Проверьте настройку гитары.




К этому уроку приступайте только после тщательной проработки предыдущего урока.

Н

овое упражнение, по смыслу, точно такое же, как и предыдущее. Только играть его надо от IV-го лада (смотрите «Образец исполнения»). Разница, между исполнением от V-го и от IV-го лада, хоть и небольшая, но, всё-таки, есть. Расстояние между ладовыми порожками стало чуть больше, а, значит, немного увеличится и расстояние между пальцами левой руки. К этому новому состоянию руки вам и предстоит привыкнуть, играя это упражнение.

Вряд ли, стоит говорить о тонкостях исполнения, вы с ними знакомы по прошлым урокам, но напомнить о возможных технических погрешностях, – просто необходимо:

ü Чтобы эффективно использовать при игре 4-й палец, ладонь левой руки нужно обязательно располагать параллельно грифу. И, чем ближе мы будем подходить к I-му ладу, тем сложней будет соблюдать эту параллельность. Пока ещё не поздно, научитесь доворачивать кисть, в районе 4-го пальца, к грифу (возможно, даже, приложив некоторое усилие), чтобы сохранить правильное положение руки при игре.

ü Параллельность ладони и грифа может быть нарушена, так же, и в районе 1-го пальца. Это случается оттого, что при постановке 1-го пальца, исполнитель сжимает гриф с двух сторон, помогая себе ещё и большим пальцем левой руки. Зафиксируйте большой палец в суставе, разделяющем его с кистью, в определённом положении, и не надавливайте им на гриф, – постановка руки сразу же выправиться.

ü Между ладонью и грифом должен быть определённый зазор. Зазор, хотя бы, минимальный, но должен быть. В противном случае, вы будете испытывать серьёзные затруднения при игре на первой струне.

ü При игре на первой струне не изменяйте постановку левой руки, располагая ладонь параллельно потолку (при нормальном положении левой руки, плоскость ладони, примерно, перпендикулярна потолку или полу). Возможно, это изменение может показаться кому-то удобным, но к этому «удобству» лучше не привыкать. Даже, если вы делаете это только при игре на первой струне, а затем восстанавливаете нормальное положение кисти, эта привычка сослужит вам плохую службу при изучении следующих приёмов игры на гитаре. При игре на первой струне сохраняйте положение руки таким, каким оно было при игре на третьей струне, только с чуть более подогнутыми пальцами.

ü Снятые со струны пальцы, надо обязательно удерживать над рабочей струной, в непосредственной от неё близости. Если, после снятия 4-го и 3-го пальцев, вы не можете удержать их рядом со струной и они самопроизвольно поднимаются вверх, значит вы не умело распределяете нагрузку на пальцы. Научитесь надавливать только на тот палец, который сейчас в работе, держа остальные пальцы в достаточной степени расслабленными. Подобное распределение нагрузки избавит вас от излишнего напряжения руки и, как следствие, от неконтролируемого подъёма пальцев.

К следующему уроку, упражнение должно быть сыграно предельно быстро и безошибочно. Ежедневная норма, которая, при желании, может быть увеличена, – не менее двух кругов, по три цикла на каждой струне (напоминаю, круг – это проигрывание упражнения с первой струны – по шестую и обратно, а цикл – движение пальцев по схеме: 0, 1, 2, 3, 4, 3, 2, 1).

 

 

 

В

предыдущем уроке вы разучивали два упражнения: одно для левой руки (смена ДО МАЖОРНОГО и СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда), а другое для правой руки (чередование указательного – среднего пальцев на соседних струнах). Теперь объединим два этих разрозненных упражнения в одно. Внимание! Если вы не чувствуете уверенности в исполнении смены аккордов или чередовании указательного – среднего пальцев правой руки на соседних струнах, с данным упражнением лучше повременить.

Для начала, давайте ознакомимся с описанием упражнения. Начинается оно с ДО МАЖОРНОГО аккорда. Поэтому в левой руке поставим ДО МАЖОРНЫЙ аккорд. А, поставив, будем удерживать его до тех пор, пока не придёт черёд СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда (смена аккордов состоится в шестом такте, начало которого отмечено цифрой «6» в квадратике). А, в правой руке, начиная с шестой и пятой струны, играем чередования указательного – среднего пальцев правой руки на соседних струнах (так, как вы делали это в упражнении из прошлого урока – по восемь звуков на каждой паре струн со счётом «Раз и, два и, три и, четыре и»). Итак, играем: восемь звуков на шестой и пятой струне (первый такт упражнения), восемь звуков на пятой и четвёртой струне (второй такт), восемь звуков на четвёртой и третьей струне (третий такт), восемь звуков на третьей и второй струне (четвёртый такт), восемь звуков на второй и первой струне (пятый такт). Сыграв восемь звуков на второй и первой струне, временно прервём исполнение. Как видите, ничего нового пока для вас нет. Разве что, в левой руке вы теперь удерживаете ДО МАЖОРНЫЙ аккорд. Продолжаем. Заменим ДО МАЖОРНЫЙ аккорд на СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд и, начиная с тех же самых струн (второй и первой), играем: восемь звуков на второй и первой струне (шестой такт упражнения), восемь звуков на третьей и второй струне (седьмой такт), восемь звуков на четвёртой и третьей струне (восьмой такт), восемь звуков на пятой и четвёртой струне (девятый такт), восемь звуков на шестой и пятой струне (десятый такт). Дойдя до шестой и пятой струны, и сыграв восемь звуков, меняем СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд на ДО МАЖОРНЫЙ аккорд и, с тех же самых струн (шестой – пятой), начинаем обыгрывать данный аккорд в направлении второй – первой струны. Так в чём же, всё-таки, состоит сложность исполнения? – В том, что смена аккордов должна происходить точно в назначенное время, при непрерывном и равномерном движении пальцев правой руки.

Обратимся к нотам. Размер упражнения – четыре «четверти», значит, считать, чтобы играть под собственный ровный счёт, нужно до четырёх – «четвертями»: «Раз и, два и, три и, четыре и», и так далее, возобновляя этот счёт с каждым новым тактом.

Упражнение написано «восьмыми» длительностями, а ведём отсчёт долей размера мы «четвертями». В «четверти», как известно, две «восьмых». Но и объектов отсчёта «четверти» то же два – цифра и буква «и». Значит, каждый объект счёта является, в отдельности, одной «восьмой». И, если каждый объект счёта ­– «восьмая», и играем мы так же «восьмыми», то звучание каждой исполняемой ноты должно совпасть или с цифрой, или с буквой «и» вашего ровного счёта (смотрите схему распределения нот по цифрам и буквам отсчёта долей размера). То есть, расстояние, от одного звука до другого, должно быть совершенно одинаковым в любом месте упражнения, независимо от того, играете ли вы на отрезке, допустим, от шестой – пятой до второй – первой струны (где всё, обычно, проходит благополучно), или в том месте, где происходит смена аккордов. Давайте, об этом проблемном, для большинства обучающихся, эпизоде упражнения поговорим более подробно.

Правая рука. Прежде, чем играть (а, начинаем исполнение мы, как следует из текста, с шестой – пятой струны), поставьте пальцы на вторую – первую струну, что определить, сможете ли вы дотянуться до этих струн во время игры, не изменяя при этом конфигурации пальцев. Затем, не меняя точку соприкосновения правой руки и корпуса гитары, перенесите пальцы на шестую и пятую струну, и начинайте исполнение.

Самое сложное в правой руке – сохранить равномерность чередования пальцев в момент смены аккордов. Ни в коем случае не позволяйте себе нарушать размеренность движений пальцев, подстраивая их под, возможно, несвоевременную смену аккордов. Движения пальцев правой руки в этом упражнении – такие же, как и в упражнении на чередование указательного – среднего пальцев на соседних струнах из прошлого урока – ритмичные, равномерные, размеренные. А разница заключается в том, что на шестой – пятой, второй – первой струне, нужно сыграть теперь не восемь нот, а шестнадцать (два блока по восемь нот).

Левая рука. Поставив, ещё до начала игры, ДО МАЖОРНЫЙ аккорд, начинаем обыгрывать его в направлении второй – первой струны. Дойдя до второй – первой струны, играем на этой паре струн со счётом «Раз и, два и, три и, четыре и», а затем, точно на счёт «Раз» (вместе с движением указательного пальца правой руки), производим смену аккордов. Заменив аккорд, играем на тех же самых струнах, со счётом «Раз и, два и, три и, четыре и», а затем обыгрываем СОЛЬ МАЖОРНЫЙ септаккорд в направлении шестой – пятой струны. Дойдя до шестой – пятой струны, играем на этой паре струн со счётом «Раз и, два и, три и, четыре и», а затем, точно на счёт «Раз» (вместе с движением указательного пальца правой руки), производим смену аккордов. Затем, судя по знаку «реприза» всё повторяется, причём столько раз, сколько будет нужно.

Обратите внимание на то, что в момент смены аккордов, изменяют своё положение на грифе только пальцы левой руки, а пальцы правой руки извлекают звук на тех же самых струнах. Если вы сумеете объяснить себе это, то в значительной степени облегчите выполнение поставленной задачи. Ведь, то обстоятельство, что в момент смены аккордов не происходит перехода на другую пару струн, позволит вам полностью сосредоточиться на действиях пальцев левой руки.

При смене аккордов не хитрите, пытаясь переставлять пальцы поочерёдно (2 + 1, или 1 + 2), оправдывая себя тем, что играете в этом эпизоде только на двух струнах. Привыкайте производить смену аккордов по всем правилам, так, как вы делали это в упражнении из прошлого урока. А, когда можно будет поделить смену аккордов на части, облегчая, тем самым, исполнение определённого музыкального фрагмента, я вам обязательно подскажу.

Для того чтобы справиться с этим упражнением в кратчайший срок, в первую очередь следует отработать самый сложный его фрагмент – момент смены аккордов. Сначала, отдельно, на второй – первой струне, а затем, отдельно, на шестой – пятой. Боязнь этого момента может быть преодолена только тогда, когда ваши действия будут очень медленными, расчетливыми и вдумчивыми. Вы должны чётко представлять, что происходит в момент смены аккордов: пальцы левой руки принимают новое положение точно на счёт «Раз», и, что их перемещение совпадает с движением указательного пальца правой руки, являющегося частью равномерного чередования.

Отработав точность и своевременность перестановки пальцев в момент смены аккордов, переходите к следующему этапу разучивания упражнения. Теперь надо добиться безошибочного исполнения всего упражнения на любой доступной вам скорости, пусть даже очень-очень медленной (однако, не следует забывать, что независимо от выбранного темпа, смена аккордов должна производиться весьма быстрым движением). Справившись с этой задачей (и не раньше), начинайте работу над повышением скорости исполнения.

Упражнение можно считать выученным, если оно будет сыграно достаточно быстро и безошибочно, как минимум, четыре раза подряд. Но, напоминаю, гораздо практичней сыграть его немного медленней, чем могли бы, зато безошибочно, чем предельно быстро, но с ошибками.

При работе с текстом упражнения следует иметь в виду, что моменты смены аккордов (а, смена аккордов осуществляется на счёт «Раз» в шестом и первом такте (в первом такте, разумеется, при повторе)), для наглядности, отмечены красными восклицательными знаками. Остальные же обозначения стандартны: арабские цифры – это аппликатура левой руки, буквы латинского алфавита – аппликатура правой руки, цифра в кружочке – номер струны, римская цифра – номер лада.

 

СОЗВУЧИЯ

С

озвучие, по определению, – это одновременное исполнение нескольких звуков (от двух и более). Поэтому и аккорд, строго говоря, то же является созвучием. Однако в исполнительской и педагогической практике, созвучиями принято называть одновременное исполнение двух звуков, а аккордом – одновременное исполнение трёх и более звуков.

Техника исполнения созвучий большим и указательным пальцем правой руки

В этом уроке научимся играть созвучия большим и указательным пальцем правой руки. Чтобы иметь возможность полностью сосредоточится на правой руке, играть будем, пока что, на открытых струнах.

Несмотря на то, что одновременное исполнение двух нот, то есть, созвучий, предполагает одновременные же действия двух пальцев правой руки (в данном случае – большого и указательного), движения каждого из этих пальцев, по отдельности, продолжают оставаться такими, какими они были при их раздельном использовании. Большой палец, так же, как и раньше, движется сверху вниз (по отношению к вам), держась, по возможности, ближе к струнам и, чиркнув по струне, некоторое время продолжает движение в направлении более тонких струн. Указательный палец, как всегда, работает под прямым углом по отношению к струне и, скользнув по ней, проходит немного дальше, под ладонь. И главное, так же, как и при раздельном использовании этих пальцев, кисть неподвижна по отношению к тем струнам, на которых вы сейчас играете. Таким образом, смысл движений большого и указательного пальцев, при исполнении созвучий, сводится к тому, что пальцы, одновременно задев нужные струны, движутся навстречу друг другу. Но, каждый, по своей линии. Нельзя допускать, чтобы пальцы встречались друг с другом подушечками. Почему? – Потому что: а) при неподвижной кисти (обязательном условии классического способа звукоизвлечения, гарантирующем максимально удобное выполнение всех возможных приёмов игры) вместо двух струн, прозвучит только одна; б) если проигнорировать классический способ извлечения звука, и, подцепив струны, просто дёрнуть их вверх, рука удалится от струн, серьёзно осложнив извлечение следующих звуков. Таким образом, недопустимость встречи подушечек большого и указательного пальцев, можно считать доказанной. Этого не произойдёт, если линия суставов указательного пальца, при игре, будет перпендикулярна струнам, а подушечка большого пальца – находиться в стороне от указательного пальца.

Попробуем поиграть созвучия на первой – второй струне, пока произвольно, без всякого счёта. Поставьте указательный палец на первую струну (в этом упражнении указательный палец будет всё время исполнять первую струну), а большой палец – на вторую. Внимание! Положение пальцев, когда они без дела находятся на струнах, можно считать нормальным только для начала исполнения. В процессе же игры, пальцы касаются струн быстрым, скользящим движением (разумеется, под прямым углом), задерживаясь на них ровно столько, сколько необходимо для извлечения звука. И не более того.

Сыграем, очень тихо, первую и вторую струну, так, чтобы два звука слились в один (очень тихо надо сыграть для того, чтобы избежать «подпрыгивания» кисти, освоив же технику исполнения созвучий, силу звука, зависящую от плотности взаимодействия пальца и струны, можно будет увеличить). Сыграем созвучие всего один раз, чиркнув по струнам быстрым (но не нервным, а достаточно плавным), лёгким движением, и остановимся. Поскольку, расстояние между первой и второй струной незначительное, пальцы, после извлечения звука, наверняка встретились друг с другом, образовав при соприкосновении, нечто, вроде креста (Рис.1). Точку их соприкосновения, более или менее точно, можно указать только для указательного пальца – она находится, примерно, в районе среднего сустава, или ближе к суставу, на котором находится ноготь. Определить же эту точку для большого пальца не представляется возможным, для каждого гитариста она – своя, как для каждого своя длина большого пальца.

Поиграйте созвучия на первой и второй струне. Делайте это тихо, но достаточно быстро и свободно, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти (Под неподвижностью кисти, следует понимать отсутствие намеренных движений, связанных с удалением кисти от струн во время извлечения звука. Лёгкое же подрагивание кисти, неизбежно возникающее при движении пальцев, – не в счёт). Проследите за действиями указательного пальца – касаться им, при игре, соседней, второй струны, создавая при этом посторонние призвуки, – недопустимо. Добившись, при многократном повторении, положительного результата, переходите к следующему этапу.

Переставим большой палец на третью струну (указательный палец остаётся на первой) и поиграем созвучия на первой и третьей струне. Расстояние между большим и указательным пальцем теперь увеличилось, и появилась возможность действовать большим пальцем не касаясь указательного пальца. Чем и следует воспользоваться, удерживая большой палец в непосредственной близости к третьей струне. Играйте тихо, достаточно быстро и свободно, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.

Переставим большой палец на четвёртую струну (указательный палец остаётся на первой) и поиграем созвучия на первой и четвёртой струне. Большой палец держится возле четвёртой струны, как «привязанный». Играйте тихо, достаточно быстро и свободно, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.

Переставим большой палец на пятую струну (указательный палец остаётся на первой) и поиграем созвучия на первой и пятой струне. Большой палец, так же, как и при игре на двух предыдущих струнах, действует по укороченной амплитуде, держась рядом с пятой струной. Как видите, расстояние между большим и указательным пальцем увеличилось значительно, но ещё не настолько, чтобы стать очень уж неудобным. Играйте тихо, достаточно быстро и свободно, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.

И, наконец, созвучия на первой и шестой струне – самый трудный участок упражнения. Расстояние между пальцами возросло существенно, и играть стало не ловко. Тем не менее, подобная игровая практика является нормой, и к ней придётся привыкнуть. Играйте созвучия на первой и шестой струне до тех пор, пока не исчезнет чувство неловкости, а исполнение не станет привычным и уверенным. Делайте это тихо, достаточно быстро и свободно, сохраняя при движении пальцев неподвижность кисти.

 

 

Д

анное упражнение направлено на отработку исполнения созвучий. Созвучие – это две ноты, сыгранные одновременно. И, когда хотят показать, что несколько нот нужно сыграть в одно и то же время, записывают их на одном штиле. Причём, на одном штиле могут быть ноты только одной и той же длительности. Следовательно, длительностью любого созвучия упражнения является «четверть». Далее, над первым созвучием упражнения вы видите буквы «i » и «р », так же, как и ноты созвучия, записанные в столбик, и указывающие, что верхнюю ноту созвучия следует играть указательным пальцем правой руки, а нижнюю ноту – большим пальцем. Ну, а пунктирные линии, с правой стороны от букв, показывают, что, тем же самым способом, нужно исполнять любое созвучие упражнения. Упражнение написано на открытых струнах, которые вы должны уже давно знать. Поэтому никаких подсказок, типа цифр в кружочках, показывающих номера струн, в тексте нет.

Размер упражнения – четыре «четверти», значит считать, чтобы играть под собственный ровный счёт, нужно до четырёх – «четвертями»: «Раз и, два и, три и, четыре и», и так далее, возобновляя этот счёт с каждым новым тактом.

Если, ведём отсчёт долей размера мы «четвертями» и упражнение так же написано «четвертями», то первое созвучие каждого такта должно занять счёт «Раз и», второе – счёт «два и», третье – счёт «три и», четвёртое – счёт «четыре и» (смотрите схему распределения длительностей нот упражнения по цифрам и буквам отсчёта долей размера). Что значит «занять счёт»? – Под этим понятием подразумевается сохранение звучания данной ноты на протяжении указанной длительности, при условии ровного отсчёта долей размера. Таким образом, первое созвучие каждого такта, начавшись на счёт «Раз», длится вплоть до счёта «два». Второе созвучие каждого такта, начавшись на счёт «два», длится вплоть до счёта «три». Третье созвучие каждого такта, начавшись на счёт «три», длится вплоть до счёта «четыре». И четвёртое созвучие каждого такта, начавшись на счёт «четыре», длится вплоть до нового счёта «Раз», являющего началом следующего такта. Как видите, теоретически, созвучия сменяют друг друга без всяких пауз. Не должно быть пауз и при игре – каждое следующее созвучие обязано, как бы, вытекать из предыдущего. Достичь этого можно, если касаться пальцами струн лишь в назначенное время (каковым является счёт «Раз», «два», «три», «четыре»), не дотрагиваясь до них (ни случайно, ни намеренно) в промежутках между моментами извлечения звука.

Играйте упражнение в темпе «Не спеша» или «Медленно» (что гораздо трудней), избегая напряжения кисти, и контролируя не только равномерность движения созвучий, но и силу их звучания (громкость звука от обоих пальцев должна быть одинаковой). И помните, что независимо от скорости исполнения и используемых струн, кисть правой руки – неподвижна, а касание струн осуществляется быстрым, но плавным, исключающим рывки и какую-либо нервозность, движением, и только в нужный момент.

Не смотря на кажущуюся простоту исполнения созвучий, прошу отнестись к ним со всей доступной вам серьёзностью. Дело в том, что первое, с чем вы столкнётесь при изучении ближайшего произведения – это именно игра созвучиями (в чём вы вскоре и убедитесь). Но, при изучении произведений, контролировать правую руку, поверьте, будет уже некогда. Вот почему так важно довести исполнение созвучий до автоматизма.

Освоив исполнение этого упражнения на открытых струнах (как написано), в левой руке можно поставить любой знакомый вам аккорд. Но, в этом случае, нужно побеспокоиться так же и о том, чтобы все его ноты звучали чисто.

 

С

начала установим, как называются и где прижимаются основные ноты, располагающиеся на второй струне по V-й лад включительно. Таких нот – четыре: СИ, ДО, РЕ и МИ. Ноты эти, как всегда, следуют друг за другом в порядке, определяемом их названием, и каждая следующая нота пишется на своей, более высокой ступеньке нотного стана. Давайте, по системе «Тон, полутон» (тема 7-го урока), определим на каких ладах располагаются интересующие нас ноты:

Открытая вторая струна, как известно, нота СИ, – 0-й лад (пальцы левой руки не ставятся).

За нотой СИ, по порядку, следует нота ДО. Между нотами СИ и ДО – половина тона. А половина тона на гитаре – это расстояние между соседними ладами. Поэтому ноту ДО надо прижимать на следующем, I-м ладу.

За нотой ДО (I-й лад), по порядку, следует нота РЕ. Между нотами ДО и РЕ – один тон. А расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад. Поэтому ноту РЕ надо прижимать через лад, на III-м ладу.

За нотой РЕ (III-й лад), по порядку, следует нота МИ. Между нотами РЕ и МИ – один тон. А расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад. Поэтому ноту МИ надо прижимать через лад, на V-м ладу.

Таким образом, основные ноты на второй струне находятся на следующих ладах: СИ – 0-й, ДО – I-й, РЕ – III-й, МИ – V-й. Там, где расстояние между нотами составляет один тон, некоторые лады оказались пропущены (в данном случае, II-й и IV-й). На этих, пропущенных ладах, располагаются две альтерированные ноты (всегда две), образующихся путём изменения основных нот знаками «диез» и «бемоль». Каким образом? – Если ноту ДО, местом расположения которой является I-й лад, с помощью знака «диез» повысить на половину тона, то нота будет называться уже ДО ДИЕЗ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой ДО, на половину тона выше, то есть, на II-м ладу. С другой стороны, если ноту РЕ, местом расположения которой является III-й лад, с помощью знака «бемоль» понизить на половину тона, то нота будет называться уже РЕ БЕМОЛЬ и прижиматься, по сравнению с обычной нотой РЕ, на половину тона ниже, то есть, на II-м ладу. Вот и выходит, что на II-м ладу, располагаются сразу две ноты – ДО ДИЕЗ и РЕ БЕМОЛЬ (напомню, ситуация, когда разные по названию ноты находятся на одном и том же ладу, называется энгармоническим равенством). Точно так же образуются ноты и на IV-м, НЕ являющимся местом расположения основной ноты, ладу: нота РЕ ДИЕЗ появляется в результате повышения ноты РЕ (III-й лад) на половину тона, а нота МИ БЕМОЛЬ – в результате понижения ноты МИ (V-й лад) на половину тона.

Обратите внимание, нота МИ на второй струне на V-м ладу, и называется и пишется точно так же, как нота открытой первой струны. Следовательно, эти ноты – совершенно одинаковы, как теоретически, так и практически (несмотря даже на то, что первая открытая струна звучит несколько звонче). А то, каким вариантом исполнения этой ноты воспользоваться при изучении произведений, будет зависеть от указаний аппликатуры: если рядом с нотой, расположенной между четвёртой и пятой линией нотного стана, стоит цифра «2» в кружочке (‚), вам советуют сыграть ноту МИ на второй струне, а, если арабская цифра «0», ноту МИ надо играть как открытую первую струну. Кроме того, на второй струне её надо играть и тогда, когда в аппликатуре левой руки указаны цифры «1», «2», «3» или «4» (понятно, что раз струну советуют прижать, то речь идёт не об открытой струне). Что делать, если никаких рекомендаций, по поводу исполнения этой ноты, нет? – В этом случае, проанализировав нотный текст, изберите наиболее удобный для себя вариант. Причём, не надо думать, что самый простой способ исполнения (открытая струна) – наиболее выгодный. На практике, чаще всего, бывает, как раз, наоборот.

При изучении нот не ограничивайтесь запоминанием одного лишь названия ноты и места её прижатия (номера лада), а непременно увяжите два этих параметра с третьим – расположением ноты на нотном стане. Учить ноты (а учить следует только основные ноты СИ, ДО, РЕ и МИ) надо следующим образом:

Нота СИ – пишется на третьей линии нотного стана и является открытой второй струной;

Нота ДО – пишется между третьей и четвёртой линией нотного стана и прижимается на второй струне на I-м ладу;

Нота РЕ – пишется на четвёртой линии нотного стана и прижимается на второй струне на III-м ладу;

Нота МИ – пишется между четвёртой и пятой линией нотного стана и прижимается на второй струне на V-м ладу.

И последнее. Нота СИ, расположенная на третьей линии нотного стана (открытая вторая струна), является для второй струны самой низкой нотой. Более низкие по написанию и, как следствие, по звучанию ноты (то есть, ноты, расположенные между второй и третьей линией нотного стана, на второй линии, и так далее), возможно исполнить только на других, более толстых струнах.

Домашнее задание:

Œ Упражнение на синхронизацию движения пальцев. Играть от IV-го лада. По четыре раза каждую ноту. По три цикла на каждой струне. Не менее двух кругов ежедневно. Добиться максимально быстрого и безошибочного исполнения. Освоив исполнение упражнения с указательного пальца правой руки, играйте, начиная со среднего.

 Упражнение на смену ДО МАЖОРНОГО и СОЛЬ МАЖОРНОГО септаккорда, при чередовании указательного – среднего пальцев правой руки на соседних струнах. Добиться безошибочного исполнения на высокой скорости.

Ž Упражнение, направленное на отработку исполнения созвучий. Играть в темпе «Не спеша» или «Медленно». Следить за техникой исполнения, стремясь обеспечить «перетекание» созвучий. Освоив движения, научиться играть не глядя на правую руку.

 Выучить основные ноты на второй струне по V-й лад включительно (где пишутся, как называются, на каком ладу прижимаются).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: