Основные подходы в теории организации




Понятие, признаки и основные свойства организации

Организация - объект и субъект общества. Термин «организация» используется в нескольких значениях: деятельность, результат деятельности, область деятельности. С другой стороны, под организацией понимают некоторое социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенных хозяйственных, коммерческих или некоммерческих целей.

Понятие организации трактуется в следующих направлениях:

  • организация как совокупность юридических и правовых форм (ООО, ЗАО, государство);
  • организация как искусственное объединение людей, занимающих определенное место в обществе, и предназначенное для выполнения заданных функций; организация возникает тогда, когда достижения каких-либо целей признается возможным через достижения индивидуальных целей, возможно через достижение общих целей

Предпринимательская организация это доминанта (главенство) общей цели. Общественная организация это доминанта индивидуальных целей. Организация понимается как динамичная, адаптивная, социальная система, стремящаяся действовать эффективно в условиях своего внешнего и внутреннего окружения; под организацией понимается процессы упорядочивания какого-либо объекта.

Признаки организации.

1. Наличие цели.

Ей подчинены все участники, структура, процессы.

Достигается при наличии необходимых условий.

В цель организации отчасти всегда включены цели общества.

Функции цели: опр. структуры, придание смысла существованию, обоснование критериев принятия решения, объединение и сплочение участников.

2. Обособленность.

Замкнутость внутренних процессов. Наличие границ.

3. Целостность.

Материальные и нематериальные связи. Совместимость. Согласованность.

4. Саморегулирование.

Всегда есть внутриорганизационный центр (иногда несколько). Координирует деятельность. Внутренние вопросы.

5. Информационные связи.

6. Организационная культура.

Свойства организации как системы:

  1. Система стремится сохранить структуру и целостность (гомеостаз).
  2. Система имеет потребность в управлении для обеспечения взаимодействия с внешней средой. Управление решает задачу поддержки гомеостаза в изменяющейся внешней среде.
  3. Эмержентность. Система имеет свойства отсутствующих или отличных в ней элементов.

Основные подходы в теории организации

1. Школа научного управления - 1885-1920 гг. (Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант и др.) В качестве главных рассматривались проблемы повышения эффективности и производительности рабочей силы, основным объектом исследования являлось низовое управленческое звено организации. Кроме того, сторонники научного управления выступали за отделение функции управления от исполнительной работы, за то, чтобы управленческой работой занимались специалисты. Управление стало признаваться самостоятельной областью исследований, а методы, прежде использовавшиеся только в науке и технике, стали применяться и для управления организацией.

2. Классическая или административная школа в управлении - 1920-1950 гг. ( А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Рейли, А.П. Слоун) Рассматривали организацию в широкой перспективе, пытаясь определить общие характеристики и закономерности развития компаний, а также стремились к выработке универсальных принципов управления, которые должны были обеспечить успех организации (сделать ее эффективной). Выделялись принципы двух видов: относящиеся к построению рациональной системы управления; а также принципы, относящиеся к построению структуры организации и управления. Акцент сместился к организации труда административного персонала.

3. Бюрократическая теория организации (Макс Вебер (1864-1920) Подразделяет организации в зависимости от способа осуществления власти: харизматического, традиционного и рационально-легального. Харизматическая организация основана на личности ее основателя и руководителя (компания Г. Форда в начале своего существования). Данный тип организации может существовать только до конца жизни своего основателя, после его смерти всегда возникает вопрос о передаче власти. Редко в рамках той же организации находится вторая харизматическая личность, поэтому организация становится либо традиционной, либо рационально-легальной.

4. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) - 1930-1950 гг.(Э. Мэйо, М. П. Фоллетт и др.) Стали уделять внимание человеческому фактору как неотъемлемому слагаемому организационной эффективности. Так, Мэйо обнаружил в ходе проведения знаменитых экспериментов в Хоторне, что работники могут гораздо лучше реагировать на давление со стороны коллег, чем на материальные стимулы и желания руководства. Поэтому для повышения эффективности компании менеджеры должны учитывать настрой отдельных групп работников и пользоваться этим. В отличие от сторонников научного управления Мэйо считал, что мотивы поведения людей определяют не экономические силы, а потребности, причем не всегда материальные. Пожалуй, особое внимание ученый уделял потребности работников в причастности, принадлежности к определенной группе.

5. Поведенческая школа - 1950-по настоящее время (Ч. Барнард, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг) Данный подход направлен в основном на повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Его сторонники верили, что правильное использование науки о поведении может повысить эффективность как отдельного работника, так и эффективность организации в целом. Основатель поведенческого направления, Честер Барнард (1886-1961), выдвинул теорию восприятия, согласно которой руководитель получает власть от людей, желающих, чтобы ими управляли, поэтому власть в организации движется снизу вверх. Барнард полагал, что именно работники -реальные носители власти в компании, исходя из чего исследователь вывел теорию признания полномочий.

6. Теория административного поведения (Г. Саймон и Дж. Марч) Г. Саймон в книге «Притчи администрирования» (1946 г.) критикует методы управления за непоследовательность и частую невозможность применения

7. Школа науки управления (подход с точки зрения количественных методов) - 1950-по настоящее время (К.У. Черчмен, Р.Л. Акофф, Н. Винер) Данная школа возникла под влиянием инженерных наук, математики, статистики. Во время войны англичане были вынуждены решать задачи эффективного использования ограниченного числа своих истребителей против превосходящих сил немецкой авиации. По окончании войны подобные методики стали использоваться американскими компаниями. Особенность количественного подхода - в широком применении моделей к решению организационных проблем

8. Системный подход - конец 1950-х-настоящее время (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Черч, Н. Винер и др.) Представляет организацию в качестве совокупности взаимозависимых частей, объединенных общей целью - выживание и преуспевание. Менеджеры должны решать проблемы отдельных подразделений организации, но при этом учитывать влияние изменений, происходящих в одной части на все остальные и организацию в целом. Также организацию следует рассматривать как открытую систему, активно взаимодействующую со своей окружающей средой.

9. Ситуационный подход - 1960-по настоящее время (Р. Моклер, П. Дракер) Сторонники ситуационного подхода постарались объединить крайние взгляды на поведение организации в разных ситуациях: заявив, что как не существует единого универсального подхода к решению проблем организации, так и не все ситуации уникальны. Следовательно, можно идентифицировать общие принципы, подходящие ко всем ситуациям, для чего при анализе каждой ситуации выявляются и оцениваются так называемые ситуационные переменные: размер фирмы, ее окружение, ресурсы, технология, динамика групп внутри организации, индивидуальные особенности.

10. Процессный подход - 1920-настоящее время (А. Файоль) Управление - это серия взаимосвязанных управленческих функций. Управленческая функция - цепочка взаимосвязанных действий (процесс). Разные ученые выделяли разное количество основных функций управления, но все они сводятся к четырем, приводимым во всех учебниках менеджмента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: