Тема 3. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги. Собственность в рыночной экономике.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический факультет

Кафедра экономики

Орцханова М.А.

К.э.н.,доцент

Самостоятельная работа

По микроэкономике

Студент_____________

Магас,2017

Цель самостоятельной внеаудиторной работыстудентов.

 

Цель современного учебного процесса заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, сколько во всемерном развитии у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике в сферах будущей профессиональной деятельности.

Достижение этой цели невозможно без повышений роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебной заведении) Российской Федерации, Федеральным государственными образовательными стандартами, положением об организации внеаудиторной о самостоятельной работы студентов ИнгГУ.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

 

Основные задачи и содержание самостоятельной работы студентов

 

. Задачами самостоятельной работы студентов являются:

· привитие и развитие навыков студентам самостоятельной учебной работы и формирование потребности в самообразовании:

· освоение содержания дисциплины в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение студента;

· осознание основных положений курса в ходе конспектирования материала на лекциях, при подготовке к семинарским занятиям, на практических и лабораторных занятия;

· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и дипломных работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Каждая тема самостоятельной работы включает в себя краткое содержанием, практические задания,тестовые задания, темы докладов и рефератов,эссе.

Тема 3. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги. Собственность в рыночной экономике.

Экономические блага и их классификация. Благо и услуги. Полные и частичные блага, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость. Трудовая теория стоимости А. Смита, Д. Рикардо. Современные свойства товара.

Стоимость, ценность, полезность. Развитие форм стоимости и появление денег. Цена как денежная форма стоимости.

Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег: полноценные, бумажные, кредитные, электронные деньги. Законы денежного обращения.

Экономические институты и их роль в системе рыночного хозяйства. Экономическая и юридическая категории собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Диффузия прав собственности в современном обществе. Экономические формы реализации прав собственности.

Формы собственности: государственная, частная, коллективная (групповая) собственность. Акционерная собственность. Интеллектуальная форма собственности. Смешанная собственность.

Реформа отношений собственности в современной России. Разгосударствление. Приватизация. Опыт зарубежных стран.

Методы исследования, используемые в данной теме: диалектический метод, анализ и синтез, исторический и логический метод, индукция и дедукция, метод научной абстракции.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Укажите, в каких случаях благо становится товаром:

а) экономическое благо – продукт труда;

б) благо – продукт труда, созданный для обмена;

в) благо – дар природы;

г) благо удовлетворяет духовные потребности;

д) благо создано для потребления внутри хозяйства.

2. Меновое соотношение угля, железной руды и свинца 2:3:6. Как изменится это соотношение, если производительность труда по добыче угля повысилась в 2 раза, интенсивность труда по добыче железной руды – в 3 раза, а стоимость свинца уменьшилась вполовину?

3. Дайте критическую оценку русского легального марксиста М. И. Туган-Барановского: «Лошадь, которая тащит плуг, нисколько не меньше участвует в создание меновой ценности земледельческого продукта…чем рабочий, который идет за плугом. Точно так же ткацкая машина, замещающая ручного ткача, создает не менее меновой стоимости…чем вытесненный ею ручной ткач» (цитата по книге: «История русской экономической мысли» М., 1977. Т.З.С.1-309).

4. Самолетом из пункта А в пункт В можно долететь за 1 час, а автобусом – за 10 часов. Авиабилет стоит 50 долл., автобусный билет – 10 долл. Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 2 долл. в час; 5 долл. в час; 10 долл. в час?

5. Численность работников возросла в 10 раз, производительность труда – в 3 раза, интенсивность – в 1,5 раза. Как изменится объем выпуска продукции?

6. Разграничьте экономистов, являющихся сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности:

а) А. Смит;

б) К. Менгер;

в) Э. Бем-Баверк;

г) Д. Риккардо;

д) К. Маркс;

е) Ф. Визер;

ж) Г. Госсен.

7. В приведенных ниже высказываниях известных экономистов прослеживаются субъективные или объективные подходы к определению сущности денег. Назовите их:

а) представитель монетаризма М. Фридмен пишет, что «деньги – это экспериментальная теоретическая конструкция, которую нужно было изобрести, подобно понятиям «длина», «температура» или «сила» в физике»;

б) К. Маркс считает деньги особым товаром, который в процессе исторического развития выделился из общей товарной массы и стал всеобщим эквивалентом;

в) П. Самуэльсон полагает, что «деньги – это искусственная социальная условность. Это парадокс: деньги признают, потому что они признаны».

8. Известно, что золото давно исчезло из обращения, но чеканка золотых монет продолжается. Каков экономический смысл чеканки золотых монет сейчас? Ответ обосновать и проиллюстрировать примерами.

9. Выполняет ли золото в современных условиях функции денег?

10. Какие функции выполняют деньги при:

а) установлении цены товара;

б) покупке товаров за наличные;

в) оплате товаров, проданных в кредит;

г) уплате долга;

д) накоплении для покупки;

е) помещение в банка;

ж) оплате внешнеторговых сделок.

11. Продано товаров за год на сумму 200 млрд. долл., из них в кредит – на 60 млрд. долл., сумма платежей, по которым наступил срок уплаты, - 30 млрд. долл., взаимно погашающиеся платежи – 30 млрд. долл.; один доллар за год обращается 10 раз.

Как изменится количество денег в обращении, если:

а) сумма продаж возрастет на 50%;

б) число оборотов доллара в год составит 12?

  1. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля;

б) государство;

в) производственные здания и сооружения;

г) акционерное общество;

д) прокатный стан;

е) Иванов Иван Иванович;

ж) прогулочный катер;

з) автомобиль;

и) костюм.

13. Права собственности – это:

а) право исключительного физического контроля над банком;

б) право применения полезных свойств блага для себя;

в) право обладать результатом от использования блага;

г) право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага;

д) право на отчуждение блага;

е) право на уничтожение блага;

ж) право на передачу блага по наследству;

з) право на бессрочность обладания благом;

и) все ответы верны.

14. Для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы необходимо согласно теории прав собственности:

а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;

б) увеличить налоги на атомные электростанции;

в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;

г) понизить законодательство установленный порог предельно допустимой концентрации радиоактивных веществ.

15. Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:

а) возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам;

б) распродажа и безвозмездное распределение акций;

в) возвращение себе прежними владельцами усадьбы;

г) указ о повсеместной передаче земли в собственность государству;

д) отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

16. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

а) потенциальный собственник;

б) распоряжается потребительской стоимостью имущества;

в) полный собственник;

г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать его или подарить);

д) владелец этого имущества;

е) данное имущество бесхозное;

ж) все ответы неверны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: