ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ (ЧИСТАЯ) НАТУРОПАТИЯ




Александр Чупрун,

руководитель Израильского филиала
Общества натуральной медицины,
обозреватель канадской газеты
The Yonge Street Review
по проблемам здоровья

Время от времени мне задают вопрос, а что же такое <чистая>, или истинная натуропатия? Каково происхождение этого названия, на первый взгляд, даже весьма нескромного? Что же, все прочие натуропаты должны и сами себя называть себя неистинными, да ещё и <нечистыми>?

Самый полный и вполне достаточный ответ на этот вопрос даёт приводимая ниже цитата из книги выдающегося австралийского натуропата Кеннета Джеффри <Естественное здоровье>, впервые изданной в Сиднее ещё в 1967 году. Книга К.Джеффри была переведена на русский язык с экземпляра, хранящегося в Москве, в Центральной библиотеке (так называемой <ленинке>), на котором красовалась надпись: <Подарена народу СССР гражданами Австралии. Даритель - Кеннет С. Джеффри (Куинсленд)>. Правда, русский перевод этой книги известен только в <самиздате>.

С Кеннетом Джеффри, автором ряда других популярных книг, состояли в дружеской переписке ведущий специалист по лечебному голоданию в бывшем СССР российский профессор Ю.С.Николаев и доктор медицинских наук, профессор А.Н.Кокосов, научный руководитель Санкт-Петербургского городского центра РДТ (т.е. разгрузочно-диетической терапии - так по-научному называется лечение голоданием). К.Джеффри сам был таким <чистым> натуропатом, к этому клану можно по праву причислить известного специалиста по иридологии Бернарда Йенсена, британского натуропата Гарри Бенджамина и некоторых других. Итак, вот как ответил в своей книге на поставленный вопрос К.Джеффри:

<Естественное лечение известно под разными именами: такими, как естественная гигиена, натуропатия, естественное лечение или натуротерапия. Естественное лечение - это не одно лишь голодание или исключительно диета, одни лишь упражнения и релаксация или же только положительное мышление. Каждый из этих методов эффективен и существенен, но полный результат естественного лечения не придет до тех пор, пока все методы не будут использованы одновременно. Эти простые методы вызывают восхищение своей эффективностью, когда используются вместе.

В естественном лечении наблюдаются два противоположных направления - реформистское и другое, признающее теорию кризисов. Реформисты - это те люди, которые считают, что массы не готовы к восприятию полной истины натурального образа жизни и что частичных методов, проповедуемых ими, вполне достаточно. Эти люди могут верить только лишь в одну диету, в одно лишь голодание или в какой угодно другой вид натуропатии и пользуются им односторонне. Они могут достигнуть некоторого улучшения даже при одностороннем подходе к делу, но никогда не достигнут истинно положительных результатов, которые приходят в том единственном случае, когда используется ряд методов в сочетании друг с другом. Очень часто последователи одностороннего реформистского течения находятся под влиянием медицинской философии и ищут специальные средства от заболеваний.

Направление, признающее теорию кризов, представляет собой чистую натуропатию. Последователи этого направления сознательно и научно комбинируют для достижения наилучших результатов те методы натуропатии, которые последователями реформистского направления также используются, но без сознательного сочетания и односторонне.

Сторонники теории кризов знают, что силы, скрытые в естественной диете, голодании, воде, воздухе, солнце, земле, физических упражнениях, расслаблении и положительном умственном взгляде на жизнь, должны использоваться в сочетании друг с другом для того, чтобы поднять общий уровень здоровья организма. Когда это достигается, природа устраивает исцеляющий криз. Само слово <криз> обычно пугает, но в данном случае это не есть нечто, чего следует бояться, это всего лишь признак жизненной активности, который нужно приветствовать.

Криз может вылиться в форму интенсивного потения, диареи, рвоты, воспаления, головных болей или болей в разных частях тела, или кожных высыпаний. Естественный криз всегда сопровождается повышением температуры. Когда наступает криз, больной должен проводить полное голодание на чистой воде до тех пор, пока явления криза не пройдут. Когда криз спадет, больной взамен его получит естественное крепкое здоровье.

Криз представляет собой реконструктивный период, в течение которого ткани, очищенные голоданием, вновь строят и усиливают свои клетки. Может пройти не один криз, прежде чем больной может сказать, что он излечен>.

Как явствует из этой пространной цитаты, <чистая> натуропатия - это такая, которая применяет в качестве главного своего инструмента изобретённое самой Природой лечебное средство под названием <исцеляющий криз>.

Однако, для чего нам сегодня нужна эта разновидность натуропатии, спросит читатель, так красиво себя именующая, такая "чистая" да "истинная"? И почему при такой декларируемой чистоте да истинности сия разновидность натуропатии не пользуется широкой популярностью у пациентов (да они про неё даже не слышали!). Может быть, она не даёт результатов, безнадёжно устарела и потому не без основания давно забыта? Но ведь мы живём в эпоху разнузданной рекламы, и стало почти приличным быть тем самым куликом, который лишь своё болото хвалит, так почему <истинные> натуропаты пребывают в неизвестности? Или у них невысокие доходы и средств на рекламу не хватает?

Нет, всё дело в том, что <чистые> натуропаты, к которым и я имею честь принадлежать, точно так же, как некоторые фирмы, <не ищут клиентов, они их выбирают>. Потому только, что пациент, ищущий совета или помощи у <чистого> натуропата, обязательно должен понять и принять его философию здоровья и болезни: ведь восстанавливать здоровье ему придётся в основном своими усилиями - это прежде всего очень серьёзные изменения в привычках питания, а вдобавок он должен быть готов (и это наверняка потребуется) пройти (умеючи!) курс голодания, и возможно, не один, длительностью в несколько дней а то и недель, а всё это потрудней, согласитесь, чем принимать пищевые добавки (хотя в наше время это практически для всех насущная потребность) или пить с душистым мёдом целебные травяные чаи:

С другой стороны, истинная натуропатия (т.е. натуральная, или естественная гигиена) из-за своей философии здоровья и болезни, не согласующейся с общепринятыми медицинскими взглядами, издавна была объектом серьёзных атак со стороны медицины ортодоксальной, официально признанной и имеющей во всех цивилизованных странах поддержку от государства. Однако сегодня, к примеру, в одной из статей на сайте Научного общества натуральной медицины вполне уважительно говорится о том, что натуропаты совершенно иначе трактуют отдельные симптомы болезней, с которыми, по их мнению, совершенно не надо бороться. Потому что они просто являются показателем происходящего процесса самоизлечения: Когда этот процесс самоизлечения заходит достаточно далеко, человек перестаёт вообще болеть вирусными заболеваниями. Так что в этом учении, по сути своей гигиеническом, есть <сермяжная правда>, очень актуальная в наше время новых вирусных атак и угрозы бактериологического терроризма.

Яростное противостояние в недавнем прошлом натуропатии и официальной медицины, в частности, привело к закрытию старых натуропатических школ в США - <хранителей учения>. Открывшийся же там сравнительно недавно новый натуропатический колледж в Сиэтле (наиболее известный как университет Бастира) уже не отражает взглядов <чистой> натуропатии, он является, к сожалению, реформистским. Примерно такую же эволюцию претерпел и процветающий по сей день санаторий-клиника, основанный в Цюрихе ещё в 1897 году швейцарским врачом Максом Бирхер-Беннером, одним из основоположников диетологии как науки, который первым из врачей начал всерьёз заниматься лечением сырой диетой и свежими соками.

Тем не менее для <чистой> натуропатии поистине настало время, так как за последние три-четыре десятка лет наметились серьёзные стыковки, обещающие в дальнейшем постепенный процесс конвергенции этой разновидности натуропатии с отдельными отраслями науки о человеческом теле, на которых зиждется медицинская практика (сама же медицина, по моему понятию, - не наука, а искусство или ремесло, в зависимости от квалификации и таланта врача). Идейный кризис, который она переживает, мне думается, происходит прежде всего по той причине, что собственной философии здоровья и болезни у медицины нет (да и не может быть), а науки, на которых основана медицинская практика, тянут её в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Проиллюстрирую это на одном, но зато очень ярком примере:

Нутрициология, т.е наука о питании, говорит, что опасно нарушать так называемое белковое равновесие. Студенты медицинских факультетов заучивают вроде бы несокрушимый на первый взгляд постулат о том, что поступление с пищей белка никак не должно быть меньше ежесуточных его потерь: дефицит белка в пище приводит к страшным последствиям для здоровья как развивающегося организма ребёнка, так и для взрослых. Это общеизвестно и подтверждается фактами, статистикой, и всякий, кто посмел бы это оспаривать, будет раздавлен горами литературы, посвящённой болезням из-за белкового дефицита. И считается бесспорной необходимость наращивать в таких случаях количество белка в питании, хотя этот белковый дефицит, по моему мнению, подкреплённому научными данными, вызван только лишь дурной традицией потребления продуктов, содержащих белок, не сбалансированный по аминокислотам (продукты из зерна). Я постоянно в подобных дискуссиях обращал внимание оппонентов на то, что в тех самых регионах, где наблюдается белковый дефицит, он известен лишь у человека, а в окружающей его природе всё живое от такого дефицита не страдает: Жители африканской деревни, питающиеся кукурузной и просяной кашей, страдают от дефицита белка, а вот живущим в окрестностях деревни обезьянам, которые лишь эпизодически лакомятся початками кукурузы, делая из леса набеги на поля, это никогда не угрожало.

Мне удалось сделать роскошный подарок сторонникам снижения белковой нормы, когда я обнаружил и ввёл в научный оборот в дискуссиях о питании один серьёзнейший аргумент против общепринятой белковой нормы. Этот факт по-прежнему игнорируется нутрициологами, т.е. специалистами по питанию, но им оперируют специалисты по микрофлоре - вовсе не натуропаты, а учёные, работающие в русле ортодоксальной медицины. Они приводят в пример папуасов Новой Гвинеи, у которых отрицательный баланс белка (и это на протяжении всей жизни!!!): в их организме распадается белка в полтора раза больше, чем они потребляют со своей привычной пищей - это сырой и варёный батат и т.п. И эти учёные объясняют, как при удивительно низком суточном потреблении белка (всего 20-30 граммов), т.е. при явном и бесспорном <белковом дефиците> из маленького папуасика вырастает вполне здоровый взрослый папуас. И откуда в его организме постоянно прибавляется тот белок, которого нет в пище, и почему он остаётся здоровым, несмотря на то, что <по науке> при таких ежесуточных потерях белка человек не должен расти и развиваться, ему положено просто таки на глазах таять:

Будучи действительным членом Московского общества испытателей природы при МГУ, я сделал небольшой доклад на эту тему о своей находке на секции геронтологии, по просьбе её руководителя доктора медицинских наук Л.М.Сухаребского. В качестве члена этого научного общества, вдобавок будучи также постоянным внештатным корреспондентом газеты <Труд> по отделу науки, и тем не менее с некоторыми трудностями, я всё же смог опубликовать, под рубрикой "Гипотезы, открытия, проекты" небольшую корреспонденцию по этому вопросу (<Чем обедал папуас>, 27 ноября 1986 г.). И хотя при тираже в 19 млн. экз. ей было сложно остаться незамеченной (ведь газету читали все: как говорилось, "от дворника до академика") но она никак не заинтересовала учёных. Я решил было, что мои труды пропали даром, если не считать скромного гонорара... Однако уже в 1987 г. её перевод появился, что вполне естественно, в первом номере журнала Всемирной ассоциации эсперантистов-вегетарианцев "Эсперантиста вегетарано" - на языке эсперанто, а в следующем, 1988 г., и в любимом многими традиционном сборнике статей "Эврика" - о наиболее интересных научных идеях, поисках, открытиях за прошедший год в Стране Советов и за её рубежами: статья была замечена А.В.Лельевром, известным составителем этих прекрасных сборников, выходивших многие годы в московском издательстве "Молодая гвардия".

Хотелось бы подчеркнуть, что это несокрушимое обоснование возможности (и полезности!) ультраминимальной белковой нормы при грамотном проведении сыроедения было найдено мной при сопоставлении результатов исследований учёных, изучающих кишечную микрофлору, и данных украинского академика М.Ф.Гулого о взаимоотношениях аминокислот при усвоении пищевого белка, но отнюдь не в писаниях ортодоксальных нутрициологов, которые продолжают твердить, что "этого не может быть, потому что не может быть никогда!" И по сей день представители ортодоксальной науки о питании (нутрициологии) продолжают игнорировать этот факт - возможность столь низкой белковой квоты, далеко не обеспечивающей баланса между поступлением и расходованием белка организмом!

Насколько мне известно, исключением стала одна лишь Г.С.Шаталова, которой я дружески написал о своей находке задолго до публикации в газете (зная, что это поможет ей отстаивать малокалорийные рационы питания, которые в силу своего скромного объёма содержат, естественно, также и мало белка). Вот она, что делает ей честь, эту идею получения белка непосредственно из воздуха <по методу папуасов> охотно подхватила. А публикацию в газете заметил лишь кандидат сельскохозяйственных наук Г.Г.Романов из Института биологии Коми научного центра УрО РАН. Геннадий Григорьевич обратил внимание на мою газетную заметку, т.к. его научные интересы лежат в области азотфиксирующей активности свободноживущих и ассоциативных гетеротрофных бактерий, симбиотической азотфиксации бобовых растений, его работы посвящены азотфиксирующим системам, продуктивности растений, агрохимии, природовосстановлению и эволюции биологических систем. Он опубликовал большую статью о фиксации азота в природе, развивая мою идею изучать опыт папуасов, прежде чем что-либо утверждать насчёт белковой нормы... (См. Биологический азот в эвдосимбиозах царства ANIMALIA. Вестник Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук № 8 от 22 апреля 1998 г.)

Такие примеры <неувязочек> в ортодоксальной медицине можно умножить.

Так что же, это <истинное> направление в натуропатии настолько предпочтительно, что все остальные, вместе с ортодоксальной медициной, следовало бы отменить? Разумеется, нет. Истинные натуропаты, естественно, издавна дискутируют с ортодоксальной медициной, но - корректно, опираясь на свой опыт и впечатляющие достижения. Вот несколько весьма показательных строк из книги члена Британской Ассоциации натуропатов Гарри Бенджамина <Краткий справочник естественного лечения>:

<Автор относится с большим уважением к тем усилиям, которые прилагают как отдельные врачи, так и вся медицина в целом, чтобы помочь страждущему человечеству. Однако трагедия заключается в том, что эти усилия направлены в совершенно ложном направлении. Ибо философия болезни, этот фундамент, на котором построено всё здание современной медицины, принципиально ложна:>

У многих вызывает удивление отношение истинной натуропатии к траволечению: <Истинный натуропат не использует травы>, говорит, к примеру, тот же Гарри Бенджамин. Однако это то, что есть: Давно известна расхожая упрощённая формула, что натуропатия из всей ортодоксальной медицины (иначе называемой конвенциональной или официальной, общепринятой) признаёт лишь диагностику и хирургию. Но в последние три-четыре десятилетия истинная натуропатия получила мощную поддержку от сравнительно молодых отраслей науки, на которых зиждется медицина. Наблюдается сходство взглядов по ряду вопросов с лимфологией, наукой о кишечной микрофлоре, с энзимологией. И это усиливает интерес к истинной натуропатии.

Нельзя умолчать и об ограниченных возможностях натуропатии, чего не могут не признавать её авторитеты: истинная натуропатия - это учение о естественной гигиене, о том, как устранить известные помехи, не позволяющие организму самоизлечиваться. Она и предлагает эти пути самоизлечения вместо внешних средств. Разумеется, сегодня в подавляющем большинстве случаев проблемы больных должны решаться в какой-либо отрасли ортодоксальной или альтернативной медицины. Невозможно вообще, как иногда это делают не очень компетентные люди, вести речь о замене медицинского обслуживания натуропатией, игнорировать важность очень точной аппаратурной диагностики и многого другого, интегрированного медициной из разных наук о человеческом теле и психике. Смешно было бы отрицать необходимость хирургии. И наряду с этим не вредно знать, например, что при прободном аппендиците, угрожающем воспалением брюшины (перитонитом), натуропат может уверенно посоветовать отказаться от хирургической операции и даже от антибиотиков, т.к. дозированное полное голодание в этом случае гораздо безопасней для жизни больного и для состояния здоровья в будущем (исключается образование спаек). Такое знание может спасти жизнь в ситуации, когда оказание медицинской помощи вообще невозможно. Или в случае, когда пациент попросту не сможет перенести саму операцию (как в одном из шедевров чёрного юмора: <вскрытие показало, что чукча умер от вскрытия>).

Не секрет, что реформистская натуропатия, которую иногда называют <младшей сестрой> официальной медицины, намного лучше приспособилась к статус-кво. Она лучше вписывается в современный образ жизни цивилизованного общества, и ваш семейный врач сегодня, вполне вероятно, может сказать вам: если вас не удовлетворяет моё лечение, попробуйте полечиться у натуропата. В конце концов, у пациента сейчас есть свобода выбора, и бывает, что он поступает правильно, когда от перегруженного или иной раз не очень умелого врача уходит даже не к натуропату, а к гадалке, которая просто уделит ему больше времени и уверенно предскажет скорое выздоровление, тем самым сняв нервное напряжение (в чём, быть может, и состояла его главная проблема, вызывающая ряд нарушений здоровья). Ведь до 80% населения цивилизованных стран в той или иной степени невротизированы напряжённым режимом жизни и различными стрессами.

Стоит подчеркнуть, что весьма эффективный метод РДТ (разгрузочно-диетической терапии), практикуемый учениками и последователями доктора медицинских наук, профессора Ю.С.Николаева (Москва), называемый проще <лечебным голоданием>, не вполне согласуется с <чистой> натуропатией. Игнорирование такого явления, как <исцеляющий криз> неизбежно приводило к неоднократным неудачам в применении метода РДТ, а вслед за тем и к неверным выводам и рекомендациям. К примеру, лечение голоданием группы больных ревматоидным артритом закончилось неудачно, и был сделан ошибочный вывод о неприменимости голодания при этом диагнозе. Во время голодания у больных началось обострение симптоматики, усилились боли в суставах. Голодание пришлось прервать и дать больным лекарства - в десятикратно уменьшенной дозе, потому что голодание очень усиливает реактивность организма.

Попытка лечить таких пациентов заранее была обречена на неудачу: ведь клиника не может подстраиваться под каждого больного, выжидая, пока у него наступит криз, да и для грамотной провокации целительного криза нужен определённый срок: Так что время для начала голодания при ревматоидном артрите было выбрано произвольно, в то время как истинный натуропат непременно предложил бы старт во время обострения, которое наступает у каждого больного в своё время. Тогда во время голодания обострение не могло бы возникнуть: ведь оно уже налицо во время старта! Наоборот: обострение симптоматики при таком верно выбранном времени старта быстро исчезает. Тем самым и врач, и больной убеждаются в правильности натуропатической тактики, а в дальнейшем, в результате правильно проведённого голодания, состояние здоровья улучшается. Правильно провести голодание прежде всего означает верно выбрать время для входа в голодание и время выхода из него.

Приверженность идеям истинной натуропатии позволила мне прийти к открытию (или, если угодно, к гипотезе, хорошо <работающей> на практике) - запрограммированного выключения организмом иммунитета при инфекциях (и не только). Это открытие замечено, опубликовано в ряде средств массовой информации и уже заинтересованно обсуждается. Я надеюсь, оно даст новый мощный импульс не только для возрождения истинной натуропатии на современной научной основе, подкреплённой достижениями упомянутых выше сравнительно молодых отраслей науки, но и приведёт к пересмотру некоторых устаревших догм иммунологии.

Поскольку <чистая> натуропатия позволяет успешно и надёжно <излечивать> без лекарств (вполне понятным образом - путём самоизлечения!) микробные и вирусные заболевания, не исключая гепатиты и СПИД, одного этого достаточно, чтобы о ней не забывать (хотя также надо помнить и то, что почти во всех странах закон запрещает натуропатам лечить такие заболевания). Но врач, имеющий разрешение на лечебную практику, несомненно, вправе воспользоваться и методом <чистой> натуропатии, если он с ним достаточно хорошо знаком, понимает, как он работает и, главное, - в какой степени он совмещается с общепринятой терапией.

 

Вкус солнечной пищи

 

Александр ЧУПРУН,
действительный член Московского общества испытателей природы при МГУ (секция геронтологии)

Статья публикуется здесь в том первоначальном виде, в каком была подана в редакцию журнала "Физкультура и спорт". Она была опубликована в журнале (№ 11, 1986 г.) с небольшими сокращениями, а затем перепечатана в сборнике "Искусство быть здоровым" (часть 2-я, издание 2-е, перераб., авторы-составители А.М.Чайковский и С.Б.Шенкман; Москва, издательство "Физкультура и спорт", 1987 г., стр. 47-50). Общий тираж статьи составил, таким образом, более 1.750.000 экземпляров, что принесло широкую известность автору, последовательному пропагандисту так называемой "чистой" (или истинной) натуропатии, и в частности - сыроедения.

 

 

Режим питания, составленный исключительно из сырой растительной пищи, называемый сыроедением, сырым вегетарианством, натуризмом, натуральным (или естественным) питанием, не является новейшим изобретением в диетологии. Если не забираться в древнюю историю, то можно сказать, что вопрос этот в медицинской литературе обсуждается примерно полтора столетия. Конечно, поначалу никаких научных обоснований этому режиму не было, и его приверженцы исходили из того, что это - наиболее естественный, самой природой подсказываемый способ питания, ведь так питаются и наши ближайшие "родственники" - обезьяны шимпанзе и гориллы, лишь изредка отклоняясь от "чистого сыроедения", да и то вынужденно, при нехватке растительной пищи. Ссылались на строение зубов человека, ничем не напоминающих зубы хищника, на строение его пищевого тракта и т.д. Аргументов было не много, неудач при попытках длительно практиковать этот режим питания было предостаточно, и всё же в довоенной литературе по диетотерапии этот режим пользовался куда большим вниманием, чем сейчас.

Если заглянуть в ранние издания учебников профессора М.И.Певзнера, одного из основателей советской диетологии, то можно обнаружить, что сыроедение рекомендовалось при подагре и мочекислом диатезе, повышенном весе (ожирении) и диабете, болезнях кожи и сердечно-сосудистых недугах, болезнях печени, почек, нервной системы, кишечника, аллергиях: Не лишним будет подчеркнуть, что сыроедение, по мнению М.И.Певзнера, давало хороший эффект "при отучении алкоголиков от пьянства". Но в последующие годы интерес к естественному питанию у медиков был утерян, и дело дошло не только до того, что из современных учебников исчезли соответствующие разделы: некоторые пособия для медицинских вузов с первых же страниц объявляют войну сыроедению, относя его: к извращениям, нарушениям в питании. Несколько лет назад слово "сыроедение" нельзя было найти даже в самом толстом словаре, а когда оно снова стало появляться в прессе и литературе, то, что о нём писалось, было достойно удивления:

Издательство "Знание", например, выпустило книгу московского профессора, доктора медицинских наук, который, справедливо ополчаясь против самолечения, писал: "многие люди начали применять различные неизвестно кем разработанные диеты (сыроедение, салоедение и т.д.)". "Салоедение" было придумано автором ради иронического эффекта, и получалось, что речь идёт о питании сыром или салом: Рекорд невежества побила, однако, Академия наук Украинской ССР, разъясняя в выпущенном совместно с Институтом языкознания имени А.А.Потебни (!!!) "Словаре украинского языка" (том 9, с. 201), что слово "сыроед" имеет два значения: первое - это человек, употребляющий сырое мясо в пищу, и второе - людоед:

Давайте разберёмся, правда ли то, что сыроедение разработано "неизвестно кем". Да нет, конечно. Об учебнике заслуженного деятеля советской науки проф. М.И.Певзнера, который штудировали многие годы все отечественные диетологи, уже говорилось. В украинском журнале "Радянська медицина" в довоенные годы печатались обширные материалы по клиническому опыту применения этого режима (проф. И.Б.Фридман, "Сыроедение в клинике внутренних болезней", 1939, № 3, с. 24-33; Д.Я.Беркович, "Лечение нефрита сыроедением", 1940, 1, с. 45-53; М.Ф.Соколова, "Сыроедение при заболеваниях печени", 1940, № 1; С.С.Цейтлина, "Терапия колитов сыроедением", 1940, № 11-12). Для тех, кто считает, что сыроедение разработано "неизвестно кем", можно составить обширную библиографическую справку. Назовём ещё некоторые публикации: проф. Г.Эппингер. "Сыроедение и минеральный обмен", "Клиническая медицина". 1937. том 15, № 9, стр. 1058-1060; Х.Штраус, "Сырая пища как лечебный метод", "Казанский медицинский журнал", 1929, № 12, с. 1259-1265; И.Б.Фридман, "Сыроедение как лечебный фактор при некоторых заболеваниях внутренних органов", журнал "Вопросы питания", 1940, 9, 3, с. 17-23; И.Б.Фридман, "Лечение сыроедением", в книге "Конференция по лечению питанием 5-9 мая 1950 г.. Тезисы докладов и выступлений", стр. 11-12, М., 1950 г. Мне кажется, что ради здоровья народа пора бы внести ясность в вопрос о так называемой "модной диете". А где-то и "власть употребить", вменив в обязанность авторам популярных книг и тем более учебников для медицинских вузов вначале знакомиться с публикациями по тому вопросу, по которому они намерены высказывать мнение. Нельзя же, в конце концов, под грифом Академии наук и Общества "Знание" превращать в людоедов невинных вегетарианцев, предпочитающих колбасе сырую морковку.

Кажется парадоксальным, что сыроедение остаётся и до сих пор наименее изученной областью диетологии. Но - на всё были причины, которые увели в сторону интерес биохимиков, диетологов, врачей. С одной стороны - закономерное увлечение Павловским нервизмом, с другой - отставание диетологии во всех разорённых войной странах, когда проблемой стало хоть как-нибудь прокормить население. Не до диет было. А ведь ещё в 1939 году профессор И.Б.Фридман писал в одной из упомянутых статей: "Сыроедение - питание сырой пищей, преимущественно растительной, рекомендуется и как вид массового, народного питания, для длительного применения у здоровых людей, и как ценный лечебно-диетический фактор при целом ряде заболеваний". Отнюдь не ратуя здесь за массовый переход на сырую растительную пищу, хочу только обратить внимание на то, что режим питания, состоящий исключительно из неё, способен помочь там, где бессильны все лекарства. Но для этого надо сначала вспомнить забытый отечественный опыт, изучив старые научные публикации, а заодно издать хотя бы единственную книгу о сырорастительном режиме, которого придерживаются, несмотря на насмешки слева и справа, довольно многочисленные у нас уже сыроеды (или натуристы). Для начала это мог бы быть перевод на русский язык книги А.Белоречки и С.Чортановой "Вегетарианство и сыроедение" (София, 1980 г.) или ранее вышедшей книги болгарского профессора Тодора Тодорова "Солнечная пища на нашем столе", в которой есть такие слова:
"Понятие "сырая пища" - это синоним культурной пищи, отвечающей требованиям высокоцивилизованного современного человека".
И в самом деле: мы читали в научно-популярных журналах немало статей под рубрикой "Минимум калорий - максимум биологической ценности". Но ведь свежая, сырая пища как никакая другая полностью отвечает этим требованиям!

Нельзя сказать, что сыроедение как лечебный режим стопроцентно забыто. В последнее время, как и в довоенные годы, этот режим практиковали в клинике Института гигиены питания в Киеве по инициативе доцента Г.А.Дунаевского. Днепропетровские специалисты - проф. К.И.Степашкина и проф. Б.Н.Мошков в своей книге "Лечебное питание в домашних условиях" (Киев, 1967) посвятили сыроедению небольшую главу, где, в частности, отметили, что при болезнях печени сыроедение даёт полный отдых этому органу. Коснулись этого режима в своей книге "Голодание ради здоровья" профессор Ю.С.Николаев и Е.И.Нилов, указав, что "сыроедение - не такая уж безобидная диета" и что к этому режиму надо подходить осторожно. В самом деле, этот режим питания, являясь только частью так называемой "натуральной гигиены", сплошь и рядом приводит к обострениям хронических недугов - такой выдающийся врач, как А.С.Залманов, называл их целительными. Их надо, указывают специалисты по безлекарственным методам врачевания, "лечить", не выходя за рамки разгрузочно-диетической терапии, дозированным голоданием. Сейчас же происходит нечто странное: люди, в подавляющем большинстве, разумеется, не медики, практикуют более или менее разумно сырой или полусырой вегетарианский режим, руководствуясь часто небрежными и неточными переводами книг зарубежных врачей-натуропатов, а получить консультацию по этому вопросу, всё ли делается правильно и нет ли каких нежелательных последствий такого питания, им негде, потому что современному врачу, при существующем отношении к этой диете, как-то не к лицу, что ли, знать эти "нарушения рационального питания".

Пренебрежительное отношение к сырым продуктам является уже своего рода застарелой плохой традицией, которую надо бы общими усилиями изживать. Не потому ли у нас очень велики пока потери фруктов и овощей, что нет всеобщего понимания колоссальной важности для народного здоровья этих замечательных продуктов, "солнечной пищи". Надо бы восстановить права сыроедения, вернув его в клиники, в санатории, а если ему дать надлежащее место в домашнем питании, обеспечив квалифицированный медицинский контроль, то, надо думать, сыроедение будет вносить свой вклад в здоровье народа. Первым шагом к этому может быть внедрение в практику на южных курортах давно известных методов - фруктолечения, виноградолечения.

Как выглядит сыроедение на практике, можно судить хотя бы по тем публикациям, которые время от времени появляются в нашей печати. Некоторые энтузиасты придерживаются сырорастительного режима очень строго, фанатично. Это создаёт немалые трудности и для такого экспериментатора, и для его окружения: ведь он, по сути, исключает себя из общества в отношении питания. Но такие случаи представляют несомненный интерес для науки.

Взять хотя бы шотландского биолога Дугласа Сэмпла, о котором рассказывала наша пресса в 1967 году. Заметка под заголовком "Диета долгожителя" сообщала, что много лет его питание состоит исключительно из овощей, орехов, фруктов и свежей воды, и что благодаря такому режиму питания Дуглас Сэмпл здоров, бодр и выглядит намного моложе своих 80 лет: Группа людей, купивших участок, чтобы устроить колонию долгожителей в Южной Америке, приглашала его возглавить колонистов.

Уверен, что немало читавших эту заметку испытывали на себе этот режим и: потерпели крушение. Потому что у больного, например, хроническим артритом недели через две наступает обострение заболевания, а что дальше делать, в заметке не сказано: Если в питание включают зерновые продукты или хлеб в заметных количествах, такая реакция наступает позже и не бывает столь острой, но в принципе "целительные обострения" - путь к выздоровлению, об этом уже сказано выше. Резкая перемена в питании - дело нешуточное, требующее перестройки всей пищеварительной системы. Меняется и микрофлора кишечника. Кому-то из наших сожителей - бактерий, обитающих в кишечнике, - такие перемены не по нутру, другие - наоборот, размножаются в большом количестве. Меньшее количество белка в сырой пище сокращает гнилостные процессы, бактерий гниения становится меньше, но растёт количество бактерий брожения. Возникают временные разбалансировки в большом биохимическом хозяйстве организма, может возникнуть временная нехватка витаминов группы В. Известный натуропат Герберт Шелтон даже рекомендует при переходе на сырую растительную пищу некоторое время принимать витаминные таблетки (витамины комплекса В), пока кишечная флора не станет вырабатывать сама эти витамины. И у меня, и у многих других знакомых мне экспериментаторов с сырой диетой случались из-за незнания этого и растрескивание кожи на пальцах рук и ног, и другие симптомы перестройки организма. Правда, они не были серьёзными и воспринимались как мелочь на фоне общего улучшения здоровья, нормализации веса.

Естественно, молодой организм перестраивается на новый режим питания легче, но постепенность и оглядка на результаты нужна всем. Люди, которых психологи относят к "неосмотрительному типу поведения", особенно часто приводят себя бесконтрольным применением разных пищевых режимов в такое состояние, из которого без помощи врачей не могут выбраться. Специалисты предостерегают, например, от резкого сбрасывания веса, более 3-4 килограммов в месяц - это может расстроить нервную систему и психику. В большинстве случаев, видимо, лучше всего сначала ввести сырой завтрак. Привыкнув к нему, прибавить и сырой ужин, а уже затем, привыкнув к повышенным количествам сырой растительной пищи, сделать сырым и обед.

Исключительно важным считается соблюдение правильных комбинаций пищи при еде. Сколько бы представители теории ни спорили об этом, все испытавшие знают, что это сразу же дает ощутимый прилив бодрости, силы, здоровья. Не случайно же академик А.А.Микулин, испытавший один из вариантов этого правила - "раздельное питание" (только один продукт в каждый приём пищи), рассказывая об этом в своей книге, поставил восклицательные знаки в пяти фразах подряд!

На практике питание сыроеда имеет такой вид: дважды в день на столе - большой салат из зелени и овощей, лучше всего с добавлением масличных семян (смолотый с кожурой на кофемолке подсолнух, кунжут, мак, тыквенные семечки и т.п.) или любых орехов. Допустимы небольшие добавки косточек абрикоса, кое-кто включает также 2-3 грамма цветочной пыльцы, а зимой - полстакана травяной муки из заготовленных с лета сушёных трав, листьев. Один из салатов можно съесть и с зерновыми продуктами (каша, хлеб) или с отварным картофелем. Строгие сыроеды, конечно, варёного не едят совершенно, предпочитая и зерно есть сырым, например, в виде грубой муки домашнего изготовления. Привычка, надо сказать, делает вкусным всё. Зерно, однако, пища самая нежелательная в идеальном сыром режиме из-за несбалансированности его белка, о чём будет сказано далее. Проблемы пищевой полноценности хлеба рассматриваются учёными, этому посвящаются целые монографии, и можно сказать, что нау



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: