III Культуры и Цивилизации




Теперь же, разобравшись с понятием числа и его влиянием на существование культуры, ее понимание и появление, а также разобравшись с понятием истории и исторического, мы можем преступить к выялению основных идей Шпенглера, а именно к объяснению понятий культур и цивилизаций. Прежде всего необходимо сказать, что культуры есть живые организмы. Шпенглер связывает их историю с человеческой жизнью. Если мы сможем осознать это, то мы сможем понять тип, прообраз той или иной культуры.

Культуры, по мнению историофилософа, в момент пробуждения первобытного человечества и освобождения великой души, характеризующей саму будущую культуру. Эта сущность расцветает на строго определенной почве и территории и остается к ней прикрепленной. Там развивается будущая культура, выявляя свои возможности, цели и основную идею. Но сотворив это, культура слабеет, костенеет, умирает и становится цивилизацией. В виде цивилизации каждая культура может существовать еще в течении столетий, подчас заглушая новую развивающуюся культуру. И после того отжившая культура отправляется в небытие исторического. Таким образом, каждая культура, подобно человеку, проходят определенные этапы: детство-юнность-зрелые годы-старость.

Каждой культуре присуще определенное ощущение истории и времени. Каждая культура по-своему соотносит себе свою историю. Если для одних культур не было необходимости в истории, как например в отсутствии у греков памяти, необходимой для хранения воспоминаний, то для других культур время, воспоминание, история есть необходимость, как например для западноевропейцев. Для этой культуры характерно понимание истории, ощущение каждого ее мига. Для вычисления каждого промежутка фаустовская культура использует часы. Именно с их возникновением и связывает Шпенглер появление этой культуры.

Каждой культуре соответствуют определенные символы. Символ есть суть чувственно осязаемые единства, последние, неделимые и, главное, появляющиеся помимо нашей воли впечатления с определенным значением. Символу раскрывают глубинную особенность той или иной культуры. Появление символов на раннем этапе существования той или иной культуры есть наглядное чувственное выражение нового мироощущения, доступного только людям одной единственной, экой культуры, что обособляет этих людей от иных культур и человечества в целом. Основой ощущаемого единства новой культуры есть однообразный язык символов.

Также необходимо сказать об отношении каждой культуры к своим умершим. Это также различно для каждой из них. Культура погребения есть хаотичное, рождающееся из первооснов раннего бытия культуры, в бытность ее еще не родившейся. Каждая культура отталкивалась от самой себя в поисках того понимания погребения, что есть она сама. Античность остановилась на сожжении мертвых, что могли ей говорить не о настоящем, а о собственном будущем. Чего античная душа не хотела. Европа и Египет хотели хранить память о прошлом, что есть для душ их культур основа. Ведь время для данных культур есть то, что возникает с ними. Египетская сооружала гробницы, делала мумии своих правителей. Европа же в своем существе есть родившаяся из времени, ее первопредмет были часы. И хотя она, подобно Египту, сооружала могилы, захоронения, дабы почтить память о давности, она пошла дальше в своем развитии. Фаустовская душа, западноевропейская культура начала создавать музеи, дабы сохранить первооснову, плоть всей истории нашей культуры. На том основана ее сильное понимание времени, что невозможно представить не у одной другой культуры до неё, что есть особый символ теперь уже умирающей культуры, ставшей цивилизацией

Шпенглер выделяет в своей работе основные несколько культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, античную(греко-римскую), арабскую, западноевропейскую, индийскую, майскую. Подробно же Шпенглер рассматривает три культуры: Западноевропейскую, Античную и Арабскую. Он показывает, что каждой из них характерно свое понимание пространства, числа, свое отношение к смерти, свои символы, понимание истории. Каждой из этих культур характерна своя собственная душа, что отражает саму суть каждой из них. Для античности Шпенглер обозначил Аполлоновскую душу, для Западной Европы- Фаустуфскую, для Арабской культуры- Магическую. Пространство, космос античной души есть множество отдельных тел, что есть символ Аполлоновского. Но он осязаем, он есть вокруг, до него можно дотрнуться. В противопоставление этому стоит бесконечное пространство фаустовской души, что есть ее символ. Все есть лишь часть пространства, не есть какие-либо предметы, подобно античности. Но как бы не являлись объекты частью реальности, они не есть часть нынешней реальности, подобно Вальгалле, что не существует в нашем представлении, подобно Олимпу. В этом отражается один из главных символов фаустовской души- одиночество, покинутость, загадочная жалость.

По мнению Шпенглера, западноевропейская культура перешла в состояние цивилизации. Она все больше углубляется у механизацию и урбанизацию. Постепенно усиливается влияние науки, она становится управлением существующей культуры. А наука есть ставшее, что развивает мертвое, неспособное на понимание основной судьбы человеческого. На первое место выходит дарвинизм, неспособный дать понимание мира в том представлении, характерном для юной культуры, растущей и стремящейся доказать о себе, подобно арабской культуре, искавшей выход из умершей античной культуры, создавая свои культы Исиды, Зороастризма, ставших притягательным для цивилизации. По мнению Освальда, это все есть проявления умирающего, явления цивилизации, умершей культуры. И подобно тому, как прежде все великие культуры исчезали в глубь истории, так и фаустовская культура окажется покинутой и умершей.

 


Заключение

Таким образом, мы рассмотрели историо-культурную модель Шпенглера. Мы выявили, что культура Шпенглера-нечто, что отличается от аналогичного у масс, живущих в обществе. Мы выявили несколько стадий развития каждой культуры: детство, юность, зрелость, старость. Определены основные положения теории культур Шпенглера. А также показаны отличия культуры от цивилизации. Культуры есть молодость, юность развивающейся души, характеризуются своим развитием и выявлением основной, первоосновной причины и цели для существования родившейся Культуры. Цивилизации есть же окостенелые Культуры, что достигли свое максимума и теперь доживают свой век на полотне истории.

Название же книги Шпенглер обосновал тем, что нынешняя душа Запада вступила в эпоху цивилизации, старости, что предвещает ее скорую смерть. Это и сеть так называемый Закат Европы.


 

Список используемой литературы.

1. Шпенглер О. Закат Европы.- М.: «Наука», 1993. — 592 с.

 

2. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. - М.: Искусство, 1989 г. – 272 с.

 

3. Афанасьев В. В. Социология политики Освальда Шпенглера. М.: КДУ, 2009. — 192 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: