Опять. Это что, шутка? Вы все против меня?
— Однажды ты приходил забрать её. Я сижу справа от неё.
— Да, правда, теперь я вспомнил, — Алессандро старается быть вежливым.
— Нет, думаю, ты совсем не помнишь меня. Да всё равно. Я не местный, меня перевели, то есть, сейчас меня отправили в отпуск на пару дней. Завтра у меня собеседование, и я начну новую работу. Да, в вашей компании. А почему Элена не пришла?
Алессандро не может поверить. Снова.
— У неё работа.
— Ах да, может быть, она всегда работала допоздна.
— В смысле – может быть? Так и есть.
— Да-да, конечно, я сказал «может быть»… просто к слову…
Тишина. Алессандро пытается освободиться из этой неловкой ситуации.
— Возьму что-нибудь выпить.
— Хорошо, я буду здесь. Можно у тебя кое-что спросить?
Алессандро взволнованно вздыхает, стараясь, чтобы этого не заметили. Надеюсь только, что он не спросит снова о ней.
— Конечно, говори.
— Как по-твоему, почему люди никогда меня не запоминают?
— Не знаю.
— Не может быть, ты великий рекламщик, ты преуспел во многих кампаниях, ты всегда всё знаешь… Кстати… Я Андреа Сольдини.
— Очень приятно, Андреа. И я не всегда всё знаю, что бы ты ни думал.
— Да, но не мог бы ты мне всё-таки объяснить?
— Нет, не могу. Я делаю рекламу, благодаря которой можно заставить выделиться какой-либо продукт, но я не могу сделать рекламу тебе.
Андреа опускает взгляд, расстроенный. Алессандро понимает, что был невежлив, и пытается исправить это.
— Я хотел сказать, что на данный момент я не знаю, что сказать по этому поводу. Давай я выпью чего-нибудь и подумаю об этом, хорошо?
Андреа поднимает лицо и улыбается.
— Спасибо… правда, спасибо.
Алессандро вздыхает. По крайней мере, с этим я разобрался.
— Так, теперь я пойду выпить.
— Конечно. Хочешь, я тебе принесу?
— Нет, нет, спасибо.
Алессандро уходит. Смотрит, куда бы пойти. Представь себе, ты должен был прийти на вечеринку и познакомиться с этим типом. Ладно бы он ещё был нормальным. Но ему надо знать, почему он не привлекает внимание, почему его не запоминают. Говорит, что сидел справа от Элены. Но я даже не помню, где стоял этот стол. Одно из двух, Алекс: либо ты смотрел только на Элену, либо этот парень на самом деле тотально незаметный. Лишь бы только мне никогда не пришлось работать вместе с Андреа Сольдини! Алессандро вдруг веселит эта мысль, на его лице появляется единственная за всю ночь улыбка, он подходит к столу с закусками и что-то жуёт. Две очень красивые иностранки, стоящие рядом, улыбаются ему.
— Вкусно, правда? — говорит одна.
Алессандро улыбается второй раз за ночь.
— Да, очень вкусно.
Другая девушка тоже улыбается ему.
— Вкусно… здесь всё вкусно.
Алессандро снова улыбается. Третья улыбка.
— Да, вкусно.
Должно быть, русские. Потом он оборачивается. С дивана, совсем рядом, Пьетро смотрит на него. Он сидит рядом с длинноволосой брюнеткой, она наклоняется к нему и смеётся над тем, что он ей говорит. Пьетро подмигивает ему издалека, поднимает бокал как для тоста, и говорит одними губами: «Давай же!».
Алессандро поднимает руку, словно говоря «Переходи к делу!», потом наливает себе ещё бокал муффато, проверяет дорогу к террасе, чтобы не попасться Андреа Сольдини, оставив здесь три свои единственные улыбки. Он опирается локтями о перила и пьёт вино. Хорошо; прохладно, не слишком тепло для апреля. Он смотрит на проезжающие вдалеке, слева от Тибра, машины, медленные и бесшумные; отсюда, с маленькой террасы, они выглядят даже чистыми. И думая, что сейчас можно на всё забить, он мысленно переносится в Остию, он в волнах. Как в той сцене, которая всегда выходит в программе «Капля», где один тип ходит под водой, по самому дну. Или как в финале «Мартина Идена», когда он идёт ко дну, укушенный угрём, и хочет умереть, потому что понял, что женщина, которую он любит, полная дура. Дура. Дура. Тупая смерть ждёт нас и скучает. Если бы со мной такое случилось, я бы точно умер, в отличие от Джеймса Стюарта; и ещё меня бы тоже укусил угорь, а ещё мышь… Уверен, мой ангел-хранитель уже давно бросил меня.