Как умный Женя выручил своих друзей




Три солдата и Змей

Воевал однажды один король с неприятелем, да воевал очень несчастливо. В одном сражении порубили неприятели все королевское войско, и осталось от него только три солдата, которые спрятались в поле среди высокой ржи и думали спастись, когда неприятель уйдет. Да не тут-то было! Неприятель уходить и не думал, а расположился лагерем вокруг поля, где спрятались солдаты.

Ждут солдаты день, ждут другой, ждут третий – все по-прежнему. Что же делать? Выйти – значит, на виселице быть, остаться в поле – с голоду помереть.

Вдруг летит над полем огненный Змей, спустился к солдатам и спрашивает, зачем они здесь? Рассказали ему солдаты всю правду, а он и говорит:

- ладно, вынесу я вас отсюда и дам вам плетку такую: хлестнете ею о землю – денег у вас будет, сколько захотите. Но за это через 7 лет я приду за вами и заберу вас к себе, в чем вы сейчас и распишитесь. Но… так и быть, пожалею вас. Через 7 лет загадаю вам загадку. Отгадаете – вы свободны и плетка ваша, не отгадаете – будете на меня работать. Согласны?

Что делать солдатам? «Все равно пропадем», - думают, и согласились.

Вынул тут Змей книгу, заставил их расписаться, а потом посадил их к себе на спину и перенес через неприятельское войско. Прилетел в тридесятое царство, опустился на землю, выпустил солдат и сказал:

- Помните же, не разгадаете загадку – через 7 лет моими будете!

С этими словами он передал солдатам плетку и улетел. Взяли солдаты плетку, нахлестали денег, сколько им нужно было, и зажили счастливо. Сладко ели, пышно одевались, в каретах ездили, но ничего дурного не делали. Долго ли скоро ли, но вот и 7 год на исходе, - страшно стало солдатам. Ходят они печальные, и деньги их не тешат. И только один из них не унывает и посмеивается.

- Эх, друзья, - говорит, - умишком меня бог не обидел, авось и разгадаю загадку Змея.

Вышли как-то раз солдаты погулять в поле, сели на камень и пригорюнились. Вдруг идет мимо них старушка и спрашивает:

- Что это вы, братцы, опечалились?

- А зачем тебе, старушка, знать? Все равно нашему горю ты не поможешь, - отвечают солдаты.

- Уж это, молодцы, мое дело, - говорит старушка, - вы только расскажите, что случилось, а там увидим, что будет.

Рассказали солдаты о своем горе. Покачала головой старушонка и говорит:

- Помогу я вам, если исполните мою просьбу.

Два солдата отказываются: «Нам уже ничего не поможет». А третий, весельчак, согласился.

- Там на пустыре, - продолжала старушка, - есть лабиринт с магическими цифрами. Внутри него находится сундук, в котором лежит молодильное яблоко. Если его съешь, сразу помолодеешь. Принеси мне его, и я тебе помогу. Но помни, лабиринт не простой. Нужно пройти через одни ворота в каждом проходе так, чтобы в сумме получилось «10». Входить в каждые ворота можно только один раз.

Ребята, давайте поможем солдату пройти этот лабиринт.

Достал солдат-весельчак волшебное яблоко и принес его старушке. А она и говорит:

- если хотите помочь своему горю, идите вон на ту гору, отыщите в ней пещеру, там, может быть, найдете себе помощь.

Сказала она это и исчезла, как будто ее и не было. Два солдата рукой на все махнули. «Где уж, - говорят, - нам помощь найти!». А третий, весельчак, не оробел, да и пошел к горе.

Поднялся он на гору, нашел пещеру и видит: сидит в ней древняя старушонка и спрашивает, что ему надо. Поклонился солдат, да и рассказал старушке, что с ним случилось.

- Ладно, помогу тебе, но сначало сходи на луг и приведи мою козочку. Моя козочка не простая. Она умеет считать. И если ты узнаешь, на сколько узелков она привязана, то она пойдет с тобой. Но знай, что там есть и фальшивые узелки. Будь внимателен!

Ребята! Проверим, все ли у нас внимательные. Давайте сосчитаем узелки.

Привел весельчак козочку. Старуха и говорит:

- Полезай-ка в погреб, да сиди как можно тише. Прилетит внук мой, Змей, я стану его про загадку спрашивать, - ты послушай, да запоминай хорошенько.

Залез солдат в погреб, а ровно в полночь прилетел Змей и попросил себе ужин. Подала ему старушка мяса да вина, а сама села рядом с ним, да давай спрашивать его, хорошо ли у него день прошел.

- Нет, - говорит Змей, - сегодня скучно было. Но есть у меня в запасе трое солдат. Те уж, наверное, не уйдут от меня.

- Ах, внучек, - говорит старушка, - трое солдат – они ведь не дураки, сумеют за себя постоять.

- Нет, не уйти им от меня. Я им загадку загадаю.

- Что же это за загадка такая? – спрашивает старушка.

- Ну, слушай: «Сколько птиц я сегодня съем за обедом?».

 

Дети, давайте поможем солдату посчитать (Ответ: 22).

Поужинал Змей и спать улегся, а старуха выпустила солдата из погреба и спрашивает:

- Все ли ты слышал?

- Да, бабушка, все слышал. Спасибо тебе, - ответил солдат, а сам потихоньку прыг в окошко, да и был таков.

Пришел он к друзьям своим и рассказал им, как все было, и загадку рассказал. Повеселели солдаты.

И вот прошло ровно 7 лет со времени договора солдат со Змеем. Явился Змей к ним с книгой, показывает солдатам их подписи и говорит:

- Срок закончился, пора вам ко мне, там для вас и обед уж сготовлен. Угадайте, сколько птиц я сегодня съем на обед?

- 22, - ответили солдаты в один голос.

Тут Змей взвыл страшным голосом и скрылся. И стали солдаты свободны, и плетка Змея им досталась. Зажили с тех пор они в довольстве и счастии.

 

Лесные музыканты

Купил медведь на базаре барабан. Сел на поляну в лесочке и начал стучать: бум-бум! Услышал заяц его музыку и прибежал с балалайкой:

- Можно с тобой поиграть?

- Конечно, можно! – ответил медведь.

Затем лиса с бубном прибежала. М стали они все вместе играть. И все у них складно получалось.

Дети, скажите, а сколько всего зверей-музыкантов стало? Каким по счету пришел заяц, а лиса?

И решили музыканты ходить по лесу, играть и лесных жителей развлекать, да на жизнь зарабатывать. А лесные звери им орешками да ягодами платили. Вот встретили они белочку, она каждому зверю по 2 яблочка дала.

Скажите, дети, сколько яблок дала белочка?

 

Но вдруг налетел сильный ветер и забрал у зверей инструменты: бубен, барабан, балалайку. Пригорюнились звери, и в лесу стало скучно. Но ничего не поделаешь, решили они найти свои инструменты. Пошли они в ту сторону, откуда ветер дул. Долго шли: 3 дня и 3 ночи.

Дети, сколько всего суток они прошли?

И пришли музыканты к большому старому дубу. Подошли и спрашивают:

- Не видел ли, дуб, куда наши музыкальные инструменты пропали?

А дуб отвечает:

- Я здесь постоянно стою и все вижу. Ну, как же, видел и ваши инструменты. Злой ветер унес их в свой дом. Но я вам покажу дорогу. Вы сейчас идите по самой широкой дороге, идите прямо, никуда не сворачивайте.

Ребята, давайте поможем нашим героям правильно выбрать дорогу.

Звери так и поступили. Идут они, и вдруг прилетел ветер и говорит:

- Я вам отдам инструменты, если вы отгадаете мои загадки.

 

Сколько всего грибов изображено на картинке? Сколько из них мухоморов?

И еще одна загадка. Посмотрите, здесь на картинке нарисованы домики. Два домика одинаковые, а остальные разные. Найдите одинаковые домики.

 

- Вижу я, что вы умные. Все мои загадки отгадали. Ну, я, как и обещал, отдам вам ваши инструменты, - сказал ветер. Обрадовались звери и пошли домой. По дороге они пели и плясали.

 

Про пескаренка

Есть в обыкновенном лесу обыкновенное озеро. Но оно только с виду обыкновенное, а на самом деле – волшебное. Живет в том озере веселая семья пескарей: папа – пескарь, мама – пескариха, два брата-близнеца и маленький пескаренок.

Ребята, посчитайте, сколько их всего в семье?

А пескаренок младшенький ходит только в первый класс. Он умненький, но ленится. Особенно по математике. А вчера учитель Карп Карпыч поставил ему большую двойку! И сегодня пескаренок вообще не пошел учиться. Он решил прогулять урок.

Долго пескаренок гулял среди водорослей и других растений и вдруг понял, что заблудился во владениях злой щуки, а уже начинало темнеть.

Пескаренок сел на камешек и заплакал. Вдруг откуда ни возьмись, появился волшебник светлячок.

- Почему ты плачешь? – спросил он пескаренка.

- Я заблудился, - сквозь слезы ответил ему пескаренок.

- А почему ты не в школе? Это нехорошо. Вот я дам тебе карту и фонарик. И если ты знаешь математику, то по этой карте ты найдешь дорогу домой.

Пескаренок образовался, поблагодарил волшебника и стал искать дорогу домой. Пескаренок долго шел по узкой тропинке, заросшей необычными растениями. И подошел к развилке. Дальше дорога разделялась направо и налево. Но пескаренку нужно было идти налево.

 

Ребята, какую руку нужно поднять, чтобы правильно найти дорогу?

И тут на его пути оказалось 8 больших и 3 маленьких ракушки. Ему нужно их посчитать, чтобы пройти дальше.

 

Ребята, давайте поможем пескаренку посчитать, сколько ракушек всего.

И с этим заданием справился пескаренок. И довольный, он отправился дальше. На дороге стояли огромные ворота, которые были завалены камнями. Всего их было 8. Чтобы ворота открылись, пескаренку нужно убрать, ровно половину камней.

 

Сколько камней должен убрать пескаренок? Вы догадались?

 

Пескаренок убрал 4 камня, ворота открылись, и он увидел свою школу. Уж теперь-то он сможет найти дорогу домой. По дороге домой пескаренок думал, какая же все-таки интересная и увлекательная математика. И как она может пригодиться в жизни.

И с тех пор пескаренок никогда не прогуливал уроки, а Карп Карпыч ставил ему только пятерки.

 

 

День рождения

Жила-была семейка Огов: мама Ог, бабушка Ог, дедушка Ог, папа Ог и маленький Оги.

Они жили дружно и весело. Мама любила петь, дедушка – рисовать, бабушка – печь пироги, а папа – любил цветы.

Ребята, сколько Огов в семье?

Приближался день рождения маленького Оги. Вся семья решила приготовить ему сюрприз. Мама Ог выучила поздравительную песенку, бабушка Ог придумала рецепт нового торта, дедушка начал рисовать картину, а папа позаботился об украшении дома.

Настал этот долгожданный день для маленького Оги. Ему исполнилось 8 лет. Не успел Оги встать, как его завалили подарками и поздравлениями. Он пригласил на праздник своих друзей, но не знал, сколько их придет. Мама очень переживала, сколько стульев нужно будет гостям. Когда гости пришли, она выглянула в коридор и увидела 12 ботинок. Сколько же пришло детей?

 

Ребята, давайте подумаем, сколько гостей пришло на праздник?

Ну а тем временем раздался звонок в дверь. Это был еще 1 гость. Пришла девочка по имени Света. Бабушка Ог внесла вкусный и красивый торт со свечами и разноцветными цветочками.

 

Ребята, скажите, а сколько свечек было на торте?

Сколько лет исполнилось маленькому Оги?

Оги загадал желание и под радостные крики детей задул свечи. Потом начал делить торт. Но оказалось, что Свете, которая пришла последней, достался кусочек торта без цветочка. Она очень огорчилась, но Оги поступил как настоящий мальчик и отдал свой кусочек с цветочком красного цвета Свете. Девочка была очень рада, а родители гордились своим сынишкой.

 

А сколько же цветочков было на торте? На сколько меньше, чем свечек?

Праздник продолжался. Дети весело играли. Мама спела с гостями поздравительную песенку. Все были довольны и счастливы.

Но тут зашел дедушка с торжественным видом и преподнес в подарок Оги картину, которую специально нарисовал к его дню рождения. На ней была нарисована стая лебедей, которая прилетела на пруд. Маленький Оги очень любил лебедей. И это было для него очень хорошим подарком. Оги сразу повесил ее на стену в своей комнате. И начал с детьми рассматривать ее. И самое интересное было то, что там были изображены белые и черные лебеди. Некоторых дедушка нарисовал так, что их не было видно полностью. Детям стало интересно: сколько же их там? Все дружно начали считать.

 

Дети, давайте, и мы с ними посчитаем.

Это был самый прекрасный день рождения. Все гости были довольны и веселы. Маленький Оги заснул сразу же, а во сне он все время улыбался.

Как умный Женя выручил своих друзей

 

Однажды в светлый солнечный день ребята играли во дворе детского сада. Им было весело, и они решили поиграть в прятки. И был у них в группе один мальчик Женя – тихий, застенчивый. Он все время держался в сторонке и ни с кем не играл. А ребята всегда подшучивали над ним. Вот и решили ребята, что водить будет он, так как больше никто не хочет. Сказали они ему пойти в домик, закрыть глаза и досчитать до 10, пока все остальные будут прятаться, а затем идти искать. Так Женя и сделал. Зашел в домик, закрыл глаза и стал считать. А когда досчитал, вышел на улицу и начал искать детей, никого из ребят нигде не было. Отчаявшись, он присел на скамеечку и заплакал. Он подумал, что ребята опять над ним подшутили.

Тут, откуда ни возьмись, появился старичок. Сел он рядом с мальчиком и говорит: «Не плачь, Женя, я знаю, куда твои друзья подевались». «Где же они?» - спросил мальчик.

«Их унес злой волшебник себе в замок. Дорога к нему идет через волшебный лес. И если ты захочешь спасти своих друзей, если ты на них не в обиде, пойдешь вон по той тропинке, которая ведет прямо в лес. И если ты решишь три задачи, которые встретятся на твоем пути, - выручишь друзей. Ну, Женя, теперь тебе решать, что делать дальше, а мне пора», - и старичок исчез.

Посидев еще немного на лавочке, мальчик подумал: «Хоть они и подшучивали все время надо мной, но сейчас им нужна моя помощь, и я должен им помочь». Встал он и пошел прямо по тропинке в волшебный лес.

Подошел он к лесу и увидел большое толстое дерево, а в нем дупло, а в дупле сидит большая черная собака со светящимися глазами. Выпрыгнула она оттуда и встала прямо перед Женей: «Куда это ты путь держишь, мальчик?». Объяснил Женя, что друзей спасать идет. А собака ему и говорит: «Вот отгадаешь мою загадку, пойдешь дальше, не отгадаешь – я тебя съем».

- Я сорвала одну ягодку с веточки, на которой висело 10 ягодок, и съела ее. Сколько ягод осталось? Подумайте и вы, ребята!

- 9, - сказал Жен.

- А на сколько ягод стало меньше, чем было?

- на 1.

- Правильно, а что меньше 9 или 10?

- Число 9 меньше 10 на 1, поэтому 9 всегда стоит перед числом 10.

- Да, оказывается, ты очень умный мальчик. Можешь идти дальше.

Идет Женя дальше, и вдруг перед ним вырастает избушка на курьих ножках, а на пороге сидит Баба-Яга и смеется: «Куда это ты собрался без моего ведома, мальчик?». «Друзей спасать, они в беду попали», - ответил Женя.

«Вот какой ты смелый. Да просто так мимо меня еще никто не проходил. Решишь мою задачу – дальше пойдешь, а не сумеешь – пеняй на себя. Ну, слушай: вот на пенечке лежат цифры. Я тебе буду загадывать, а ты убирай нужные. И так, убери цифру, которая обозначает число, стоящее перед числом 3».

Давайте выполнять это задание вместе с Женей!

Женя сразу же догадался и убрал число 2.

«Теперь убери соседей числа 7, убери последующее число за числом 9 и соседей числа 4, а также предыдущее число перед числом 5». Задания сыпались как горох. Малыш только успевал их выполнять, а Баба-Яга продолжала: «Убери числа, стоящие между 0 и 2, 6и8, которое на 1 больше 8. Ну а какое число у тебя осталось?».

- Ноль, - ответил Женя.

- Правильно, какой же ты молодец. Ну, иди, выручай своих друзей.

И пошел Женя вновь по этой тропинке. Шел-шел и видит – перед ним огромный замок, подходит к воротам, и вдруг поднялась сначала одна голова, потом вторая и, наконец, третья. Трехглавый дракон сторожил вход.

- Кто разбудил меня? – раздался грозный голос.

- Не сердись, дракон, я пришел сюда, чтобы выручить своих друзей из беды. Пропусти меня в замок.

- Ха-ха-ха, - рассмеялся дракон, - ишь, чего захотел. Отгадай сначала мою загадку, а уж потом посмотрим. Мне нужно связать шерстяные шапочки. На каждую голову по одной. Я люблю полосатые шапочки. Поэтому на каждую потребуется два клубка ниток. Сколько шапок нужно связать, и сколько клубков ниток для них потребуется? Подумайте, дети, как же лучше решить задачу?

«Итак, - начал Женя, - у тебя 3 головы, на каждую голову по шапочке – получается 3 шапочки». Отойдя в сторонку, он взял прутик и нарисовал на земле 3 шапки. Теперь под каждую нужно нарисовать по 2 клубка ниток. И Женя нарисовал по 2 кружочка под каждой шапочкой. Потом посмотрел на дракона и сказал: «Тебе нужно 3 шапки, и на них понадобится 6 клубков ниток».

Дракон от удивления открыл сразу 3 рта. Он не мог и подумать, что этот мальчик так быстро найдет ответ.

- Как же тебе удалось отгадать загадку? Я решаю ее уже 30 лет и 3 года, и все не могу догадаться. Ну, что ж, пойдем, я покажу, где твои друзья.

Вот так и помог Женя своим друзьям выбраться из замка злого волшебника. За это все очень полюбили Женечку и больше никогда не подшучивали над ним, и всегда звали с собой играть. Все они стали настоящими друзьями.

 

Маша и гуси-лебеди

Жила-была девочка Машенька. И был у нее братец Иванушка. Вот раз родители уехали, а Машенька пошла во двор. Заигралась она и не заметила, что Иванушку украли гуси-лебеди и унесли Бабе-Яге на съедение.

Побежала Машенька братца выручать. Идет она лесом, и через 2 км повстречала печку. Печка ей говорит: «Машенька, пожалей меня, достань пирожки, а то сгорят!». Девочка выполнила просьбу печки, а та ей и говорит: «Сосчитай, сколько у меня круглых пирожков, а сколько овальных?»

Машенька сосчитала, а печка спрашивает: «А каких больше из них: круглых или овальных, на сколько больше?». Ответила девочка печке, а та ей дорогу указала. Побежала Машенька дальше. Пробежала она 3 км и повстречала яблоньку.

Просит яблонька девочку: «Сними мои яблочки, тяжело мне их держать». Машенька сняла 25 яблок, 8 из них оказались зелеными, а остальные красные. Яблонька спрашивает девочку: «Сколько из них красных?». Ответила Машенька яблоньке и побежала дальше.

Пройдя еще 1 км, Машенька повстречала ежика и попросила его проводить до избушки Бабы-Яги. А ежик ей и говорит: «Отгадаешь мою загадку, провожу!». Машенька согласилась. А ежик спрашивает: «Сколько на березе яблок растет, если на ней 5 веток и на каждой ветке по 3 яблока?».

Отгадала Машенька загадку, и ежик привел ее к опушке, где стояла избушка на курьих ножках.

Сколько квадратов и треугольников в избушке?

Заходит Машенька в избушку, а там Баба-Яга ее братца зажарить хочет. Девочка стала просить отпустить Иванушку домой. А Баба-Яга и говорит: «Хорошо, только ответь на вопрос: сколько км ты прошла от дома до моей избушки?». Ответила Машенька и на этот вопрос.

Отпустила Баба-Яга Иванушку, и они с Машенькой возвратились домой.

 

Спасение Татошки

В одной далекой стране жил-был маленький мальчик по имени Татоша. Он был умный и очень веселый, было у него много друзей.

Однажды в один прекрасный день, когда он гулял вместе с друзьями Маркошей и Какошей, лучики солнца вдруг подхватили Татошу и понесли его по небу, и попал он на неизвестную планету.

Какоша с Маркошей собрали всех друзей, чтобы сообщить им плохую новость об исчезновении друга. Горевать было некогда, нужно спасать Татошу. Все согласились. Но как? На чем можно добраться до этой планеты?

Какоша говорит:

- Я знаю. Нам нужно построить ракету из палочек. А вот и модель. Приступаем к делу!

Ребята, помогите малышам построить ракету по рисунку.

- ракета готова! Готовимся к взлету. 3,2,1,0, пуск!

И они полетели. На пути друзьям встретились космические пираты:

- Куда это вы летите. Мы вас не пустим, пока не отгадаете нашу загадку.

У стены стоят кадушки,

В каждой ровно по лягушке.

Если б было 5 кадушек,

Сколько было бы лягушек?

Друзья быстро ответили на этот вопрос, а пираты были очень удивлены. Пришлось им отпустить мальчиков.

Летят они дальше, а на пути спасателям встречаются метеориты разных геометрических форм.

Выберите лишнюю фигуру. Если ошибетесь, то метеориты повредят ракету (Круг лишний).

Наконец, ребята добрались до планеты, куда попал Татоша.

- Здесь такая тишина и пустота, я боюсь! – сказала Маркоша.

Друзья взялись за руки, чтобы стать смелее, и пошли по дорожке, единственной, которую они видели. И вдруг на пути им встретился большой паук. Он резко распустил свои сети и захватил детей в паутину, очень вязкую и липкую. Я вас отпущу, если решите 3 моих задачки на смекалку:

1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, потому что день сменяет ночь)

2. На столе 4 яблока. Одно из них разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)

3. Сколько горошин войдет в один стакан? (нисколько, потому что горошины ходить не умеют)

Ребята ответили на вопросы, сети паука развалились, и друзья оказались на свободе. Они отправились дальше. Шли они по дороге, вдруг на встречу им попался странный зверек, очень похожий на зайца. Он был составлен из геометрических фигур.

- Здрав-ствуй-те! Я знаю, за-чем вы здесь. Вы ищи-те дру-га. Прав-да? Я вам по-мо-гу. Вот у ме-ня есть фи-гур-ки. Я хо-чу, что-бы вы сос-та-ви-ли мне из них ро-бо-та, тог-да вы по-лу-чи-те кар-ту и вам лег-че бу-дет най-ти дру-га.

Ребята справились с этим заданием и получили в подарок от зайца карту и ключ от башни, где находятся Татоша. Друзья очень обрадовались и бегом отправились к башне. Подойдя к двери, они должны были узнать, к какой замочной скважине подходит ключ.

Подобрав, к какой замочной скважине подходит ключ, дети освободили Татошу.

- Ребята, как я рад, что вы меня нашли. Спасибо вам большое, вы – настоящие друзья! – воскликнул Татоша.

- Ну, а теперь пора возвращаться домой, - сказала Маркоша.

И все они благополучно возвратились домой на своей ракете.

 

 

Снежная сказка

Ребята, вы любите путешествовать? Знаете, сегодня мы отправляемся в сказочную страну за подарками к Новому году? Мы полетим в Великий Устюг – снежный, вьюжный, морозный… Наша задача – найти Деда Мороза. Готовы? Летим?

Все закройте глазки. Мы летим!.. смотрите, какие маленькие стали домики под нами! Чувствуете, как ветер дует в лицо? А вот и Великий Устюг. Все в снегу, все белым-бело… спускаемся на землю! Никому не холодно? Мороз щиплет щечки…

Ой, что это за цифры изо льда? 7,2,6,8,3,1,4,5,10,9. Интересно, а почему ворота в город заперты? Может быть, нас не ждали? Ребята, а что если эти цифры – ключ к воротам? Видите на воротах десять ящиков? Цифры нужно разложить по порядку. Давайте попробуем!

Ура, путь свободен! Оглянитесь – какая красота вокруг! Все сверкает и искрится. Вам здесь нравится? Вы помните, зачем мы сюда приехали? Да, за подарками, которые у Деда Мороза. Как же его найти? Может быть, позвонить? Ну, конечно!

Видите этот ледяной телефон? Подойдем поближе. Надо де, как он высоко висит! Разве мы достанем?

Ой, а это что такое? Похоже на кубики. Построим лесенку. Помогайте!

Вот первая ступенька. Сколько в ней кубиков? Один. Будем строить вторую ступеньку. Лесенка должна подниматься все выше и выше. Сейчас вторая тупенька равна первой, лесенка не получается. Что нужно сделать, чтобы вторая ступенька стала выше первой? Верно, добавит еще один кубик. Сколько кубиков во второй ступеньке? Два. Число 2 больше числа 1 на 1. Продолжаем строить лесенку. Следующая ступенька должна быть выше… хорошо, теперь можно позвонить Деду Морозу, мы добрались до телефона.

Ребята, Дед Мороз уехал за подарками. Он попросил дождаться его у бабушки-Загадушки. Она живет здесь, недалеко. А вот и она идет.

- Здравствуйте, бабушка-Загадушка.

Она приглашает нас в гости.

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки и решать задачки? Начнем с такой загадки:

Упал орех у тропинки,

Разбился на 2 половинки.

Никак не поделят 3 ворона

2 половинки поровну.

Но тут – такая потеха! –

Упало еще 2 ореха

И тоже на 2 половинки

Разбились у той же тропинки.

Теперь – то 3 черных ворона

Добычу поделят поровну.

Желаем им в этом успехов!

Но каждому ворону, ежели поровну,

Сколько досталось орехов?

Да вы молодцы, ребята! Давайте-ка, я вас угощу. Любите сладости? У меня 4 тарелочки с угощением. На которой больше всего торта? А меньше всего?

А теперь поделитесь на 2 команды. Выбирайте по одному человеку от каждой команды.

Ну что, ребятки, хотите поиграть? Сейчас я буду называть геометрические фигуры, а вы перечисляйте предметы такой формы. (называем треугольник,круг, квадрат – дети перечисляют предметы по форме.) выиграет та команда, которая вспомнит больше предметов.

Т-с-с… кто это стучится? Да это Дед Мороз, ура! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, показали свою смекалку и находчивость и заслужили подарки.

 

 

Урок дружбы

Жили 2 воробья – Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпались на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел 10 зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо… Зачем? – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, - ответил Чик. – Но ведь мы все равно не знаем, как поделить 10 зернышек пополам.

Ребята, давайте поможем Чику и Чирику поделить 10 зернышек, чтобы никому не было обидно.

Правильно, получилось по 5 зернышек.

Не стал обижать Чик своего приятеля, взял у него 5 зернышек.

Но ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

Зато в следующий раз, когда Чик нашел просто на дороге всего 4 зернышка, он сразу побежал к Чирику и сказал: «Давай скорее поровну их делить!»

Как вы думаете, по сколько зернышек у них получилось?

Правильно, всего по 2 зернышка. Но воробушки были очень довольны и счастливы, потому что поняли, что они настоящие друзья.

 

Рекомендуемая литература:

. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М.: Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.

. Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8.

. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.

. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.

. Глаголева Л.В. "Сравнение величин предметов в нулевых группах школ" Л-М.: Работник просвещения 1930г. стр. 4-6, 12-13.

. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М.: Педагогика 1982г. стр. 13-20.

. Дошкольное воспитание, 1969г. № 9 стр. 57-65.

. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.

. Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры дошкольника» М.: Просвещение 1966г. стр. 216-220.

. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

 

 

 

 

Приложение 2

Конспекты занятий в старшей группе

по формированию математических представлений.

Тема: «Спящая красавица».

Цель: закреплять знания о цифрах, обучать счету.

Задачи: 1. Учить различать цифры, упражнять в счете;

. Продолжать учить работать с моделью часов;

. Развивать умение ориентироваться по графическому изображению;

. воспитывать интерес к математике.

Оборудование: модель часов, монеты.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я познакомлю со сказкой, которая называется «Спящая красавица». Слушайте внимательно: «Жили - были король с королевой. Родилась у них дочь. На радостях король устроил пир и пригласил на него всех фей. Каждая фея одарила маленькую принцессу: одна пожелала ей быть самой умной, другая - самой красивой, третья - самой доброй. Но кого-то забыли пригласить на пир. Чтобы узнать, кого завыл король пригласить на пир вам дети нужно на картинке соединить все точки начиная от цифры 2, а я буду вам помогать. (соединили точки). Это оказалась злая волшебница.

Чтобы отомстить за обиду, злая волшебница заколдовала маленькую принцессу: когда ей исполниться 16 лет, она уколет палец веретеном и умрет. Король приказал уничтожить все веретена и прялки в королевстве. Королевский казначей ходил по домам и скупал у жителей королевства веретена и прялки. За каждое маленькое веретено он выдавал 1 золотую монету, за большое веретено - 2 золотые монеты, а за прялку - 4 монеты. А теперь посмотрите на эту картинку внимательно, и скажите, сколько монет получила эта крестьянка? Давайте посчитаем вместе. У крестьянки одно большое веретено, три маленьких и прялка - всего 7 монет получила крестьянка. Давайте теперь закрасим на счетах 7 косточек.

Но несчастье все-таки случилось - принцесса уколола палец веретеном. Но она не умерла, а только заснула на 100 лет вместе со всем королевством. Это произошло в то время, когда башенные часы пробили 5 часов пополудни (то есть после полудня, вечером). Теперь сами покажите это время на часах, нарисуйте стрелки.

Прошло 100 лет. За это время вокруг замка вырос густой лес. Однажды в лес пришел на охоту прекрасный принц. В зарослях увидел он королевский замок. Принц зашел в замок и увидел, что все вокруг спят. Он начал искать, может, кто-нибудь не спит в замке и вдруг он увидел прекрасную принцессу. Принц поцеловал принцессу, и вдруг принцесса проснулась, и весь замок вокруг пробудился от долгого сна…«Понравилась вам сказка? Что сегодня мы с вами делали? (считали монеты, определяли время на модели часов). Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отметили время на башенных часах».

 

Тема: «Алиса в стране чудес».

Цель: Закрепить знания цифр и обучить счету.

Задачи: 1. Обучать счету;

. развивать умение ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

. воспитывать умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование: лабиринты, шарики, цифры, перчатка кролика.

Ход занятия:

- Сегодня я вам принесла новую сказку, очень интересную и увлекательную. Слушайте внимательно. Сказка называется «Алиса в стране чудес»…«Алиса сидела на берегу реки, и от жары ее клонило в сон. Вдруг мимо пробежал Белый Кролик. Кролик юркнул в нору, и Алиса бросилась за ним следом. Нора оказалась настоящим лабиринтом. Дети помогите Алисе побыстрее пробежать по этому лабиринту. Последний поворот - и Алиса оказалась в большом зале. На противоположном конце зала была дверь, в нее - то и проскользнул Кролик, да еще захлопнул за собой дверь на замок.

Алиса осмотрелась и увидела стол, а на нем - связок ключей. Какой из этих ключей подходит к дверному замку, нужно помочь Алисе выбрать нужный ключ. А вот и подсказка: это тот ключ, которого не хватает в шкафчике.

Пока Алиса возилась с ключами, она почему - то стала очень маленькой. «Странно, - подумала Алиса. - Я это или не я? А ну-ка, проверю, помню ли я то, что знала, или нет?». И вы вместе с Алисой проверьте - сосчитайте шарики в каждой связке и проведите от них стрелку к цифре, которая обозначает количество шариков.

Мимо Алисы снова прошмыгнул Белый Кролик. Он потерял перчатку с правой лапки. Найдите перчатку с правой руки и раскрасьте ее.

Кролик исчез, а перед Алисой появилась Синяя Гусеница. У Гусеницы 5 пар ног. Сколько это посчитайте?

И Синяя Гусеница исчезла, а на ее месте возникла улыбка Чеширского Кота. Самого кота можно увидеть, если соединить по порядку точки, считая двойками. Начинать надо с цифры 2.

Наконец, Алиса добралась до королевского сада. У входа в сад рос большой розовый куст. Розы на нем были белые, но три садовника усердно красили их в красный цвет. Раскрасили уже половину всех роз. Если вы раскрасите каждую вторую розу, то это и будет половина. Сколько это роз? Обведите нужную цифру. «Сегодня в сказке вы помогли Алисе преодолеть лабиринт, найти ключ, нашли потерянную перчатку и считали шарики и розы. Вы молодцы, сегодня очень хорошо себя вели и выполнили правильно все задания. А сказка вам понравилась? На следующем занятии я прочитаю вам еще одну сказку».

 

Тема: «Гном строит дом»

Цель: Учить детей ориентироваться во времени.

Задачи: - формировать умения ориентироваться во времени;

. развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги;

. совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина.

. воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование: модель часов, модель года, графическое изображение домиков, мягкая игрушка гном.

Ход занятия:

- Сегодня я вам расскажу интересную «Сказку про гнома». Вот он сегодня даже пришел к нам (показывает игрушку гнома). «И так начнем. Жил на свете грустный гном. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, проснувшись утром на мокрой кочке, гном твердо решил строить себе дом. Сначала он долго думал, какой дом ему построить, поэтому начал работу поздно - в 4 часа дня. Давайте с вами покажем это время, я на доске, а вы у себя на круглой модели часов, нарисуем стрелочки. (Дети рисуют стрелочки).

Строить дом очень трудно. Кое - как класть кирпич нельзя, делать это нужно по чертежу. Начертил гном чертеж.

Каждый день гном работал до 8 часов вечера. Покажите это время на квадратных часах (воспитатель показывает на доске, а дети у себя на квадратной модели часов).

Когда дом был готов, гном снова задумался: в какой цвет его выкрасить. Было у него всего 3 краски - красная, желтая и зеленая. И решил гном нарисовать в разных эскизах, а потом выбрать самый красивый. Попробуйте и вы раскрасить 6 домиков так, чтобы каждый домик отличался от других (дети раскрашивают домики).

Долго трудился гном - июнь, июль, август и всю осень. Давайте вместе покажем это время на нашей модели года, раскрасим лето красным карандашом, а осень желтым.

Вот и готов дом для гнома. Теперь ему есть где жить»..«Вот какую интересную сказу мы с вами прочитали. Понравилась вам «Сказка про гнома?». (Дети отвечают). Дети, скажите, с чем мы с вами сегодня познакомились во время чтения этой сказки? (про время, про времена года). Молодцы, все правильно!».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: