Предпосылки космизма в России




Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, но и учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Космисты считали, что противостоять наступающей технократической глобализации, угрожающей планете, можно лишь путем духовно-нравственного возрождения человека, осознавшего себя частью вселенной. Их целостноемиропредставление противостояло западноевропейскому позитивизму.

Русский космизм в науке возник не на пустом месте.

Во-первых, предпосылки его появления можно обнаружить в традициях русской культуры, а именно в ее православных корнях. Для православного мировоззрения характерна прежде всего софийность. Последняя подразумевает представление о мире как чем-то одухотворенном и эстетически устроенном. Не менее значимой для православия является идея всеобщего спасения и обожения, которая предполагает космическую роль человека как существа, соединяющего Божественное и мирское в процессе истории. Кроме того, центральной для православия является идея о единстве макрокосма и микрокосма.

Вторым источником космизма можно считать русскую философию. Здесь следует выделить идеи всеединства (единство Бога, мира и человека), соборности (идея соборного, церковного, совместного познания Вселенной в противоположность индивидуальному и субъективному), эротизма (стремление всего сущего к неразрывному единству через процессы космической, биологической и исторической эволюции), характерные для русской религиозной философии. Несомненно, что кроме русской традиции на космизм повлияли также западные и восточные. Средизападных - это учение о космосе В. Гумбольдта, философия А. Бергсона (учение о жизненном порыве и восходящей эволюции как основаниях существования Вселенной). Среди восточных учений - это религиозные традиции индуизма, прежде всего идеи Упанишад. Однако синтез западного и восточного не отрицает, а как раз подчеркивает самобытность русского космизма.
Однако к предпосылкам возникновения космизма относятся не только русские куль-турно-исторические традиции, но также и внутринаучные процессы. Во-первых, это далеко зашедшая к пер. четверти XX в. дифференциация наук, которая настоятельно требовала их интеграции и объединения; во-вторых, это дегуманизация наук. Образцом для всех наук стали физика и математика, которые исключали из научной картины мира жизнь и разум, а следовательно человека. Русский же космизм взял за исходный пункт именно живое, разумное и человеческое начала, по отношению к которым физическое оказывалось вторичным (идея Вернадского о неживой природе как «останках» природы живой).

Наконец, в-третьих, это оторванность науки от жизни, ее отвлеченность и абстрактность. Русский же космизм настаивал на том, что наука - это социальная, «геологическая», космическая сила, которая должна изменять и преображать жизнь, расширять пространство существования живого и продлевать время этого существования, регулировать процессы, происходящие во Вселенной и направлять их в нужное русло.

Космизм, понимаемый в широком смысле как представление о мире в его целостности или в узком смысле как учение о космической экспансии человечества, - национальная черта русской философии, которая находит подтверждение в работах многих его представителей. Но только к середине XIX в. она оформилась в оригинальное течение, получившее впоследствии название русского космизма.

Представители

В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев), естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский), художественно-поэтический (Одоевский, Морозов), эзотерический (Рерих), а также ноосферный космизм, которого придерживались Дмитриев, Акимов и Шипов.Их всех объединяет то, что они находились в поиске решения, которое примирило бы традиционные взгляды на жизнь общества и стремительно развивающийся прогресс, а также динамичные изменения цивилизации в целом.

Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.

Учение К.Э.Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы.Является настоящим классиком космизма. Именно в его наследии парадоксально и счастливо соединились философские рассуждения о необходимости освоения космического пространства и теоретическая космонавтика, доказывающая возможность этого. К.Э. Циолковский жил в совершенно иных исторических условиях, в ином социальном окружении, в иной нравственной и научной парадигме.Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития.

По мысли Циолковского, жизнь и разум являются важными атрибутами Вселенной, важными факторами эволюции космоса. В этом состоит главная идея его космической философии. Он считал, что высокоразвитые внеземные цивилизации (ВЦ) уже давно освоили наблюдаемую нами область Вселенной и в широких масштабах воздействуют на ход природных космических процессов. Именно с ВЦ, а точнее с их поиском и попытками установления контакта связана так называемая проблема SETI (SearchforExtraterrestrialIntelligence -- поиск инопланетного интеллекта), на развитие исследований в области которой повлияли идеи Циолковского.

К.Э. Циолковский был первым, кто обратил внимание на возможность и неизбежность значительных различий в уровнях развития космических цивилизаций; был убеждён, что на различных планетах, по теории вероятности, можно встретить цивилизации всех уровней развития: чем было человечество много веков назад и чем оно станет в будущем.

Циолковский рассматривал контакты с высокоразвитыми внеземными цивилизации как одну из важнейших целей освоения космоса. Он допускал самые разные технические способы контактов (был одним из первых, кто оценил роль радио в качестве средства межзвездной связи), резонно указывая, что среди них могут быть и такие, о которых мы пока не имеем никакого понятия (например, экстрасенсорные коммуникации).

Логически неотъемлемой частью «Космической философии» К.Э. Циолковского является теоретическая космонавтика, теория межпланетных путешествий, идея космической эволюции человечества. Традиционно ученого называют «отцом космонавтики».

Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он опубликовал свою фундаментальную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», определившую основные пути развития космонавтики и доказывающую возможность создания космических аппаратов на реактивной тяге. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах в 1911-912 и в 1926 годах. Эти работы были посвящены грандиозной программе освоения человечеством космического пространства. Как вывод из этих работ К.Э.Циолковский формулирует 16пунктов этой программы по последовательному освоению космического пространства.

Пункты программы с комментариями:

1. Первые эксперименты на аэропланах с реактивными двигателями с подъемом до 5 км. «Цель этих опытов, - писал Циолковский, - умение управлять аэропланом (при значительной скорости движения), взрывной трубой и планированием». Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903 г.) // Избранные труды. - М., 1962. - С. 326. Практическая реализация этого этапа была осуществлена в СССР и Германии в 40-х годах ХХ века.

2. Дальнейшее совершенствование ракетоплана, достижение больших скоростей и высот. Этот пункт на практике был подтвержден также в Германии, в США и в нашей стране.

3. Ракетоплан должен быть снабжен герметической кабиной с приборами, поглощающими вредные продукты выделения человека и запасом кислорода. Уже второй космический спутник (ИСЗ-2) с собакой Лайкой на борту, запущенный 3 ноября 1957 г., в целом отвечал всем этим требованиям (за исключением возможности возвращения на Землю).

4. Ракетоплан после дальнейших усовершенствований может, благодаря особым рулям и большим скоростям, летать в разреженном воздухе и даже достичь космического пространства. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903 г.) // Избранные труды. - М., 1962. - С. 326. В конце сороковых годов ХХ в. этот этап был осуществлен при запусках вертикальных геофизических ракет на большие высоты (500 и более километров). Были проведены первые космические эксперименты на биологических объектах (мыши, крысы, собаки), показавшие хорошую переносимость животными экстремальных условий полета (перегрузки, невесомость, нервно-эмоциональный стресс).

5. Скорость ракетоплана достигает 8 км в секунду (первая космическая скорость) и ракета впервые выходит за пределы атмосферы. Полетав там, она спирально возвращается на Землю. Воздух тормозит ее движение, и ракета плавно приземляется.

Нетрудно этот этап идентифицировать с первым полетом советского спутника Земли (СП-1), запущенного 4 октября 1957 г., и запуском 1-го биологического спутника, в сущности первого космического корабля, с собакой Лайкой на борту. После ряда запусков космических кораблей с биологическими объектами на борту в космос был отправлен человек. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил 108 минутный космический орбитальный полет. Он показал, что в условиях невесомости человек может активно работать, основные физиологические и психические функции заметно не изменяются.

6. Шестой этап является прямым продолжением предыдущего. Реактивные приборы все более и более удаляются от воздушной оболочки Земли и пребывают в космосе все дольше и дольше. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903 г.) // Избранные труды. - М., 1962. - С. 327. Этот этап практическая космонавтика прошла в период от полетов на космических кораблях «Восток», «Восход» и «Союз» до начала полетов на орбитальных станциях, где пребывание космонавтов составляет достаточно длительные сроки, за счет пополнения запасов атмосферы, воды и продуктов питания.

7. «Делаются попытки избавиться от углекислого газа и других человеческих выделений с помощью подобранных мелкорослых растений, дающих в то же время питательные вещества. Над этим много, много работают и медленно достигают успеха». В настоящее время над этой проблемой действительно много работают, но до успешного ее решения все еще весьма далеко. Идей космического растениеводства и создания искусственной космической биосферы, тем не менее, никто не отвергает.

8. Устраиваются космические скафандры для безопасного выхода из ракеты. Этот этап был пройден космонавтикой в короткие сроки. Первый в мире выход в скафандре в открытый космос был произведен советским космонавтом А.А. Леоновым на корабле «Восход» 18 марта 1965 г., т.е. всего через четыре года после полета первого космонавта.

9. Следующий пункт программы К.Э. Циолковского предполагает организацию космической оранжереи с целью получения кислорода и пищи для длительного автономного космического полета. Это, собственно, дальнейшее развитие принципа круговорота веществ в замкнутом пространстве ракетоплана (биосфера). Как и пункт 7 программы он пока не осуществлен из-за больших технических трудностей.

10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения. Этот этап освоения космического пространства реализуется в наши дни. Пример тому - Международная космическая станция, являющаяся переходным этапом к созданию действительно больших орбитальных станций. Проблема настолько значима для человечества, что, несмотря на ее грандиозность, она будет решаться yже в ближайшие десятилетия. Дальнейшие шаги в решении 10-го пункта программы, несомненно, потребуют совместных усилий многих государств и международных организаций.

11. Используют солнечную энергию не только для удобств жизни (комфорта), но и для перемещения по Солнечной системе. Идея эта находит немало приверженцев среди современных специалистов (солнечный парус), хотя до ее осуществления весьма далеко. Тем не менее, работы по созданию «космического паруса» ведутся, включая их экспериментальную проверку. В работе «Труды о космической ракете (1903-1929 гг.)» К.Э. Циолковский более подробно рассматривает эту идею.

12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах Солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела. К.Э. Циолковский полагал, что космические поселения, построенные на малых планетах или вблизи планет смогут использовать вещество этих небесных тел для развития космической промышленности и как строительный материал для сооружения жилищ и других построек.

13. Развивается промышленность и размножаются невообразимо колонии. Эта стадия освоения космоса тесно связана с предыдущей, но одновременно в ней чувствуется определенная законченность большего этапа овладения человечеством околосолнечного пространства. Развивается промышленность в «эфирных городах», строятся все новые города, но как же человек себя чувствует в этой империи будущего? Следующий пункт программы поясняет, что все это должно привести к огромному росту духовного потенциала человечества, к достижению им счастливой жизни.

14. Четырнадцатый пункт программы К.Э. Циолковского говорит не об интенсивном развитии, размножении и расселении человечества, а об интенсивном его совершенствовании. Достигается индивидуальное (личности, отдельного человека) и общественное совершенство. Появляется новая генерация человечества - человек космический.

15. Этот пункт программы К.Э. Циолковского является продолжением пункта тринадцатого. Человечество не останавливается на рубежах освоения околосолнечного пространства, а устремляется дальше в глубины космоса. Очевидна и практическая необходимость дальнейшей экспансии человечества, неограниченный рост которого вызовет проблему перенаселенности Солнечной системы. «Население Солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути».

16. В последнем пункте программы К.Э. Циолковский дает футуристический прогноз далекого будущего развития Человечества. Он далек от финалистских сценариев развития жизни Человечества. Будучи убежденным прогрессистом, веря в безграничные возможности прогресса науки, техники и разума, он считает, что Человечество найдет выход из любой кризисной и катастрофической ситуации.

Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу дляизучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Космизмв России

Философские идеи русского космизма – это идеи развития и диалектической взаимосвязи мира, которые рассматривались еще с самого зарождения философии. Религиозную ветвь русского космизма представляют Федоров, Соловьев и Флоренский. Идея о том, что все люди на земле – братья дает понимание о единстве и взаимосвязанности всего сущего. В основе русского космизма лежит и философское мировоззрение, и религиозное, а также естественнонаучные взгляды, что и определяет его своеобразный феномен. Основатели и сторонники русского космизма никогда не называли его наукой в чистом виде или философией, отбрасывающей религию. Все они старались отобразить отношение к человеку, к обществу, к природе в глобальных масштабах Космоса. Русский космизм в антологии философской мысли выступает своеобразным срезом отечественного и общекультурного целого.

Мы можем наблюдать космизм в искусстве, так как не повлиять на него он не мог. Космизм в живописи и литературе показывает размытость граней между земным миром и космосом, хронологией времени и вечностью. Космизм – это единство мира, в котором разнородные вещи могут отражаться друг в друге и быть одним целым.

Космизм нашел применение во взаимодействии общества и космоса, исследование общих характеристик отношений типа “человек – Вселенная”, “общество – космос”, “человечество – космические цивилизации”…

Например, наследие такого оригинального отечественного, но малоизвестного направления, как биокосмизм, не разрабатывалось, поскольку в 1920–1930-е гг. основные его представители были репрессированы. Недостаточно освоено было наследие таких мыслителей, как Н. Федоров, П. Флоренский, А. Чижевский. «Информационные системы и технологии в конструкторском проектирование». К. Э. Циолковского увидело свет только в этот период.

Тем не менее, в начале XXI в. проблематика отечественного космизма в его современных формах продолжает развиваться. В последние годы появились значительные обобщающие работы, в которых подытоживаются и обобщаются результаты исследований, проведенных в 70–90-е гг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: