Риск-ориентированный подход к налоговому контролю.




Риск-ориентированный подход - это выборочная проверка подозрительных компаний или операций по признакам налогового риска. У налоговой службынет задачи мешать законному и прозрачному бизнесу. Им нужно выявлять нарушения.

Первоначально риск-ориентированный подход применили к налогоплательщикам, возмещающим из бюджета НДС. Принцип очень простой. В управлении камерального контроля ФНС России определили показатели, по которым поделили всех налогоплательщиков на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@). Всего таких показателей 84. Их актуализация идет постоянно.

Сама система управления рисками ФНС России закрыта как для компаний, так и для территориальных налоговых инспекций. Минусы секретности: правила односторонние, и компании не знают, что требуют контролеры. Плюсы тоже понятны: систему сложнее обмануть, создав видимость соответствия заранее известным показателям.

    Комментарии
  Выбор контрагентов при риск-ориентированном подходе. Чтобы компании оценивали своих контрагентов с учетом критериев налоговой службы, контролеры на сайте nalog.ru публикуют то, что не запрещает им ст.102НК РФ: сведения об уплаченных налогах, о нарушениях, среднесписочная численность и т.п. § Создано множество специальных сервисов: «проверь себя и контрагента», «проверка счета-фактуры», база заявлений о ввозе товаров. Готовится сервис «прозрачный бизнес». § В планах у налоговиков создать внешний, общедоступный контур риск-системы. В личных кабинетах поместят информацию о критериях оценки каждого налогоплательщика, но только ту, которая касается каждого конкретного налогоплательщика. Инспекторы пояснят, что считают «плохим», а что «хорошим». § Чтобы не было проблем, компании обязаны учитывать мнение налоговой инспекции. В идеале понимание должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды должно совпадать. Поэтому информацию контролеров о контрагентах компании должны рассматривать как концептуальные требования. В каждом конкретном случае определяя порядок применения концепции на практике.
  Контроль транзакций по принципам риск-ориентированного подхода. Налоговые инспекторы применяют риск анализ не только по отношению к субъектам (компаниям), но и к транзакциям, то есть к объектам контроля. § Самый плотный контроль операций налажен на камеральной проверке декларации НДС. Автоматическая проверка декларации НДС проходит 2 этапа. I. В первую очередь система АСК НДС-2 проверяет контрольные соотношения строк декларации. Эти соотношения выложены на сайте и реализованы в бухгалтерских системах сдачи отчетности. Но до сих пор случаются арифметические ошибки, которые в 99% случаях связаны с невнимательным или неправильным заполнением декларации. II. На втором этапе камеральной проверки декларации НДС автоматика сопоставляет данные покупателя и продавца. Здесь количество ошибок на порядок больше. Но основные ошибки неизменны: ü неверный ИНН контрагента (или его отсутствие); ü неправильный номер и дата счетов-фактур; ü неверный код вида операций. § Попадаются ошибки и со злым умыслом. Когда автоматика АСК НДС-2 выявляет расхождения (любого характера), она тут же отправляет требование о представлении пояснений без участия инспектора. Это и хорошо и плохо. Человек сразу мог бы сообразить, где техническая опечатка, а где злой умысел. Но зато машина беспристрастна, и с одинаковым усердием отработает как опечатку, так и схему уклонения от уплаты налогов.
  Контроль кодов видов операций в декларации НДС. § Коды видов операцийопределяют алгоритм автоматической проверки. Налогоплательщики часто относятся к кодам небрежно и делают в них ошибки. Присваивают операциям коды, которых быть не может. Машина не понимает этого и запускает проверку по ложному пути. Требуется вмешательство эксперта, чтоб внести ясность. В результате коды из инструмента контроля превращаются в помеху. § Теперь инспекторы в формат налоговой декларации НДС зашили только допустимые коды. Коды, которые заведомо не применимы к операциям, машина не пропустит. Эти ограничения реализованы всеми операторами систем электронного документооборота. § Налоговикамибыла проведена долгая разъяснительная работа, подготовлена методичка с примерами использования кодов видов операций, которую довели до территориальных инспекций письмом ФНС России от 20 сентября 2016 г. № СД-4-3/17657,выложив ее на сайте ФНС России в разделе «НДС 2016» подраздел «Информационные письма для налогоплательщиков».
  Выявление схем уклонения от уплаты налогов. Налоговикам приходится менять не только привычки налогоплательщиков, но и психологию собственных инспекторов. ФНС направляла инспекторам свои рекомендации в письме от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@. § Инспекторам запрещено теперь доначислять налоги или отказывать в вычете НДС только потому, что один из контрагентов цепочки не заплатил налоги. За однодневки во втором или последующих звеньях цепочки компания отвечать не должна. § По новым требованиям инспекторы сначала должны проверить взаимозависимость или согласованность действий. Если взаимозависимости нет, нужно доказать, что компания неосмотрительно выбрала контрагента, и операций с ним фактически не было. Такой подход Президиум Верховного суда озвучил в п. 31 Обзора судебной практики № 1 от 16.02.17. § От инспекторов требуется не перегибать палку и действовать в рамках сложившейся арбитражной практики. Территориальные инспекции должны тщательнее собирать доказательства недобросовестности компании при выборе контрагента. Раньше налоговики позволяли себе обвинить компанию в необоснованной налоговой выгоде, если документы контрагента подпишет неустановленное лицо. ФНС запретила инспекциям опираться лишь на это доказательство. Ведь большинство судей снимают доначисления, если налоговики не оспаривали реальность операций (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.17 № Ф09-11383/2016). Кто хоть раз подавал НДС к возмещению, тот прекрасно понимает, как сложно будет налоговикам отказаться от формального подхода. Инспекторы требуют у Вас как можно больше дополнительных документов лишь для того, чтоб показать, что они сделали все что могли. Руководство налоговой службы признает, что 98% этих документов бесполезны. Это психология, которую руководство ФНС будет менять.
  Развитие системы налогового контроля. § Система контроля будет развиваться в сторону углубления и расширения риск-ориентированного подхода. Его принципы неизбежно будут охватывать все большее количество операций и ситуаций. Уже сегодня есть не только технологии сплошного онлайн-контроля операций, но и конкретные технические средства. Имея данные таможни, банковские данные о безналичных расчетах, информацию с онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций, ФНС в состоянии полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Нужно лишь организовать применение этих технических возможностей на практике. Поэтому среднесрочное развитие системы пойдет по следующим направлениям: ü Объединение товарного и безналичного денежного потока. ü Интеграция с онлайн-ККТ. ü Анализ связей и определение бизнес-периметра компаний. ü Автоматизация процесса налогового контроля. § Как только контролеры решат эти задачи о консолидации баз данных и автоматизации алгоритмов контроля, перед ними неизбежно возникнут новые глобальные цели. Так, если базы будут консолидированы, и налажена их автоматическая обработка, то очевидно, что в не таком уж далеком будущем налоговики смогут формировать декларации без участия налогоплательщиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: