Регулирование цен на товары, работы и услуги




В связи с важнейшим значением цен как инструмента форми­рования рынка государство оказывает влияние на их образование и применение, используя различные методы воздействия. Оно оп­ределяет порядок установления и применения цен и контролирует » его соблюдение. В предусмотренных законом случаях государст­венные органы прямо воздействуют на цены путем установления предельного их размера, либо предельного уровня рентабельно­сти, утверждения фиксированных цен.

Отказ государства от регулирования цен усиливает монополию по­средников и перекупщиков, что вызывает бесконтрольный рост цен на продовольствие. Например, анализ структуры цен на молочные продукты в Саратовской области показывает, что доля сельскохозяйственных това­ропроизводителей в прибыли от реализации продуктов составляет 25-30%, перерабатывающих предприятий 50-55 и торговли 20-25%. В то же время их удельный вес в сумме производственных затрат молочно-продуктового подкомплекса составляет соответственно 55-60, 25-30 и 15-20%.

Пределы вмешательства государства в образование и примене­ние цен, способы прямого или косвенного его воздействия опре­делены рядом нормативных актов: Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ "О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках", рядом указов Президента и постановлений Правительства РФ, ведомственны­ми актами межотраслевого характера.

В зависимости от порядка установления и степени вмешатель­ства государства в формирование цен в предпринимательской деятельности используют рыночные (договорные), регулируемые и фиксированные цены.

Рыночной (договорной) ценой признается цена товара, которая складывается на рынке без прямого государственного воздействия под влиянием спроса и предложения. Это - свободная цена, ко­торую предприниматели устанавливают по согласованию с потре­бителями при заключении договоров. Она может быть предложе­на любой стороной и закреплена в договоре, либо в письмах, те­леграммах, телетайпограммах, которыми обмениваются стороны.

Согласование цены стороны могут оформить протоколом, кото­рый признается неотъемлемой частью договора. В долгосрочном договоре в условиях инфляции возможно определение порядка применения согласованной цены. Действующим законодательст­вом России в настоящее время предусмотрено применение в от­ношениях между предпринимателями в основном рыночных (до­говорных) цен.

Регулируемая цена определяется при прямом государственном воздействии на нее путем установления верхнего предела цены, предельного уровня рентабельности либо нормативов определе­ния цен предпринимателями. Конкретный уровень такой цены также определяется договором, однако воля сторон в этом случае ограничена.

Фиксированная цена - твердо установленная, которая не может быть изменена в договорах. Примером могут служить тарифы на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемые в соответ­ствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (1995 г.).

Федеральным законом РФ "О государственном регулировании агропромышленного производства" установлено, что основа эко­номических отношений на рынке сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия - рыночные (договорные) цены. Вместе с тем государство устанавливает на эти виды продукции гарантированные (защитные) цены с регулярной их индексацией на инфляцию, которые должны применяться в случаях, если сред­ние рыночные цены окажутся ниже гарантированных или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продо­вольствия непосредственно государству.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию ус­танавливает орган государственной власти на основе целевой це­ны. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропро­изводителям (с учетом других форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для осуществления расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми эко­номической политикой государства на предстоящий период. Пе­речень видов продукции, на которые устанавливаются гарантиро­ванные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, их уровень и порядок применения устанавливает Правительство РФ. Для обеспечения паритетного соотношения цен на промыш­ленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой про­центов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям эко­номики и получения прибыли, достаточной для ведения расши­ренного воспроизводства, Правительство РФ устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие целе­вые цены (нормативные индикаторы). Они используются как основа установления гарантированных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия, а также для расчета размера дотаций и компенсаций сельско­хозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законо­дательством РФ.

Предприниматели наделены широкими правами по установле­нию цен. Они вправе предложить своим контрагентам любую це­ну на товар, если она не попадает в сферу государственного регу­лирования. Если контрагент злоупотребляет своим доминирую­щим положением на рынке, предприниматель может обжаловать его действия в антимонопольный орган. Аналогичные действия возможны при наличии соглашений предпринимателей — произ­водителей продукции об установлении (поддержании) цен (тари­фов), а также о повышении, снижении или поддержании цен на аукционах и торгах, если цены не подлежат государственному ре­гулированию.

Наряду с правами в законодательстве предусмотрен ряд обя­занностей предпринимателей в сфере образования и применения цен. Так, не допускается изъятие из обращения товаров с целью повышения цен, заключение соглашений об уровне цен и др.

Детально урегулированы обязанности предпринимателей-мо­нополистов, включенных в Государственный реестр: они обязаны осуществлять декларирование повышения цен на продукцию, по которой признаны монополистами. Вместе с декларацией они представляют в орган ценообразования данные о достигнутом и предполагаемом объеме производства, размерах прибыли, расчет себестоимости продукции, обоснование изменения цены. На ос­новании этой информации орган ценообразования принимает ре­шение, связанное с применением государственного регулирова­ния цен (установление фиксированных цен, предельного уровня цены либо предельного уровня рентабельности).

Такое | регулирование цен предусмотрено Федеральным зако­ном РФ "О государственном регулировании агропромышленного производства" для организаций первичной переработки сельско­хозяйственной продукции, производственно-технического обслу­живания и материально-технического обеспечения, занимающих доминирующее положение на соответствующем рынке. Порядок регулирования и перечень видов продукции (услуг), на которую устанавливаются эти цены, определяет Правительство РФ в соот­ветствии с требованиями антимонопольного законодательства.

В целях содействия становлению и развитию рыночных отно­шений в агропромышленном производстве, стабилизации межот­раслевых стоимостных пропорций законом предусмотрена возможность заключения ценовых соглашений между сельскохо­зяйственными товаропроизводителями и поставщиками матери­ально-технических ресурсов (услуг). Эти соглашения должны обеспечивать поддержание паритета цен на сельскохозяйствен­ную и промышленную продукцию.

В условиях либерализации цен важное значение имеет госу­дарственный контроль за соблюдением дисциплины цен, а также применение санкций к предпринимателям, нарушающим поря­док установления и применения цен.

Государственная дисциплина цен заключается в строгом со­блюдении предпринимателями установленного законодательст­вом порядка их определения и применения. Нарушением госу­дарственной дисциплины цен являются следующие действия предпринимателей: завышение регулируемых цен (фиксирован­ных цен, предельных уровней рентабельности и др.); включение в стоимость товара работ, учтенных при формировании цены, но фактически не выполненных; неперечисление в бюджет сумм, по­лученных в результате превышения предельного уровня рента­бельности, и т. д. В случае нарушения государственной дисцип­лины цен организациями-монополистами к ним применяются меры экономического и административного воздействия, преду­смотренные Федеральным законом РФ "О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках" и другими нормативными актами. Санкции заключаются в про­верке органами ценообразования соблюдения предпринимателя­ми дисциплины цен и принятии ими решения о взыскании в до­ход бюджета излишне полученных сумм и штрафа. Органы госу­дарственной налоговой службы на основании решения органов ценообразования в бесспорном порядке списывают в доход бюд­жета указанные в решении суммы в 5-дневный срок с момента по­лучения решения. Если предприниматель самостоятельно выявил допущенные нарушения при установлении или применении цен, он добровольно вносит в бюджет излишне полученные суммы без уплаты штрафа.

Если предприниматель считает, что принятое органом ценооб­разования решение не соответствует законодательству или фак­тическим обстоятельствам, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения полностью или частично недействительным, либо направить жалобу вышестоящему органу ценообразования. Неправильно взысканные в бюджет суммы воз­вращаются органами государственной налоговой службы на ос­новании решения арбитражного суда или отмены (изменения) ор­ганом ценообразования принятого ранее решения о применении санкций.

Нарушение государственной дисциплины цен, незаконное по­вышение или поддержание их уровня, нарушение порядка декла­рирования могут повлечь за собой применение уголовной ответ­ственности к гражданам-предпринимателям, должностным лицам хозяйствующих субъектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: