Последний период развития культуры Минусинска




Оставим этих полностью китаизированных тюрков на их усмотрение и вернемся к ордам, еще продолжавшим кочевой образ жизни в степях Верхней Азии. У нас уже была возможность, когда мы затрагивали вопрос о топа, говорить об орде, видимо, монгольского происхождения, жуан-жуанах, которые господствовали в V в. и первой половине VI в. во Внешней Монголии. То, что мы знаем об их политической истории известно благодаря китайской хроники династий Вэй и Сю. Чтобы как-то конкретно высказаться

* Cf. Chavannes, Le voyage de Song Yun dans l'Udyana et le Gandhara, BEFEO, 1903, 379.


об их цивилизации, следовало бы дождаться результатов планомерных раскопок, которые были бы осуществлены в тех местах. Ограничимся тем, что укажем на отдаленную северо-западную часть этой территории, где мы увидели к этому периоду новую культуру, которая расцвела на Енисее, в Сибири, в пределах Минусинска. Данная культура, называемая культурой "кочевых всадников", оставила нам украшения, поясные пряжки, бронзовые застежки и накладки, лошадиные удила, стремена, ножи, кинжалы, сабли, пики, седла и так далее, широко представленные в наши дни в музее Минусинска, а также в Хельсинки (коллекция Товостина).*

Эта культура, по-видимому, была современной эпохе жуан-жуа-ней, и продолжалась еще долго после них. Так, в деревне Тиутча она встречается одновременно с китайскими монетами начала эпохи Тан (VII) и, вероятно, заканчивается в IX в. Она представляет для нас особый интерес потому что, как об этом говорил Нандор Феттиш, она имела потрясающие аналоги с аварской культурой Венгрии VI—VIII вв., как и впрочем с так называемой Лебединской протовенгерской культурой IX в.**

Даже если это не служит весомым аргументом, чтобы рассматривать жуан-жуаней как прямых предков европейских аваров, то это, во всяком случае, является доказательством того, что и те, и другие находились в орбите одного и того же культурного ареала.

Вслед за жуан-жуанами следует поговорить о родственной орде эф-талитов, которые господствовали в ту эпоху в Западном Туркестане.

Гунны — эфталиты

Гунны-эфталиты являлись тюрко-монгольской ордой, и скорее, они были монголами, нежели тюрками,*** выходцами, как об этом свидетельствует Сюнь Юн, с предгорий Киньшаня, Т. е. Алтая, пришедшие затем в степи нынешнего русского Туркестана. Византий-

* Cf. Tallgren, Collection Tovostine, Helsingfors, 1917. К основным месторасположениям находок по искусству Минусинска в ту эпоху относятся деревни Анаш, Айошка, Ойская, Бискар, Городческая, Луговское, Малый-Терек, Протошилово, берега р. Аскис, деревня Тютча на правом берегу р. Ка-зыр и абаканские степи. Военные снаряжения подобного стиля были обнаружены в русской части Восточной Монголии на юге от Байкала в Бичуре около Верхнеудинска, в Селенжинске и Троицке. Cf. N. Fettich Die Reiternoma-denkultur von Minussinsk, dans Metallkunst der Landnehmenden Ungarn. Archae-logia Ungarica, V.1935, 202.

** Fettich, Ibid., 205.

*** Marquart, Ueber das Volkstum der Komanen, in Ostturkische Dialektatudien, Abh. Akad.Wiss. Gottingen 1920 et Pelliot, A propos des Comans, J.A. 1920, I, 140.


ские историки называют их эфталитами, персидский исследователь Мирхонд дает им наименование хайателиты. У китайских летописцев это наименование пишется как ие-тай, что, по-видимому, связано с царским кланом эфта или юэ-тай.*

Византийские летописцы называли их Белыми гуннами, что само по себе является искажением.

В начале V в. нашей эры эфталиты были еще только второстепенной ордой, вассалом крупной орды (также монгольской) — жуан жуаней, которая, как мы это видели, правила в Монголии. Во второй четверти V в., те же эфталиты достигли значительного влияния, продвинувшись далее к западу. Их господство на востоке начиналось от верховьев Юлдуза (северо-запад Карашахра), продолжилось в бассейне реки Или вплоть до Балхаша, степей Чу и Таласа, далее на регион Сырдарьи до Арала. По некоторым источникам, одна из резиденций хана находилась недалеко от города Таласа, нынешнего Аулие-ата. К 440 году они к тому же захватили Согдиану или Трансоксиану (Самарканд) и, по-видимому, Балх, Бактрию или Тохаристан.

Многие востоковеды, в частности Ноельдеке, считают, что эфталиты обосновались, таким образом, и в Бактрии в эпоху правления персидского царя Бахрама Гора (420—438). Они, вероятно, захватили сасанидскую провинцию Хорасан, откуда Бахрам Гор, возможно, оттеснил их в результате битвы в Кузмехане под Мер-вом. Маркварт же, напротив, считает, что Бахрам Гор, а затем и его преемник — Йездегерт II (438—457) вели битвы не против эф-талитов, а сражались против армии хионитов, другого хуннско-го племени, кочевавшего на севере от Мерва.** Что бы там ни было, именно эфталиты в период правления сасанидского правителя Пероза (459—484) вторглись в Хорасан, и, в конце концов, одержав победу, казнили этого монарха. Предводитель эф-талитов, под чьим началом была одержана победа, был известен арабо-персидским историкам под именем Ахшунвар или Ахшун-ваз, по-видимому, искаженное название согдианского титула "хшеван", или "правитель".***

Победив царя Пероза, гунны-эфталиты заняли не только пограничный район Талекана (Западный Талекан, между Балхом и Мер-

* Pei-che, Leang-chou et Tang-chou, in Chavannes, Tou-kiue occidentaux, 223. Cf. Albert Herrmann, Die Hephtaliten und ihre Beziehungen zu China, Asia Major, II, 3-4, 1925, 564-580.

** Noeldeke, Ktudes historiques sur la Perse ancienne, 161, 163. Marquart, Eranschahr, 57. Christensen, L'Iran sous les Sassanides (1936), 284.

***F. W. K. Muller, Soghdische Texte, 1, 108.


вом). Они дошли до приграничного города Сасанидской империи на северо-востоке, а также до Мерва и Герата.*

Кроме того, они в качестве покровителей вмешивались в дворцовые интриги Сасанидской династии Персии. Именно таким образом сасанид Кавад, изгнанный с престола Ктэзифона, нашел у них прибежище, женился на племяннице хана и получил от последнего армию, благодаря которой он вновь вернул себе корону (498 или 499). Эфталиты были в то время грозной силой в Срединной Азии. Лян-шу пишет о посольстве, направленном в 516 г. их правителем к китайскому двору, в Нанкине правителем "Юэтайилито".

Несмотря на поражение царя Пероза, сасанидская Персия организовала достаточно мощную оборону для того, чтобы эфталиты не осмелились захватить эту страну. Они повернули в сторону юго-востока, в сторону Кабула. Там первым ответом на их приближение было то, что кушанские правители были смещены в середине V в. К власти пришло другое племя того же происхождения, юэчжи или тохары, родом из Бактрии. Иранские источники говорят нам о том, что в действительности в это время, после того как воцарилась "ки-даритская" династия, на юге от Окса, между Балхом и Мервом,** она вступила в борьбу против сасанидов. По тем же источникам, сасанид Пероз (459—484), — тот, кто погиб позже под натиском эфталитов, ранее боролся с кидаристскими правителями. Сначала он воевал против героя, носившего имя Кидара, затем против Кунка-са, сына Кидары. После поражения от Пероза, Кункас, по-видимому, покинул Бактрию, которая тут же была оккупирована эфта-литами. Кункас же перешел Гиндукуш и эмигрировал в Кабул, где он заменил последних кушанских правителей.***

Эти сведения подтверждаются китайскими историками, но с опережением в несколько лет, что изменяет причину событий. Китайские источники, сведения которых относятся к 436-451 годам, сообщают, что "правитель Юэчжи" из "Поло", т. е., в данном случае, без всякого сомнения, из Балхской Тухары, под нажимом эфталитов, покинул Бактрию и эмигрировал в Гандхару, где он обосновался в Пешаваре, подчинив себе своих кузенов, юэчжи Кабула, т. е. последних кушанских правителей. Китайцы называли этого правителя Китоло, что соответствует нашему варианту Кидара.****

* Marquart, Eranschahr, p.60-63 et Christensen. op. cit.,289.

** Локализация по Кристиансену (по согласованию с Маркартом), L'Iran sous les Sassanides, carte in fine.

*** Marquart, Eranschahr, 55-57. Christensen, op. cit.,287-288.

**** Pelliot, Tokharien et koutchJen, J.A., 1934. I,42.Chavannes, Toung pao, 1907, 188.


По-видимому, именно под давлением эфталитов, а не сасани-дов, кидариты ушли из Бактрии, чтобы найти убежище в Кабуле. Но вскоре за ними последовали эфталиты, которые не замедлили пересечь Гиндукуш в погоне за ними. Вся прежняя территория юэч-жи — Бактрия, Кабул и Кандагар — перешла в руки эфталитов. Более того, из верхней части долины Кабула передовые отряды эфталитов, как когда-то это сделали кушаны, ринулись на завоевание Индии.

Большая часть Индии — весь бассейн реки Ганга, Мальва, Гуджарат и север Декана — составила обширную империю, руководимую великой национальной династией императоров Гупта, достигшей своего расцвета в эпоху правления Кумарагупты (414—455), которому на смену пришел его сын Скандагупта (455—470). Именно в последние годы правления Кумарагупты, или же в начале царствования Скандагупты, хунны-эфталиты, известные индусам в санскритской транскрипции — хуна, завоевав Кабул, спустились в Пенджаб и оказались у границ империи Гупта, со стороны Доаба или Мальвы. На этот раз они были отброшены Скандагуп-той, вероятно, в начале его правления в качестве императора, либо раньше, когда он еще оставался наследным принцем.* Согласно этой версии, правление Скандагупты началось в период, когда наступило второе вторжение хун-ну, которое было вновь остановлено. После этого, по данным 460 г., в стране воцарилось спокойствие.

Тем временем, эфталиты прочно осели с двух сторон Гиндуку-ша, в Бактрии и Кабуле. Их хан, в 520 г., в период паломнической миссии Сюнь Юна, находился на севере Гиндукуша, перекочевывая в горы в зависимости от сезона, из Бактрии, где он проводил зиму, в Бадахшан, где у него находилась летняя резиденция. В Кабуле, в древних греко-буддийских провинциях Капичи и Гандхары, обосновался второстепенный эфталитский предводитель — тегин, где он заложил начало династии, и от имени которой он правил, начиная с 520 г. В этих условиях развитой культуры Гандхары, где древнегреческая культура и буддизм совместно заложили основы новой Эллады и новой буддистской Святой Земли, эфталиты показали себя варварами, уничтожая население, намеренно преследуя буддистские общины, разрушая монастыри и произведения искусства, приводя в упадок прекрасную греко-буддистскую цивилизацию, насчитывавшую около пяти веков. Как персидские,** так и китайские тексты солидарны, указывая на тиранию и вандализм этой орды.

* Не совсем четкие источники, которые стали темой дискуссии. Cf. La VallJe Poussin, Dynasties et histoire de l'lnde, 52-54. ** Tabari, trad. Zotenberg, II, 131.


Пэй-шэ и повествование Сюнь Юна, который, как мы уже видели, посетил их правителя в 520 году в его летней резиденции в Ба-дахшане, а затем нанес визит тегину Гандхары, описывают этих хун-ну как истинных кочевников:* «Они не проживают в городах; резиденции их правителей связаны с кочующим лагерем. Их жилища сделаны из войлока. Они постоянно перемещаются в поисках водопоя и пастбищ, уходя в жаркое время в прохладные места, а зимой проживают в землях с умеренным климатом. Их правитель приказывает возводить для него огромный войлочный шатер, представляющий сорокафутовый четырехугольник; перегородки обтянуты шерстяными коврами. На предводителе — шелковая одежда с орнаментом. Он восседает на золотом троне, ножки которого напоминают четыре золотых феникса. Его старшая жена также носит шелковую одежду, с орнаментом, полы которой стелются по земле и имеют длину в три фута. На ее голове — длинный восьмидюймовый рогообразный убор с украшениями из драгоценных пяти-цветных камней». Сюнь Юн указывает также на то, что у эфталитов существовал обычай полиандрии среди братьев. Он отмечает их враждебное отношение к буддизму. "Они отрицают полностью буддистскую веру и поклоняются многим божествам. Они посягают на жизнь живых существ и едят мясо с кровью". По свидетельству Сюаньцзаня, эфталиты вырезали в Гандхаре две трети жителей, остальных превратили в рабов, разрушили большую часть буддистских ступ и монастырей.**

Обосновавшись в Кабуле, эфталиты жаждали овладеть богатствами Индии. Как мы уже отмечали, потерпев поражение от индийского императора Скандагупты, они выжидали удобного случая, который им представился вскоре после кончины индийского правителя (470). Индийская империя пришла в упадок из-за раздела страны между ветвями династии Гупты. Так, в Мальве правили Буддхагупта (476—494) и Бханугупта (499-543), в Бехаре и Бенгалии правили Пу-рагупта и Нарасимхагупта. В связи с ослаблением гуптской мощи, хуннские кочевники возобновили свои нападения на Индию. Хун-нский предводитель, который повел их на Индию, известен в индийских источниках как Торамана (умер в 502 г.). Он не являлся ханом эфталитов, который, как мы знаем, проживал на севере Гин-дукуша, в Бактрии и в Бадахшане, а был последующим принцем или тегином, вероятно, тегином Кабула. Три ссылки на его правление, найденные в Куре в Селт Ранже (северо-запад Пенджаба), в Гвалиоре и Эране, доказывают, что он завоевал не только бассейн

* Song Yun, trad. Chavannes, BEFEO, 1903, 402, 417. ** Cf. Foucher, Art grJco-bouddhique, II, II, 589.


Инда, но также Мальву. Его монеты копируют монеты индийского императора Буддагупты (476—494), который был его современником.*

Михиракула, сын и преемник Торамана-он нам известен благодаря его хвалебному индийскому прозвищу "солнечная раса" на классическом санскрите и, который стоял во главе орды, между, примерно 502 и 530 годами, был настоящим индийским Аттилой. Он основал свою резиденцию в Чакале (Сиалкот) в Восточном Пенджабе. Вне всякого сомнения, что именно тегин Гандхары встретил в 520 году китайского паломника Сюнь Юна, завоевал Кашмир, после чего вернулся в Гандхару, чтобы устроить там ужасную резню. Буддистские летописцы описывают его, ко всему прочему, как грозного гонителя их религии. Сюаньцзань говорит, что только гуптский предводитель Магадхи или Бехара (возможно, тот же самый, что и Нарасимхагупта, о котором мы упоминали выше), по имени Баладит, осмелился выступить против него. Михиракула проник тогда в гангский регион Индии в поисках своего врага. Баладит вначале отступил, затем неожиданно напал и взял его в плен. Это повествование стало назидательной историей. С другой стороны, надписи Эрана в Мальве, относящиеся к 510 г., в которых говорится о победах другого гуптского принца Бханугупты, наводят на мысль, что речь шла, возможно, о победах, одержанных над эфталитскими завоевателями. Наконец, в 533 г., третий индусский принц Йачодхар-ман, которого относят к династии мандасорских раджей в Мальве, бахвалится в этих надписях о победе над хуннами, и о том, что заставил Михиракулу подчиниться себе.** После этих неудач Михиракула скрылся в Кашмире, где применил к жителям Гандхары, по неизвестным для нас причинам, меры ужасного возмездия, о котором рассказали китайские паломники. Буддистские тексты говорят о наказании в виде страшной смерти за его преступные злодеяния.

Нам неизвестно, что стало с племенами гуннов, осевшими в Пенджабе, после ухода Михиракулы. Должно быть они еще представляли угрозу для своих соседей, так как, во второй половине VI в., мы видим как махараджа Тхансвара *** Прабхакара (умер в 605 г.), достиг славы и получил возможность одержать над ними

* Касательно нумизматики у эфталитов, Junkler, Die heptalitischen Munzinschriften, Sitz.preuss. Akad.,1930, 64. Morgan, Num.or.,1936, 446-457.

** Дискуссию по текстам: La VallJe Poussin, Dynasties et histoire de l'lndc, 62-66.

*** На северо-западе Дели. Царство Танешвара или Танесара (на санскрите Шанвишвара) обязано своим расцветом приграничным форпостам, которые сыграли свою роль для защиты страны Ганги от нашествий гуннов.

9?


победу. В 605 году его старший сын Радживарадхана воевал против них; затем, его преемник, великий индусский император Хар-ша Чиладитиа (606—647), был, в свою очередь, воспет поэтами за победы, одержанные им над теми же хуннами. Однако, начиная со второй половины VII в. хунны Индии исчезли с исторической сцены. Их разрозненные группы были или уничтожены, или ассимилированы населением Пенджаба. Некоторым из племен, без сомнения, удалось внедриться в индусскую аристократию. Например, племени "раджипутов" Гурджары, которое имеет то же самое происхождение.

Гунны в Европе: Аттила

Мы потеряли след западных хун-ну, начиная с 35 г. до нашей эры, даты, когда инакомыслящий шанью Чэчэ, увлекший за собой часть хуннских племен Верхней Монголии в северные степи Арала и Балхаша был настигнут и казнен китайской экспедиционной армией. Оставшиеся в живых племена, которые последовали за ним, вынуждены были осесть там на века. Они не имели по соседству какого-либо крупного цивилизованного народа, который мог бы оставить упоминания об их действиях, нравах и обычаях. Поэтому у нас нет никаких сведений об их истории. Лишь с IV в. н. э. мы вновь получаем сведения о них, в связи с их прибытием в Европу, вызвавшим их контакты с Римским миром.*

Русские степи на севере от Черного моря, как мы уже знаем, были захвачены с III века до нашей эры, сарматами, сменившими скифов. Сарматы, как и скифы, принадлежали к северному ответвлению иранской расы. Подавляющая часть сарматского народа вела кочевой образ жизни между нижним Поволжьем и Днестром. Некоторые сарматские племена вели обособленный образ жизни, такие, как аланы, кочевавшие в регионе Терека, вплоть до Кубани; роксоланы, которые начиная с 62 г. н. э., расселились на западе нижнего Придонья; йазижи, которые, начиная с 50 года новой эры, обосновались в долине между Тисой и Дунаем, меж-

* Может тюркология могла бы нам предоставить несколько свидетельств о разделении в далеком прошлом гуннов Азии и гуннов Европы. Согласно Н. Поппе, современные чуваши, которые проживают в регионе между Самарой и Казанью на Волге, были потомками западных гуннов. Чувашский язык имеет свои специфические особенности, отличающие его от других тюркских языков. Разделение чувашского языка от других тюркских языков состоялось, по-видимому, по мнению Н.Поппе и Бартольда, к началу христианской эры. Cf. N.Poppe, Asia Major, I, 775 et Ungarische Jahrbucher, VII, 151, et Barthold, Turks in Enc. Isl.948.


ду Дакией и римской провинцией Паннонией, в самом центре современной Венгрии.* Сарматы были отделены от Римской империи, даже после того, как Траян присоединил Дакию (106) — с помощью бастарнаев, или восточных германцев, которые, начиная с 200 г. до нашей эры, спустились по Днестру до самого устья, вдоль северного склона Карпат, что послужило созданию первого известного германского "Дранг нах Остен". К 200 г. нашей эры происходит новое нашествие германцев, пришедших с нижнего течения Вистюла, готов, выходцев из Швеции. Они стали оспаривать у сарматов долины Южной России. В 230 г. готы достигли границ этой миграции и напали на римский город Олбию на Черном море.

Южная Россия была поделена между готами, на западе нижне го Приднепровья и сарматскими народами (аланами и другими), на востоке этой реки, в то время как Крым продолжал оставаться вассалом греко-римской империи цезарей. Сами же готы, как известно, были поделены между остроготами в нижнем течении Дона и в нижнем Приднестровье, и визиготами, занимавшими территорию от нижнего Приднестровья до Дуная. Гепиды, третье готское племя, заняло Дакию, оставленную императором Аврелианом в 270 г. Это период возникновения готических некрополей Черни-якова на юге от Киева и Николаевки у Херсона, в нижнем Придо-нье (III в.). Это также период, относящийся к созданию сарматами погребальных курганов Кубани (Тифлисская, Воздвиженская, Армавир, Ярославская), где были обнаружены золотые пластины и фибулы, характерные для искусства сарматов. На севере, в лесных зонах Восточной и Центральной России, где, без сомнения, проживали финно-угорские народности, влияние сарматов ощущалось в культуре Пянобора около Казани (100—200 или 400), наследницы местной культуры Ананино, в то время как далее на запад калужская группа памятников представила фибулы германо-римского характера (III—IV в.). Так обстояло дело в Южной России во время нашествия гуннов.

* Что касается аланов, которые нас особенно интересуют, потому что под названием Азод мы их видим в чингизханидской монгольской истории, cf. Tomaschek, Alani, in Real-Enkyklop, de Pauly-Wissowa; Barthold, Allan, Enc. lsl., I, 315 et Minorsky, The Alan, in Hudud al-Alam, 444. Макс Эберт пишет: "К концу II в. до нашей эры, аланы кочевали еще в арало-каспийских степях. Оттуда они двинулись к Дону. В эпоху Страбона они находились между Каспием и Доном, откуда они пошли грабить парфянский Азербайджан". Мах Ebert, Sud-Russland im Altertum, 375.Cf. Marquart, Osteuropaische uni! Ostasiatische Strefzuge, Leipzigl903, 164 et sq.


По каким причинам исторические гунны, потомки западных хун-ну, ушли из степей Приаралья для того, чтобы достигнуть Европы? Нам это неведомо. В 374 г., согласно Иордану, под предводительством Баламира или Баламбера, они перешли Волгу в нижнем течении, переправились через Дон, напали на аланов Терека и Кубани, и подчинили их. Затем они двинулись в западную часть течения Днепра, напали на остроготов и свергли старого короля Эраманарика, который от отчаяния покончил жизнь самоубийством. В свою очередь, Витимер, преемник Эраманарика был повержен и казнен. Многие остроготы перешли в подчинение гуннов, в то время как визиготы, под натиском врага, переправились через Дунай и проникли на территорию Римской империи (376). Что же касается аланов Кубани и Терека, большая часть из них была вынуждена временно подчиниться гуннам. Эта часть оставалась в стране, где, как мы знаем, они приняли в X веке византийское христианство. Они являлись предками современных осетин. Другие же аланы ушли на запад и вместе с западными германцами приняли участие в великих нашествиях: некоторые из этих племен остались в Галлии, в нижнем течении Луары,* остальные аланы отправились в Испанию, смешались с суэвами Галисии, или совместно с визиготами дали рождение смешанной расе, от которой, возможно, получила название "гото-аланская" страна, или Каталония (?).

Аммьен Марселен и Иордан описали чувство ужаса, которое было вызвано вторжением гуннов в романо-германский мир. Аммьен пишет: "Гунны превзошли все мыслимое по своей беспощадности и варварству. Они испещрали щеки своих детей шрамами, чтобы не росли борода и усы. Они были коренасты, с огромными верхними конечностями и невероятно крупными головами, что придавало им чудовищный вид. Жили они, впрочем, наподобие животных. Они не подвергали тепловой обработке пищу и обходились без приправ, питались дикими кореньями и употребляли в пищу мясо умерщвленных животных, которое у них было приторочено к седлам. Они не знали, что такое плуг, постоянное место жительства, дом или жилое строение. Вечные кочевники, они привыкли с самых малых лет к холоду, голоду и жажде. Бесчисленные стада животных сопровождали их в походах. Эти же животные тащили тяжелые повозки, где находились их семьи. На этих повозках женщины занимались прядением, шили одежду, ро-

* Cf. L.Franchet, Une colonie scytho-alaine en Orleanais au V siecle. Les bronzes caucasiens du Vendomois, Revue scientifique. 8 et 22 fevrier 1930.


жали детей и воспитывали их до брачного возраста. Если у этих людей спросили бы, откуда они, где родились, они не смогли бы ответить на эти вопросы. Их одежда состоит из льняной туники и широкополых плащей, сшитых из кожи грызунов. Темного цвета туники буквально прели на их телах. Они меняли одежду только тогда, когда она уже не держалась на них. Головной убор с отворотом назад, козьи шкуры, обмотанные вокруг волосатых ног, дополняют эту картину. Их обувь, сделанная без мерки и какой-либо формы, не позволяла им ходить пешком; поэтому они были не способны воевать в качестве пехотинцев, тогда как, взгромоздившись на лошадь, они выглядели, словно приросшие к безобразным низкорослым лошадям, но выносливым и быстрым, подобно молнии. Они проводили свою жизнь на лошади, то верхом, то, устроившись сбоку на лошади, подобно тому, как делают женщины наездницы. Они обсуждают дела, сидя на лошади, совершают торговые сделки, едят и пьют, даже спят, облокотившись на лошадиную сбрую. При сражениях они наваливаются на своих противников, издавая истошные вопли. Столкнувшись с сопротивлением, они отходят врассыпную, но тут же возвращаются, вонзаясь и опрокидывая все, что встречается им на пути. Однако они не знают, как преодолеть усиленное препятствие, или атаковать укрепленный лагерь. Но ничто не сравнимо с той ловкостью, с которой они бросают копья с очень внушительного расстояния, и пускают стрелы, снабженные костяными наконечниками, такими же прочными и смертельными, как и наконечники железные".*

Сидуан Аполлинарий считает, что физический тип лица гунна связан с намеренным его обезображиванием в детские годы. Он повествует о них, не смягчая ужасный вид сплющенных носов ("бесформенный и плоский нарост"), с выдающимися вперед скулами, с глубоко западающими в орбиту глазами ("эти глаза обладают проникающим взглядом, который охватывает самые отдаленные цели"), орлиным взором кочевника, привыкшего обозревать нескончаемые пространства, различать стада оленей или диких лошадей до самого края горизонта степей. Этому же автору принадлежит замечательная строфа, которая дает прекрасное описание вечного всадника степей:

* Ammien Marcellin, XXXI,2. «Вооруженные огромными луками и длинными стрелами, - говорит также Сидуан Апполинер, - гунны никогда не промахивались мимо цели; несчастье падало на того, на кого были направлены их стрелы, так как они несли верную гибель!»


«Роста среднего когда гунн спешивается, Но велик, когда он — на коне!»

Небезынтересно сравнить этот портрет с тем, который нам оставили о хун-ну китайские летописцы: типаж и обычаи — все идентично. Кроме того, этот портрет аналогичен тому, что нам говорят о монголах XIII в., как их описывали в Китае и христианском мире. Гунн, тюрк или монгол, человек степи, с огромной головой, с мощным торсом, коротконогий кочевник, постоянно сидящий верхом на лошади, "лучник-наездник" Верхней Азии, рыскающий у границ цивилизованного мира, нисколько не изменился за пятнадцативековый период нашествий на цивилизации оседлых народов.

Поражение аланов и остроготов, и уход визиготов, сделали гуннов хозяевами всей зоны долин, от Урала до Карпат. От карпатских перевалов или долин Валахии, они дошли до венгерских просторов, где подчинили себе гепидов, и ушли далее на левый берег Дуная (405—406). Вероятно, в тот период они были разделены на три орды с тремя предводителями, тремя братьями: Руасом, Руга-сом или Ружилой, Мундзуком или Мундиухом, и Октаром, которые к 425 г. правили совместно. В 434 г. этими ордами правили два сына Мундзука, Бледа и Аттила, из которых остался Аттила, очень быстро устранивший своего брата.

С этого времени начались завоевания Аттилы. В 441 г. он объявил войну Восточной Империи, пересек Дунай, дошел до сербской Моравии, захватил Найсу (Ниш), разграбил Филипполь, опустошил Фракию вплоть до Акадиаполя (Люлэ-Бургас), который подверг разорению. В период затишья, в 448 г., Империя уступила ему территорию от современного Белграда до Шисто-ва, на юге Дуная до верховьев Ниши.

В январе—феврале 451 г. Аттила, сосредоточив свою армию в венгерской долине, двинулся на Галлию, присоединяя к себе по пути германцев правого берега Рейна. Перейдя Рейн, он напал на ту часть Галии, которая подчинялась Риму, и которой руководил римский патриций Аэций. 7 апреля Аттила сжег Метц, и взял в осаду Орлеан. Четырнадцатого июня город был освобожден римской армией под началом Аэция, и армией визиготов под командованием короля Теодорика. Аттила отступил в направлении Труи. На западе от Труи, в Кампусе Морикусе, он был остановлен римлянами и визиготами в тяжелом сражении, которое, однако, не спасло Запад (конец июня 451 г.).


После этого поражения Аттила отступил, уйдя к Дунаю, где и провел зиму. Весной 452 г. он вступил в Италию, но задержался с осадой Аквелии, которую все-таки покорил и уничтожил. Затем он взял Милан, Павию и объявил о решении идти на Рим, откуда император Валентиниан III поспешил сбежать. Однако вместо того, чтобы пойти на столицу мира, он поддался увещеваниям римского епископа — святого Леона Великого, который пообещал ему выплачивать подати и предложил руку Гонории, дочери Цезаря (шестого июля 452 г.). На этот раз он вернулся в Паннонию, где и умер в 453 г.

Готский историк Иордан оставил нам впечатляющий портрет Ат-тилы. Он был типичным гунном: невысокого роста, с широкой грудью, с большой головой, маленькими и глубоко сидящими глазами, с приплюснутым носом, со смуглым, почти темного цвета, лицом, с жиденькой бородкой. Он был ужасен в гневе, умело использовал свой свирепый вид, который был для него политическим инструментом. В нем мы обнаруживаем почти такой же уровень расчета и хитрости, на который указывали китайские историки, когда говорили о хуннских завоевателях шести династий в Китае. Его речи, полные расчетливой патетики, его завуалированные угрозы, являлись далеко идущими планами, так же как и его систематические разрушения являлись глубоко продуманными (Аквелия, разрушенная им, больше не была восстановлена). Так же были спланированы массовые побоища, основной целью которых являлось преподнесение урока недругам. Вместе с этим, Иордан и Приск описывают его как честного судью для своих соплеменников, великодушного по отношению к своим слугам, благосклонного к тем, кто искренне служил ему. Он вел простую жизнь среди варварской роскоши приближенных, пользовался деревянной посудой, тогда как вокруг все стремились к золотой утвари. Добавим и другие черты, о которых сообщают те же источники: глубокое суеверие, наивная доверчивость шаманам, пристрастие к крепким напиткам, что превращало различные церемонии в оргии; в то же время, ему была присуща привычка окружать себя министрами и греческими писарями, такими как, например, грек — Онегис, римлянин — Орест, германец — Эдеко. В глаза бросается любопытная деталь, характеризующая этого предводителя орд: он чаще прибегал к хитрости, чем к прямым военным действиям. В войне же он проявлял себя не столько военачальником, сколько отважным воином, увлекавшим людей за собой. Этому варвару был присущ юридический формализм, стремление к крюч-


котворству, поиск дипломатических отговорок для создания, пусть видимости, но законности решения тех или иных вопросов. Отмечая все эти черты, невольно вспоминаешь другого основателя кочевой империи, другого сына степей — Чингиз-хана.*

Подобно тому, как империя Чингиз-хана под монгольским стягом привлекала на свою сторону не только монгольских кочевников, но также и кочевых тюрков и тунгусов Верхней Азии, империя Аттилы, восходящая к гуннам, т. е., без всякого сомнения, тюркам, вовлекала и охватывала всех варваров: сарматов, аланов, остроготов, гепидов и т.д., кочевавших между Уралом и Рейном. Именно это и явилось его слабой стороной. Аттила умер рано, в 453 г., и после его смерти эта разнородная империя рухнула. Остроготы и ге-пиды тут же восстали и разгромили гуннов в великой битве в Панно-нии, в ходе которой был убит старший сын завоевателя — Эллиас (454).

Тогда гунны, под предводительством одного из сыновей Аттилы, Денгизиша или Дензигиха, устремились в русские степи. Другие сыновья Аттилы потребовали территории у римлян, которые предоставили Эрнаку земли Добруджи, а двум остальным, Эмнедзару и Узин-дуру, владения в Мезии. Денгизиш еще раз повел гуннов на войну против Византийской империи со стороны нижнего Приднепровья, но потерпел поражение и был убит. Его голова, голова сына Аттилы, была выставлена в Константинополе, на арене амфитеатра (468).

Остальные племена гуннов осели на севере от Черного моря двумя ордами. Гунны кутригуры кочевали на северо-западе Азовского моря, а гунны утургуры или утригуры, в устье реки Дон. Эти две

* Турецкий историк, доктор Решид Саффет, профессор Стамбульского университета, сделал интересный панегирик во славу Аттилы, Contribution В une histoire sincPre d*Attila, Paris, librairie Marcel Fresco, et Istanbul, imprimerie Universum 1934. По искусству гуннов в Верхней Азии, а затем в Венгрии, A.Alfoldi, Funde aus der Hunnenzeit und ihre ethnische Sonderung, Archaeologia Ungarica, 1932 et Zoltan Takacs. В указанных трудах Золтан Такач расширяет предыдущие исследования (Chinesische Kunst bei den Hunnen, Ostasiat. Zeitschrift, 1916, 174-186; Chinesisch-hunnische Kunstformen, Bull. De 1 Institut Archeologique Bulgare, 1925, 194-229; Sino-Hunnica, read at the School of Oriental Studies, Alexis Petrovics Anniversary Volume, 1934; L art des grandes migrations en Hongrie et en ExtrLme-Orient, Revue des Arts Asiatiques, Paris, 1931, 32). Что касается Восточной России того периода, см.Schmidt, Katchka, Beitrage zur Erforschungen der Kulturen Ostrusslands in der Zeit der Volkerwanderung, Eurasia Septentrionalis Antiqua, I, 1927, 18. По общей проблематике сарматов, гуннов и аваров Венгрии, см. Nandor Fettich, Die Metallkunst der Landnehmenden Ungarn. Archaeologia Hungarica, XXI, Budapest, Magyar Torteneti Museum, 1937 (плюс том иллюстраций).


орды быстро стали непримиримыми врагами, их противоречия разжигались, впрочем, не без участия византийской дипломатии. В 545 г. император Юстиниан натравил правителя утургуров, по имени Сандилх, на враждовавшую с ним орду. Сандилх разгромил кутри-гуров (548), но последние вновь объединились под началом их предводителя Забергана или Замергана, и попытались отомстить за ту поддержку, которую враждебные им братья получили от Юстиниана. Зимой 558-559 гг., Заберган, во главе своей орды перешел по льду Дунай, и неожиданно оказался у стен самого Константинополя. Белизэру удалось спасти столицу, а Заберган ушел в донские степи, где стал враждовать с Сандилхом. Братоубийственная война двух гуннских орд возобновилась с новой силой. Война продолжалась, когда третья орда-аваров, выходцев из Азии, одержала верх над воюющими ордами и захватила власть над территорией русских степей.

Это новое вторжение было следствием значительных изменений в Верхней Азии, связанных с появлением Тукю, или исторических Тюрков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: