РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ ПРИ ИГРЕ НА СОСЕДНИХ СТРУНАХ




Е

сли вы посмотрите на пальцы правой руки, то обнаружите, что они имеют разную длину. Указательный палец обычно самый короткий, безымянный – немного длинней, а средний – самый длинный. Разность в длине пальцев и диктует порядок их расстановки на струнах.

Расставим пальцы правой руки по струнам следующим образом: указательный палец – на третью струну, средний палец – на вторую струну, безымянный палец – на первую струну (Рис.1). При таком расположении на струнах, пальцы почти не изменяют своей конфигурации, поэтому действовать ими удобно. Для сравнения рассмотрим иной вариант расстановки пальцев, когда указательный палец находится на первой струне, средний на второй, а безымянный на третьей. При такой расстановке, указательный палец, и так самый короткий, выпрямился больше необходимого, а безымянный, и так достаточно длинный, согнулся так, что действовать им стало невозможно. Это сравнение показало, что для успешного использования пальцев правой руки порядок их расстановки на струнах должен быть таким, каким вы видите его на рисунке, то есть: указательный палец – первый от вашей головы, средний палец – второй, безымянный палец – третий (строго говоря, ближайшим, к голове исполнителя, пальцем, является большой палец, но о нём сейчас речи не идёт). И этот порядок должен сохраняться независимо от того, играете ли вы на соседних струнах, или пальцы работают через струну, или через две струны друг от друга. Поскольку, в мировой гитарной практике подобное расположение пальцев на струнах является БАЗОВЫМ, все последующие приёмы игры будут изучаться, исходя именно из этого расположения. Внимание! Бывает, что указательный и безымянный пальцы равны по длине, или указательный палец длинней безымянного. Однако, это не должно служить основанием для изменения порядка расстановки пальцев правой руки на струнах. Тем более, не должно служить основанием изменения предложенного порядка то, что безымянный палец, по причине заболевания или травмы, гораздо короче указательного и среднего пальцев. В этом случае, нужно найти такое положение кисти, которое позволило бы безымянному пальцу, при базовой расстановке пальцев, дотянуться до первой струны (Рис.1), и продолжать обучение уже с учётом произведённой коррекции.

Прежде, чем приступить к третьему упражнению, поиграем чередованием указательного – среднего пальцев на второй и первой струне, пока произвольно, без всякого счёта. Действуйте легко и свободно, касаясь струн, как обычно, верхушкой пальцев. Поиграв на одной паре струн, переходите на следующую – третью и вторую струну, затем на четвёртую и третью струну, пятую и четвёртую, и, наконец, на шестую и пятую струну.

Но, в чём же, собственно, разница, между исполнением чередований указательного – среднего пальцев на соседних струнах, и исполнением чередований на одной, отдельно взятой струне? – Отличие состоит в том, что указательный палец, при игре на соседних струнах, подогнут чуть больше, чем при игре на одной струне. И эту новую конфигурацию указательного пальца необходимо сохранять во время игры. Если не сделать этого, указательный палец, выпрямляясь, станет задевать за соседнюю, более тонкую струну, извлекая лишние, несанкционированные звуки, и мешая достижению высокой скорости чередования пальцев.

 

 

 

Р

азмер упражнения – четыре «четверти». Значит, считать, чтобы играть под собственный счёт, нужно до четырёх – «четвертями»: «Раз и, два и, три и, четыре и», и так далее, в каждом новом такте. В любом такте упражнения – четыре фигуры, по две ноты «восьмой» длительности в каждой. Две «восьмых» в сумме – «четверть», поэтому, любую фигуру надо исполнять на «четверть» счёта. Первую фигуру на счёт «Раз и». Вторую – на «два и». Третью – на «три и». Четвёртую – на «четыре и». Принцип распределения «восьмых» по «четверти» счёта вам известен – одна «восьмая совпадает с цифрой счёта, а вторая «восьмая» – с буквой «и» (смотрите схему распределения длительностей нот по цифрам и буквам отсчёта долей размера). И, поскольку, каждая нота упражнения совпадает с каким либо объектом счёта (а, расстояние между его объектами по определению равное), то и расстояние между звуками при игре должно быть одинаковым. В любом месте упражнения, независимо от того, играете ли вы на какой-то определённой паре струн, или это момент перехода с одной пары струн – на другую.

Упражнение предназначено для одной только правой руки, поэтому исполняется на открытых струнах. А начинается оно с шестой и пятой струны. Внимание! Прежде, чем приступить к исполнению, установите указательный палец на вторую, а средний палец на первую струну. Цель этого действия – оценить, дотянитесь ли вы до этих струн во время игры, не сдвигая предплечья. Затем, не изменяя точку соприкосновения предплечья правой руки и корпуса гитары, перенесите пальцы на шестую – пятую струну и начинайте исполнение.

Сыграем восемь нот на шестой – пятой струне (первый такт) и, на следующий счёт «Раз», переходим на пятую – четвёртую струну (второй такт). Потом на четвёртую – третью струну (третий такт). На третью – вторую (четвёртый такт). На вторую – первую (пятый такт). Далее, движемся в обратном направлении.

При исполнении этого упражнения могут наблюдаться следующие технические погрешности:

ü Кисть раскачивается, подаваясь следом за тем пальцем, который сейчас в работе (играете указательным пальцем – кисть следует вверх, играете средним – кисть следует вниз). Кисть неподвижна по отношению к тем струнам, на которых вы сейчас играете. Работают одни только пальцы.

ü Указательный палец выпрямляется, нарушая необходимую, при игре на соседних струнах, конфигурацию, задевая за более тонкую струну, и вынуждая вас, тем самым, постоянно сбиваться. Изгиб указательного пальца должен остаться таким, каким был при базовой расстановке пальцев. Только в этом случае его удастся удержать вблизи той струны, которую он сейчас исполняет, и обеспечить: а) сто процентное попадание этого пальца на струну при игре «вслепую»; б) скорость чередований указательного – среднего пальцев, равную скорости чередований этих пальцев на одной, отдельно взятой струне.

ü Подушечка указательного пальца смещается влево – под подушечку большого пальца. Необходимо проследить, чтобы линия суставов указательного пальца сохранила угол в 900 по отношению к струнам. Только в этом случае звук будет плотным и насыщенным (а не блеклым и шероховатым).

ü Запястье правой руки, прижимаясь своей внутренней частью к верхней деке, оказывается зафиксированным в определённом положении. И, теперь чтобы дотянуться второй и первой струны, исполнитель вынуждены излишне выпрямлять пальцы, изменяя их округлое очертание, и нарушая, тем самым, все правила звукоизвлечения. Кисть при игре всегда следует за пальцами,стремясь обеспечить изгиб, пригодный для качественного звукоизвлечения. Кроме того, из положения, когда внутренняя часть запястья прижата к верхней деке, невозможно немедленно задействовать большой палец. Да, в извлечении звука большой палец сейчас участия не принимает. Но игра на гитаре – это совокупность многих приёмов и ваша правая рука должна быть готова к незамедлительному исполнению любого из них.

Начинайте изучение упражнения с невысокой скорости. Затем, постепенно наращивайте её, подмечая и устраняя возможные технические недостатки. Добившись безошибочного исполнения в предельно высоком для себя темпе, научитесь играть не глядя на правую руку. Игра, не глядя на правую руку, является обязательным условием, не выполнив которое, вы будете испытывать серьёзные затруднения не только при изучении будущих произведений, но, уже при исполнении следующего, весьма сложного для начинающих упражнения (это упражнение будет рассматриваться в 10-м уроке).

Изучение упражнения можно разнообразить, поставив в левой руке любой знакомый аккорд. Но, в этом случае, надо позаботиться также и о том, чтобы все ноты аккорда звучали чисто.

 

 

 

У

чить ноты будем, пока что, по V-й лад включительно, полностью сосредоточившись на основных нотах, каковыми являются ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Учить же альтерированные ноты (то есть, ноты, изменённые знаками альтерации) не имеет смысла, так как, образуются они в результате изменения местоположения на грифе именно основных нот.

На первой струне, на отрезке грифа с 0-го – по V-й лад, располагаются четыре основные ноты: – МИ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ. Ноты эти, как всегда, следуют друг за другом в порядке, определяемом их названием, и каждая следующая нота пишется на своей, более высокой ступеньке нотного стана. Давайте, по системе «Тон, полутон» (тема 7-го урока), определим на каких ладах располагаются эти ноты:

Открытая первая струна, – нота МИ, находится, как известно на 0-м, условном ладу.

Следующая, по порядку, за нотой МИ – нота ФА. Между нотами МИ и ФА – половина тона. А половина тона на гитаре – это расстояние между соседними ладами. Поэтому ноту ФА надо прижимать на соседнем, I-м ладу.

За нотой ФА (I-й лад), по порядку, следует нота СОЛЬ. Между нотами ФА и СОЛЬ – один тон. А расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад. Поэтому ноту СОЛЬ надо прижимать через лад, на III-м ладу.

За нотой СОЛЬ (III-й лад), по порядку, следует нота ЛЯ. Между нотами СОЛЬ и ЛЯ – один тон. А расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад. Поэтому ноту ЛЯ надо прижимать через лад, на V-м ладу.

Таким образом, основные ноты на первой струне находятся на следующих ладах: МИ – 0-й, ФА – I-й, СОЛЬ – III-й, ЛЯ – V-й. Там, где расстояние между нотами составляет один тон, некоторые лады оказались пропущены (в данном случае, II-й и IV-й). На этих, пропущенных ладах, располагаются две альтерированные ноты (всегда две), образующихся путём изменения основных нот знаками «диез» и «бемоль». Каким образом? – Если ноту ФА, местом расположения которой является I-й лад, с помощью знака «диез» повысить на половину тона, то нота будет называться уже ФА ДИЕЗ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой ФА, на половину тона выше, то есть, на II-м ладу. С другой стороны, если ноту СОЛЬ, местом расположения которой является III-й лад, с помощью знака «бемоль» понизить на половину тона, то нота будет называться уже СОЛЬ БЕМОЛЬ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой СОЛЬ, на половину тона ниже, то есть, на II-м ладу. Вот и выходит, что на II-м ладу, располагаются сразу две ноты – ФА ДИЕЗ и СОЛЬ БЕМОЛЬ. Точно так же образуются ноты и на IV-м, НЕ являющимся местом расположения основной ноты, ладу: нота СОЛЬ ДИЕЗ появляется в результате повышения ноты СОЛЬ (III-й лад) на половину тона, а нота ЛЯ БЕМОЛЬ – в результате понижения ноты ЛЯ (V-й лад) на половину тона. Напомню, ситуация, когда разные по названию ноты находятся на одном и том же ладу, называется энгармоническим равенством. Зачем на одном ладу нужны две ноты, если на практике они дают один и тот же звук? – Дело в том, что нота, изменённая «диезом», используется в произведениях с «диезами» при ключе, а нота, изменённая «бемолем», – с «бемолями» при ключе. Равные же права, по правилам «хорошего тона», ноты, изменённые «диезами», и ноты, изменённые «бемолями», имеют лишь в тех произведениях, где при ключе нет ни одного знака альтерации.Однако, следует заметить, что ни одно правило не обходится без исключений. И, если есть возможность сделать нотную запись более удобной для прочтения, этикетом часто пренебрегают. Поэтому не стоит удивляться, увидев, к примеру, случайный «диез» в произведении с «бемолями» при ключе – он поставлен, скорей всего, для блага исполнителя.

При изучении нот не ограничивайтесь запоминанием одного лишь названия ноты и места её прижатия (номера лада), а непременно увяжите два этих параметра с третьим – расположением ноты на нотном стане. Учить ноты (а, напоминаю, учить следует только основные ноты МИ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ) надо следующим образом:

Нота МИ – пишется между четвёртой и пятой линией нотного стана и является открытой первой струной;

Нота ФА – пишется на пятой линии нотного стана и прижимается на первой струне на I-м ладу;

Нота СОЛЬ – пишется над пятой линией нотного стана и прижимается на первой струне на III-м ладу;

Нота ЛЯ – пишется на первой добавочной линии сверху и прижимается на первой струне на V-м ладу.

И последнее. Нота МИ, расположенная между четвёртой и пятой линией нотного стана (открытая первая струна), является для первой струны самой низкой нотой. Более низкие по написанию и, как следствие, по звучанию ноты (то есть, ноты, расположенные на четвёртой линии, между третьей и четвёртой линией нотного стана, и так далее), возможно исполнить только на других, более толстых струнах.

 

Домашнее задание:

Œ Упражнение на синхронизацию движения пальцев. Играть от V-го лада. По четыре раза каждую ноту. По три цикла на каждой струне. Проигрывать ежедневно не менее двух кругов. Добиться безошибочного исполнения на максимально высокой скорости. Освоив исполнение упражнения с указательного пальца правой руки, играйте, начиная со среднего.

 Смена ДО МАЖОРНОГО и СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда. Отрабатывать поэтапно:

а) Из положения ДО МАЖОР меняем только 2-й и 3-й пальцы.

б) Из положения ДО МАЖОР меняем только 1-й палец.

в) Из положения ДО МАЖОР меняем три пальца.

г) Довести смену аккордов до автоматизма, не глядя на левую руку.

д) Озвучить каждый аккорд при помощи правой руки.

Ž Упражнение на смену аккордов. Добиться точных и своевременных движений пальцев в момент смены аккордов. Играть под собственный ровный и, главное, неспешный счёт.

 Упражнение на чередование указательного – среднего пальцев на соседних струнах. Научиться играть легко, свободно и быстро, не глядя на правую руку.

 Выучить основные (не изменённые знаками альтерации) ноты на первой струне по V-й лад включительно (где пишутся, как называются, на каком ладу прижимаются).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: