ТЕРРИТОРИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА В ДРЕВНОСТИ




ОТ АВТОРА

Проблема упадка патриотизма в современном русском обществе встает перед нами во всей полноте. Воспитание молодого поколения в духе любви к Отечеству начинается с прививания уважения к истории России в общем, и истории своей малой родины в частности, какого-то конкретного города, села, деревни, семьи.

В предлагаемом вниманию читателя сборнике собраны статьи, касающиеся истории Кубани, казачества, станицы Уманской. Это первая подобного рода книга о станице, в которой представлены как ранее печатавшиеся работы, так и публикуемые впервые. Статьи, в которых рассматриваются самые разные аспекты жизни кубанцев в прошлом, расположены в приблизительном хронологическом порядке.

Автор выражает глубокую признательность журналисту ЛОПАТЬКО Евгению Константиновичу, заведующей архивным отделом администрации Ленинградского района СВИРИДОВОЙ Галине Михайловне, архивисту КАРАМОВОЙ Ирине Петровне, генеральному директору научно-техниче­ской фирмы «Комплексные системы» МИШКИНУ Валентину Матвеевичу (г. Мурманск) за помощь в подготовке данной книги.

Автор надеется, что сборник поможет немного привлечь внимание земляков к истории их родной станицы. Популяризация отечественной исторической науки крайне важна сегодня для развития преемственности между поколениями русских людей.

«Здесь действительно нет речи о про­шедшем и настоящем в том же безуслов­ном смысле, в каком их понимаем мы, ко­торые всегда движемся с лицами, погре­бенными в темном облаке, и ощущением холодка на затылке. Время расстилалось во все стороны вокруг людей того вре­мени».

Вильгельм Грёнбек

z z z

КУБАНЬ И ВЕЛИКАЯ ШВЕЦИЯ

В

древней истории Кубани есть много малоизученных страниц. Наш край находился в прошлом на пересечении важнейших дорог Евразии, по которым проходили пути миграций многих народов, как известных истории, так и канувших в Лету.

Территория нашего края входила в состав Великой Швеции. Это не было государством, скорее общим для всех арийских народов названием ареала их проживания. Великой Швецией называли эту землю предки современных скандинавов, которые впоследствии ушли жить с территории Юга России на Скандинавский полуостров. Этим вопросом сейчас занимается ряд русских ученых. Большое внимание ему уделяет В. Щербаков, который нашел легендарный рай викингов – Асгард (Город Асов) под Ашхабадом в районе Старой Нисы. Об этом событии в 1989 году было сообщение ТАСС. В древних преданиях викингов сагах, которые швед Снорри Сгурлусон собрал в начале Нового времени и записал под названием «Старшая Эдда», говорится о борьбе асов (предков скандинавов, осетин, скифов) с ванами (предками славян). Ваны победили асов и вытеснили их из Закавказья на территорию Кубани. Их вел вождь Один. Скандинавы впоследствии его обожествили, а германцы называли его Вотаном. По какой-то причине большинство асов через некоторое время, ушло с кубанской земли на север, проходя с тяжелыми боями через враждебные им племена. Особенно тяжелой была их борьба с саксами, что отражено в «Эдде». Наконец, Один привел свои роды на Скандинавский полуостров. Но часть асов осталось на Кубани. Греки их считали скифами, себя они называли аланами. Государство Алания просуществовало вплоть до нашествия монголо-татар. Затем аланы в тяжелой борьбе были вытеснены татарами в горы Кавказа, приняв имя осетин. Они создали знаменитый свод преданий – «Нартский эпос», который оказал влияние на развитие мифологии многих кавказских народов. В нем, в частности, говорится о таких персонажах, как Батыр Ас (богатырь Ас) и царевна Сатина (реальный персонаж: аланы в действительности имели царевну по имени Сатинак). В. Щербаков пишет: «Интересно, что земля восточнее Дона в древности в скандинавских сочинениях («Какие земли лежат в мире» и других) еще до Снорри Стурлусана называлась Свитьод – «Великая Швеция». Это память о прежней родине асов, точнее племен, на языке которых слово «ас» означает «бог, владыка». Надо заметить, что для многих народов было свойственно постепенное обожествление своих реальных предков. Так поступили и скандинавы. Другой русский исследователь А. Дугин, пишет по данному поводу следующее: «По-видимому, задолго до прихода славян на территорию России, регион южнорусских степей от Черного моря до юга Урала древние арии, населявшие его, называли «Жилищем богов – Великой Швецией» или «Холодной Швецией», которая лишь значительно позже переместилась вместе с германскими племенами в Скандинавию, ставшую «Жилищем людей – Малой Швецией». Через Великую Швецию протекала река древних ариев Дон (Танаксиль или Ванаксиль по «Старшей Эдде», т. е. рукав реки, где живут Ваны»). Судя по всему, Дон был западной границей Швеции. Само же слово «Швеция», скорее всего, означало «белый, светлый». Что интересно, в некоторых русских диалектах слово «Русь» означает «светлое, открытое место». Понятие «русые волосы» тоже подразумевает светлый цвет. Так что не исключено, что понятия «Русь» и «Швеция» являются тождественными.

В. Беловолов
краевед
ст. Ленинградская

Литература

1. Дугин А. Континент-Россия // Наука и религия.- № 11.- 1996.- с. 14.

2. Старшая Эдда.- С.-Пб., 2000.

3. Щербаков В. Асгард и Ваны (сб. «Дорогами тысячелетий»).- М.,
Молодая гвардия, 1989.- с. 82.

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 15
от 10-16.04.2000 г.


z z z

ТЕРРИТОРИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА В ДРЕВНОСТИ

И

стория нашей земли началась отнюдь не с 1794 года, когда казаки запорожцы основали Уманский курень. Кубань издавна притягивала своей плодородной почвой, богатой флорой и фауной многие народы, в основном ведущие кочевой и полукочевой образ жизни. Этнически со времен неолита до эпохи Великого переселения народов они были индоевропейцами, и лишь с приходом гуннов началась эпоха тюрков. К сожалению, на территории Ленинградского района не осталось памятников древности, за исключением немногочисленных курганов. Это связано с отсутствием долговременного строительного материала. Первым известным истории племенем на севере Кубани стали киммерийцы. Некоторые ученые считают их автохтонным населением. Киммерийцы жили в X-VIII в. до Р. X. и вели кочевой образ жизни. Они хоронили своих умерших в курганах, совершали грабительские походы во Фригию, Лидию, греческие прибрежные колонии, пока не были ассимилированы скифами. В VIII в. до Р. X. на территорию нашего района вторглись кочевники-скифы. Скифы – это не самоназвание племени, а собирательное имя, данное им греками. Они были очень воинственны и громили Мидию, Ассирию, другие государства Передней Азии, а затем возвращались к своим кочевьям, везя награбленное. Скифы активно контактировали с греками-колонистами, поэтому происходил взаимовыгодный обмен культур. В 514-512 гг. до Р. X. они победили персидского царя Дария I Гистаспа, который вторгся в их земли. Кочевники умело заманили 700 тысячное персидское войско в степи и, нанеся ему партизанской войной ощутимый урон, заставили ретироваться. Скифы были язычниками и справляли культы под открытым небом. Для поклонения богу войны они строили из хвороста холм и втыкали в его вершину железный меч (акинак).

Раз в год они приносили в жертву пленников, отсекая им головы и правые руки, что соответствовало древним арийским обрядам, описанным в «Ведах» и «Авесте». Массовые жертвоприношения коней соответствовали арийскому обряду Ашвамедхи. Святилища скифов показывают обряды, описанные в «Ригведе» и «Яджурведе». Скифы создали уникальную художественную культуру, так называемый «Скифский звериный стиль». Однако уже к III в. после Р. Х. их окончательно изгоняют готы. Осталась лишь малая часть этого народа, которая дала начало аланам.

В VI-IV вв. до Р. Х. на территории района жили савроматы (ирано-язычные кочевники, родственные скифам). Основой их рода послужили скифы из «амазонки» – легендарные женщины-воительницы. Плутарх считал, что их земли находились в двух днях пути к востоку от Танаиса (Дона). То есть наш район вполне мог входить в ареал их обитания. Около 512 г. до Р. Х. савроматы участвовали в войне против Дария I, но уже началу III в. до Р. Х. они слились в родственными им сарматами.

Сарматы пришли из Южного Приуралъя в IV в. до Р. Х. Они воспользовались гибелью Персидской державы под ударами фаланг Александра Македонского и совершали походы в ее пределы. Было несколько известных племен сарматов: роксоланы (у берегов Азовского моря), аорсы (на Дону), сираки (в Прикубанъе). Сарматы поддерживали царя Понта Митридата Евпатора в его войнах с Римом. Своих умерших они хоронили в катакомбах. У них существовал культ зеркала: при смерти хозяина зеркало разбивали и зашивали в чехол, и лишь затем бросали в могилу. Этот обычай есть и сегодня у русских. Только зеркало в доме умершего просто накрывают полотном. При погребении сарматы совершали обряд тризны, доводя себя до состояния наркотического опьянения в шатрах-парилках при бросании семян конопли на угли. Приносимым в жертву людям отрубали правую руку после умерщвления по древнему обычаю ариев. Сарматы были вооружены луками, стрелами, кинжалами с рукоятью и навершием в виде бараньих рогов, панцирями (позднее кольчугами), мечами, шлемами. Носили короткие плащи, штаны, сапоги, рубахи с узкими горизонтальными воротами. К IV в. после Р. X. сарматов вытеснили гунны.

Во II в. после Р. X. на территорию района, вероятно, пришли дандарии (в переводе с древнеиранского «камышовые арии»). Они были хорошими земледельцами, скотоводами, гончарами. Их изгнали из пределов Боспорского царства сарматы и римские когорты. Кстати, в 46-49 гг. после Р. Х. в пределах нынешнего Ленинградского района вполне мог теоретически находится римский экспедиционный корпус Юлия Аквилы, преследующий племена-сторонники Митридата VII (в т. ч. дандариев). Аквила приказал перебить 10 000 пленных в целях устрашения при осаде г. Успа, после чего отряд римлян продолжил движение и остановился в трех днях от Танаиса (Дона), затем он морем ушел из пределов Кубани.

В 193-194 гг. после Р. X. через наш район проходили орды сираков (одно из племен сарматов), которых вытеснил на Нижний Дон Царь Боспора Савромат II, после чего они ушли к Дунаю.

К концу III в. после Р. X. территория района находилась невдалеке от страны Готов, раскинувшейся между Дунаем и Доном, так называемым «государством Германариха». Готы подчинили часть славян, захватили Крым и окончательно уничтожили скифов. Они также уничтожили город Танаис в 240 г. после Р. X. (недалеко от нынешнего г. Новочеркасска), однако и сами в середине IV в. после Р. X. были изгнаны ордами гуннов. Интересно, что в первые века после Р. X. земли нашего района находились невдалеке от Боспорского царства, т. к. в это царство начал входить г. Танаис. Вероятно, усилилось греческое культурное влияние. Район находился вблизи северной трассы Великого шелкового пути, что также усиливало культурный обмен между народами.

В 70-е гг. VI в. после Р. Х. на севере Кубани появились гунны. «Бич Божий» – так в страхе называли их народы Европы. Вышедшие из глубин Азии, они крушили царства и народы. Часть гуннов ушла в поход по Европе. Вместе с гуннами в VI в. после Р. Х. пришли утигуры (тюрки) и вместе с родственным племенем кутригуров совершали набеги на Балканы. В 558 г. после Р. Х. их победили авары. Авары (также тюрки) уже в 560-561 гг. после Р. Х. уходят через наши степи на Дон, затем к Дунаю. После аваров в наших краях кочевали болгары. В 680 г. после Р. Х. хан болгар Аспарух увел часть их в Бессарабию.

С VIII в. после Р. Х. территория нашего района входит в состав Хазарского каганата. Хазары прийти из Азии вместе с гуннами и были тюрками кочевниками. Они к VIII в. захватывают огромные территории и создают могучую державу, которой правит Каган (чисто номинально). Реальную власть имел Бек, владевший своей армией. Хазары воевали с арабами в союзе с аланами и Византией. Бывшие кочевники начали оседать на земле и переходить к земледелию. Хазары приняли тюркскую руническую письменность, строили города. Они исповедовали языческий культ солнечного бога Тенгри, а при кагане Обадии господствующей религией стал иудаизм. Хазарию уничтожили русские дружины Святослава Игоревича в 965 г. В начале X в. через наши земли прошли племена мадьяр, идущие в Европу. Мадьяр вытеснили печенеги, а печенегов в свою очередь половцы – кочевники тюркской группы. На территории нашего района жили так называемые северо-кавказские половцы; эта их часть на Русь не нападала. Около нашей станицы была найдена половецкая «каменная баба» – изваяние, ставившееся на курганах в ритуальных целях. Изваяние было передано в Ейский музей. Половцы хоронили своих соплеменников преимущественно в старых курганах. В их погребениях много оружия: кривых сабель, луков, копий, кольчуг, шлемов, нагрудных блях. В XIII в. в наших степях появились монголо-татары. В 1222-1223 гг. они потерпели поражение от алан и половцев, однако в следующем походе в 1238-1239 гг. они добились успеха. Часть половцев они уничтожили, а большинство их слилось с татарами. Татары, поделившись за века на множество племен, до XVIII века кочевали у нас под именем ногайцев, пока в 1794 году Кубань не заселили казаки.

В. Н. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 8
от 20-27.02.2000 г.

z z z

ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ

С

таница Уманская (ныне Ленинградская) была основана выходцами из Уманьского куреня Запорожского войска. В свою очередь курень в Запорожье был назван так в честь г. Умань и сёл у реки Уманки, жители которых составили его основу. В 1775 году Запорожскую Сечь разогнали русские войска, однако она была воссоздана вновь как военная организация в 1787 году под названием Черноморское казачье войско. Инициатором возрождения войска стал Г.А. Потемкин.

В 1792 году императрица Екатерина II поставила перед своими подданными важную государственную задачу: колонизировать Правобережную Кубань. В соответствии со специально разработанной программой началось планомерное переселение казаков Черноморского казачьего войска в этот регион Северного Кавказа. Переселился и Уманьский курень, который прибыл на Кубань в 1792-1793 годах. Первую зиму курень пребывал в землянках на Ейской косе вместе с кошевым атаманом З. А. Чепегой. Перепись 21 марта 1794 года фиксирует разбросанность уманцев почти по всей Черномории. Куренной атаман Василий Темный с 26 казаками находится «в Фанагории для стражи в Кизилташском лимане, в курене». Большие партии уманцев служат на Копыльском и Калаусском кордонах. Часть казаков работает в куренном рыболовном заводе в Кизилташском лимане.

Часть семейных казаков осталась на Ейской косе, в Каневском селении, другая – поселилась хуторами при бывшем Некрасовском селении. (1). Отдельным куренем стали уманцы и в Екатеринодаре, основанном в 1793 году. Надо отметить, что данное поселение, имевшее место при главных воротах Екатеринодара, постигло несчастье. Курень простоял лишь до 4 сентября 1801 года, когда при сильном восточном ветре он сгорел дотла, наряду с несколькими соседними куренями (2).

По старинной запорожской традиции казаки бросили жребий, какому куреню где иметь землю. Уманцы и переяславцы получили ее у реки Сосыка и принялись за обустройство. Правда, переяславцы по какой-то причине ушли в 1799 году на новое место с другого берега реки Сошки. Уманцы первым делом начали строить всем миром деревянный храм. К сожалению, не известно, каков он был на вид, поскольку до наших дней не сохранился. Зато сохранилась информация о первом священнике этого храма. В 1797 году в Свято-Трехсвятительской церкви был поставлен на служение о. Федор Соколовский. После казаки принялись за строительство жилья (турлучных хат, землянок) и хозяйственных построек. В этот период жизнь черноморцев была крайне тяжела. Трудности с акклиматизацией, неустроенность, минимальное медицинское обслуживание на уровне знахарства давали свои плоды. Смертность среди казаков была довольно высока. Кроме того, освоение новых земель, в частности, распашка целины, требовало приложения значительных физических усилий.

Военная служба тоже отнимала много времени и сил. Так, уманцы уже в 1797 году представили 8-му Ольгинскому кордону пограничной стражи 14 конных и 11 пеших казаков. Основателям Уманской повезло в том смысле, что рядом с их куренем практически не было враждебных иноплеменников, которые бы досаждали им грабительскими набегами, как это происходило с казачьими населенными пунктами южнее. Русские войска под руководством А. В. Суворова незадолго до переезда Черноморцев на Кубань переселили немирных ногайцев, кочевавших по нашему кубанскому северу, в другие места. Таким образом, казакам досталось чистое, жизненное пространство.

К началу XIX века казаки-уманцы более-менее обжились на новом месте. Жизнь постепенно входила в привычное русло. На вопрос, что из себя представляла станица в этот период, можно привести воспоминания современника – Н. Воронова, который довольно точно характеризует облик казачьего поселения. Речь в приведенном ниже рассказе не ведется конкретно об Уманьском курене, но тем не менее... «Занимая по большей части четырехстороннее пространство земли, обнесённое канавою и плетнем из терновника, станица напоминает древние русские города или крепости, которые строились для удержания неприятельских набегов. По углам станицы обыкновенно полагается по орудию: огорожа из колючего терновника местами прорезывается, представляя, таким образом, маленькие амбразуры для ружейной пальбы; для въезда в станицу устраиваются деревянные ворота, при которых содержится караул. С таким устройством станица вполне удовлетворяет местным военным предосторожностям.

На четырехстороннем пространстве станицы помещается сотня-другая дворов, образующих небольшие кварталы, с прямыми улицами и переулками. В центре обыкновенно находится небольшая площадь, и на ней деревянная церковь; редко где можно встретить даже и плохую лавчонку; торговые сделки ограничиваются базарами, да по временам заглядывают сюда ходебщики, продавая станичным жителям втридорога различные безделушки.

Весною, осенью и зимою улицы и переулки покрываются неимоверной грязью; летом они засыхают, оставляя после себя нечистоту, ухабы. Хорошо еще, если турлучные избы с соломенными крышами закрываются зеленью садов и палисадников, не то наружность их навеет грусть на любого проезжего». (3).

С самого начала Уманьский курень стал входить в состав Ейского округа. Административное деление Черномории определялось в соответствии с документом под названием «Порядок общей пользы», составленным в 1794 году.

Однако первого окружного Ейского начальника назначили лишь в 1797 году. Им стал представитель черноморской старшины Бунчуковский. (4).

Итак, Уманьский курень постепенно строился и разрастался. Удачное местоположение его давало большие надежды на будущее, которые вполне оправдались. Прошло всего несколько десятков лет со дня основания, и станица Уманская стала центром Ейского округа (с 1 июля 1842 года) и одним из крупнейших сельских населенных пунктов Кубани.

Примечания:

1. Энциклопедический словарь по истории Кубани.- Краснодар, 1997.-
с. 484-485.

2. Екатеринодар – Краснодар. 1793-1993. Сб., документов.- Краснодар, 1993.- с. 47.

3. Орлов П. Сборник материалов для казачьей хрестоматии Кубанского казачьего войска,- т. II- Екатеринодар, 1916.- с. 1182-1183.

4. ГАКК. Ф.р.- 602, оп. 1, д. 11.

В. Беловолов,
краевед,
ст. Ленинградская

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 13
от 22-29.03.2001 г.

z z z

УМАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ

К

азаки станицы Уманской служили преимущественно в 1, 2и 3 Уманских полках Кубанского казачьего войска. Полки относились к Ейскому отделу и Уманскому полковому округу. Строевой состав полков комплектовался из казаков следующих станиц: Уманской, Кущевской, Шкуринской, Кисляковской с поселком Михайловским, Екатериновской, Павловской с поселками Сосыкским (ставшим позже станицей Атамановской и Курчанским, Незамаевской с поселком Новоелизаветинским, Калниболотской с поселком Новороговским, Старолеушковской, Ирклиевской с поселком Балковским, Березанской, Батуринской, поселком Троицкая на Среднечелбасской степи, Крыловской с поселком Челбасским, колоний Александровской и Михельсталь (1). 1 Уманский полк имел старшинство с 1788 года, а полковым праздником было 5 октября. Он имел богатую историю. Вот краткое изложение его службы.

1787 год (3 июля). Однодворцы, поселенные вдоль бывшей Украинской кордонной линии и переписанные в казачье сословие были сформированы в Екатеринославское казачье войско.

1788 год (4 января). В состав Екатеринославского казачьего войска вошли жители Чугуева, Умани и крепостные крестьяне польских поместий князя Потемкина 1796 год (5 июня). Екатеринославское казачье войско было упразднено, а часть его переселена на Кубань.

1803 год (8 июня). Из бывших казаков Екатеринославского войска сформировали Кавказский казачий полк Кавказской линии. 1845 год (14 февраля). Из половины Кавказского казачьего полка был сформирован 1 Кавказский полк Кавказского линейного войска. 1861 год (4 марта). Полк получил название 10-й полк Кубанского войска.

В. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 28(38)
от 10-16.07.2000 г.

z z z

УМАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ

(Продолжение. Начало в № 28)

В

1861 году (4 марта) 6-й конный Черноморский полк назван 6-м полком Кубанского войска. 1870 год (1 августа) из 10-го и 6-го полков Кубанского войска был сформирован один трехкомплектный 4-й полк, названный Уманским.

1894 год (24 мая). Полк первой очереди назвали 1-м Уманским полком Кубанского казачьего войска.

1904 год (26 августа). Полк получил свое окончательное наименование – 1-й Уманский бригадира Головатого полк Кубанского казачьего войска. Он дислоцировался в этот период в г. Карс и входил в 1-ю бригаду 1-й Кавказской казачьей дивизии 1-го Кавказского армейского корпуса Кавказского военного округа (2).

1, 2, 3 Уманские полки имели следующие регалии:

Уманский полк

1. Полковое знамя – Георгиевское «За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 году», пожалованное 20 июня 1865 года.

2. 12 Георгиевских серебряных труб «За защиту Зорского перевала 23 и 24 июня 1877 года», пожалованных 13 октября 1878 года.

3. Знаки отличия на головные уборы: 1-я полусотня 1-й сотни – «За отличие в 1854 году», 2-я полусотня 1-й сотни, 3-я, 4-я, 6-я сотни – «За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 году», 2-я и 5-я сотни – «За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 году и за героическую защиту Баязета с 6 по 28 июня 1877 года и за отличие в войну с Японией в 1904 и 1905 годах», пожалованные 30 июля 1911 года.

4. Белая тесьма на воротниках бешметов и на рукавах черкесок нижних чинов, пожалованная 6 декабря 1908 года.

Уманский полк

1. Знамя с надписью «За отличие в турецкую войну в 1829 году», пожалованное 6 апреля 1830 года.

Уманский полк

1. Знамя с надписью «За отлично-усердную службу», пожалованное 25 июня 1851 года (3).

Отличительным признаком 1, 2, 3 Уманских полков согласно приказу по военному ведомству № 228 от 1911 года была желтая шифровка «1УМ», «2УМ» либо «3УМ» на красных погонах у нижних чинов. Цвет шифровки у офицеров и подпрапорщиков был противоположен прибору: с большими литерами и цифрами, высотой в 3/4 вершка и малыми, высотой в 3/8 вершка, печатного шрифта, как на погонах, так и на офицерских эполетах, на высоте 1/2 вершка от нижнего края погона (4).

Казаки 1, 2, 3 Уманских полков участвовали во многих войнах. Особенно 1 Уманский. Ф.А. Щербина пишет: «14 октября 1803 года особым предписанием по Кавказскому полку генерал Шепелев установил временные порядки во вновь возникшей части. При пятисотенном составе полка в каждую сотню были назначены 1 сотник, 2 квартирмейстера и 2 хорунжих. Каждый казак обязан был иметь одну верховую и одну вьючную лошадь, ружье, пику, пистолет и шашку. Из пятисотенного полка не имели вьючных лошадей 450 казаков, кроме того, и оружия. Порохом и свинцом казаки снабжались из арсенала в г. Георгиевске. Штаб-квартира назначена была в ст. Тифлисской. Нормы для мелких передвижных частей полка были установлены для резерва в станице и на разъезды 40 казаков и для конвоирования 20 казаков. Указом 25 января 1804 года военная коллегия утвердила штат Кавказского казачьего полка в 500 нижних чинов при 1 полковом командире, 5 есаулах, 5 сотниках, 5 хорунжих, 1 квартирмейстере и 1 писаре. Полковым командиром был утвержден войсковой старшина Волжского полка Усков» (5).

В. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 29 (39)
от 17-23.07.2000 г.

z z z

УМАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ

(Продолжение. Начало в № 28)

Т

ак начиналась история Уманских полков. С начала XIX века и до 1864 года уманцы участвовали во многих походах против горцев. В 1813 году Кавказский полк укрупнили до 800 шашек и ввели в состав 1-ой бригады на правом фланге Кавказской линии. Казакам приходилось вести жизнь, полную опасностей и непрерывных боев с горцами.

Вот один из эпизодов их жизни. «В октябре 1831 года подполковник Васмунд (командир Кавказского полка) с небольшой казачьей командой в 9 часов выехал из станицы Убеженской. Лишь только за казаками закрылись ворота, как Васмунд наткнулся на огромное скопище горцев в 1500 человек. Казаки повернули назад, но вместе с казаками в станичные ворота ворвались и горцы. Завязалась борьба на улицах и дворах. Подполковник Васмунд успел собрать станичный резерв и неслужилых казаков в одно место. Дружными усилиями казаки обрушились на грабивших станицу горцев и вытеснили их за станичную ограду. Казаки успели отнять у горцев часть пленных и до 100 голов скота» (6).

4 сентября 1862 года команда, в которую входили 35 уманцев в составе 6-го пешего Кубанского батальона сразилась с 3000 горцев. В ходе этого героического сражения погибли казаки из ст. Уманской: Семен Андрющенко, Дмитрий Рясик, Козьма Родионенко, Трофим Соловьян, Каленик Козик, Василий Филобок, Григорий Тинчук, Куприян Устименко. Их имена увековечены на памятнике конца XIX века у станицы Неберджаевской у хутора Липки (7). Казаки и сегодня ежегодно поминают их подвиг.

В период русско-турецких войн уманцы также отличились в 1829 и 1877-1878 годах. В 1877 году на Кавказском театре военных действии полк входил в состав отдельного Кавказского корпуса генерал-адъютанта Лорис-Меликова в Эриванском отряде генерал-лейтенанта А. А. Тергукасова. Отряд после занятия Баязета хотел отвлечь внимание Мухтар-паши от Карса; продвинулся на Алашкерт и на Драм-Даг. Наступление Эриванского отряда отличалось высоким военным мастерством и героизмом солдат и казаков. 18 июня 1877 г. турецкий отряд Фомк-паши окружил Баязет, в котором находились и две сотни уманцев. Героическая защита города продолжалась 23 дня (8). Испытывая голод и жажду, русские воины почти месяц мужественно держались, нанося противнику жестокие потери. Погибая не только от вражеских пуль и снарядов, но и умирая от голода и жажды (в конце осады норма ежедневной выдачи воды составляла 1 ложку, сухарей 1/8 фунта (1 фунт = 409,5 г), казаки и солдаты все-таки дождались снятия осады подоспевшими частями Тергукасова (9). При защите Баязета пало 16казаков. Все участники Баязетской обороны были награждены особой серебряной медалью, а казак 2 сотни Уманского полка Семён Молев получил первый Георгиевский крест в войне 1877-78 гг. 2 степени № 54 «За отличное мужество и храбрость, оказанные в Эриванском отряде во время военных действий против турок в апреле, мае и июне месяцах 1877 г 23, 24 июня 1877 г.» (10).

Также казаки отличились в защите Зорского перевала. В 1864 году уманцы участвовали в покорении Западного Кавказа. В 1904-1905 гг. приняли участие в русско-японской войне в составе сводной Кавказской дивизии. Уманцы 7 мая 1905 года в составе отряда под руководством генерал-адъютанта П. И. Мищенко приняли бой с японцами у Цинсяйпао. Затем на равнине Кавказская дивизия завязала смертельный бой с японской пехотой у деревни Донсяза. Казаки 1 Уманского полка под начальством войскового старшины Глинского штурмовали укрепленную деревню Шилаза, на улицах которой погибло смертью храбрых 7 кубанцев. Станичники невозмутимо относились к боевой страде, позволяя себе шутки вроде этой: «Пока Уманский полк нэ прийде, никакого покорения не будэ!» Этот бросок отряда Мищенко в тыл врага получил название «Факумынского рейда» (11). Будущий белый генерал А. И. Деникин состоял в то время офицером связи при штабе генерала Мищенко. Вот что он вспоминает о Факумынском рейде: «Отряд выступил, имея 45 сотен и 6 орудий. Прошли в 4 дня вглубь японского расположения на 170 км, дошли до р. Ляохе и окрестностей Синминтина… Сотник Чуприна погиб, спасая раненых. Результаты рейда были таковы: разгромлены 2 транспортные дороги со складами, запасами и телеграфными линиями, уничтожено более 800 повозок с ценным грузом и уведено более 200 лошадей, взято в плен 234 японца, 15 офицеров и не менее 500 выведено из строя. Стоил нам набег 187 человек убитыми и ранеными (12)». Все казаки за храбрость получили медали, а многие – Георгиевские кресты.

2 Уманский полк в 1905-1906 гг. участвовал в подавлении революции. Однако это вовсе не означает, что станичники все были настроены против революции. Часть казаков 17-го сводного пластунского батальона объявила забастовку, не желая выполнять полицейские функции. За это личный состав разбросали по разным местам, а часть казаков осудили на различные сроки от 3 лет до 4 месяцев, а также собрали новый состав 17-го батальона. Он, по выражению генерала Дукмасова, «имел равнодушный вид, не выказывал ни твердого желания служить, ни раскаяния за прежние преступления» (13).

В. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 30 (40)
от 24-30.07.2000 г.

z z z

УМАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ

(Продолжение. Начало в № 28)

В

1910 году 2 Уманский полк вновь оказался подвержен революционной пропаганде, но недовольство казаков удалось замять. С 1914 по 1918 год уманцы участвовали в 1 Мировой войне. Отдельные казачьи полки начали включать в сводные казачьи дивизии из 4 полков; 2 конных полка в дивизии составляли бригаду, а 22 октября 1917 года вышел приказ о формировании казачьих корпусов. 1 Уманский полк, как первоочередной был послан на Закавказский фронт в составе 1 Кавказской дивизии.

После победы под Сарыкамышем турки отступили к Эрзеруму и началось русское наступление между Ванским и Урмийским озерами. «Весной 1916 года по всей Кавказской армии разнеслась весть о подвиге сотни 1 Уманского полка, совершившей многокилометровый длительный переход через пустыню и контролируемую турецкими войсками территорию. Под Багдадом уманцы встретились с союзными английскими частями. За этот подвиг все казаки были награждены Георгиевскими крестами, а командир сотни – есаул Иван Гамалий еще и английским военным орденом» (14). Особо отличился в этом рейде уроженец ст. Уманской П. Т. Перекотий. Кстати сказать, гимн Кубани «Ты Кубань, ты наша Родина» был написан именно во время похода уманцев во главе с Гамалием в Персию.

2 Уманский полк воевал на Юго-Западном фронте в составе 1 Кубанской дивизии, которая составляла резерв 4 кавкорпуса. Полк участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, хотя и не совсем выполнил свою задачу. 23 мая (5 июня) 1916 года 4 кавкорпус с 46 армейским корпусом на правом фланге 8 армии отстали от наступающих. С началом февральской революции 1917 года появились полковые солдатские комитеты. Однако казаки 2 Уманского полка выбрали председателем своего комитета командира полка полковника Федоренко. За время 1 Мировой войны многие казаки Уманских полков показали себя героями. Так, Андрей Бурко имел 3 Георгиевских креста. Василий Курочкин (из ст. Зассовской) также 3 креста, Михаил Василенко и Василий Павлоградский по Георгиевскому кресту и медали. А всего казаки получили 19 Георгиевских крестов и 20 медалей (15).

Несколько слов о командирах Уманских полков. Сегодня сложно перечислить всех командиров – пока известны следующие имена: 1803 г. – есаул Гречишкин; 1804 г. – войсковой старшина Усков; 1819 г. – майор Дадымов; 1831 г. – подполковник Васмунд; 1874 г. – подполковник Перепеловский; 70-80 гг. XIX в. – полковник Стояновский; 1900-1904 гг. – полковник Фисенко; 1904-1905 гг. – войсковой старшина Глинский; 1906-1907 гг. – полковник Акулов (в это время в полк в г. Карс прибыл для прохождения службы молодой офицер и будущий белый генерал А. Г. Шкуро) – это командиры 1 Уманского полка. Из командиров 2 Уманского полка пока удалось установить войскового старшину Кокунько (1900-1910) и полковника Фисенко (1917 г.).

В начале XX в. станица Уманская стала центром Ейского отдела и в ней были размещены штабы отдела и 2 Запорожского и 2 Уманского полков, а также 17 Кубанского пластунского батальона. Штаб 1 Уманского полка был в г. Карс.

С началом Октябрьской революции 1917 г. и распадом фронтов 1 Мировой войны Русская Императорская армия распалась и части ее прекратили существование. Однако в Гражданской войне приняло участие значительное количество солдат и офицеров царской армии. Одни приняли сторону красных, другие – сторону белых. Так случилось и с уманцами. В конце 1917 года был сформирован 1 Уманский революционный отряд, переросший затем в 1 Уманский полк, который вошел в состав Стальной дивизии Д. П. Жлобы и прошел боевой путь от Кубани до Волги. В боях под Царицыном полк очень хорошо себя зарекомендовал. Первым командиром полка был Л. М. Чиков. В полку отличились наши станичники: А. Ф. Ширман, Л. И. Куница, Ф. А. Чиков, П. Г. Ячушко, М. Г. Ячуушко, К. Дубинин, Я. Г. Ячушко, Р. Трофименко, П. Литвинов, В. П. Емельянченко, И. Ф. Михайлов, Ф. Я. Гарагн, Е. Я. Лебедев, А. Г. Иваненко, В. С. Андрющенко, П. Г. Фоменко, А. Ф. Скрипин, П. Е. Волошин, Г. Д. Бондаренко, В. П. Портянкин, Т. П. Семергей, М. С. Козленко, Г. П. Почема и другие (16).

В. Беловолов

Опубликовано в газете «Ярмарка Кубани» № 31 (41)
от 31.07-06.08.2000 г.

z z z

УМАНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ

(Продолжение. Начало в № 28, 29, 30, 31)

Б

ыли 1-й и 2-й Уманские полки и у белых в составе Кавказской армии Вооруженных сил Юга России. По сообщению С. Мамонтова 1-й Уманский полк входил в 1-ую Конную Кубанскую дивизию, состоявшую из 2 бригад: 1 бригада – 1-й Екатеринодарский и 1-й Кубанский (Корниловский) полки (в последнем также было немало уманцев); 2 бригада – Уманский и Запорожский полки (17). По 500 шашек в полку. Барон П. Н. Врангель пишет иначе: «1 Конная дивизия состояла из Корниловского конного полка, укомплектованного казаками разных отделов, 1 Уманского и 1 Запорожского из казаков Ейского отдела, 1 Линейного из казаков-лабинцев и 2 Черкеского. В дивизию входили 2 и 1 конно-горные и 3 конная батареи из офицеров. Технические средства в дивизии почти отсутствовали. Снабжение огнестрельными припасами производилось исключительно за счет противника. Во время господства большевиков большинство патронов и оружия в станицах были запрятаны казаками и при освобождении той или иной станицы казаки являлись в части в большинстве случаев вооруженными и с некоторым запасом патронов» (18). Кроме того, 1-я Кубанская дивизия генерала Покровского включала в себя 2-й Уманский полк. Боевой путь уманцев в составе различных соединений можно проследить хронологически по мемуарам П. Н. Врангеля.

Август 1918 г. – 3 недели тяжелых боев у Армавира. 1 октября 1918 г. – Уманский и Запорожский полки под командованием полковника Топоркова выступили через ст. Андрей-Дмитриевскую на хутора Синюхинские и ст. Урупскую. 29 октября 1918 г. – бои у Армавира. 1-я Кубанская дивизия Покровского отрезала красным пути отхода с Юга от ветки ж/д Ставрополь – Петровское. 1 ноября 1918 г. – Корниловский Конный полк Бабиева вместе с 1-м Уманским и Запорожским полками овладел Ставрополем.

6 ноября 1918 г. – бои в районе Михайловки. Захвачен обоз и 1000 пленных красноармейцев.

7 ноября 1918 г. – бои у Дубовки.

8 ноября 1918 г. – уманцы овладели Сугулуком и Казинкой.

10 ноября 1918 г. – овладели Константиновкой.

11 ноября 1918 г. – овладели с. Петровским.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: