Цель, задачи и источники проверки расчетных операций




Глава 10. ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Цель, задачи и источники проверки расчетных операций

10.2. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

10.3. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками

10.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям

10.5. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами

10.6. Проверка расчетов с бюджетом

10.7. Проверка расчетов с учредителями

10.8. Проверка расчетов с работниками по оплате труда

10.9. Проверка расчетов по операциям по социальному страхованию и обеспечению

10.10. Проверка внутрихозяйственных расчетов

Цель, задачи и источники проверки расчетных операций

Значительное влияние на эффективность использования средств хозяйствующего субъекта оказывает правильная организация расчетных операций, основывающаяся на укреплении договорной и расчетно-платежной дисциплины.

Проверка совершения расчетных операций позволяет представить развернутую картину финансово-хозяйственной деятельности организации: уровень выполнения ею планов производства и реализации продукции (товаров, услуг); свое­временность расчетов с подотчетными лицами, бюджетом (по налогам и неналоговым платежам), разными дебиторами и кредиторами; достоверность определения финансового ре­зультата и др. Поскольку расчетные операции связаны со всеми показателями деятельности субъектов национальной экономики, в ходе их проверки следует делать рабочие по­метки по всем возникающим вопросам, в том числе касаю­щимся других участков деятельности субъекта хозяйствова­ния, чтобы вернуться к ним для более глубокого изучения в дальнейшем при контроле соответствующих объектов.

Целью проверки расчетных операций является установление их законности, достоверности и целесообразности, а также своевременности, полноты и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными задачами проверки являются:

1) установление соответствия произведенных операций законодательным актам и нормативным правовым докумен­там, действующим на территории Республики Беларусь;

2) оценка правильности документального оформления операций по расчетам с контрагентами;

3) подтверждение реальности дебиторской и кредитор­ской задолженности;

4) проверка полноты и своевременности погашения деби­торской и взыскания кредиторской задолженности;

5) оценка правильности ведения аналитического учета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а также проверка соответствия показателей аналитического и синтетического учета данным Главной книги и баланса;

6) подтверждение правильности отражения расчетных операций на счетах бухгалтерского учета, в том числе по неотфактурованным поставкам, векселям выданным, коммер­ческим кредитам и претензиям;

7) оценка соответствия учета НДС по приобретенным то­варно-материальным ценностям, принятым работам и услу­гам действующему законодательству;

8) изучение правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов;

9) анализ обоснованности претензий, предъявленных по­ставщикам и покупателям по поводу нарушения договорных обязательств;

 

10) изучение соответствия учета курсовых и суммовых разниц действующему порядку;

11) проверка правильности списания дебиторской и кре­диторской задолженности с истекшим сроком исковой дав­ности либо нереальной к взысканию за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам;

12) разработка мероприятий по устранению причин, вы­зывающих возникновение невостребованной задолженности.

Для выполнения поставленных программой задач используются следующие источники информации:

• организационно-распорядительные и первичные документы: приказ «Об учетной политике»; утвержденный руководителем график документооборота; договоры с юридическими лицами; выписки банка по расчетному и ссудному счетам; приложения к выпискам банка; кассовая книга; при­ходные и расходные кассовые ордера; авансовые отчеты под­отчетных лиц с приложенными к ним документами; журнал регистрации доверенностей на получение товарно-материальных ценностей; доверенности покупателей; прейскуранты цен; накладные; векселя; книга покупок; акты инвентаризации расчетов и др.;

• регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга; учетные регистры по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с постав­щиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и за­казчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др.;

•бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; налоговые расчеты и декларации; отчет о состоянии расчетов (12-ф (расчеты); отчет о задолженности по заработной плате, 1-т (задолженность); отчет о просроченной задолженности по заработной плате (форма 12-т (задолженность) и др.

 

10.2. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:

• определение наличия и правильности оформления договоров, соответствие требованиям законодательства;

• проверка выполнения договоров по срокам, ассортименту, суммам и валютам платежа;

• подтверждение сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

• оценка задолженностей по реальности ко взысканию и по срокам погашения;

• проверка организации претензионной работы и ее эффективности;

• анализ эффективности используемых инструментов расчета и валют платежа;

• оценка достоверности соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Форма расчетов, сроки и порядок оплаты определяются договором между плательщиком и получателем средств. В процессе проверки необходимо убедиться в соответствии заключенных с поставщиками и подрядчиками договоров требованиям, установленным Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также в наличии упомянутых в договорах приложений. Подобная процедура проводится и по отношению ко всем дополнениям к договорам, принятым сторонами.

Проверяющему следует учитывать, что существенные условия договора включают:

• условия о предмете договора;

• условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида;

• условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, например, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. При этом цена не является существенным условием договора, и расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законо­дательства. В случаях, когда в договоре купли-продажи цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (например, в соответствии с прейскурантом отпускных цен, утвержденным руководителем организации-поставщика и действую­щим на дату отпуска продукции со склада и выписки сопроводительных документов). В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Если после заключения и до прекращения действия дого­вора принят акт законодательства, устанавливающий обяза­тельные для сторон правила, отличающиеся от действовавших при заключении договора, то условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законода­тельством (если иное не предусмотрено законодательством).

После изучения договоров с поставщиками (подрядчиками) и определения используемых организацией форм платежей проверяющий переходит к сбору доказательств, подтверждающих сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Прежде всего анализируются материалы инвентаризации по каждому виду расчетов. В случае их отсутствия или сомнения в достоверности данных возникают основания, чтобы потребовать проведения сплошной или выборочной инвентаризации расчетов на отчетную дату.

 

Если поставщик, получив от покупателя деньги в счет предстоящей по­ставки, не осуществил отгрузку в оговоренные договором сроки, у покупа­теля возникает дебиторская задолженность. По истечении срока исковой давности или при наступлении иных обстоятельств (например, ликвидации поставщика) задолженность превращается в безнадежный долг. В связи с этим определяется реальность задолженностей с учетом результатов ин­вентаризаций. Основная особенность инвентаризации расчетов заключает­ся в том, что остатки по счетам подтверждаются документально, как прави­ло, путем сверки с контрагентом. В ходе инвентаризации устанавливаются факторы, которые влияют на возникновение, списание и отражение в учете задолженности: условия договора, статус контрагента, формирование на­логового учета в момент возникновения задолженности, принятие мер по погашению задолженности, причины списания задолженности и отражение результатов в бухгалтерском и налоговом учете. От момента возникновения задолженности до ее закрытия проходит время, в течение которого задолжен­ность может изменить свой вид.

Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из уста­новленных форм расчетов организации и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности (задолженность по заработной плате на 5 число следующего за отчетным месяца до ее выплаты в срок).

Спорной является задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам или переданным в суд.

Просроченная задолженность – это задолженность с истекшим сроком оплат, которая должна быть погашена. Необходимо установить причины ее непогашения в установленные сроки (слабый контроль со стороны ответственных лиц (бухгалтера, менеджера) за своевременной оплатой расчетно-платежных документов, временное отсутствие денежных средств на расчетном счете и др.).

Сомнительную задолженность следует отличать от безнадежной. В нормативных правовых актах Республики Беларусь нет единого правила для определения времени, когда задолженность признается безнадежной. Прямое указание, какую задолженность следует считать безнадежной, в них также отсутствует. С учетом общепринятой практики безнадежной необходимо считать задолженность при условии:

• истечения срока исковой давности по задолженности;

• ликвидации организации-должника;

• недостаточности средств от заложенного имущества должника;

• банкротства должника;

• исчезновения должника;

• форс-мажорных обстоятельств;

• смерти физического лица, признания физического лица без вести от­сутствующим. недееспособным или умершим, осужденным.

Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется пу­тем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, уста­новленных законодательством. Выводы по данному виду задолженности будут зависеть от ряда факторов:

• кем является должник (резидентом или нерезидентом Республики Бе­ларусь);

• в результате какой сделки (торговой или неторговой) возникла задол­женность;

• является задолженность дебиторской или кредиторской и др.

Общий срок исковой давности согласно ст. 197 ГК - 3 года. Однако по некоторым операциям предусмотрены иные сроки:

1) продолжительностью 10 месяцев Срок исковой давности по требова­ниям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается в 10 месяцев (ст. 31 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 Jfe 124-3 (с изменениями от 26.12.2007 №300-3));

2) продолжительностью 1 год - устанавливается по следующим искам:

• срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с непод лежащим качеством работы, выполняемой по договору подряда, составляет 1 год (п. 1 ст. 678 ГК);

• срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза равен 1 году с момента, определяемого в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 751 ГК);

3) продолжительностью 3 года - устанавливается по следующим шка­лам:

- иск о признании оспоримой сделки недействительной или о приме­нении последствий ее недействительности может быть предъявлен в тече­ние 3 лет со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 180 ГК), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 192 ГК);

- срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненад­лежащим качеством работы в отношении зданий, построек и сооружений, - 3 года (п. 1 ст. 678 ГК);

- по требованиям, вытекающим из договоров имущественного страхо­вания ответственности, устанавливается общий срок исковой давности, ис­числяемый со дня окончания действия договора страхования (ст. 856 ГК);

4) продолжительностью 5 лет:

• по требованиям банков и небанковских кредитно-финансовых органи­заций к кредитополучателям при неисполнении (ненадлежащем исполне­нии) условий кредитных договоров срок исковой давности составляет 5 лет (ст. 17 Банковского кодекса);

5) продолжительностью 10 лет - устанавливается по следующим искам:

• иск об установлении факта ничтожности сделки и о применении по­следствий ее недействительности может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение (п. 1 ст. 182 ГК);

• требование о безвозмездном устранении недостатков работы, выпол­ненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опас­ность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение 10 лет с мо­мента принятия результата работы, если в установленном законодатель­ством порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы) (п. 2 ст. 692 ГК).

На практике довольно распространены ситуации, когда срок исполне­ния обязательств в договоре не установлен. Течение срока исковой дав­ности начнется с того дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование о выполнении обязательства.

 

Следующим этапом проверки является изучение полноты и своевременности отражения в учете кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. При проверке документальной обоснованности каждой учетной записи и правильности оформления первичных документов особое внимание обращается на выделение во всех документах ставки и суммы НДС (случаи самостоятельного определения бухгалтером проверяемой организации суммы НДС расчетным путем не допускаются).

Далее необходимо убедиться в реальности отраженной задолженности перед подрядчиками и отсутствии завышения себестоимости продукции или вложений в долгосрочные активы. Достоверность объемов выполненных работ может подтвердить контрольный обмер. По сомнительным документам целесообразно провести встречную проверку, опросить материально ответственных лиц и других работников организации, потребовать письменные объяснения. При обнаружении подлога документов материалы проверки в установленном порядке передаются правоохранительным органам.

Неподтвержденные суммы задолженности, а также суммы с истекшими сроками исковой давности (выявленные при анализе задолженности по срокам возникновения) относятся к нереальной задолженности. Обязанность проверяющего — установить ее причины и виновных лиц (аудитор опре­деляет также ее влияние на достоверность показателей от­четности с точки зрения существенности).

В процессе проверки наличия первичных документов могут обнаруживаться неотфактурованные товарно-материальные ценности (полученные товарно-материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги, по которым расчетные документы от по­ставщиков или подрядчиков не поступили, в результате чего невоз­можно однозначно идентифицировать и оценить эти ценности). В этом случае проверяющий должен убедиться, что оприходование было проведено по ценам и на условиях, предусмотренных договором, и что истребование документов производилось организацией в сжатые сроки.

Если на момент составления налоговых отчетов недостающие документы от поставщиков еще не поступили, то входящий НДС по таким поставкам не должен приниматься к вычету.

Далее исследуются своевременность и полнота оплаты материальных ценностей (товаров, работ, услуг), правильность отражения данных операций в учете. При том изучается наличие всех необходимых платежных документов (квитанций к приходному кассовому ордеру, выписок банка, платежных поручений, платежных требований, актов зачета взаимных требований и т.д.), их подлинность и правильность оформления, достоверность отражения в учетных регистрах по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Проверяется также соответствие взаимосвязанных записей в регистрах по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При исследовании учетных регистров, порядка ведения аналитического учета могут выявляться нетипичные бух­галтерские проводки, которые следует тщательно изучить сплошным способом.

Дополнительным объектом проверки могут стать расчеты по претензиям. О наличии таких операций свидетельствуют записи на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям»). На практике случается, что счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при их приемке на складе обнаруживается недостача про­тив отфактурованного количества; либо счет поставщика или подрядчика акцептован, а при проверке вскрываются несоответствия цен оговоренным в договоре или арифметиче­ские ошибки. В таких ситуациях поставщику выставляется претензия, а счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции с дебетом субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям».

В процессе проверки расчетов по претензиям определяются своевременность и правильность составления акта, его соответствие Положению о приемке товаров по количеству и качеству, а в случае неудовлетворения претензии выясняется, предъявлен ли поставщику судебный иск.

Если проверяемая организация осуществляет импорт товаров (работ, услуг), производя расчеты с поставщиками (подрядчиками) в иностранной валюте, либо расчеты про­изводятся в белорусских рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте, то в учете возникают курсовые и сум­мовые разницы. При проверке следует убедиться в правильности их расчета, своевременности переоценки задолженности в иностранной валюте и в соблюдении всех требований действующего законодательства при отражении данных операций в учете.

В завершение проводится сличение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих состояние расчетов в организации, с данными регистров синтетического и аналитического учета по соответствующим счетам. При изучении показателей отчетности важно убедиться, что сальдо счетов расчетов отражено в балансе развернуто.

Промежуточные результаты проверки заносятся в рабо­чую документацию. На основании выявленных фактов однородных нарушений проверяющий составляет группировочные ведомости.

Типичные ошибки и недостатки учета, выявляемые в процессе проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками:

• отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

• замена подлинных документов копиями, не заверенными в установленном порядке;

• ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

• ненадлежащее оформление и необоснованное предъявление претензий по договорам;

• несвоевременное предъявление претензий поставщикам;

• отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;

• несоответствие данных в счетах поставщиков показателям учета организации;

• неправильное отражение в учете сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;

• некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

• несвоевременное оприходование товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков;

• подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неправомерных выплат;

• счетные ошибки при отражении расчетов с поставщи­ками и подрядчикам (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

• регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

• наличие незаполненных обязательных реквизитов в документах;

• несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

• необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам);

• отсутствие корректировки по списанным на затраты товарно-материальным ценностям (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;

• счетные ошибки при исчислении курсовых (суммовых) разниц, неправильное их отражение в учете.

 

10.3. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками

 

К покупателям относятся лица, осуществляющие приобретение готовой продукции и товаров, а к заказчикам - заказывающие работы и услуги.

Проверка операций с покупателями и заказчиками осуществляется по данным счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Такую проверку могут проводить специалисты органов государственного контроля (Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство финансов, Министерство эко­номики, Национальный статистический комитет), ведомственного контроля и аудиторы. Цель проверки - соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с покупателями и заказчиками. Задачами проверки являются:

• проверка наличия договоров с поставщиками и подрядчиками и соот­ветствие их оформления требованиям законодательства;

• проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ас­сортименту, количеству, качеству и суммам, инструментам и валютам пла­тежа и др.;

• оценка задолженностей по реальности ко взысканию и по срокам по­гашения;

• проверка организации претензионной работы и ее эффективности;

• анализ эффективности используемых инструментов расчета и валют платежа.

Источниками информации являются:

• бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках;

• статистическая отчетность: отчет о задолженности (форма № 12-ф (расчеты)),

• отчет об экспорте и импорте отдель­ных товаров (форма № 12-вэс (товары)), отчет об экспорте и импорте услуг (форма № 12-вэс (услуги));

• регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журнал-ордер № И; ведомости № 16 и 16-а;

• документы: договоры и контракты, накладные и инвойсы, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, акты и рекламации, пла­тежные инструкции, сертификаты (происхождения, качества, гигиенические и т.п.), материалы инвентаризации, графики инвентаризации расчетов с по­купателями и заказчиками, учетная политика и др.

 

Проверка расчетов с покупателями и заказчиками проводится по дан­ным счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в разрезе субсче­тов по каждому покупателю и заказчику отдельно с целью установления не только реальности, но и своевременности отражения в бухгалтерском и налоговом учете соответствующих записей.

Проверяющему следует убедиться, что построение аналитического учета обеспечивает получение следующих данных:

• о покупателях и заказчиках, срок оплаты расчетных документов которых не наступил;

• покупателях и заказчиках, не оплативших в срок расчетные документы;

• авансах полученных;

• векселях, по которым срок поступления денежных средств не наступил;

• векселях, дисконтированных (учтенных) в банках;

• векселях, по которым денежные средства не поступили в срок.

• Важным моментом является определение наличия просроченной дебиторской задолженности и ее причин, а также выяснение мер, принимаемых ко взысканию.

По результатам сверки расчетов с дебиторами организация может дей­ствовать одним из следующих способов:

• послать дебитору напоминание об оплате;

• подать на дебитора в суд;

• списать задолженность за истечением срока давности (в случае если долг нереален к взысканию, необходимо компенсировать сумму долга за счет резерва по сомнительным долгам, или если резерв не создавался - списать как прочие текущие расходы).

Если в результате сверки расчетов выявлена дебиторская задолженность покупателя, то ему направляют напоминание об оплате. В на следует указать номер и дату договора поставки (с приложениям сумму задолженности (в том числе просроченной) в разрезе поставок, сроки и порядок оплаты, механизм применения санкций за несвоевременную оплату (в том числе сумму начисленной неустойки). Такое напоминание целесообразно отсылать заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда можно быть уверенным, что дебитор письмо получит.

В ряде случаев партнеры какое-то время ведут телефонные переговоры по погашению задолженности. Если они не дают результат - выставляется претензия.

К учету расчетов с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям», на котором отражаются штрафы, пени, неустой­ки, взыскиваемые за несоблюдение договорных обязательств. Необходимо заметить, что обязательное условие для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете — их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

 

В процессе розыска дебитора может выясниться, что данная организация ликвидируется. Это значит, что для ее ликвидации органом, принявшим решение о ликвидации, должна быть создана ликвидационная комиссия Такая комиссия помещает в официальной печати по месту нахождения организации публикацию о ее ликвидации, порядке и сроке подачи кредитора­ми заявлений о претензиях. Следовательно, если выяснится, что дебитор ликвидируется, по взысканию дебиторской задолженности необходимо об­ращаться в ликвидационную комиссию.

Однако может выясниться, что дебитор уже ликвидирован. Доказатель­ством этого будет справка налоговых органов об исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей. В случае ликвидации организации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юри­дического лица, считаются погашенными. В свою очередь, кредиторы вынуж­дены признать задолженность ликвидированной организации безнадежной.

Если в результате переписки с дебитором выяснится, что ом уклоняется от погашения своего долга, необходимо обратиться а судебные органы дал разрешения вопроса в судебном порядке. Решение судебных органов может быть положительным, т.е. с должника взыскивается долг, либо отрицатель­ным, т.е. судом будет отказано во взыскании.

При отрицательном решении суда будет указана причина отказа: про­пуск срока исковой давности, отсутствие достаточных доказательств по образовавшемуся долгу и т.п. В любом случае основанием для отражения закрытия задолженности в бухгалтерском учете будет решение суда.

Если письмо дебитору было вручено, но ответа от него не последовало, также следует обращаться в налоговую инспекцию, в которой дебитор со­стоял на налоговом учете, следственные органы и др.

Все эти аспекты тщательно проверяются и анализируются, что позволяет проверяющему сделать соответствующие выводы по результатам проверки.

Полученную информацию целесообразно сформировать в разработочной таблице, что позволит:

• сформировать информацию о своевременности отражения отгрузки, оформления первичных документов, отражения в бухгалтерском учете;

• осуществить анализ расчетов с дебиторами, одновременно определяя сроки непогашенной задолженности;

• сформировать вывод о целесообразности дальнейшего сотрудничества с конкретным покупателем на основе предыдущих отгрузок и своевремен­ности расчетов по ним.

 

В соответствии с Инструкцией №102 на конец отчетного года после проведения инвентаризации организации обязаны формировать резервы по сомнительным долгам.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возник­шая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен - в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного периода. Периодичность создания резервов по сомнительным долгам закрепляется в учетной политике организации. Предусмотрены следующие способы создания резервов по сомнительным долгам:

• по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов:

• по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения;

• по всей сумме дебиторской задолженности на основе показателя выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.

Исходя из способа создания резервов, определенного и установленного учетной политикой методика контроля будет отлична.

Проверка осуществляется по данным счета 63 «Резервы по сомнитель­ным долгам».

Цель проверки - установить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и использо­ванию резерва по сомнительным долгам и соответствии их требованиям законодательства Республики Беларусь.

Задачами проверки операций по формированию и использованию ре­зерва по сомнительным долгам являются:

• установить наличие оправдательных и первичных документов и про­верить их оформление в соответствии с требованиями действующих нор­мативных правовых актов;

• проверить записи на счетах бухгалтерского учета операций по форми­рованию и использованию резерва по сомнительным долгам;

• проанализировать законность формирования и использования резервов по сомнительным долгам с учетом требований учетной политики и норма­тивных правовых актов Республики Беларусь;

• проанализировать сальдо и обороты по счету 63 «Резервы по сомни­тельным долгам» и данных синтетического и аналитического учета;

• изучить периодичность и порядок проведения инвентаризаций резерва по сомнительным долгам, а также порядка отражения их результатов в учете и отчетности.

 

Источники информации:

• бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях н убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала,

• пояснительная записка;

• налоговая отчетность: декларация (расчет) по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость;

• -статистическая отчетность: отчет о финансовых результатах (форма 12-ф (прибыль)) и отчет о задолженности (форма № 12-ф (расчеты));

• регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера, ведо­мости, разработочные таблицы и др.;

• регистры налогового учета по налогу на прибыль;

• первичная документация: товарно-транспортные накладные, акты сверки расчетов и т.д.;

• другая: инвентаризационная опись, договоры поставок, купли-продажи, учетная политика и др.

В ходе проверки проверяются обоснованность применения способа опре­деления резервов по сомнительным долгам и методика его расчета, а также соответствие их учетной политике. Вначале проверяется наличие докумен­тов по инвентаризации дебиторской задолженности с покупателями и заказ­чиками, а затем - аспекты бухгалтерского учета. С этой целью анализируют­ся приказы о проведении инвентаризации и создании инвентаризационной комиссии, соблюдение сроков и порядка их проведения; полноты отражения инвентаризации дебиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета. Осуществляя проверку соответствия принятия решения о создании резерва по сомнительным долгам требованиям законодательства, устанавливается выполнение следующих условий:

• истек установленный договором срок погашения покупателем, заказ­чиком обязательств;

• обязательства не обеспечены гарантиями;

• проведен анализ возможности и вероятности погашения долга но каж­дому отдельному должнику (если был выбран вариант формирования по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, воз­можности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов).

Устанавливается соответствие применяемой в организации методики фор­мирования резерва способу, закрепленному в учетной политике. Анализиру­ется соблюдение требований нормативных правовых актов Республики Бела­русь по списанию дебиторской задолженности, признанной организацией безнадежной к получению в части налогового учета. На основании получен­ной информации устанавливаются полнота отражения хозяйственных опе­раций по резерву по сомнительным долгам на счетах бухгалтерского учета; соответствие данных синтетического и аналитического учета и т.д.

В процессе проверки также определяется правильность корреспонденции счетов. На сумму создаваемых резервов железной дороги должны быть сделаны записи:

- дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности"

субсчет первого порядка 12 "Прочие расходы по текущей деятельности"

субсчет второго порядка 30 "Суммы создаваемых резервов по сомнительным долгам"

кредит счета 63 "Резервы по сомнительным долгам".

Учетные записи по cписанию дебиторской задолженности, возникшей в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и признанной организацией безнадежной к получению в году, следующем за отчетным на сумму ранее созданного резерва по сомнительным долгам:

- дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

- дебет забалансового счета Z070 "Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность".

Учетная запись на сумму превышения списываемой дебиторской задолженности, признанной безнадежной к получению, над суммой ранее созданных резервов по сомнительным долгам:

- дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности"

субсчет первого порядка 12 "Прочие расходы по текущей деятельности"

субсчет второго порядка 15 "Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: