Задание № 9. Прочитайте нижеприведённые фрагменты учебно-научных текстов и ответьте на следующий за ними вопрос.




Фрагмент 16. Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации. Исторические судьбы: Учебное пособие. М., 2001.

На Апеннинском полуострове, издавна получившем название Италии, особенно выделялась небольшая область в нижнем течении реки Тибр, плодородная, с удобными для посевов и выгонов низменностями, с несколькими озерами, с горами и холмами, привлекательными для создания укрепленных поселений. Это - древний Лациум, который Санчурский Н.В. назвал колыбелью латинского мира и латинской культуры, первоначальным театром «целого ряда крупных исторических событий, совокупность которых носит - по главному центру - имя Римской истории». С давних пор были широко распространены предания, связывавшие италийское прошлое с греческой легендой о троянце Энее, прибывшем в Италию.

Согласно античной традиции, город Рим был основан на левом берегу Тибра, в 25 км от его впадения в Тирренское море, в 753 г. до н.э. и расположен на 7 холмах (Палатин, Эсквилин, Целий, Виминал, Квиринал, Капитолий, Авентин), а также включал в себя часть холма Яникула на правом берегу Тибра. Археологические раскопки ХХ в. обнаружили на Палатинском холме остатки бедного поселения VIII в. до н.э., подтвердив справедливость основного зерна древнего предания.

Традиционно исследователи делят историю Древнего Рима на 3 периода:

1) период царей (753-510 гг. до н.э.);

2) период республики (510-31 гг. до н.э.);

3) период империи (31 г. до н.э. -476 г.).

Литературные источники содержат довольно подробное, но мало достоверное изложение римской истории в ее первый, «царский период». Традиция рассказывает о семи римских царях. В основе римского предания лежит известная легенда о Ромуле и Реме, братьях-близнецах, сыновьях весталки Реи Сильвии и бога Марса, вскормленных волчицей, воспитанных пастухом Фаустулом, основавших Рим на Палатинском холме. В братской распре Рем погиб, а Ромул стал первым царем и эпонимом общины Рим. Ромулу приписывают и военно-политическую организацию римской общины. Как гласит легенда, вскоре после основания города римляне хитростью заманили соседей сабинян и во время праздника похитили их дочерей, что привело к войне между племенами, но враждующих примирили сабинянки. После этого Римская и Сабинская общины слились в одну, и Ромул правил вместе с царем сабинян Титом Тацием (до смерти последнего). Преемниками Ромула считаются Нума Помпилий, Тулл Гостилий и Анк Марций (цари-организаторы культа, экономического быта, расширившие территорию Рима; в частности, с именем Тулла Гостилия связывают завоевание соседней могучей и древней общины Альбы-Лонги, управляемой потомками Энея). Остальные три царя, по легенде, этрусского происхождения - Тарквиний Древний, Сервий Тулий и Тарквиний Гордый.

Древнейшее население Рима жило родами (их было 300), управляемыми старейшинами. Род первоначально - сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю и почитанием предков. Оскорбление одного члена рода считалось нанесенным всему роду; за убийство члена рода ответственность нес не только убийца, но и весь его род. Член рода носил родовое имя, часто производное от священного для данного рода животного (собаки, свиньи, быка и др.) или растения. Во главе всей общины стоял царь (по латыни - «рекс»), являвшийся полководцем, судьей и жрецом. Данные говорят, что царь избирался, и его власть была ограничена. Все основные вопросы решал совет старейшин родов - Сенат (от слова «сенекс» - старец, старейшина). Внешними отличиями царя были пурпурная мантия, трон и переносной стул, золотая диадема, скипетр из слоновой кости с орлом.

В результате завоеваний Рим постепенно расширял свою территорию. Присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили название плебеев (от «плебс» - народ), а потомки старых римских родов превратились в аристократическую часть общества и стали называться патрициями. Отдельные люди добивались «принятия» их в род (путем усыновления каким-либо патрицием, женитьбой). Они получали родовое имя, пользовались защитой рода, были обязаны участвовать в военных походах патрициев, но не обладали одинаковыми правами с членами рода (при переделах земли получали меньшие участки и т.д.). Этих неполноправных членов родов называли «клиентами».

Развитие римской общины вело к разложению рода. По мере ослабления родовых связей усиливалась римская семья. Во главе «фамилии» стоял отец семейства, власть которого над личностями жены и детей была неограниченной (он имел над ними право жизни и смерти).

В царский период возникло и рабство, носившее патриархальный характер (рабы были как бы низшими членами семьи, их положение немногим отличалось от положения домочадцев). Рабов было сравнительно мало, главным источником рабства были войны. Но появление рабства вело к расслоению римлян на богатых и бедных, к дальнейшему разложению родовых порядков.

7.2. Древний Рим: от Республики к Империи.

В 510 г. до н.э. патриции изгнали этрусского (последнего) царя Тарквиния Гордого (традиция рисует его тираном, жестоко расправлявшимся со своими подданными). Начинается второй период римской истории - период республики, длившийся около пяти столетий.

Основными органами власти являлись народные собрания – комиции. Именно на народных собраниях происходили выборы должностных лиц и только комиции решали, принять или не принять какой-либо новый закон, т.е. обладали законодательной функцией. Однако самостоятельной законодательной инициативой комиции не обладали. Предложения и проекты законов вносились должностными лицами (магистратами), а потом обязательно должны были получить одобрение Сената.

Не прекративший своего существования после изгнаний царей Сенат представлял собой высший контролирующий и распорядительный орган. Он одобрял постановления комиций и избранных в народных собраниях должностных лиц, руководил внешней политикой, ведал финансами, наблюдал за военными делами и вопросами религии, выполнял судебные функции по делам особой важности (преднамеренные убийства, заговоры, измены и т.д.).

Как уже говорилось выше, важной часть римской политической системы были должности римской исполнительной власти - магистратуры. Римские магистратуры были выборными, коллегиальными (равная власть нескольких лиц), краткосрочными (обычно – 1 год), безвозмездными. Занятие государственных должностей считалось делом почётным и несовместимым с получением денег. Более того, исполнение должностей предполагало траты магистратом собственных средств на нужды гражданского коллектива.

Высшими магистратами в Римской Республике были избираемые ежегодно на комициях два консула. Они обладали высшей военной (набирали войска, командовали ими) и гражданской властью (созывали сенат, народное собрание, руководили выборами). В руках преторов было судопроизводство и позже - управление провинциями. Раз в 5 лет на комициях избирались два цензора для проведения переписи граждан – ценза. В ходе переписи пределялось имущественное положение всех граждан, осуществлялся контроль за чистотой нравов.

Помимо ординарных (ежегодных выборных) магистратур могли быть также экстраординарные. В ситуациях кризисных, требовавших сосредоточения власти и принятия немедленных решений, мог назначаться диктатор. Сенат приказывал консулам назначить диктатора (и обычно предлагал подходящую кандидатуру), и последний мог в любой сфере действовать как высшее должностное лицо. Но срок диктатуры был строго ограничен 6-месячным периодом, и деятельность диктатора была правовым образом регламентирована. Много диктаторов избиралось в тяжёлых военных ситуациях (когда нужен был один талантливый полководец во главе войска), не меньше – в момент внутриполитических кризисов для восстановления гражданского мира.

Территория римской республики в начальный период ее существования была меньше 1 тыс. кв. км. Первые века республики - время упорной борьбы плебеев за уравнивание их в политических правах с патрициями (связано с их стремлением приобрести равные права на общественную землю). Плебеи участвовали в войнах Рима, но захваченные земли делились между патрициями и их клиентами. Многие из плебеев попадали в кабалу за долги. Должников даже могли убить, если они были стары, и их работа не окупала содержания; если плебей был должен многим лицам, его могли рассечь на куски.

Постепенно у плебеев появляются свои народные собрания, на которых они избирали военачальников - трибунов. В борьбе с патрициями плебеи использовали такое средство воздействия, как «сецессия» (отделение, уход). Так, в 494 г. до н.э. плебеи покинули Рим и заявили о своем намерении основать новую общину на Священной горе (около часа пути от Рима). Без них патриции не смогли бы справиться с воинственными соседями, да и создание плебейского государства под самыми стенами Рима было опасно для патрицианской общины. Легенда гласит, что патриции послали на Священную гору делегацию для переговоров. Они якобы рассказали плебеям притчу о восстании рук, которые не захотели работать на желудок и погибли вместе с ним. Выслушав ее, плебеи вернулись в Рим. В действительности плебеи вернулись после того, как их трибунам были предоставлены особые права. Народные трибуны стали считаться священными и неприкосновенными; они могли наложить вето (запрет) на распоряжения магистратов и Сената, касавшиеся плебеев. Двери домов трибунов были всегда открыты, любой плебей мог рассчитывать на их защиту.

Но борьба продолжалась. В 445 г. до н.э. особым законом был снят запрет на браки между патрициями и плебеями. Дети от таких браков стали признаваться законными наследниками своих отцов.

В завоевательных войнах Рима во второй половине V в. до н.э. богатые плебеи играют все более заметную роль, выделяя средства на постройку кораблей, покупку вооружения и др. И Сенат был вынужден идти на новые уступки плебеям. Самая крупная из них - создание новой военной организации взамен прежней, основанной на родовых началах. Население Рима было разделено на 5 классов (по степени богатства). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (военных единиц, сотен). Первый класс обязан был выставить 98 центурий из 193, то есть больше половины. На народных собраниях одна центурия имела один голос; голосование проходило «по очереди» (1-й класс, 2-й и т.д.). Решения принимались большинством голосов. Таким образом, при организованном, дисциплинированном голосовании 1-го класса (все «за» или все «против») голосование прекращалось после их подачи голосов. Отныне не знатность, а материальное положение стало определять место человека в общине.

В 367 г. до н.э. были приняты законы, ограничивавшие право патрициев на пользование общинной землей. Далее появился запрет вообще закабалять римлян за долги. Последним «оплотом» патрициев оставалось жречество, но вскоре рухнул и он. Рим вступил в новую эпоху - эпоху войн за захват рабов и богатств в соседних государствах.

В почти непрерывных войнах стремительно расширялась территория Римской республики: в начале IV в. до н.э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры, к концу IV в. до н.э. была завоевана западная часть срединной Италии, а в III в. до н.э. власть Рима распространилась на всю Италию и Сицилию.

Рост римского могущества привел к столкновению Рима с Карфагеном (с середины V в. до н.э. - сильнейшее государство в этой части Средиземноморья, славившееся мореплавателями и торговлей). После ряда Пунических войн (особенно знаменита 2-я Пуническая война 218-201 гг. до н.э., когда Ганнибал даже угрожал Риму) и падения Карфагена в 146 г. до н.э. Рим стал господствующей силой в Западном Средиземноморье. К Риму отошли огромные территории (Корсика, Сардиния и др.), бывшее владение Карфагена - Иберию-Рим переименовал в Испанию.

II и I вв. до н.э. были временем самых больших завоеваний, отдавших под власть Риму все территории и страны, прилегавшие к Средиземному морю: Европу до Рейна и Дуная, Британию, Балканы, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные Римом вне Италии, получали название провинций. Этот период - пик могущества Рима.

Но эти же столетия стали и началом кризиса Римской республики. Особенно бурным был I век до н.э. Восстания в провинциях, войны с поднявшимися против Рима «неполноценными италиками», восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.) потрясли всю Италию. Затем по государству прокатились гражданские войны.

С самого начала кризиса ожесточенная политическая борьба идет в самом Риме. Все чаще звучит мнение: вместо ежегодно сменяющихся консулов необходим один правитель, способный навести порядок. После подавления восстания рабов в 70 г. до н.э. началась борьба за власть между военачальниками - Марком Лицинием Крассом и Гнеем Помпеем. «Заслуги» имели оба. Красс (богатейший из знатных римлян) победил армию Спартака. Помпей подавил восстание в Испании, вернувшись в Италию, разбил остатки войск рабов. Оба претендовали на командование над всеми войсками. Помпей одержал верх, возглавил флот и войско Рима, в 66 г. до н.э. начал поход на Восток. Этот поход стал венцом его военной славы - завоевана большая часть Малой Азии, Сирия, Палестина; зависимость от Рима признал даже царь Армении. Через 5 лет с огромной добычей и славой Гней Помпей возвращается в Италию.

Но в это время на политическом Олимпе Рима появился новый лидер - Гай Юлий Цезарь. Он происходил из знатной римской семьи, избирался эдилом, затем - претором; огромные деньги тратил на роскошные празднества для жителей города и бесплатно кормил обедами римскую бедноту, чем завоевал огромную популярность.

Гней Помпей просил Сенат наделить его воинов землей и утвердить его постановления в захваченных странах, но Сенат просьбу отклонил. Цезарь помирил Красса и Помпея и создал в 60 г. до н.э. «триумвират» («союз трех») для борьбы с Сенатом. Сам Гай Юлий Цезарь был избран консулом на 59-й г. до н.э., добился удовлетворения просьбы Помпея народным собранием, а также - назначения триумвиров наместниками в богатейшие провинции (Красса - в Сирию, Помпея - в Испанию, самому Цезарю достались Галлия и Иллирия).

Без разрешения Сената Цезарь отправился на покорение Галлии (территория от Альп и Рейна до Атлантического океана; здесь и на севере Италии обитали воинственные племена кельтов - их-то римляне и называли галлами). Одержанные победы принесли ему славу и богатство. Воины, которых Цезарь щедро наделял землей и рабами, боготворили своего полководца. Награбленные средства шли на подкуп политиков в Риме. В это время Красс погиб на Востоке в борьбе с Парфянским царством (территории современного Ирана, Ирака, частично - Туркмении). 1-й триумвират распался. В самом Риме политическая борьба во время выборов магистратов достигла необычайной остроты, предвыборные собрания переходили в вооруженные столкновения на улицах города. Сенат (подстрекаемый Помпеем и крайними оптиматами - наиболее консервативными представителями сенаторского сословия) предъявил Цезарю требование: распустить армию и явиться в Рим для отчета.

10 января 49 г. до н.э. Цезарь с одним легионом перешел пограничную реку Рубикон (отделявшую гальские провинции от Италии) со словами «Жребий брошен!». Так началась гражданская война. Битва при Фарсале была выиграна Цезарем. Он овладел Римом, захватил государственную казну. Помпей бежал на юг Италии, затем - в Грецию, а оттуда - в Египет, где и был убит, когда сходил на берег. Сыновья Помпея, собравшие большое войско в Испании, были разбиты в битве при Мунде в 45 г. до н.э.

Гражданская война 49-45 гг. до н.э. стала результатом того кризиса, который переживала Римская республика. Решающее значение приобрела борьба за военную диктатуру, переход к которой становился для Рима неизбежностью и необходимостью.

Цезарь был назначен пожизненным диктатором; народное собрание передало ему права трибуна. В конце 45 г. до н.э. Цезарь начал подготовку к походу на Восток, желая разгромить Парфянское царство. По Риму поползли слухи: Гай Юлий Цезарь желает провозгласить себя царем, так как в пророческих книгах («книги Сивиллы») будто бы указано, что парфян может победить только царь. То, что Цезарь чеканил золотую монету со своим изображением, появлялся в публичных местах в пурпурных одеждах, восседал в Сенате на золотом кресле, а также попытка его друга Марка Антония возложить на него во время игр в цирке золотую диадему, что вызвало ропот народа, вроде бы подтверждало молву. Сторонники республики (около 60 сенаторов во главе с Гаем Кассием и Марком Брутом) организовали заговор. Цезарь был убит во время последнего перед отплытием на Восток заседания Сената 15 марта 44 г. до н.э.

Во время состоявшегося на следующий день заседания Сената борьба была продолжена. Одни сенаторы предлагали объявить Цезаря «врагом государства», отменить все его постановления, тело его (как труп казненного преступника) бросить в Тибр. Другие (в том числе из заговорщиков), получившие от Цезаря титулы, средства, высказались против. Было принято «компромиссное предложение» Цицерона: считать Цезаря умершим. На похоронах Марк Антоний зачитал народу завещание Цезаря: его роскошные сады (виллы) переходили в собственность народа. Каждому беднейшему римлянину и ветерану-легионеру он завещал по 300 денариев. Возбуждение толпы было столь сильным, что был сразу же убит некий Брут, которого приняли за заговорщика. Тело Цезаря сожгли на форуме. Здесь же был сооружен алтарь для жертвоприношений гению Цезаря, объявленному божественным.

Внучатый племянник Цезаря Октавиан (Сенат признал его приемным сыном и наследником Цезаря) двинул свои войска на Рим и овладел городом. В 43 г. до н.э. он заключил с Марком Антонием и военачальником Эмилием Лепидом соглашение, которое в истории известно как 2-й триумвират. Осенью 42 г. до н.э. при Филиппах (в Македонии) армия республиканцев была разбита, предводители ее покончили самоубийством.

Теперь наступило время борьбы между самими триумвирами. Лепида вскоре Октавиан лишил власти. Сложная драматическая борьба между Октавианом и Марком Антонием закончилась победой первого в 31 г. до н.э. Гражданские войны стали последним этапом истории Римской республики.

Воины провозгласили Октавиана императором (ранее в Риме - почетный титул полководца). Сенат преподнес ему почетное имя Август («возвеличенный»), раньше употреблявшийся лишь при обращении к богам, и звание принцепса - первого человека в государстве. Народное собрание дало ему права трибуна, в том числе право налагать запрещения на распоряжения Сената, магистратов и самого народного собрания. Октавиан учел судьбу своего предшественника. Он не принял ни титула царя, ни титула диктатора, отказался от магистратур, противоречащих обычаям. И, тем не менее, восстановление республиканского строя было лишь видимостью. В Риме сложилась своеобразная форма завуалированной военной монархии. Август стал единовластным правителем Римского государства. Он был объявлен единственным наместником ряда римских провинций. С 31 г. до н.э. историки ведут отсчет времени Римской империи.

Наряду со старыми учреждениями стал развиваться бюрократический аппарат. При его создании император учитывал прежде всего личные связи. На высшие должности назначались лица из знатных, высших сословий. Так, из сенаторов избирался префект города. Большое значение приобрели прокураторы, которым поручалось управление небольшими провинциями, сбор налогов. Преторианское когорты охраняли особу Августа, наблюдали за порядком в Риме и Италии. Сильно возросла в императорской бюрократии роль всаднического сословия (ранее - зажиточные граждане, составлявшие кавалерию в римском войске; позже они становятся финансистами, римской «денежной аристократией»). Всадники в период империи получают, кроме офицерских мест, важные чиновничьи - префектов, прокураторов и т.п. Все эти чиновники обычно получали содержание из императорской казны.

 

Фрагмент 17. Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика: Учебное пособие. Ярославль, 2004.

Признанный российский антиковед Ия Леонидовна Маяк аргументирует взгляд на царскую эпоху как на длительный процесс развития Рима в направлении к полису.

Полис - структурообразующий элемент античной цивилизации. Полис - небольшое государство, существовавшее в рамках одной суверенной гражданской общины, политическим, военным, культовым центром которой был город. Полис - коллектив граждан вместе с материальными условиями, необходимыми для их существования. Полис - это государство с античной формой собственности (в абсолютном смысле частной, в относительном - общей, по определению Аристотеля). Полис являлся верховным собственником земли, и только гражданин мог быть землевладельцем; полис имел право контроля над хозяйственной жизнью граждан.

Рим не был полисом в царский период. Но в эту эпоху начался процесс формирования римского варианта полисной организации, римской гражданской общины (civitas).

Письменная традиция утверждает, что община Рима сложилась из трех этнических групп - латинов, сабинов и этрусков.

<…> При этрусских царях на территории Рима было 300 родов (gentes), которые объединялись в 30 курий (по 10 родов в каждую). Курия (curia) - это объединение родов. Римский род gens - это совокупность входивших в него больших патриархальных семей. В каждой семье был глава - pater familias, который распоряжался всем имуществом семьи. Курии - это форма организации патриархальных родов, составляли которую мужчины-воины и через которую осуществлялось управление общиной. Именно (и только) по куриям собирались в раннее время народные собрания. В свою очередь, курии объединялись в трибы. Изначально трибы - это объединения курий. В некоторой степени римская триба (tribus) соответствовала греческой филе, т.е. это племя. В Риме вначале было 3 трибы (в каждой трибе по 10 курий), они назывались Тициями, Рамнами и Луцерами.

Социальная структура римской общины описывается через такие понятия, как патриции, плебеи, клиенты, рабы. Patricii -потомки patres («отцов»). Патриции - одно из архаических Римских сословий (сословия - это большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе). Патриции - полноправные члены римской общины. Второе архаическое сословие - плебеи (plebs). В современной научной литературе признается, что названные сословия начинают складываться в царский период, но сословный дуализм формировался постепенно, и только с конца VI в. до н.э. плебеи оказались вне патрицианской родовой организации. В царский период плебс еще не выделился из общей массы клиентов -обедневших членов общины, вступавших под покровительство богатых и знатных однообщинников. Клиенты находились в патриархальной зависимости от патрициев, их покровители назывались патронами. От патрона клиент получал землю, при необходимости - защиту в суде, сам же прислуживал патрону, сопровождал его в военных походах. <…>

Латинский термин для обозначения царя - reх. <…> «Должность рекса в Риме имела выборный и ненаслсдственный характер». Ежегодно в период с 24 по 28 февраля проводился обряд regifugium (бегства царя), который означал «ритуальный перерыв» давности царского правления, «что не позволяло царю рассматривать свою власть как наследственное владение, обретенное посредством давности» <…> в царский период отчетливо выделяются среди других следующие функции рекса: военная, судебная и сакральная.

Царь был носителем верховной исполнительной власти. Он пользовался личным почетом. Существовало представление о его магической силе. Он имел право на лучшую часть добычи, на часть доходов с общественной земли.

<…> «Сенат сопровождал всю историю Рима от его истоков и на протяжении своего долгого существования менял свою сущность и свой социальный состав». Фест – грамматик эпохи Империи - относит появление сенаторов ко времени Ромула. Организовал сенат, согласно традиции, первый царь - Ромул. В него вошли 100 «отцов» (patres). При нем римская община слилась с сабинской, что вызвало удвоение числа сенаторов. Дионисий характеризует сенат как собрание старцев, учрежденное Ромулом. Плутарх, объясняя слово «сенат», сообщает, что оно означает «совет старейшин». О многозначности термина «сенат » свидетельствует и Авл Геллий: «сенат говорят и о месте, и о людях». Местом, где созывался сенат, была территория между Капитолием и Форумом. С глубокой древности сенат собирался также в Гостилиевой курии, создание которой приписывают Туллу Гостилию. Вероятно, что первоначально patres, бывшие сенаторами, собирались на Палатине, т.е. там, где и обитало древнейшее ядро римского населения, до латино-сабинского синойкизма (слияния).

Число Ромуловых сенаторов, таким образом, изначально было 100 человек; для времени латино-сабинских царей сенат составлял 200 человек. Для времени этрусских царей - 300. Для времени латино-сабинских царей понятия patres и senatores идентичны. Слово pater (patres) имело социальное значение. Это главы больших патриархальных семей, из которых состоял род.

В научной литературе существует точка зрения, что сенат - это не просто совет старейшин, а собрание жрецов, поэтому их особый авторитет изначально основывался на праве выяснения воли божества. Сакральный статус patres подчеркивает Л.Л. Кофанов, развивающий «положение англоязычных историков, утверждающих, что patres были жрецами, которые автоматически становились сенаторами».

Сенат в царский период обладал судебными функциями. Сенат выносил также рекомендации, кого избрать царем, но непосредственно избирали его комиции.

Внутри сената решение принималось голосованием. Голосование производилось путем расхождения сенаторов в разные стороны: каждый направлялся в сторону того, чье предложение он считал правильным.

Термин для обозначения римских народных собраний – комиции (comitia) этимологически восходит к глаголу coire - сходиться. <…> Первоначально был один вид комиций - куриатные собрания, собрания патрициев по куриям. Важнейшей функцией куриатных комиций было избрание царя. Имели ли комиций изначально законодательные функции - вопрос остается дискуссионным, имеется точка зрения, что при Ромуле и Нуме законодательные функции у комиций отсутствовали.

Религиозные функции у курий, безусловно, были. Дела, связанные с религией, они определенно решали. Кроме того, вероятно, на куриатных комициях происходила регистрация рождений, смертей, браков. Осуществлялось также принятие в родовую (гентильную) организацию чужаков. Вероятно также, что в компетенции куриатных собраний было осуществление перехода в другой род и выхода из рода. <…>

В республиканское время римские цари, за исключением последнего, пользовались популярностью. Римляне установили статуи царям на Капитолии, их было 7, но в их числе не было статуи Тарквиния Суперба (седьмым был Тит Таций, правивший некоторое время вместе с Ромулом сабинский царь). Со статуями царей была воздвигнута и статуя Брута, человека, положившего конец их власти в римской общине. В исследовательской литературе распространено представление, что римляне воспринимали царей как своих предков, maiores, тогда как последний Тарквиний ассоциировался с вырождением царской власти. Хорошие цари- в республиканском сознании римлян – принадлежность прошлого, а тот, кто попытается восстановить царскую власть, может быть только новым Тарквинием, т.е. тираном.

Итак, в царский период римской истории из отдельных поселков сложился город Рим, возникло государство, которое еще не было полисом. Однако предпосылки полисной организации были заложены именно в этот период, в том числе возникли некоторые важнейшие органы управления римской общиной. <…>

Насилие и жестокость [последнего царя Рима] Тарквиния по отношению к римлянам вызвали всеобщее негодование. Согласно римским легендам, в 510 г. до н.э. (507 г. до н.э. называют Катон и Полибий) население Рима, восстав против царя (организатором этих действий выступил Луций Юний Брут), изгнало его из города.

В результате падения царской власти в Риме была установлена Республика, просуществовавшая до конца I в. до н.э. Управление объявлено было общим делом - res publica, но поначалу реальная власть оказалась в руках патрициев. <…>

Гражданская община римлян - civitas - вариант античной полисной организации, гражданское население ее называлось квириты. <…> Cives, объединенные в три вида комиций, выступали как законодатели римской общины и избирательные коллегии, то есть были важной политической силой.

Государство в период Республики - Populus Romanus Quintes. Носителем государственного верховенства был народ (как во всякой полисной организации) - Populus Romanus. Народ являлся также носителем частных прав: он имел собственное имущество (ager publicus), иногда являлся наследником (например, по отношению к Пергаму), мог быть даже опекуном (по отношению к Египту в период Поздней Республики). Будучи носителем верховной власти, народ понимался как наделенный величием (maiestas), и преступления против гражданского коллектива рассматривались как оскорбление величия римского народа.

«Переход от монархии к республике ознаменовал собой победу идеи народовластия не только в политическом устройстве, но и в характере развития права. В период ранней Республики утверждается главный принцип законности и правомерности - «по праву квиритов (ex iure Quiritum)». «Соответственно, эволюция понятия «закон» происходила в направлении от преимущественного понимания его в период царей как «божественной воли» к безусловному пониманию его в период ранней Республики как «приказа народа»

Представление о верховенстве народа на практике претворялось в регулярном созыве народных собраний.

<…> Главное различие в функционировании трех видов римских комиций - принцип комплектования народных собраний. Авл Геллий по этому поводу фиксирует следующее (XV.27.5): «Когда голосуют на основе родов - это куриатные комиций, когда на основе ценза и возраста - центуриатные, когда на основе регионов и местностей - трибутные». Рассматривая это свидетельство Авла Геллия, И.Л. Маяк уточняет, что в основе куриатных комиций лежали роды отцовского характера, включавшие и клиентов.

Каждый гражданин имел один голос, голоса считались внутри каждой курии, центурии или трибы. Каждая центурия, курия, триба подавала в итог голосования один голос. Таким образом, народное собрание в Риме не было единым. Если в Афинах экклесия - единый орган для выражения воли народа, то в Риме их было три. При этом функции народных собраний были не вполне четко разграничены.

Комиции не обладали правом законодательной инициативы, они не могли изменить законопроект или обсуждать его; они его только принимали или не принимали. Тем не менее, у комиции - законодательная и избирательная (выборы должностных лиц) функции. Обсуждение законопроектов народом все же было - оно проходило на contio, нередко бывало бурным и носило остро полемический характер. В ходе избирательных комиции большую роль играл председательствующий магистрат. В его руках была возможность отклонить неугодного кандидата после проведения ауспиций, он мог ограничить список претендентов двумя кандидатурами, и тогда избрание их почти наверняка состоялось бы. В распоряжении председателя собрания был достаточный набор способов влияния на исход выборов.

<…> Высшим контролирующим и распорядительным органом римской общины в период Республики был сенат. Термин senatus возник если не изначально (с появлением совета старейшин), то сразу вскоре после его возникновения. Этимология термина весьма прозрачна: senatus происходит от senex (старик) и senectus (старость). Однако более употребительным понятием в первые века существования сената был термин patres.

 

<…> Права сената были значительны.

1. Он одобрял постановления комиции и избранных в народных собраниях должностных лиц путем auctoritas patrum.

2. Руководил внешней политикой, занимался ведением дипломатических отношений, направлял своих и принимал чужих послов. Сенат обращался к союзническим общинам за помощью в случае необходимости. Десять сенатских послов (легатов) направлялись к высшему магистрату в ходе завоевательной кампании, чтобы вместе с ним определить статус завоеванной территории.

3. Ведал финансами - регулировал бюджет государства и распределял суммы между отдельными магистратурами, контролировал исполнение бюджета, ведал чеканкой монеты. В числе важных финансовых прерогатив сената было и право устанавливать суммы, выделяемые консулу на военные расходы.

4. Осуществлял заведование государственным имуществом. Сенат принимал решения по государственным откупам (устанавливал сроки уплаты, проводил освобождение плательщиков от обязательств или снижение выплат). Сенат занимался распределением общественной земли (ager publicus), решал возникавшие земельные споры.

5. Наблюдал за религиозной жизнью, устанавливал общие праздники, жертвоприношения. Именно сенат учреждал новые культы, принимал в римский пантеон иноземные божества. Вместе с тем, он охранял римскую сакральную сферу от неоправданных чужых влияний. Сенату принадлежал надзор за римским календарем.

6. Ведал военной жизнью, являясь верховным распорядителем войска. Сенат определял сроки набора воинов, непосредственно давал распоряжение о проведении набора. Количество воинов и конкретные дни набора устанавливал консул, но на определение количества воинского контингента сенат мог оказывать влияние. Распоряжался сенат и тем, куда и сколько отправить воинских частей.

7. Принимал срочные меры общественной безопасности, выносил решение о переходе власти к чрезвычайным магистратам, мог продлить ординарным магистратам полномочия (пророгация империя осуществлялась, начиная с последней трети IV в. до н.э.).

8. Выполнял судебные функции в делах особой важности (государственная измена, заговор, преднамеренное убийство, совершенные в пределах Италии); именно из состава сената избирались судьи для рассмотрения наиболее общественно значимых тяжб публичного и частного характера.

9. Сенат имел определенное право вмешательства в разграничение сфер полномочий между магистратами, например, распределял провинции между преторами.

Сенат в период Республики не имел законодательной власти, она принадлежала только народным собраниям. Но законы, принятые комициями, проходили процедуру одобрения в сенате.

<…> Термином «магистрат » называется выборное (в очень редких случаях - назначаемое) должностное лицо римской общины. <…> Представляя в Риме исполнительную власть, должностные лица не были в нем лишь исполнительным органом народного собрания, как это было, например, в Афинах. Римские магистраты всегда являлись носителями делегированного суверенитета, государственного верховенства, переданного им на определенный срок от лица cives и patres. По отношению к магистратам остальные граждане считались частными лицами - privati. <…>

Римская система магистратур отличалась стройностью, хотя устройство ее было достаточно сложным. Магистратуры делились на ординарные (постоянные) и экстраординарные (непостоянные, предназначенные для чрезвычайных ситуаций). Ординарные магистраты могли действовать только коллегиально. Экстраординарные могли быть коллегиальными и единоличными. В коллегиальных магистратурах действовало право интерцессии запрета решений коллеги - путем наложения на них veto [право запрета]. Римские магистратуры были краткосрочными. Обычный срок полномочий годичный, только у цензоров более года, единоличные экстраординарные магистраты находились в должности меньше года.

<…> Все римские должности были неоплачиваемыми {безвозмездность занятия магистратур). Занятие государственных должностей считалось почетным и несовместимым с получением денег. Более того, исполнение должностей предполагало траты магистратом собственных средств на нужды гражданского коллектива. Занятие должностей приносило, таким образом, не материальное вознаграждение, а только почести - знаки магистратского достоинства (инсигнии) и почетные места на общественных мероприятиях.

&nb



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: