Классификация законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих,




По их содержанию

 

Исходя из деления права в зависимости от содержания (предмета), всю совокупность законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, условно можно классифицировать на следующие группы:

акты общего характера;

нормативные правовые акты о Конституционном Суде РФ;

о судах общей юрисдикции;

о военных судах; об арбитражных судах; о третейских судах; о статусе судей; о социальной защите судей и работников аппаратов судов РФ;

о народных, присяжных и арбитражных заседателях;

о прокурорском надзоре и органах прокуратуры, о социальном и
материальном обеспечении работников прокуратуры;

о государственных органах обеспечения охраны порядка и безопасно-
сти: об органах внутренних дел, о Совете Безопасности РФ,
ФСБ, СВР, о таможенных органах, органах налоговой службы;
об органах юстиции: нотариате, адвокатуре;

о негосударственных организациях обеспечения правоохраны.

 

 

§ 4. Действие нормативных правовых актов
и источники их официального опубликования

 

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц, знание которых — обязательное требование правильного применения законодательства о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих. Действие во времени. Начало действия нормативных правовых актов определяется моментом их вступления в силу. Нормативный правовой акт вступает в силу: с момента его принятия; по истечении определенного срока после его опубликования. В Российской Федерации законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней со времени их опубликования в официальном издании. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; со времени, прямо указанного в нем самом или в специальном акте о введении его в действие. Например, УК РФ принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г., а на основании Федерального закона от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» вступил в действие с 1 января 1997 г.

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.

В России правила вступления в силу и опубликования законов установлены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не могут иметь юридической силы ведомственные нормативные акты, затрагивающие законные права и интересы граждан и относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с законом официальное опубликование полного текста федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ осуществляется в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете».

Ведомственные и межведомственные акты публикуются в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и «Российских вестях», а также в ведомственных изданиях (например, в журналах «Законность», «Российская юстиция» и др.); постановления Конституционного Суда РФ — в издаваемом им же «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете»; постановления и разъяснения высших судебных инстанций — в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные документы — в «Бюллетене международных договоров» и в тематических сборниках.

Иступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для нишею государства приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативные правовые акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям: по истечении срока действия, установленного в самом акте; в результате прямого указания об отмене (в тексте вновь принятого закона или в специальном решении управомоченного органа); в связи с принятием нового нормативного правового акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен.

Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией. Это вытекает из принципа приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ); наконец, нормативный акт перестает действовать, если специальным решением в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства он признается неконституционным. Это обусловлено тем, что решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В то же время суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Эта обязанность существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

В большинстве правовых систем действует правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве: закон действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. В соответствии с этим правилом преступление, совершенное во время действия старого закона, должно рассматриваться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый. Это обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом.

Применительно к конкретным случаям и фактам правила обратного действия закона четко зафиксированы в Конституции РФ и конкретизированы в отраслевом законодательстве. Часть 1 ст. 54 Конституции устанавливает: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», а в ст. 57 говорится, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Что касается уголовного закона, то обратную силу имеет такой закон, который устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, со вершившего преступление (ст. 10 УК РФ).

Действие в пространстве нормативных правовых актов ограничивается пределами территории, на которую распространяются властные полномочия соответствующего правотворческого органа. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов — на территории соответствующих республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального подчинении; акты местного самоуправления — на территории соответствующих административных единиц (города, района и т. д.).

И отдельных случаях нормативный акт может иметь ограниченную сферу действия, т. е. распространять свое действие на определенную часть территории (зона чернобыльской аварии, районы Крайнего Севера, Дальний Восток и т. д.). Ограниченное территориальное действие обычно предусматривается в самом нормативном акте.

Действие нормативных правовых актов распространяется на лиц, проживающих на данной территории, государственные органы и общественные организации. В некоторых нормативных актах определяется круг лиц, подпадающих под их действие, — только граждане РФ, лица без гражданства или иностранцы.

На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом (уголовная ответственность за преступления, регистрация актов гражданского состояния и т. д.).

Из общего принципа равноправного правового положения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Высшие представители посольств иностранных государств — послы, посланники, поверенные в делах и некоторые другие лица, а также члены их семей обладают привилегией дипломатического иммунитета.

 

15 сентября 2010 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: