Геологическое изучение Донецкого края.




Рождение Донбасса как промышленного региона во

Второй половине ХІХ века

Геологическое изучение Донецкого края.

1.Зарождение промышленности.

2.Строительство железных дорог.

3.Вклад иностранцев в развитие Донбасса.

4.…там, за рекой полноводной,

Где пригнулись к земле ковыли,

Тянет гарью горючей, свободной,

Слышны гуды в далёкой дали...

Нет, не вьются там по ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки…

Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки.

Александр Блок «Новая Америка»

На этом уроке вы научитесь:

1) рассказывать о событиях, связанных с освоением богатств края, его геологическим изучением;

2) характеризовать отрасли промышленности, активно развивающиеся в Донбассе во второй половине 19 века;

3) определять влияние строительства железных дорог на экономическое развитие региона;

4) давать оценку деятельности людей, внесших вклад в развитие промышленности региона;

5) работать с разнообразными источниками информации – фотографиями, легендами, картами;

Рассмотрите фотографии Юзовки конца ХІХ века. Какие изменения произошли в пейзаже края по сравнению с периодом Дикого поля?

Геологическое изучение Донецкого края 1.

В чем состояло значение добычи угля для развития промышленности Российской империи и Донецкого края?

 

 

Еще при Петре І в Российской империи (на Урале и в Воронежской губернии) один за другим появляются железоплавильные и сталелитейные заводы, для бесперебойной работы которых требовалось большое количество топлива. Запасы древесины уже не могли удовлетворить потребностей бурно развивающей промышленность, и еще с петровский времен начинается процесс изучения и исследования запасов каменного угля.

Одним из первых регионов страны, но который обратил внимание царь, был Донецкий бассейн. В 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода, Петр І познакомился со здешним каменным углем. История хранит крылатую фразу, якобы произнесенную им во время отдыха на берегу реки Кальмиуса, когда правителю страны показали кусок черного, хорошо горящего минерала: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет».

Для изучения «горючего минерала» в 1700 году Петр І основывает приказ рудокопных дел, при котором создается специальная казенная команда рудознатцев (геологов-самоучек), в задачу которых входит обследование донецких степей и районов вдоль течения Донца.

В конце 1721 года одной из экспедицией во главе с рудознатцем Григорием Капустиным открыто месторождение ископаемого угля на реке Кундрючьей, в Восточной части современного Донбасса. Это открытие положило начало работам по разведке каменного угля в нашей местности.

Это интересно:

Когда-то территорию нашего края покрывали тропические леса, которые затем были поглощены морем. В результате тления, продолжавшегося тысячелетия, эта пышная растительность превратилась в торф, каменный уголь, образовав Донецкий угольный бассейн.

Работы по исследованию месторождений «горючего камня» продолжили Семен Чирков, Никита Вепрейский, Евграф Ковалевский, Алексей Гурьев, внеся значительный вклад в изучение и исследование недр края.

Это интересно:

* Каменный уголь дает тепла в три раза больше, чем самые хорошие дрова.

* Горючий камень – ископаемый каменный уголь – был известен еще в античности. Его примитивная добыча велась в древних Китае и Греции, где он использовался как топливо.

Древнеримские виллы отапливались углем, добытым на месторождениях в Италии и Греции.

* В 315 г. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст назвал уголь «горящим камнем» – «антраксом»

(откуда и название «антрацит»).

* Активное использование угля началось менее 270 лет назад. При нынешних темпах добычи разведанных запасов угля хватит примерно на 500 лет.

* Обычно уголь залегает под землей, но иногда он выходит на поверхность, а дождевые и снеговые воды открывают все новые и новые пласты.

Многочисленные геологические экспедиции и разведки начала 19 века дали возможность уточнить запасы полезных ископаемых, чтобы приступить к их промышленному освоению. Так, три геологические экспедиции, организованные горным инженером Евграфом Ковалевским в 1827 г. подтвердили предположения о больших горных образованиях края, названного Е.Ковалевским по названию речки Северский Донец «Донецким кряжем». С легкой руки исследователя этот термин навсегда вошел в нашу историю.

Двумя годами позже (1829 г.) в статье, опубликованной в «Горном журнале»

Е.Ковалевский впервые поместил карту, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Это была первая геологическая карта Донбасса.

В статье инженер впервые употребил и название «Донбасс», окрестив этим термином территории в зоне Северского Донца и Донецкого кряжа.

Несколько угольных пластов в районе Старобешево обнаруживает в 1827гг. экспедиция горного инженера А. Оливьери. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, активно изучают недра края и другие экспедиции.

Собранные ими материалы стали основой для зарождения и развития угольной промышленности Донбасса во второй половине ХІХ века.

- В чем состоит заслуга Е.Ковалевского в изучении нашего края? Какие термины были вошли в наш обиход, благодаря ему?

- Какие экспедиции и когда были организованы для исследования недр Донбасса?

Каковы были результаты этих экспедиций?

– – –

Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп. до 1 руб. в месяц и выплачивалась нерегулярно. На каждом шагу горняков подстерегали пожары, обвалы, приводившие к человеческим жертвам.

Но, невзирая на это, количество шахт росло, а вместе с ними увеличивалось количество добытого угля. В середине ХІХ века в Донбассе добывали до 6 млн.

пудов угля в год, в 1870 году - 15,6 млн. пудов, а в 1900 году – 672 млн. пудов, что составляло более 90% общероссийской добычи. Угольная промышленность становилась главной отраслью промышленности Донбасса.

Это интересно:

Уголь, превращённый в электроэнергию, приводит в действие машины, движет поезда, обеспечивает работу радио, телефона, освещает дома, улицы. При обжиге угля на кокс получают в качестве побочных продуктов светильный газ (метан), аммиачные воды и каменноугольную смолу. Метан используют в промышленности и в быту. Из аммиачных вод получают аммиак и нашатырный спирт.

– – –

4. Вклад иностранцев в развитие Донбасса Какой вклад в развитие Донбасса был внесен иностранцами?

Большую роль в развитии и промышленном освоении Донбасса сыграл иностранный капитал. Природные богатства, дешевая рабочая сила, привлекали сюда предпринимателей из Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии.

Политика России делала выгодным для них ввоз денег в страну и выгодное размещение в одно из предприятий, которые российское правительство обеспечивало государственными заказами.

Из двенадцати металлургических заводов в крае, одиннадцать было основано на средства иностранных предпринимателей, и лишь один работал полностью на русских капиталах. Иностранные акционерные общества добывали до 70% угля в Донбассе, а иностранные капиталы вкладывались в разные отрасли промышленности.

Семь учредителей Новороссийского Общества, построившего металлургический завод в Юзовке, были иностранцами: братья Брассей и Гуч; барон Вайзман; инженеры Виль-Ворт и Огильви, а его правлении из 6 человек только один был русским.

Только из большой английской семьи Джона Юза участие в управлении заводом и угольных рудников принимали четыре сына: Джон (коммерческий директор Новороссийского Общества), Артур (был директором завода), Айвор (заведовал на заводе сталеплавильным отделом) и Альберт.

Семья Джона Юза (1889 год) В конце ХІХ века Донбасс иногда называли «десятой бельгийской провинцией». Эта европейская страна сделала огромный вклад в развитие нашего края. Горнодобывающая промышленность, металлургия, производство стекла, строительная индустрия, газ, вода, электричество, трамваи — вот неполный перечень сфер интересов бельгийских предпринимателей. Они инвестировали (вкладывали) в эти отрасли Донбасса ежегодно более 150 миллионов франков ежегодно.

 

 

Одна из бельгийских компаний, созданная в 1897 году, обосновалась в Дружковке. Она купила у купцов Никанора и Ивана Борисовских сахарорафинадный завод и в 1898 году открыла на его базе Торецкий сталелитейный и механический завод, который стал выпускать оборудование для железных дорог.

С 1893 года, успешно работал металлургический завод Донецкого общества, основанный французами (сейчас Дружковский машиностроительный завод). Французские капиталы вкладывались преимущественно в угольную и металлургическую промышленность, металлообработку и машиностроение.

Открытка начала ХХ века с видом Дружковского металлургического завода Донецкого общества Излюбленными сферами немецких предпринимателей была электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленности, торговля.

В 1889 году немецкий предприниматель Эдуард Теодор Боссе организовал к югу от завода Юза предприятие, которое должно было обеспечить машинами и оборудованием развивавшуюся угледобычу. В дело с ним вошел еще один немец – Рудольф Геннефельд. Завод так и назывался – «Машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда» (ныне АО «Донецкгормаш»).

Взяв в долгосрочную аренду часть земли помещиков Рутченко, партнеры стали производить разное оборудование для подземных работ: паровые и углеподъёмные машины, лебедки, котлы, паровые и ручные насосы, вентиляторы, клети, вагонетки, буровые инструменты.

Завод неуклонно развивался, строились цеха, устанавливалось новое оборудование, внедрялись новые технологии.

Однако привлечение иностранных капиталов имело и отрицательные Эдуард Боссе последствия: находясь под покровительством правительства, иностранные капиталисты модернизировали и расширяли заводы и шахты лишь в объеме, необходимом для поддержания конкурентоспособности. Штат администрации они предпочитали набирать главным образом из иностранцев. В 1913 году из 250 инженеров, работавших на металлургических заводах Донбасса, 81 был иностранцем, из 259 служащих со средним техническим образованием — 108.

К тому же большая часть денег, получены от работы предприятий, вывозилась за границу, а не шли на развитие промышленности края.

- Чем привлекал иностранных предпринимателей Донбасс?

- Приведите примеры вклада иностранцев в развитие края.

- Объединившись в пары, определите положительные (1-й партнер) и отрицательные (2-й партнер) черты влияния иностранцев на наш регион.

Тесты и задания для самоконтроля

1. Геологическая экспедиция под руководством Е.Ковалевского была организована:

а) в 1827 г., б) в 1837 г., в) в 1839 г., г) в 1842 г.

2. Названия «Донецкий кряж» и «Донецкий бассейн» предложил:

а) Д.Менделеев, б) А.Горлов, в) М.Курако, г) Е.Ковалевский.

3. Первая в Донбассе Курско-Харьковско-Азовской железной дороги была открыта:

а) 5 января 1870 г.; б) 11 февраля 1875 года; в) 17 мая 1881 года; г) 24 декабря 1899 года.

4. Уголь Донбасса с железной рудой Кривого Рога связала железная дорога:

а) Курско-Харьковско-Азовская, б) Екатерининская, в) Донецкая, г)Одеса – Балта;

5. Запуск первой доменной печи в крае датирован:

а) 1869 годом; б) 1871 годом; в) 1883 годом; г) 1898 годом.

6. Соотнесите исторические личности и их заслугами:

1. Дж. Юз А. Первооткрыватель угля на Донбассе

2. С. Поляков Б. Составитель первой топографической карты края

3. Г.Капустин В. Строитель Курско-Харьковско-Азовской железной дороги

4. Е. Ковалевский Г. Директор-распорядитель юзовского металлургического завода

7. Дополните предложения:

Первыми примитивными орудиями шахтерского труда были кайло и …………… Первую геологическую карту Донбасса составил ……………… Первый в России завод по изготовлению ртути был построен в 1885 году вблизи……………… Разрешение на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги получил промышленник …………

8. Выберите из перечисленных исторических личностей тех, кто не имеет отношения к промышленному освоению края в ХІХ веке:

а) Самуил Поляков; б) Георгий Береговой; в) Савва Мамонтов; г) Евграф Ковалевский;

д) Иосиф Кобзон; е) Эдуард Боссе; ж) Сергей Бубка; з) Алексей Гурьев, и) Джон Юз;

к) Никита Хрущов

9. Подберите 3-4 аргумента, подтверждающих, что иностранцы с удовольствием вкладывали деньги в промышленность Донбасса?

10. Используя материал параграфа, текст документа и дополнительные источники, дайте оценку условий труда и жизни рабочих на металлургических заводах.

Из правил работы рабочих на заводе Новороссийского общества. 1886г.

«Рабочий не имеет права оставлять завод до истечения условленного времени, а директор может уволить рабочего за неисправность и дурное поведение до истечения срока.

За опоздание, то есть неявку в 5 с половиной часов (хотя работы должны начинаться ровно в 6 часов) вычет из жалованья: за 5 минут – 5 коп., за 10 минут – 10 коп., за 15 минут – 15 коп., свыше 15 минут – дневная плата, за прогул целого дня – трехдневная плата.

За недобросовестное поведение, ослушание и грубость против начальства штраф 3 рубля и увольнение…»

Вопросы к документу

1. Найдите в документе положения, который нарушают права работающих.

2. Справедливой ли была система штрафов?

Это нужно запомнить 1829 г. – создание Е.Ковалевским первой геологической карты Донбасса.

1868 г.– начало строительства железных дорог в Донбассе 1869 г. – начало строительства Джоном Юзом металлургического завода год основания города Юзовки (Донецка) 1870 г. – открыта первая в крае Курско-Харьковско-Азовская железная дорога Рекомендуем почитать Костыря И. Дума о Донбассе. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – 480 с.

Лисянский А.С. Конец Дикого поля. – Донецк: Донбасс, 1973. – 131 с.

Юз и Юзовка / Гайдук В.А., Ляшенко В.Г., Мозговой В.И., Навка И.П.- Донецк:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: