Принципы продуктивного общения




Понятно, что футбольный тренер обязан общаться со своими игроками, как с группой или подгруппой игроков (например, звенья, тройки), так и индивидуально. Независимо от количества игроков, с которыми вы общаетесь в данный момент, принципы эффективного общения остаются неизменными.

Будьте тренером-энтузиастом

Поставьте себя перед командой как лидер-энтузиаст. Помните, что ваш энтузиазм

и любовь к футболу передаются вашим игрокам, прививая им радость игры.

Будьте позитивным тренером

Ведите интерактивное общение с вашими спортсменами в позитивной манере, Своим поведением устанавливайте пример для подражания. Бесконечная критика и окрики снизит уровень мотивации, а то и вообще отобьют у них охоту заниматься футболом. Поэтому не скупитесь на похвалу. Пусть почаще звучат из ваших уст слова одобрения и поддержки.

Будьте требовательны, но уважительны

Четко и ясно объясните игрокам, что от них требуется. В то же время, ваши ожидания должны строиться на их предыдущем опыте и способностях. Не ждите и не требуйте от них недостижимого.

Будьте последовательны во взаимоотношениях с игроками

Контакт со всеми игроками должен быть стабильным, взвешенным и последовательным, независимо от ситуации (до и после каждой тренировки, каждого матча). В противном случае игроки будут сбиты с толку, не понимая, чего от них хотят и что имеет в виду их тренер, давая свои наставления. В итоге, они потеряют уважение к вам.

 

Умейте слушать

Умение слушать - важный компонент эффективного контакта с игроками.

Всегда демонстрируйте готовность выслушать игроков, которые хотят поделиться своими

чувствами, заботами, соображениями.

Обеспечьте действенную обратную связь при определении и исправлении ошибок

Ваш устный контакт с игроками должен быть оптимистичным и информативным. Излагайте мысли ясно и лаконично. Исправляя ошибку, сначала скажите, что было сделано хорошо. Тогда спортсмен будет знать, какой компонент приема он выполняет правильно. И только после этого укажите, что следует сделать, чтобы исправить. ошибку. Всегда заканчивайте поправку на добром слове, посоветовав игроку затрачивать больше времени на отработку данного приема или навыка. Здесь важно отделять самомнение спортсмена как индивидуума от его способности выполнить тот или иной прием. Например, чувство собственного достоинства игрока не должно быть задето только из-за того, что он неправильно выполняет передачу.

Объясняйте вклад каждого игрока в успех команды

Все игроки - часть команды, и тренер должен демонстрировать свою веру в способности каждого игрока внести свой вклад в создание здоровой атмосферы в команде. Вы и ваши спортсмены должны ценить вклад друг друга. Тренеру следует всячески поощрять чувство товарищества, взаимной поддержки. Это - залог создания здорового, боеспособного коллектива.

Ко всем игрокам относитесь как к личностям

Важным качеством тренера является отзывчивость, умение показать игрокам, что вы искренне воспринимаете их как личностей. Старайтесь поговорить с каждым на каждой тренировке, на каждой игре. Приветствуя, обращайтесь к игрокам по имени.

Ведите досье на каждого и регулярно обсуждайте с ними вопросы, там содержащиеся. Можно предусмотреть в таком досье и варианты решений проблемам, возникающих у игрока.

Общайтесь с игроками также, как общаетесь со своими детьми

Случается, что тренеры, тренирующие собственных детей, возлагают на них слишком большие надежды. Если в группе тренируются ваши дети, помните, что вы не должны требовать от них больше, чем от других ребят.

Само собой разумеется, что в таких ситуациях необходимо избегать проявлений какого бы то ни было фаворитизма. Следует помнить, что раз вы относитесь к своим детям как к личностям, наравне с другими, то нельзя показывать никаких признаков предпочтительного отношения к ним.

Несловесное общение

Контакт с игроками может быть как словесным, так и несловесным. "Смотри, наш-то сегодня в хорошем настроении" или " Да он кипит, потому что попали". Как они узнают об этом? Как вы им об этом сообщили? Тренеры передают игрокам достаточно обширную информацию своими действиями, мимикой, жестами, телодвижениями, поведенческими манерами, интонациями голоса.

 

Как вы ведете себя перед игрой? Что вы делаете во время игры? Как вы ведете себя когда команда выигрывает/проигрывает? Как вы реагируете на ошибки игрока в тренировке/игре? Несловесное поведение тренера всегда должно совпадать со словесным. Ваши ученики должны постоянно видеть, что слово у вас не расходятся с делом во всем. Например, если вы требуете от игроков пунктуальности при явке на мероприятия команды, то и ваше поведение должно отражать это требование.

Все, что вы сообщаете игрокам несловесными средствами, имеет такое же серьезное значение, как и то, что вы сообщаете им голосом. Например, ваш игрок наносит сопернику удар ногой, но штраф за это не получает. Тренер, который устно не выразит порицания за это нарушение, показывает свое молчаливое согласие с неспортивным поведением спортсмена.

В качестве положительного примера несловесной коммуникации можно привести ситуацию, когда тренер приветствует хороший эпизод в исполнении игрока с помощью глаз, улыбки и хлопком по спине. В качестве негативного примера можно привести внешний вид разозленного тренера, стоящего широко расставив ноги, со сжатыми губами, сузившимися глазами, руки судорожно сцеплены, голова осуждающе покачивается из стороны в сторону. Главное - всегда помнить о тех сигналах, которые вы посылаете спортсменам своим поведением, как словесными, так и несловесными средствами.

Полезно также проследить за игроками, поскольку проявления их несловесного поведения могут привести к недоразумениям. Пример: игрок засмеялся в ходе ваших указаний. Над чем (кем)? над тренером, над только что высказанной им идеей, или же он непроизвольно вспомнил о смешном эпизоде в школе? То, как вы истолкуете такие действия игрока, определит вашу реакцию.

Часто бывает, что в процессе словесного и несловесного общения передается противоречивая информация. В таких случаях мы склонны верить несловесным проявлениям, прежде всего потому, что понимаем: они являются бессознательными, трудно контролируемыми, и, следовательно, говорят об истинных чувствах.

Контрольные вопросы и задания

Представьте себе игрока, который смеялся или хмурился (или вспомните имевший место факт) во время вашего обращения к команде. Перечислите различные реакции тренера в зависимости от того, как были истолкованы тренером его действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: