Последствия первых побед хуннов. Падение греческого владычества в Афганистане




Регион Ташкента, Ферганы и Кашгара был заселен народом, который китайцы называли се (древнее произношение — сек), персы и индусы называли сака или шака, греки называли сакаи, наши сасы, то есть "скифы Азии". В действительности, как мы уже отмечали, речь идет об ответвлении большой скифо-сарматской семьи, то есть об иранцах, кочевниках степей северо-запада. Язык, на котором они говорили, относили, начиная с исследований Лю-дерса, к языку "сака", на котором были написаны многочисленные манускрипты, обнаруженные экспедицией Ауреля Стейна в Хота-не, датируемые ранним средневековьем, и подтверждающими, что это был "восточно-иранский" диалект. Наплыв юэчжей в среду населения сака, вызвал у него большое потрясение, вылившееся во вторжении в греческое царство, основанное на территории Бакт-рии приемниками Александра. В соответствии с гипотезой, общепринятой до В. Тарна, саки, под натиском юэчжей, якобы захватили Согдиану, затем Бактрию, сменяя греков. В период с 140 по 230 годы Бактрия фактически была отторгнута от владений греческого царя Гелиоклеса кочевыми племенами, среди которых Страбон говорил, что наиболее известными племенами были: Азиози, Пазиа-нои, Тохарои и Сакарулаи, прибывшие из стран северной части Як-сарта. Но в остальном представляется сложным точно определить эти племена. Ярль Шарпантье обнаружил, как об этом уже было упомянуто, в азиозах, которых Трог Помпеи называл азианои, — усуней с Или, о которых говорили и китайские историки.*

Сакаролаи или сарока (сака равака), вероятно, восходят к древнему племени сака. Что же касается тохарои, то они, согласно гипотезе, еще недавно поддержанной Г. В. Байлеем, даже составляли основу народа юэчжи.**

В 128 году до нашей эры, когда китайский посол Чан Чен прибыл с визитом к юэчжи, китайский историк Сыма Цянь показывает их как завоевателей, оккупировавших Согдиану ("страну на

* Нам известно, что слово Азиози подобно наименованию аланов на тюр-ко-монгольском языке (корень Аз, множественное число Азод по-монгольски). Ярль Шарпантье делает вывод, что усуни были предками сарматского народа (т. е. североиранцев) аланов (Die ethnographische Stellung der Tocharer, Ostasiat. Zeitschr., t.7l, 1917, 357-361).

** Bull. Sch. Or. Stud., VIII, 4, p.916, 1936. Tarn, Greeks in Bactr., 290.


севере от реки Вэй", то есть на севере Окса) По свидетельству Цяньханьшу, столицей там был город Каньше, название, в котором Ханеда Тору находит фонетическое соответствие названию Канда, сокращение от Мараканда или Самарканда.* Две китайских исторических ссылки добавляют, что юэчжи подчинили себе "Та-хиа", то есть Бактрию, но, вероятно, не оккупируя ее, по крайней мере, на тот период.** В.Тарн задается вопросом: не были ли властители Бактрии, покоренные таким образом, скорее всего, юэчжи-греками, которых саки не изгнали из страны, нежели являлись саками. Большинство востоковедов считают, впрочем, что некоторое время спустя, например, к 126 г., юэчжи, не довольствовались более сюзеренитетом над Бактрией, перешли через Оке и успешно захватили провинцию. Они основываются при этом на одной из выдержек из хроники Хэуханьшу, которая нам ясно показывает, что юэчжи заселили Тахиа, и разделили страну между пятью властителями Хи-хеу (Ябгу). Правда, другая историческая хроника — Цяньханыиу, более близкая к описываемым событиям, не достаточно ясна. Согласно ей, очевидно лишь, что "та-хиа" (т. е., жители Бактрии) не имели крупных предводителей, а скорее — малозначительных правителей городов и поселений; это был слабый народ, который опасался войн (речь не идет о суровых греческих искателях приключений, но о некоторых варварах), и по прибытии юэчжей, все покорились им".*** Двусмысленный и затуманенный текст, не позволяющий сделать какие-то определенные выводы, но существует другой текст, не допускающий возражений. Текст хроники Хэуханьшу, указывающий на то, что в 84 г. нашей эры китайский генерал Пан Чао попросил короля юэч жей сделать внушение правителю Согдианы (Канг-кю).**** Таким образом, Согдиана и Страна юэчжи в этот период были совершенно различными. Это позволяет считать, что последние располагались, вероятнее всего, дальше на юге, со стороны Бактрии. Юэчжи, после пребывания на севере Окса, пересекли реку и сменили саков в Бактрии. По мнению Тарна, они отняли почти не-

* Haneda, A propos des Та Yue-tce et des Kouei-chouang, in Bull. Maison franco-japonaise, 1933, p.13.

** Cf. O. Franke. Das alte Ta-hia der Chinesen, ein Beitrag zur Tocharer Frage, dans Festschrift fur Friedrich Hirth, Berlin, 1920, 117.

*** Trad. Haneda, Bull. Maison franco-japonaise, I. C, p.8.

**** Перевод Шаванна: Les paysd'Occident dapres le Heou-Han chou, Toung pao, 1906, p.230.


посредственно Бактрию у греков.* Во всяком случае, это был сигнал для всеобщего волнения народов, обратного перемещения кочевников по всему Восточному Ирану. Вытесненные на юге юэч-жами, саки двинулись на захват Дранжианы (Сейстан) и Арак-козии (Кандагар). Это явилось окончательным завоеванием, так как провинция вошла в иранское владение под названием "Страна саков" — Сакастан, откуда на современном персидском пошло название Сейстан.

Оттуда все эти кочевники ринулись на империю Парфян, и почти разрушили ее. Парфянский правитель Фраат II, которому в Мидии угрожал повторным завоеванием селевкидов царь Сирии — Антиох VII (129), допустил оплошность, позвав на помощь часть этих варваров. Те явились на зов, но в скором времени повернули против Фраата, который потерпел поражение и был убит (128 или 127 г.). Новый Парфянский правитель Арта-бан II, по словам Трога Помпея, получил смертельную рану в ответном бою против тохаров (124 или 123 г.). Это обстоятельство подтверждает, что юэчжи, в китайской историографии, соответствуют тохарам, описанным греческим историком, и что они с того времени обосновались в Бактрии, стране, из которой они создали "Тохаристан". Парфянскому царю Митридату II (123—88) действительно удалось остановить нашествия кочевников, и даже установить сюзеренитет над саками Сейстана. Однако в 77 г. Сакарулаи были еще достаточно сильны в Иране, чтобы вновь посадить на парфянский трон одного из Арсасидов, по своему выбору, пользовавшегося их покровительством Синатрукеса или Санатройкеса, который вздумал в последующем не подчиниться им и погиб в стычке с ними (в 70 г. до новой эры).

Проследить за последующей судьбой саков или юэчжей — задача историографии Ирана и Индии, где проживали эти народы. Ограничимся напоминанием о том, что саки двинулись из Сейстана и Кандагара в Кабул и Пенджаб, а затем, когда эти страны были захвачены юэчжами, они продолжили путь до Мальвы и Гуджарата, где сакские сатрапы продержались до IV века новой эры. Что касается юэчжей Бактрии, китайская история представляет их как основателей вели-

* Тарн (Greeks in Baktria and India, 1938, p.283) приходит к выводу, что завоевание Бактрии саками по Страбону, XI, VIII, 4, относится к VII веку, а не ко II веку. Cf. Przyluski, Nouveaux aspects de Ihistoire des Scythes, Revue de lUniversite de Bruxelles, fevrier-avril, 1937, p.3.


кой династии кушанов (на кит.: куэй шуан)* в первом веке новой эры. Эти кушаны были, поданным Цяньханьшу, одним из пяти кланов, которые к 128 г. до новой эры поделили между собой Бактрию.

Хроника Хэуханьшу рассказывает нам, как предводитель кушан, которого звали Киэутцики,** (т. е. Кужула Кадфиз, согласно монетным данным), основал Кушанскую империю, известную грекам и римлянам под названием империя индо-скифов. Для этого он подчинил другие кланы юэчжей. Кушанские императоры: Кужула или Кужуло Кадфиз, или Кадфиз I (между 25 и 50 или 78 гг.), Вима Кадфиз или Кадфиз II (между 50 и 78 или 78 и 110 гг.), Канишка (между 78 и 103, или 128 и 150 гг.), Гувишка (160—180?) и Вазудева (180—220?), распространили свое влияние из Кабула на часть Северной Индии (Пенджаб и Матура).***

Известна также значительная роль, которую сыграл Канишка в распространении буддизма в Центральной Азии. В данном случае важно показать громаднейшее влияние первого нашествия хун-ну на судьбы Азии. Поскольку хун-ну вытеснили из Ганьсу народ юэчжи, последствия этого события докатились до границ Передней Азии и Индии. Греки потеряли Афганистан, были напрочь сметены последние остатки завоеваний Александра Великого, пошатнулся на какое-то время Парфянский Иран, а племена, изгнанные из Ганьсу, неожиданно создали империю в Кабуле и в Северо-Западной Индии. Так было в течение длительного периода истории, который нас интересует. Малейшее потрясение, которое происходило на одной из окраин степей, постоянно имело самые неожиданные последствия в остальных частях этой обширной зоны миграций.

* Хоу Хань Шу отмечает, что начиная с этого периода, юечжи стали могущественными. Все остальные царства называли их Куэйшуангами (Кучана), но ханьцы называли их юечжи, сохраняя их древнее название» (Heou-Han chou, trad.Chavannes, Toung pao, 1097, 192).

** Корректировка Пельо, Tokharien et koutchJen, J.A., 1934, I, 30.

*** Всем известны неточности кушанской хронологии и «головоломка Канишки». Смотрите теоретическую дисскуссию в VallJe-Poussin, li nde au temps des Mauryas et des Barbares, p.343. У Стена Каноу имеется множество лингвистических сходств и этнических гипотез. (Beitrag zur Kenntniss der Indoskythen, Festschrift fur Friedrich Hirth, 1920,220). Но следует учитывать скептицизм в La Vallee-Poussin (I.e.) и критика H. W. Bailey, Thaugara, Bull. Sch. Orient. Stud., VIII, 4, 1936, особенно (с.912) против наименования Арчи, идентифицированное с Азиози и передано Тохарам. Также Henning, Argi and the Tokharians, ibid., IX, 3, 545.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: