Источники конституции США
На момент своего написания Конституция США практически не имела аналогов. Работать ее основателям пришлось, как говориться, «с чистого листа». За основу для написания Конституции Соединенных Штатов были взяты «Основные Законы» штата Коннектикут, принятые в 1639 году, а также ратифицированные в 1776 году конституции Виргинии и Пенсильвании. Некоторые принципы (необходимость соблюдения правопорядка, законности и прав народа) были позаимствованы из британской «Великой Хартии Вольностей» от 1215 года и некоторых других британских законов.
Являясь в большинстве своем поклонниками французского философа Шарля Монтескью, основатели Конституции США воплотили в документе ряд его идей. В частности, это касалось разделения судебной, исполнительной и законодательной властей с тем, чтобы исключить возможность образования тирании.
В американской конституции нашли отражение и труды Джона Локка. Согласно его теории естественные права (право на жизнь, здоровье, свободу и собственность) даны человеку Богом и не могут быть никем ущемлены. Джеймс Мэдисон, возглавивший работу на Конституцией, и его коллеги развили также локковскую теорию общественного договора: выбранное народом правительство может быть свергнуто, в случае нарушения правительством общественного договора и не соблюдения интересов народа.
Конституция США и ее ратификация в 1787 году
Полностью текст Конституции США был готов к 17 сентября 1787 г. и одобрен Конгрессом Конфедерации. По настоянию одного основателей этого документа Бенджамина Франклина в 7 статью внесли положение, согласно которому вступить в силу Конституция может лишь после ратификации девятью из 13 существующих на тот американских штатов, при этом отказ того или иного штата ратифицировать ее, по сути, означал бы выход данного штата из федерации.
В декабре 1787 г. Конституция США была ратифицирована в штате Делавэр, спустя всего лишь полгода Нью-Гемпшир стал девятым штатом, принявшим Основной Закон федерации. Это дало возможность 13 сентября 1788 года ввести Конституцию в действие. В течение последующих двух лет американская Конституциябыла ратифицирована и в остальных штатах, последней в 1790 году – в Род-Айленде.
Где хранилась Конституция США?
Столицей Соединенных Штатов на момент принятия Конституции являлась Филадельфия, и вполне закономерно, что оригинал данного документа хранился именно здесь. В связи с разразившейся войной с Великобританией Конституция США в 1814 году поменяла свое «место жительства». На тот момент, когда британские войска сожгли Вашингтон и вплотную подошли к Филадельфии, было решение перевезти документ в город Лисбург, расположенный в Вирджинии.
Форт-Нокс в штате Кентукки по праву считается наиболее защищенным местом США, ведь золотой запас страны находится именно здесь. Поэтому в годы Второй Мировой войны Форт-Нокс послужил хранилищем для главных американских ценностей, в том числе и для оригинала Конституции США. Когда угроза войны миновала в 1952 году документ отправили в Вашингтон в здание Национальных Архивов США, где он находится и поныне.
Кто работала над созданием Конституции США?
Над текстом Конституции США трудилось в среднем около тридцати человек, возглавил которых Джеймс Мэдисон. Для составления окончательного варианта этого документа им понадобилось всего лишь сто рабочих дней.
Примечательно, что в работе над текстом Конституции приняли участие представители не всех штатов, существовавших на тот момент. В частности в Филадельфию, где и велась основная работа, не были направлены представители Род-Айленда, правительство которого посчитало это вмешательством во внутренние дела штата.
От остальных двенадцати штатов всего было назначено 74 делегата, в основном, юристы по образованию. Однако на самом деле Конституция США 1787 г. была написана 55 из них. Как уже говорилось выше, на заседания приходило не более 30 человек, под конечным же документом поставили свои подписи всего лишь 39 человек. Интересный факт: первый американский президент Джордж Вашингтон и четвертый – Джеймс Мэдисон участвовали в написании Конституции США.
Поправки, статьи и Конституция США
Первые поправки к Конституции США были приняты спустя три года после ее ратификации в 1791 году. Целью их принятия являлось зафиксировать индивидуальные права американцев. Впоследствии первые десять поправок стали называться «Биллем о Правах». Название и принципы, провозглашенные в этом документе, во многом повторяли британский «Билль о Правах», появившийся одним столетием ранее.
Со дня принятия Конституции в Конгресс США было направлено свыше 11 тысяч проектов внесения поправок в данный документ, одобрено же было всего 33, причем ратифицировано штатами только 27. Дата принятия последней Поправки – 1992 год. Самый долгий период, когда в Конституцию США не было внесено ни одной новой строчки, – это период с 1804 по 1865 года, когда были приняты 12-я и 13-я Поправки соответственно.
Из внесенных в текст Конституции Поправок всего лишь одна была пересмотрена в дальнейшем. Принятая в 1918 году и ратифицированная в 1919 году 18-я Поправка, касающаяся запрета производства, транспортировки и продажи алкогольных напитков, оставшись в Конституции, была практически сведена к нулю 21-й Поправкой от 1933 года.
Высшие органы власти и управления по Конституции США
A) Конгресс
Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Последний пункт требует уточнения. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но после того, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства. Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Конгресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законодательную власть.Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес “всенародной” палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального представительства штатов в законодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселенными при выборах в палату представителей. сенат, в котором каждый штат имел двух представителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими. Различны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спикера, а в сенате главой автоматически является вице-президент.Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.
Б) Президент
Главой исполнительной власти США является президент. Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты). Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова(право представлять палатам готовый законопроект). Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих палат. Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.
Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное Конституцией время, чтобы избежать возможных манипуляций со сроками выборов.
Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков.
Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему не запрещалось добиваться переизбрания на новый срок.
В) Верховный суд
Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами, находящимися в его производстве. Такое право Верховный суд должен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения в Конституцию не вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен. По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна была простираться на все те дела, “...которые возникнут из действия самой Конституции”, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты и заключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США. В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке Конституции, возвратясь к вопросу о верховном конституционном надзоре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предписания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона о судоустройстве). Это положение противоречило конституционному принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд над Конгрессом
Билль о правах 1789
Непосредственно текст Конституции США, принятой в 1787 году (вступила в силу 4 марта 1789 года), не содержит статей, посвященных правам человека, однако в ней достаточно удачно прописана конструкция разделения властей, которая необходима для существования любого демократического государства. Отцы - основатели США не забыли и о правах человека: им посвящены первые 10 поправок, которые были внесены в Конгресс в 1789 году и которые после ратификации необходимым числом штатов вступили в силу 15 декабря 1791 года. Таким образом, первые 10 поправок, получивших наименование «Билль о правах», были приняты одновременно. Билль о правах являлся значительным шагом вперёд в обеспечении прав и свобод человека Впоследствии многие из этих прав перекочевали в конституции других стран.
Первая поправка предоставляла гражданам политические свободы в форме предписания, запрещающего Конгрессу принимать какой-либо закон, который мог бы ограничивать «свободу слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об исправлении злоупотреблений». Поправка провозглашала свободу вероисповедания и исключала возможность установления государственной религии. Четвёртая поправка устанавливала право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и документов и защищала их от необоснованных обысков и арестов, которые отныне могли осуществляться только на основании ордеров, выдаваемых «лишь по основательным (правдоподобным) причинам, подтверждённым присягой».
Важное значение для прав граждан имела пятая поправка, которая провозглашала, что никто «не будет лишен жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства». Она вводила запрет ни повторное уголовное преследование за одно и то же преступление, а также ни принуждение человека к даче показаний (свидетельствовании) против самою себя. В ней также говорилось о том, что «никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознагрпждения». Интересна вторая поправка, которая является единственной в своём роде: ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности свободного государства, она закрепляла за гражданами право хранить и носить оружие. В дополнее к Конституции были приняты другие поправки, имеющие прямое отношение к правам человека: тринадцатая поправка отменяла рабство и подневольный труд (1865 г.), а девятнадцатая — предоставляла избирательные прими женщинам (1920 г.).
Анализ содержания поправок Билля о правах 1791 г. свидетельствует о не-доверии американцев к государственной власти, которая в лице британской короны долгое время чинила над ними настоящий произвол. Поэтому большинство поправок составлено таким образом, чтобы ограничить власть государства в лице Конгресса по отношению к человеку. Для конца XVIII в. это был смелый и новаторский шаг, так как до этого времени такие идеи были только теоретическими размышлениями отдельных философов и правоведов.
ц