Глубинное интервью: сущность, особенности применения.




Тема: Качественные методы сбора информации

1. Различие между количественными и качественными методами сбора информации

2. Глубинные интервью

3. Проекционные методики

4. Метод фокус-группы

Различие между количественными и качественными методами сбора информации

Количественное исследование - отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Преимущественно они бывают описательными. Обработка информации осуществляется с помощью упорядоченных процедур, методами математической статистики. К выборке предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. Это процесс доказательства и подтверждения. Связано с объективным, количественно измеряемым поведением и установками людей.

Аспекты применения

Количественное исследование позволяет зафиксировать уже сложившиеся в массовом сознании стереотипы, сформировавшееся мнение.

Задачи количественного исследования:

· оценить уровень известности фирмы, марки

· дать описание процесса (ситуации на рынке, состояния спроса, потребительского поведения)

· провести процедуру сегментирования потребителей

· установить долю рынка производителя

· установить частоту и характер потребления продукта

Качественно исследование - отвечает на вопрос «как» и «почему». Предназначено для получения с помощью специальных техник глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, их отношении к чему-либо, дают представление об образе мыслей. Требования к выборке не такие жесткие. Это процесс открытия. Связано с эмоциональным аспектом ответов респондентов.

Аспекты применения

Позволяет зафиксировать еще не сложившиеся в массовом сознании стереотипы, получить информацию в момент ее зарождения в сознании отдельных потребителей, которая может стать впоследствии массовой.

Задачи качественного исследования:

· разработка нового продукта

· исследования бренда

· оценка эффективности рекламной кампании

· разработка рекламного продукта

· изучение представлений целевых групп о продукте

· изучение незнакомого для потребителя продукта

· изучения незнакомого типа поведения.

 

Сопоставление количественных и качественных методов исследования

Основание сравнения Количественные Качественные
Цель применения Дать объявление причин изучаемого Понять изучаемое явление
Исследовательские задачи Измерить параметры явления Установить взаимосвязи между отдельными параметрами Выявить общую картину явления Концептуализировать и интерпретировать явление, изучить мотив
Позиция исследователя Сторонний наблюдатель Сочувствующий участник
В центре внимания исследователя Объективные факторы Общие соц. процессы Субъективные факторы Особенные, частные
Гипотезы формулируются До начала сбора данных По мере овладения данными
Исследовательские интересы Разрабатываются до полевого этапа. Формализованы, стандартизированы Разрабатывается до и во время полевого этапа. Неформализованы, нестандартизированы
Единицы анализа Факты, события, высказывания, акты поведения Субъективные значения фактов для индивида
Представление данных Статистическое распределение, индексы, шкалы Высказывания, стенограммы, интеллектуальный продукт

Различия между количественным и качественным исследованиями

Качественное

· Обеспечивает глубину.

· Отвечает на вопрос «Почему»

· Изучает мотивацию

· Субъективно

· Генерирует новые идеи

· Разведывательное

· Позволяет понять поведение

· Интерпретирует

Количественное

· Измеряет количество

· Отвечает на вопрос «Кто»

· Изучает действие

· Объективно

· Обеспечивает подтверждение

· Описательное

· Измеряет количество действий

· Описывает

 

Качественные методы:

· Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

· Фокус-группа - метод, применяемый при проведении качественных маркетинговых исследований, в основе которого лежит специальная форма глубинного интервью, проводимого в группе. В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством опытного ведущего (модератора), имеющего специальное психологическое образование.

· Глубинное интервью— слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

· Анализ протокола- заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

Количественные методы:

· Опрос (личный, телефонный, почтовый, панельный, экспертный, on-line) — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

· Retail-audit (ретейл-аудит) – это группа методов маркетинговых исследований. Эти методы представляют собой мониторинг различных параметров товаров (ассортимент, цена, представленность, объемы продаж, наличие рекламных материалов и проч.) представленных в торговых точках.

Mix-методики (количественно-качественные)

· Hall-тест- маркетинговое исследование, разновидность личного интервью, применяемое как метод исследования качественных свойств предмета.

Холл-тест основан на анкетировании респондентов с целью уточнения восприятия атрибутов и потребительских свойств товара, рекламного сообщения, упаковки, названия, услуги или торговой марки целевой аудиторией. Особенностью холл-теста является явный и непосредственный контакт части целевой аудитории (респондентов) с тестируемым предметом.

· Home-тест- используется для оценки качественных потребительских свойств товара. Главное отличие хоум-теста (home-test) от большого количества иных исследований заключается в том, что тестирование продукта происходит дома - в обычных условиях пользования продуктом.

· Mystery shopping (Тайный покупатель) — метод исследования, который применяется как в рамках маркетингового исследования, направленного на оценку потребительского опыта, полученного клиентом в процессе приобретения товара или услуги, так и с целью решения организационных задач, например, измерения уровня соблюдения стандартов обслуживания клиентов сотрудниками в организации и другие.

Глубинное интервью: сущность, особенности применения.

Метод глубинного интервью представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. Глубинное интервью проводится с одним респондентом (реже с двумя, но это уже несколько другая методика). Информация, полученная при проведении глубинного интервью, может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. Глубинное интервью предполагает развернутые ответы на открытые вопросы ("Почему?", "Зачем?", "Каким образом?" и т.д). Длительность глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов. Как правило, опрашивают не очень большое количество респондентов (до 30 человек). Респондент за участие в длительной беседе получает ценный подарок. По той причине, что глубинное интервью проводится без составленного заранее вопросника, без определённого плана беседы, а лишь с выбором тематики и примерной направленности интервью, возрастает роль интервьюера. Поэтому проведение глубинных интервью мы доверяем самым профессиональным, опытным, проверенным временем интервьюерам, которые являются сведущими в той теме, по которой происходит интервью. Глубинные интервью основаны на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям на определенную тему, о которой при присутствии других людей он не захотел бы говорить. Одна из важнейших целей глубинного интервью – уловить помимо рационально организованной информации (например, сведения экспертов в определённой области) непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения. Анализ данных проходит сходным с методом фокус-групп образом. То есть на первых ролях выступает содержательный анализ, интент-анализ, а также анализ поведения респондента. Количественной обработке информация не подвергается, так как главная её ценность в уникальности. Для исследования поведенческих, невербальных особенностей респондента используется также видео-запись. В том случае, если последнее невозможно, то опытный интервьюер присутствует при составлении отчёта и делится своими впечатлениями относительно поведения опрашиваемого, в том числе эмоциональным тоном беседы, темпом, ритмом, позами и жестами респондентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: