Учителя МОУ-СОШ № 2 Биккуловой Н.А.




Самоанализ урока

«США: «Новый курс» Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии»

Учителя МОУ-СОШ № 2 Биккуловой Н.А.

Урок «США: «Новый курс» Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?» является 1,2 уроком в теме «Экономическое и политическое развитие индустриальных стран в 20-30-х годах ХХ века». По тематическому планированию, на изучение этой темы отводится 2 часа.

Данный урок является продолжением предыдущего, на котором изучались международные отношения 20- 30 - х годов ХХ века. В начале урока проводилась актуализация знаний учащихся о международных отношениях послевоенного мира, о внешней политике ведущих стран мира в рамках сложившейся в 1920-е годы Версальско – Вашингтонской системы. В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что в недрах «эры пацифизма» зрели противоречия которые приведут к мировому экономическому кризису, краху Версальско – Вашингтонской системы и в конечном итоге ко II Мировой войне. В связи с тем, что тема уже изучалась учащимися в 9 классе, был выбран данный тип урока, требующий большой самостоятельной подготовки учащихся. В ходе урока учащиеся продемонстрировали навыки самостоятельной работы - подготовки докладов – презентаций, ведения дискуссии, работы с историческими документами и статистическими таблицами, проблемными вопросами. Тема самообразования, над которой я работаю три года: «Построение версий при изучении исторических событий и личностей как способ формирования критического мышления». На уроке удалось, на мой взгляд, продемонстрировать умения учащихся самостоятельно извлекать и конструировать информацию, аргументировано отвечать на проблемные вопросы, выдвигать собственные версии относительно причинно – следственных связей. Задача учителя на таком уроке - управлять учебной деятельностью учащихся, направлять её в нужное русло.

Урок проводился в 11социально – экономическом профильном классе классе, который обладает высоким учебным потенциалом. С учащимися этого класса я работаю 2 год.

Цели урока были следующие:

Цели урока:

Обучающие:

систематизация и углубление первоначальных представлений о причинах, объективных условиях и субъективных факторах, породивших мировой экономический кризис 1929 -1933 гг.,

установление причинно-следственных связей между экономической ситуацией и развитием авторитарно – тоталитарных и либерально – демократических моделей общественного развития в 30-х гг. ХХ века;

формирование у школьников самостоятельных оценочных выводов о характере реформ «нового курса» Ф. Рузвельта в США.

Развивающие:

совершенствование познавательных умений старшеклассников анализировать отдельные исторические события в контексте национальной и мировой истории, сопоставлять интерпретации и оценки важнейших исторических фактов, выявлять причины разногласий;

развитие критического мышления, умения видеть противоположные стороны одной и той же проблемы, выдвигать собственную версию;

развитие умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным проблемам.

Воспитательные:

формирование у учащихся ориентации на демократические ценности и неприятие форм социально – политической жизни, подавляющих личность и традиции гражданского общества:

развитие умения анализа исторических фактов под новым углом зрения, их интеграции в систему личностного гуманитарного знания и социального опыта.

Задачи:

· раскрыть основные противоречия мирового экономического развития, породившие кризис 1929 – 1933 гг.;

· выяснить влияние мирового экономического кризиса на общественно – политическое развитие стран Европы и США в 20-30-е годы ХХ века;

· охарактеризовать особенности мирового экономического кризиса и «Великой депрессии» в самой процветающей стране мира;

· раскрыть суть экономической теории Дж. Кейнса, причины популярности этой теории в демократических странах Европы и Америки, оценить её актуальность для современного общества;

· подвести школьников к самостоятельным оценочным выводам о результатах «нового курса» Ф. Рузвельта;

· выдвинуть собственные версии при ответе на вопрос: «новый курс» - это выход страны из мирового экономического кризиса или начало этапа социально – ориентированного развития современного капитализма»?

 

Тип урока: комбинированный урок

Методические приемы:

· рассказ учителя;

· изучение и анализ документов и фактов, комментирование фотодокументов, карикатур, статистических таблиц, выполнение тестовых заданий учащимися;

· использование элементов ролевой игры;

· работа с проблемным заданием;

· слайд – показ;

· ИКТ;

Формы работы:

· групповая;

· фронтальная;

· индивидуальная.

Урок «США: «Новый курс» Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии? является комбинированным уроком с элементами ролевой игры, на котором отслеживаются все этапы урока данного типа: актуализация, изучение новой темы, закрепление нового материала. Его особенностью является то, что он построен на активной познавательной деятельности школьников, их во многом самостоятельной учебной деятельности.

Основными источниками информации для учащихся по новой теме были:

· Подборка исторических документов (раздаточный материал) с которой учащиеся работали дома и на уроке;

· Слайд – лекция, в которой использовалась подборка фотографий, кадры документальной хроники, карты, схемы.

Учебная работа школьников заключалась в критическом анализе документов, подготовке сообщений - презентаций, ведении дискуссии.

Для раскрытия содержания нового материала использовались:

v Объяснительно – иллюстративный метод (организовано восприятие и осознание информации через слайд – лекцию);

v Частично – поисковый метод (поэтапное решение проблемного вопроса, поиск ответов в ходе слайд – лекции);

v Репродуктивный метод(работа с учебниками, заполнение таблиц, ответы на вопросы).

Были организованы следующие формы работы на уроке:

Ø ИКТ (слайд – лекция, работа с СD);

Ø Анализ текста;

Ø Эвристическая беседа;

Ø Работа в группах;

Ø Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.

Приемы и средства, которые использовались на уроке:

Работа с историческими источниками позволила поддержать интерес к новой теме, активизировать участие учащихся в освоении нового материала,

Использование большого объема наглядного материала: карт, схем, фото способствовало формированию эмпатии, позволило проникнуться духом того времени, взглянуть на изучаемую эпоху глазами её современников; глубже вникнуть в противоречия между ведущими мировыми державами.

Организация урока по типу ролевой игры дала возможность высказаться всем учащимся, активно участвовать в познавательном процессе всему классу;

Выполнение заданий на компьютере дало возможность учителю не только организовать выполнение продемонстрировать информационные умения школьникам, поддержать интерес к изучаемой теме;

Работа со словарем позволила повторить и закрепить исторические термины и понятия.

 

Материал урока сложен, насыщен разнообразными фактами и событиями. Поэтому на уроке поддерживался быстрый темп работы, контроль уровня усвоения знаний проводился после каждого пункта урока. В конце урока учащиеся сделали вывод по проблемному вопросу, таким образом была выполнена основная задача урока.

Урок, иллюстрированный схемами, кино и фотодокументами вызвал большой интерес у школьников. За счет переключения внимания учащихся, постоянном чередовании видов деятельности удалось сохранить умственную работоспособность и высокий темп работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: