Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д.
Артикуляция такая же, как при произнесении звука Т, но подключается голос.
Повторите звукоподражания: ду-ду (дудочка), ту-ту (поезд).
Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду-ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту-ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, ды. Выполняйте сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.
Проговаривайте чистоговорки:
ДА-ДА-ДА – холодная вода.
ДЫ-ДЫ-ДЫ– наберу воды.
Скажите ребенку фразы:
Мальчик Том рисует дом.
Был жаркий день, мы сели в тень.
Затем попросите малыша подсказать вам нужное слово.
После этого повторите те же фразы, пропуская слова:
Мальчик … рисует …
Был жаркий …, мы сели в …
Разучите стихотворение:
Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Ты повтори их звон:
«Динь-динь, дан-дан, дон-дон!»
Разучите скороговорку:
«Дина, Диму угощай —
Дина, Диме дыни дай!»
Игры и упражнения в произнесении звука К (с 2–3 лет)
Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута.
Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»).
Повторите звукоподражания: ко-ко (курица), ку-ку (кукушка), ква-ква (лягушка), кап-кап (дождик).
Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ко-к о или ку-ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Произнесите пары слогов:
ка—кя кы—ки
ко—кё кэ—ке ку—кю
Проговаривайте чистоговорки:
КА-КА-КА – белая мука.
КУ-КУ-КУ– булочку пеку.
КИ-КИ-КИ – булка из муки.
Разучите стихотворение:
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Разучите скороговорку: «У киски в миске сливки скисли».
Игры и упражнения в произнесении звука Г (с 2–3 лет)
Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса.
Разучите звукоподражания: га-га (гусь), гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка), топ-топ (малыш).
Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух), а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп—гоп и топ—топ.)
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов га, го, гу, гы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Проговорите чистоговорки:
ГА-ГА-ГА – зеленые луга.
ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.
ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.
Произнесите пары слогов:
га—гя
гы—ги
го—гё
гэ—ге
гу—гю
Разучите стихотворение:
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га!»
Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».
Скажите ребенку такие фразы:
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собаке кости.
А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:
Мы пришли сегодня в кости,
Принесли собаке гости.
Подберите рифму:
Заглянула в дверь коза –
Очень грустные… (глаза).
Где же, где же петушок,
Золотой наш… (гребешок)?
Игры и упражнения в произнесении звука X (с 2–3 лет)
Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К.
Разучите звукоподражания: ха-ха (посмеялись), ах-ах (удивились).
Произносите с разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!»
Игра «Угадай, что это». Произносите одно из звукоподражаний (га-га или ха-ха), а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ха, хо, ху, хы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Проговаривайте чистоговорки:
ХИ-ХИ-ХИ – дайте нам ухи.
ХУ-ХУ-ХУ – любим мы уху
ХА-ХА-ХА – вкусная уха!
Произнесите пары слогов:
ха—хя
хэ—хе
хо—хё
ка—ха
хы—хи
ко—хо
Разучите потешки:
Ходит по двору петух,
Поскользнулся, в речку – бух!
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Девицы-красавицы
Смотрят и смеются: –
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Как нам жалко петуха!
Разучите скороговорки: «Жеребенка Коля моет, жеребенка Коля холит»; «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали».