В связи с важнейшим значением цен как инструмента формирования рынка государство оказывает влияние на их образование и применение, используя различные методы воздействия. Оно определяет порядок установления и применения цен и контролирует » его соблюдение. В предусмотренных законом случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем установления предельного их размера, либо предельного уровня рентабельности, утверждения фиксированных цен.
Отказ государства от регулирования цен усиливает монополию посредников и перекупщиков, что вызывает бесконтрольный рост цен на продовольствие. Например, анализ структуры цен на молочные продукты в Саратовской области показывает, что доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в прибыли от реализации продуктов составляет 25-30%, перерабатывающих предприятий 50-55 и торговли 20-25%. В то же время их удельный вес в сумме производственных затрат молочно-продуктового подкомплекса составляет соответственно 55-60, 25-30 и 15-20%.
Пределы вмешательства государства в образование и применение цен, способы прямого или косвенного его воздействия определены рядом нормативных актов: Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", рядом указов Президента и постановлений Правительства РФ, ведомственными актами межотраслевого характера.
В зависимости от порядка установления и степени вмешательства государства в формирование цен в предпринимательской деятельности используют рыночные (договорные), регулируемые и фиксированные цены.
Рыночной (договорной) ценой признается цена товара, которая складывается на рынке без прямого государственного воздействия под влиянием спроса и предложения. Это - свободная цена, которую предприниматели устанавливают по согласованию с потребителями при заключении договоров. Она может быть предложена любой стороной и закреплена в договоре, либо в письмах, телеграммах, телетайпограммах, которыми обмениваются стороны.
Согласование цены стороны могут оформить протоколом, который признается неотъемлемой частью договора. В долгосрочном договоре в условиях инфляции возможно определение порядка применения согласованной цены. Действующим законодательством России в настоящее время предусмотрено применение в отношениях между предпринимателями в основном рыночных (договорных) цен.
Регулируемая цена определяется при прямом государственном воздействии на нее путем установления верхнего предела цены, предельного уровня рентабельности либо нормативов определения цен предпринимателями. Конкретный уровень такой цены также определяется договором, однако воля сторон в этом случае ограничена.
Фиксированная цена - твердо установленная, которая не может быть изменена в договорах. Примером могут служить тарифы на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (1995 г.).
Федеральным законом РФ "О государственном регулировании агропромышленного производства" установлено, что основа экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - рыночные (договорные) цены. Вместе с тем государство устанавливает на эти виды продукции гарантированные (защитные) цены с регулярной их индексацией на инфляцию, которые должны применяться в случаях, если средние рыночные цены окажутся ниже гарантированных или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливает орган государственной власти на основе целевой цены. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом других форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для осуществления расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. Перечень видов продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, их уровень и порядок применения устанавливает Правительство РФ. Для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства, Правительство РФ устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие целевые цены (нормативные индикаторы). Они используются как основа установления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также для расчета размера дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством РФ.
Предприниматели наделены широкими правами по установлению цен. Они вправе предложить своим контрагентам любую цену на товар, если она не попадает в сферу государственного регулирования. Если контрагент злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке, предприниматель может обжаловать его действия в антимонопольный орган. Аналогичные действия возможны при наличии соглашений предпринимателей — производителей продукции об установлении (поддержании) цен (тарифов), а также о повышении, снижении или поддержании цен на аукционах и торгах, если цены не подлежат государственному регулированию.
Наряду с правами в законодательстве предусмотрен ряд обязанностей предпринимателей в сфере образования и применения цен. Так, не допускается изъятие из обращения товаров с целью повышения цен, заключение соглашений об уровне цен и др.
Детально урегулированы обязанности предпринимателей-монополистов, включенных в Государственный реестр: они обязаны осуществлять декларирование повышения цен на продукцию, по которой признаны монополистами. Вместе с декларацией они представляют в орган ценообразования данные о достигнутом и предполагаемом объеме производства, размерах прибыли, расчет себестоимости продукции, обоснование изменения цены. На основании этой информации орган ценообразования принимает решение, связанное с применением государственного регулирования цен (установление фиксированных цен, предельного уровня цены либо предельного уровня рентабельности).
Такое | регулирование цен предусмотрено Федеральным законом РФ "О государственном регулировании агропромышленного производства" для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения, занимающих доминирующее положение на соответствующем рынке. Порядок регулирования и перечень видов продукции (услуг), на которую устанавливаются эти цены, определяет Правительство РФ в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
В целях содействия становлению и развитию рыночных отношений в агропромышленном производстве, стабилизации межотраслевых стоимостных пропорций законом предусмотрена возможность заключения ценовых соглашений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками материально-технических ресурсов (услуг). Эти соглашения должны обеспечивать поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
В условиях либерализации цен важное значение имеет государственный контроль за соблюдением дисциплины цен, а также применение санкций к предпринимателям, нарушающим порядок установления и применения цен.
Государственная дисциплина цен заключается в строгом соблюдении предпринимателями установленного законодательством порядка их определения и применения. Нарушением государственной дисциплины цен являются следующие действия предпринимателей: завышение регулируемых цен (фиксированных цен, предельных уровней рентабельности и др.); включение в стоимость товара работ, учтенных при формировании цены, но фактически не выполненных; неперечисление в бюджет сумм, полученных в результате превышения предельного уровня рентабельности, и т. д. В случае нарушения государственной дисциплины цен организациями-монополистами к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Федеральным законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и другими нормативными актами. Санкции заключаются в проверке органами ценообразования соблюдения предпринимателями дисциплины цен и принятии ими решения о взыскании в доход бюджета излишне полученных сумм и штрафа. Органы государственной налоговой службы на основании решения органов ценообразования в бесспорном порядке списывают в доход бюджета указанные в решении суммы в 5-дневный срок с момента получения решения. Если предприниматель самостоятельно выявил допущенные нарушения при установлении или применении цен, он добровольно вносит в бюджет излишне полученные суммы без уплаты штрафа.
Если предприниматель считает, что принятое органом ценообразования решение не соответствует законодательству или фактическим обстоятельствам, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения полностью или частично недействительным, либо направить жалобу вышестоящему органу ценообразования. Неправильно взысканные в бюджет суммы возвращаются органами государственной налоговой службы на основании решения арбитражного суда или отмены (изменения) органом ценообразования принятого ранее решения о применении санкций.
Нарушение государственной дисциплины цен, незаконное повышение или поддержание их уровня, нарушение порядка декларирования могут повлечь за собой применение уголовной ответственности к гражданам-предпринимателям, должностным лицам хозяйствующих субъектов.