Напишите небольшое эссе на тему «Что значит для меня свобода»




Планы семинарских занятий по политологии

Семинар №1 Политология как наука

План

  • Политика как сфера общественной жизни.
  • Этапы развития политической науки.
  • Политология в системе общественных наук.

Темы рефератов

  • Что важнее: экономика или политика?
  • Совместимы ли политика и мораль?
  • Место политологии в системе социальных наук.
  • Теоретические и прикладные задачи политологии.

Задание к самостоятельной работе

  • Сравните основные задачи политологии и теории государства и права. Какая из этих наук предлагает более широкий взгляд на социально-политические институты общества?
  • Проанализируйте те проявления политики, которые встречаются в Вашей повседневной жизни. Можно ли эти проявления сгруппировать в большие группы и, если да, то по какому признаку?
  • По многочисленным социологическим опросам популярность политиков и политики у граждан России недостаточно высока. Чем, по Вашему мнению, вызваны подобные низкие оценки политики, насколько они справедливы и, если да, то, что необходимо сделать, чтобы их изменить?

 

Проблемные вопросы и ситуации

  • В каком обществе политики больше –авторитарном, тоталитарном или демократическом? Обоснуйте свой ответ
  • Какова связь между политологией и участием широких масс населения в политическом процессе?
  • Что может политология? Какие функции в обществе она выполняет? Существует ли связь между уровнем ее развития, статусом в жизни общества, высшей школе и уровнем демократичности общества, его эффективностью?
  • Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития политологии в России? В какую сторону может измениться роль политологии при улучшении экономической ситуации в стране? Изменится ли роль политологии при ухудшении экономической ситуации в стране?

Вопросы для самостоятельной работы

  • Что такое политика? Назовите формы ее проявления? С какими субъектами она связана?
  • Что, на Ваш взгляд, представляет собой «большая политика»?
  • Как соотносятся между собой политика и другие сферы общественной жизни?
  • Почему политическую власть считают центром политической жизни и центральной категорией политологии?
  • Как зародилась политология? Благодаря кому и чему она превратилась в науку?
  • Благодаря каким политологическим идеям построено современное демократическое государство?
  • Чем политология отличается от философии и экономической теории?
  • Что входит в предмет политологии?
  • Какие функции и задачи выполняет политология?
  • Какие элементы структуры политики Вы можете выделить?

 

Литература

Гаджиев К. С. Введение в политологию. – М., 2000

Гринев В. Б., Гугель А. С. Потерянное десятилетие—контуры новейшей политической и экономической истории Украины. Моногр. К.: МАУП, 2001.- 432с.

Демидов А. И. Учения о политике. филос. основание. Монография—М: Норма, 2001.—288с.

Панарин А. С. Философия политики. – М., 1996

Политология. Учеб. пособ. для вузов.-Харьков, 2001-831с.

Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Учебное пособ. для студ.- политологов—М., Аспект Пресс, 2002—538с.

Черныш А. М., Костусев А. А. Политика и политология. Одесса, 1998

 

 

Семинар №2.Политические идеи и политическая жизнь Древнего Мира

План

  • Общий обзор философско-политических воззрений Древнего Востока.
  • Философско-политические доктрины Китая и практика политических отношений в стране.
  • Политическая жизнь Индии и ее связь с доктриной индуизма.
  • Политическая жизнь Древней Греции и Рима.
  • Политико-правовые концепции Древней Греции и Рима.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

  • Конфуцианство и легизм: диалектика противоборства в истории Китая.
  • Политические воззрения Платона и Сократа.
  • Учение Аристотеля о государстве.
  • Политико-правовые воззрения в республиканском Риме.
  • Политико-правовые воззрения в Древнем Риме периода Империи.

Задание к самостоятельной работе

  • Подготовьте краткую биографию Платона и Аристотеля.
  • Выпишите несколько наиболее понравившихся афоризмов древних греков и римлян и прокомментируйте их.
  • Какое из утверждений о сущности государства, по Вашему мнению, наиболее обосновано:

а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель); б) «слабый народ – значит, сильное государство, сильное государство – значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно, - главная задача государства» (китайский философ Шан Ян).

Проблемные вопросы и ситуации

  • «Государь и его держава – вот главные элементы государства», - сказано в индийском трактате «Артхашастра». Прокомментируйте его.
  • Перечислите актуальные идеи по Аристотелю. Выделите те из них, использование которых, с Вашей точки зрения, в современной политике российского государства могло бы принести определенную пользу.
  • Почему многие мыслители античности отрицательно относились к демократии? Что такое охлократия? Кем этот термин введен в научный оборот?

Вопросы для самостоятельной работы

  • Какое значение имеет каждое из основных понятий, перечисленных в начале данной темы?
  • Почему политическая мысль на Востоке зародилась раньше, чем в странах Запада?
  • Как объясняли природу государства на Востоке?
  • Почему в учении Конфуция правитель опирается на мораль, а не на силу, как у легистов?
  • В чем различие политической философии Китая и Индии? Дайте сравнительный анализ.
  • Чем вызвано стремление древних философов найти модель построения идеального государства?
  • Как, по Платону, возникает государство, и для чего оно существует?
  • Что означает понятие «смешанная форма государства»? В чем ее преимущества?
  • Что Аристотель понимал под справедливостью?
  • Что нового в учение о политической власти и государстве внес, по сравнению с Платоном, Аристотель?
  • Каковы сильные и слабые стороны древнегреческого полиса?
  • Чем отличаются политические режимы в Древнем Риме от древнегреческого полиса? Как это отразилось в политико-правовых учениях древнеримских ученых?
  • Какие идеи выдающихся мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украинского государства?

Литература

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческих демократов. – М., 1996.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М., 1965.

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001

Платон. Государство / Сочинения в 3-х томах – Т.3.: ч. 1. – М., 1971.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. III – I вв. до н. э. – М., 1977.

Черныш А.М. Политические теории мира. Лекция 1. – Одесса, 2005.

Дополнительные вопросы

В чем, на ваш взгляд, заключается несправедливость платоновской справедливости?

  • Как вы считаете, какие положения из учения Платона неплохо было бы применять и в современных условиях?
  • Почему Аристотель основное внимание уделял среднему классу, а не элите (как Платон) и не пролетариату (как Маркс)? Актуально ли это положение ученого сегодня и почему?
  • Как вы думаете, с точки зрения современного общества, прав ли был Н.Макиавелли, положив в основу своей теории главный принцип: «людьми правит честолюбие. Независимо от социального происхождения и положения мотив честолюбия свойственен всем в равной степени»?
  • Т.Гоббс считал, что у людей нет врожденной тяги к сотрудничеству. Следовательно, общество держится на взаимном страхе. Именно страх заставляет искать социальных гарантий, избегать риска, искать помощи других людей. Государство основывается на потребности в безопасности, которая есть позитивная сторона страха. Видите ли вы в современном обществе подтверждение этого тезиса ученого?

Творческое задание

Напишите небольшое эссе на тему:

«Мое представление об идеальном государстве, или в каком государстве я хотел бы жить».

Семинар №3. Политические идеи Средних веков и Нового времени

План

  • Основные этапы становления средневековой политической мысли.
  • Отличительные черты христианской теократической доктрины права и государства в средние века. Ереси.
  • Политические идеи эпохи Возрождения. Н. Макиавелли о роли государства и политики.
  • Т. Гоббс и Дж. Локк о правовом и государственном устройстве общества.
  • Политические идеи французских просветителей в Новое время.
  • Немецкая политическая философия об обществе и власти.

 

Темы рефератов

  • Теократическая концепция государства и права Фомы Аквинского.
  • Ереси как течение, оппозиционное доктрине и практике римско-католической церкви.
  • Н. Макиавелли о принципах политического управления.
  • Государство и политическая власть в системе мировоззрения ислама.
  • Концепция разделения властей в трудах мыслителей Нового времени.
  • Общая характеристика политической философии Г. Гегеля.
  • Этическая теория политики И. Канта.

Задание к самостоятельной работе

  • Ознакомьтесь с материалом учебника. Дайте определение основным понятиям.
  • Попытайтесь выяснить различия в политических воззрениях христианства как официальной господствующей религии и христианских ересей. Какие воззрения были более радикальными? Какие идеи Вы считаете демократическими?
  • Составьте схему, в левую сторону которой вынесите отличительные признаки средневековых политических институтов, а в правую – аналогичных политических институтов в интерпретации философов и просветителей Нового времени. Проанализируйте, насколько изменились взгляды людей на государство и политику.

Проблемные вопросы и ситуации

  • Концепцию какой власти отражает учение доминиканского богослова Фомы Аквинского: «сущность власти – это порядок господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся на вершине человеческой иерархии, определяет положение низших слоев населения. Такой порядок установлен Богом. Поэтому власть есть установление божественное, а значит, она всегда справедлива и добра»?
  • Какую концепцию власти отстаивал Т. Гоббс утверждая: «Те, кто уже установил государство и таким образом обязался соглашением принимать как свои действия и суждения одного, не могут без его разрешения правомерно заключать между собой новое соглашение, в силу которого они были бы обязаны подчиняться в чем-либо другому человеку. Поэтому подданные монарха не могут без его разрешения свергнуть монархию»?
  • Согласны ли Вы с И. Кантом в том, что деспотией могут быть как монархия, так и демократия?

Вопросы для самостоятельной работы

  • Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер?
  • В чем состоит вклад мыслителей Средневековья в учение об обществе, государстве и демократии?
  • Чем обусловлено более длительное господство теологических трактовок власти в странах Арабского Востока, Средней Азии и Закавказья, по сравнению с Древней Грецией и Древним Римом?
  • Какие объективные исторические процессы, произошедшие в Западной Европе, повлияли на становление верховенства государства в общественно- политической жизни и оттеснение церкви на второй план?
  • Расскажите о новых демократических институтах Западной Европы, обусловивших приспособление феодального режима к Новому времени и способствовавших ослаблению государственного абсолютизма.
  • Почему родоначальником западной политической науки считают Н. Макиавелли?
  • Перечислите основные политико-правовые идеи эпохи Средневековья. Определите оригинальность этих идей и обоснуйте свое отношение к ним.
  • Благодаря чему в общественном сознании в Новое время произошла смена приоритетов с исключительно монархических представлений о власти на демократические?
  • Чем объясняется стремление одних ученых обосновать идею необходимости сильного централизованного государства, абсолютной власти монарха, а других – защитить демократический идеал власти?
  • В чем состоят положительные и отрицательные стороны абсолютизма?
  • Каковы признаки эффективной монархии по Гоббсу?
  • Что означает термин «естественные права человека»?
  • Каковы политические механизмы предупреждения произвола властей?
  • Как Ш. Монтескье понимал проблему равенства и неравенства? И что означает равенство прав?
  • В чем суть и каковы механизмы разделения властей в учении Ш. Монтескье?
  • Что такое суверенитет? В чем состоят различия трактовок суверенитета в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо?
  • Расскажите о признаках правового государства по И. Канту.
  • В чем состоят рациональные и консервативные стороны учения Г. Гегеля о государстве?
  • Какие практические результаты для человечества имела теория государственного устройства Г. Гегеля?

 

Литература

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001

История средних веков. – М., 1980

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990

Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избр. Соч. – М., 1955

Черныш А. М. Политические учения Средневековья. Лекция 2.—Одесса, 2005; Политические теории Нового времени в Западной Европе. Лекция 3.—Одесса, 2005

 

Семинар 4

Власть как политический феномен.

  • Типология и ресурсы власти
  • Природа и генезис власти в обществе
  • Легальность и легитимность власти

Реферативный семинар с элементами дискуссии «Политическая власть»

1. Сущность, природа и специфика политической власти.

2. Легитимность власти.

3. Психология власти, воля к власти.

Логические задания и проблемные вопросы.

  1. Как отражаются интересы и воля народа в системе власти? Что представляет собой и как должно реализоваться народное представительство в системе власти?
  2. Согласны ли Вы с утверждением, что понятие политической власти значительно шире понятия государственной власти? Кто еще может выполнять функцию политической власти в обществе?
  3. Характерной чертой политической власти является способность добиваться осуществления своих целей путем принуждения. Возможно ли осуществление политической власти без принуждения?
  4. Власть – средство или цель политики?
  5. Почему «кризис легитимности» политической власти в одних случаях приводит к революционным социальным «взрывам», а в других – нет? Верен ли тезис, который встречается в литературе, о том, что «революция всегда есть признак коренной ошибки правительства»? Если да, то почему совершаются подобные ошибки, если нет, то какие иные факторы детерминируют революционный взрыв?
  6. Согласны ли Вы с утверждением французского мыслителя Х1Х века А.Токвиля: «Политическая апатия означает начало политической централизации и социального подчинения»?

Работа с понятиями

Власть, политическая власть, господство, насилие, легитимность, кризис легитимности, авторитет власти, управление, руководство, ресурсы власти, стабильность, эффективность.

Сообщения по темам

  • Специфика разделения государственной власти в современной России.
  • Проблема прав человека в России.
  • Концепция разделения властей в учениях Д.Локка, Ш.Монтескье и Дж.Мэдисона.

Творческие задания

1. А.П. Чехов однажды сказал, что человеку приходится по капле выдавливать из себя раба. История нашей страны такова, что нам всем еще предстоит научиться ценить полученную свободу, быть по-настоящему ответственным за ее использование.

Напишите небольшое эссе на тему «Что значит для меня свобода»

2. В странах развитой демократии наблюдается феномен, получивший название «гражданское доносительство». Суть в том, что граждане, заметив нарушение норм и правил общественного поведения, сообщают об этом в полицию. Поводы могут быть самые разные: нарушение правил движения, мусор возле дома, хулиганство и т.д. Благодаря этому нарушение законов становится затруднительным. В Российском обществе такого нет, более того, у нас сложилось негативное отношение к доносительству, в какой бы форме оно не проявлялось. Что вы думаете по этому поводу, с чем связана такая ситуация – с «недоразвитостью» демократии или с чем-то другим?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: