ПАМЯТНИКИ ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА




 

Поздняя стадия неолита Крыма относится к IV—середине III тысячелетия до н. э. К этому периоду относятся более 150 памятников, разбросанных буквально по всей территории полуострова, включая его равнинную часть, в том числе и Керченский полуостров. В это время резко увеличивается число стоянок открытого типа. Они, как правило, располагаются вблизи небольших озер или иных значительных источников воды [6].

Укрепляется оседлость. Хотя собирательство, охота и рыболовство продолжают в хозяйстве играть определенную роль, постепенно эти виды деятельности вытесняются земледелием и скотоводством.

Так, на каменной стеле в урочище Бахчи-Эли (ныне в черте города Симферополя), практически не изображено ни одного охотничьего предмета, но имеются изображения сохи, мотыги, быка, ярма и топора.

 

Рисунок 2.

Урочище Бахчи-Эли

 

Об изменениях в хозяйстве крымских племен свидетельствуют усовершенствования кремневых и костяных орудий и техники их изготовления, а также улучшение керамического производства. Однообразные грубые сосуды заменяются тонкостенными горшками с богатым нарезным и штампованным орнаментом. Попадаются плитки для растирания зерна, песты, кремневые вкладыши для серпов. Археологами открыты своеобразные мастерские, где выделывались каменные, костяные и составные орудия труда. Появляется меновая торговля, у других племен выменивается отсутствующий на данной территории материал для изготовления изделий, а также сами готовые изделия. Такой обмен еще не затрагивает основ экономики, но уже способствует распространению на большие территории различных достижений культуры.

Рисунок 3.

Курган Куль-Оба

Возникновение различных групп населения в неолите положило начало образованию этнических объединений, которые позднее легли в основу этногенеза более поздних народов, ставших впоследствии известными по письменным источникам.

Вероятнее всего, неолитическое население горного и предгорного Крыма сформировалось на основе мезолитического, частично смешавшегося с более поздними пришельцами, часть из которых относится к средиземноморскому антропологическому типу, прибывшими в Крым с севера и востока. Проникающие в Крым на стадии раннего неолита группы людей, основным занятием которых было уже не охота и собирательство, а земледелие и пастушеское скотоводство, расселялись не на пустом месте, а на территории, которую ранее занимали мезолитические общины охотников и собирателей. Это была не экспансия, а медленное расселение. На данной стадии столкновения между охотниками и собирателями и древними земледельцами и скотоводами практически не происходили. По крайней мере, следов таких столкновений археологами пока еще не обнаружено. Земледельческие общины создавали свои поселения в удобных для этого местах, где имелись более или менее плодородная почва и источники пресной воды, постепенно оседая на землю. Скорость их продвижения вглубь Крыма не превышало 10-15 км в год [8].

 

Рисунок 4.

Посуда

 

Степные просторы стали удобны для развития пастбищного скотоводства. По мере истощения пастбищ община использовала соседние участки. При этом возможны были и, вероятнее всего, происходили межобщинные столкновения за участки территории и поголовье скота. На стоянках древних скотоводов находят значительное количество предметов, которые можно было использовать в качестве оружия.

Потомки мезолитических охотников и собирателей оттеснялись постепенно в предгорные и горные районы Крыма. Здесь также в их среде по мере приручения диких животных стало развиваться пастушеское, в первую очередь отгонное, скотоводство, а в поймах рек — земледелие.

На территории Керченского полуострова природные условия того времени предопределили род занятий населения на длительный период. Большая часть его была покрыта лесами. Многочисленные реки пересекали полуостров в различных направлениях, впадая в мелководные заливы, богатые рыбой. Достаточное количество осадков, наличие многочисленных источников воды не требовали создания специальных ирригационных систем для искусственного орошения. Кроме зерновых, здесь с тех давних времен стали культивировать садовые культуры, виноград. В прибрежных районах земледелие дополнялось рыболовством [5].

Постепенно с целью расширения сельскохозяйственных угодий, вырубались леса, выкорчевывались пни. Позднее, с открытием металлургии, этот процесс пошел гораздо интенсивнее: для выплавки металла требовался в большом количестве древесный уголь.

В настоящее время о том, что 5 тысяч лет тому назад здесь была не засушливая степь, а плодородная земледельческая территория, напоминают лишь балки — русла пересохших рек. В результате вырубки лесов обмелели, а затем пересохли реки. Заливы-лиманы, в которые они впадали, превратились в безжизненные соленые озера, отгородившиеся от моря песчаными косами-перемычками. Изменился климат, соответственно изменились и природные условия. Уже к моменту греческой колонизации большая часть территории Керченского полуострова представляла собой степные просторы, населенные кочевниками-скотоводами.


КУЛЬТУРА ЭПОХИ НЕОЛИТА

 

Крым в эпоху неолита не затронула волна неолитических культур, пришедшая из Анатолии через Балканы. Местный неолит был иного происхождения, связанный с культурами циркумпонтийской зоны (степи и равнины между Чёрным и Каспийским морями).

В 4-3 тысячелетиях до н. э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тысячелетии до н. э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

В культурно-этническом отношении крымский неолит близок к мезолиту. Различаются две главные группы памятников: горнокрымская и степная (кукрекской культурной традиции).

Горнокрымская общность памятников вместе с сурско-днепровской (в Надпорожье), ракушечноярской (на Нижнем Дону) и сероглазовской (в Прикаспии) составляют причерноморско-каспийскую историко-культурную область. Основой для периодизации горнокрымских памятников служит стратиграфия стоянки Таш-Аир I. Ее слой VI датируется ранним, a V -поздним неолитом. В VI слое представлены сегменты с дугой на спинке в виде уплощающей ретуши и трапеции с ретушью, которая частично охватывает спинку. В слое же Va господствуют трапеции со струганой спинкой. В ранненеолитическом слое, наряду с костяными шильями, найденными и выше, обнаружены обломки роговых проушных мотыг, имеющих параллель в Замиль-Кобе II и ранних памятниках буго-днестровской культуры, а в слое Va найдена костяная основа жатвенного ножа с кремневыми вкладышами [8].

Керамика раннего слоя была толстостенной (и, очевидно, остродонной) - как на стоянках Ат-Баш и Балин-Кош. Поздненеолитическая посуда, изученная по стоянкам Таш-Аир I, Кая-Арасы, Шан-Коба (слой I), Водопадный Грот и Фронтовое I (слой I), - это яйцевидные сосуды, часто со слегка выраженной шейкой и приплюснутым сверху венчиком. В глиняное тесто добавляли толченые раковины, реже дресву (чтобы предотвратить трещины). Орнамент преимущественно лишен зональности и покрывает не всю поверхность сосуда, но иногда отмечается даже на венчике изнутри. Узоры прочерченные, гребенчатые или в виде мелких углублений, а под венчиком иногда в ряд наносились круглые ямки. Мотивами служили горизонтальные ряды косых линий, горизонтальные линии, зигзаги, косая сетка и пр.

Рисунок 1.

Неолит. Горнокрымская культура. Фрагменты глиняной посуды. 1, 2, 4, 6, 7 - поздний период; 3, 5 - ранний. 1, 2, 4, 6 - Кая-Арасы (нижний слой); 3 - Балин-Кош; 5 - Aт-Баш; 7 - Водопадный Грот.

 

Стоянки кукрекской культурной традиции, распространенные главным образом в Степном, а отчасти и в Предгорном Крыму, обычно имеют компоненты кукрека и горнокрымской культуры, что свидетельствует о смешении двух этносов. Такие памятники могут рассматриваться как отдельный культурный тип, к которому относятся Алексеевская Засуха, Долинка, Ишунь, Мартыновка в Присивашье, Су-Ат III на Караби-Яйле, Кукрек (верхний слой), Тасуново I [7].

В Долинке и I слое Фронтового I обнаружены фрагменты сосудов с «воротничком» (утолщением на венчике), украшенных зональным орнаментом. Такая керамика характерна для могильников мариупольского типа, распространенных в Приднепровье и Приазовье. На проникновение в Крым мариупольского населения может прямо указывать Долинский могильник, в большой яме которого захоронено около 50 умерших в вьггянутом положении на спине, головами в противоположные стороны. В центре могильника покойники были положены ярусами. Многих в свое время посыпали охрой - символом крови и жизни, и краска осела на костях. В качестве инвентаря найдены кремневые ножевидные пластины, округлые скребки на отщепах, проколки, трапеции со струганой спинкой и многочисленные просверленные зубы оленя, очевидно нашитые на головные уборы и одежду, а также костяные бусинки. Погребальный обряд, инвентарь захоронений являются важной частью археологической культуры, которую формирует общность однотипных памятников на конкретной территории и в определенный период времени [3].

Необходимо отметить, что род занятий в эпоху неолита населения Крыма нашел свое отражение в духовной сфере. В горном Крыму зародился возникший, по-видимому, еще среди протонеолитических древних охотников культ Девы-Охотницы, которой по свидетельству античных авторов приносили человеческие жертвы в гораздо более поздние времена проживающие здесь племена, названные греческими мореплавателями таврами. В районе пролива, получившего название Боспора Киммерийского, среди земледельческого населения получило распространение поклонение Божеству Плодородия, возникшее на почве более раннего культа Матери-Прародительницы. В обоих случаях это женские божества — духовное наследие завершившейся к этому времени эпохи материнского родового строя-матриархата.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: