Демократические принципы правосудия: понятие, природа, система.




Вопрос 1. Основные черты принципов правосудия. Задачи, стоящие перед правосудием решаются на основе его принципов, т.е. общих руководящих основных правовых положении, определяющих организацию и деятельность государственных органов осуществляющих судебную власть. Принципы правосудия характеризуются следующими основными признаками:

по своей природе они имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов правосудия закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих, правоохранительную деятельность и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Указанные принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентации всех стадии судопроизводства. Субъективный аспект принципов правосудия заключается в том, что они определенным образом отражаются в общественном и индивидуальном сознании (правосознании) как отдельных граждан, так и представителей судебной власти и правоохранительных органов. Как отмечается в юридической литературе, субъективное значение принципов состоит в том, что они осуществляют собой руководящую нить проступков человека и гражданина. В принципах правосудия отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе они изменяются и развиваются вместе с обществом.

принципы правосудия являются руководящими положениями, т.е. они обязательны для соблюдения всеми судебными инстанциями и лицами участвующими в судебном разбирательстве (прокурора, защитника, подсудимым, истцом, ответчиком и т.д.) В целях исключения противоречивости правовой системы ими руководствуются так же в законодательном и правотворческом процессе, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили этим принципам.

Принципы правосудия имеют общий характер, поскольку направлены на организацию деятельности всех судебных органов. Принципы правосудия закреплены в законе (ч.1 ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК РФ, ст. 1 АПК РФ, ст.ст. 8, 29 УПК РФ). Эти принципы закрепляют осуществление правосудия только судом, состязательность сторон. Большинство принципов правосудия содержатся в Конституции РФ.

В своей совокупности принципы правосудия образуют систему основополагающих положении, которая пронизывает все норм и все нормативное содержание правосудия, они служат опорой для конкретных законодательных предписании, регулирующих правосудие. И хотя каждый принцип имеет собственное значение, они находятся в неразрывной связи между собой, тесно взаимодействуют и проявляются в правоприменительных и в правоисполнительных процессах именно как неделимое руководящее начало. Значение принципов правосудия состоит в максимальном полном соответствии правоохранительной деятельности, идеям и началам которые они олицетворяют.

Вопрос 2. Содержание и гарантии реализации принципов правосудия.

а) принцип законности в сфере правосудия. Принцип законности это точное и повсеместное исполнение всеми органами государства должностными лицами и гражданами требовании закона. Это вытекает из ч. 2 ст. 15. Конституции РФ. Правоприменитель должен руководствоваться не духом закона, а его буквой, т.е. следовать буквальным правовым предписаниям, закрепленном в нормативно-правовом акте. Законность является важнейшим проявлением демократии и элементов правового государства, поскольку власть народа реализуется в установленном и надлежащем исполнении законов и иных правовых актах. В сфере правосудия принцип законности заключается в том, чтобы обеспечить приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению ко всем другим актам. Обеспечить процедуру самого судопроизводства подчиненным федеральным законам. Принцип законности, деятельности судов всех уровней предполагает проверку ими при разрешении конкретных дел, всех без исключения применяемых актов Конституции РФ. Согласно ст. 7 Закона РФ о судоустройстве правосудие во всех судах осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип закреплен так же в процессуальных законах (УПК, ГПК, АПК). Например ст 7. УПК исключает возможность при применении уголовного закона норм противоречащих указанному кодексу. Осуществляя правосудие в точном соответствии с законом, не допуская отступлении от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор или решение. И достичь тем самым истинной победы.

б) обеспечение прав и свобод человека при осуществлении правосудия. Права и свободы человека и гражданина характеризуются Конституции РФ как непосредственно действующие (ст. 18 Конституции РФ). Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека. Тем самым Россия признала требования демократического международного сообщества. Конкретный перечень прав и свобод граждан содержится в ст.ст. 6, 7, 13, 15 и в гл. 2 Конституции РФ. Этот перечень может быть расширен, но не сокращен. В интересах защиты прав человека и гражданина сформулированы императивы о непосредственном прямом действии норм Конституции РФ о признании возмещения морального вреда, о равенстве всех перед законом и судом, о недопустимости обратной силы действия закона, который устанавливает или отягчает ответственность. Об открытом разбирательстве судебных дел и о презумпции невиновности. В Конституции РФ определен исчерпывающий перечень основании, согласно которым, права посредствам закона могут быть ограничены. К ним относятся: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья. Значительна роль правосудия в проверке законности задержании и ареста, т.е. ограничения или лишения человека свободы в буквальном смысле, а так же проверка соблюдения неприкосновенности личности. В случаях несвязанных с задержанием и арестами, например при проведении следственных действии сопровождаемых принуждением. В Конституции РФ защищается тайна переписки, телефонных переговоров и иных сообщении. Ограничение этого права, возможно, только по решению суда. Также Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность жилища и проникновения в жилище, и личный обыск могут быть проведены на основании постановлении следователя, но с обязательной проверкой судьей действии следователя.

в) осуществление правосудия только судом. Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции и конкретизирован ст. 4 ФКЗ «О судебной системе», где сказано, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденным в соответствии с Конституции РФ и указанным законом. Суд является единственным органом уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Применительно к правосудию к уголовным делам Конституция РФ устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Этот конституционный императив конкретизирован в ст.8 УПК РФ, согласно которой никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу обретают обязательную силу (ст. 392 УПК РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ). При этом важно, что и приговор и решение могут отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен ст. 4 ФКЗ «О судебной системе». Можно рассмотреть несколько направлении рассмотрения принципа:

§ обеспечение компетентности суда путем установления правил, регламентирующий порядок наделения судей присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в том числе путем закрепления требовании предъявляемых кандидатам на эти роли

§ вытекает из ст. 14 международного пакта «О гражданских и политических правах», ст. 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 47 Конституции РФ, в которой признается право граждан на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей к подсудности которых это отнесено федеральным законом. Таким образом, вопрос о подсудности дела решается исходя из необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина и стабильности конституционного строя

§ связано с правилами, соблюдение которых гарантирует непредвзятость (объективность), справедливость и беспристрастность судей принимающих решения по существу вопросов возникающих при отправлении правосудия.

§ независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Данный принцип провозглашен ч. 1 ст. 120 Конституции РФ и отражен ст. 5 ФКЗ «О судебной системе», ст. 12 закона «О судоустройстве», ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ», ст. 1 закона РФ «О статусе судей», ст.ст. 9, 15, 29 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», ст. 5. ФКЗ «О военных судах», а также ст. 1 федерального закона «О мировых судьях». Наиболее полно этот принцип был сформулирован в европейской Хартии о статусе судии 1998 года. Требование подчинения судии, прежде всего Конституции РФ заложен глубокий смысл, поскольку Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и все законы и нормативно-правовые акты (НПА) принимаемые в России не должны ей противоречить (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Законы и НПА субъектов федерации действуют только в случае в соответствии их федеральному законодательству, т.е. если они являются законными. Независимость судьей обеспечивается, прежде всего порядком формирования судейского корпуса и особым порядком наделения судей полномочии (ст. 6 закона «О статусе судей» определяет порядок назначения судей верховных. Судьи назначаются федеральным собранием РФ по представлению президента РФ, а судьи других федеральных судов Президентом по представлению председателей соответствующих судов. Гарантии независимости, закрепленные в ст. 9 закона «О статусе судей»:

§ запрет под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия

§ установленный порядок прекращения и приостановления полномочии, неприкосновенность судьи, система органов судейского сообщества. Гарантии независимости судей, включая его меры правовой защиты, распространяются на всех судей и не могут быть отменены или снижены нормативными правовыми актами России и её субъектов.

§ открытое разбирательство дел во всех судах, гласность судопроизводства. Разбирательство во всех судах открытое (закреплено ч. 1 ст. 123 Конституции РФ), отраслевое законодательство (УПК, ГПК, АПК) также предусматривают гласность судебного разбирательства. Этот принцип соответствует п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сущность гласного судебного разбирательства состоит в том, что суд рассматривает уголовные, гражданские, административные и арбитражные дела в открытом судебном заседании. Обязательность открытого судебного разбирательства распространяется на первую апелляционную, кассационную и надзорную инстанции. На пересмотр судебных актов ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Каждый гражданин, не являющийся участником судебного процесса, может свободно войти в зал судебного заседания и находиться там во время слушания дела. Это своеобразная форма контроля народа над деятельностью судебной власти. Открытые судебные заседания могут освещаться в СМИ, а на судебном заседании могут присутствовать журналисты согласно закону РФ о СМИ. Общие правила, предусматривающие открытость судебного разбирательства допускает исключения в следующих случаях: из педагогических соображении в зал, где проходит судебное заседание по уголовному делу не допускаются лица моложе 16 лет. Количество лиц желающих присутствовать на процессе может быть ограниченно только в силу недостаточной вместимости зала суда. Присутствующие на процессе лица не должны нарушать порядка судебного заседания, в противном случае судье могут быть предприняты меры в виде удаления из зала суда или штрафа. Закрепляя как общее правило гласность судебного разбирательства, процессуальное законодательство, основываясь на ст. 123 Конституции РФ предусматривает случай, когда оно может быть по мотивированному решению суда проводиться закрыто (когда может быть разглашена государственная, служебная или иная охраняемая законом тайна; когда рассматривается уголовное дело в отношении лиц, не достигших 16 лет; когда требуется обеспечить безопасность участников судебного разбирательства). Конституционный принцип гласности не может быть реализован в условиях устности. Устность и непосредственность судебного разбирательства означает, что все материалы дела должны быть оглашены в суде устно и данным образом участники процесса выступают устно. Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождает суд от обязанности допросить его. В устной форме проходят и прения сторон, которые в процессуальной форме подлежат письменному оформлению.

 

29 сентября 2010 года

Судебная система РФ

1) Понятие и основы построения судебной системы. Современная судебная система это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть, путём отправления правосудия. В соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система закрепляется Конституцией РФ (ст.ст. 118, 125, 126, 127). Получает свое развитие в ФКЗ «О судебной системе РФ». Согласно пункту о ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в полном объеме относятся к ведению РФ. Это означает что субъекты РФ не могут по своему усмотрению изменять судебную систему и учреждать новые виды судов. В судебную систему входят: федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральный суд – орган государственной власти, который создается или упраздняется только Конституцией РФ или ФКЗ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикций (Верховый суд РФ, краевые, областные, суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения (Москва и С-П), суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды), Федеральные арбитражные суды (высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, федеральные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ). Федеральные суды строятся на основе административно-территориального деления страны.

Суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: Конституционные (уставные) суды и Мировые суды общей юрисдикции. В правилах судопроизводства в Конституционных уставных судах закреплены законодатели субъектов РФ. Финансирование этих судов осуществляется из бюджета субъекта федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судами закреплен в федеральных процессуальных актах, таких как ГПК и УПК. Порядок создания мировых судов, а также образование судебных участков мировых судов закрепляется законодателем субъекта федерации. Федеральный законодатель закрепил исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрезвычайных судов и судов, которые не предусмотрены федеральным конституционным законом «О судебной системе» не допускается. ФКЗ «О судебной системе предусматривает возможность создания специализированных судов, например, ювенальных судов (суды, которые разрешают дела в отношении несовершеннолетних). Эта судебная система действует с 01 января 1997 года, со времени вступления в силу ФКЗ «О судебной системе». Эта судебная система была организована с такой целью, чтобы гарантировать:

§ соблюдение суверенных прав России и субъектов России на реализацию функции государственной власти

§ самостоятельность органов государственной власти, в частности судебной власти, и независимой от исполнительной и законодательной власти деятельность судов

§ доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан

§ рассмотрение дел в тех судах и теми судьями к подсудности которых эти дела отнесены

§ быстрая и действенная защита органами судебной власти прав и свобод граждан

§ право сторон на пересмотр дела в вышестоящей инстанции

§ право граждан на участие в управлении правосудием

Законодательная судебная система является единой, и её единство обеспечивается следующими гарантиями:

§ исчерпывающий перечень судов

§ общность задач всех судов по поддержанию и защите конституционного строя и прав и свобод граждан

§ единство принципов в организации и деятельности судов

§ применение всеми судами одних и тех же материальных законов и норм процессуального законодательства, а также соблюдение всеми судами правил судопроизводства

§ инстанционная взаимосвязь в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов

§ закрепление единого статуса судей

§ признание и обеспечение обязательности судебных актов, приговоров решении, определении и постановлении

 

2) Судебное звено и судебная инстанция. Для того чтобы уяснить вопросы судебного устройства необходимо знать такие определения как судебное звено и судебная инстанция. Судебная система РФ отличается простотой построения, ступенчатостью звеньев, и общими принципами организации деятельности. Суды, входящие в судебную систему различаются объемом полномочии, т.е. совокупностью прав и обязанностей. Суды, наделенные однородными полномочиями являются звеньями судебной системы. Суд (или его структурное подразделение) выполняющий конкретную судебную функцию, связанный с разрешением судебных дел именуется судебной инстанцией. Он может принимать решения по существу дела, проверять обоснованность, законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменять судебных решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в основном, определяемом государственно-административном делении России.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

§ основное звено (районные и городские суды в городах без районного деления)

§ среднее звено (верховные суды республик в составе России, а также краевые, областные, суды городов федерального значения, автономные области и автономные округа)

§ высшее звено (Верховный суд РФ)

Военные суды РФ:

§ основное звено (гарнизонные военные суды)

§ среднее звено (окружные флотские суды)

§ высшее звено (военная коллегия Верховного суда РФ)

Арбитражные суды:

§ основное звено (арбитражные суды субъектов федерации)

§ среднее звено (федеральные арбитражные суды округов и федеральные апелляционные суды)

§ высшее звено (высший арбитражный суд РФ)

 

Внутренняя организация этих подсистем имеет свои особенности, во-первых, подсистема военных судов связана с организацией Вооруженных сил РФ (ВС РФ). Она создается по территориальному принципу дислокации воинских частей, учреждении, ВС РФ, и других воинских формировании. Во-вторых, среднее звено арбитражных судов, т.е. апелляционные суды и суды округов образуются вне связи с административным делением, а в районах арбитражные суды не образуются. В-третьих, КС РФ не имеет подведомственных судов, организационно и процессуально с ним связанных. Конституционные (уставные) суды субъектов не подчиняются КС РФ. В четвертых, суды субъектов РФ не образуют подобного рода подсистем, их конституционные (уставные) суды не образуют взаимосвязанных структур.

Инстанции:

§ суды первой инстанции (рассматривает по существу судебные дела в судебном заседании и выносит решения от имени РФ). В качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела могут рассматривать почти все суды, системы судов общей юрисдикции. Например, районному суду подведомственны дела: гражданские уголовные административные. Суды среднего звена: краевой областной суд, в качестве суда первой инстанции рассматривает сложные дела, например «Убийство» (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Верховному суду в качестве суда первой инстанции подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

§ суды кассационной инстанции

§ суды надзорной инстанции

§ суды апелляционной инстанции

 

Конституционный суд РФ

1) Состав, задачи, полномочия Конституционного суда РФ (КС РФ). КС РФ был учрежден в 1994 году. Его полномочия и порядок деятельности определены ФКЗ «О КС РФ». КС – орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредствам конституционного судопроизводства. В составе КС – 19 судей. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьевки, проведение которой закреплено Регламентом КС РФ. Председатель и заместитель КС не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не может быть неизменным более трех лет подряд.

Полномочия КС РФ:

§ разрешение дел о соответствии с Конституцией, федеральных законов (ФЗ), нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, а также Конституций и Устава субъектов и не вступивших в законную силу международных договоров РФ.

§ разрешение споров о компетенции между разными государственными органами, находящимися в горизонтальных и вертикальных отношениях, т.е. в отношениях подчинения

§ проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан

§ толкование Конституции РФ

§ дача заключения о соблюдении установленного порядка, выдвижения обвинения против Президента РФ, в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления

§ законодательная инициатива

Конституционный суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного правосудия судья воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов.

Полномочия Председателя КС РФ:

§ руководит подготовкой пленарных заседании КС РФ, созывает их и председательствует на них

§ выносит на обсуждение КС РФ вопросы подлежащие рассмотрению в пленарных заседания и заседаниях палат

§ осуществляет представительские функции и руководство аппаратом суда

§ принимает присягу Президента РФ

2) Понятие конституционного судопроизводства и его стадии. Конституционное судопроизводство – регламентированное законом и осуществляемое в особом порядке деятельность КС РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ иных законов и подзаконных НПА, по разрешению споров компетенции между органами государственной власти и по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Стадии конституционного судопроизводства:

§ внесение обращений в КС РФ

§ предварительное рассмотрение в КС РФ

§ принятие обращение либо его отклонение

§ подготовка к судебному разбирательству

§ судебное разбирательство

§ совещание, голосование и принятие итоговых решении

§ провозглашение, опубликование и вступление в силу решения

§ исполнение решений КС РФ

3) Понятие и виды решений КС РФ. Результаты деятельности КС РФ закрепляются в его решениях. Согласно ст. 71 ФКЗ «О КС РФ» может быть принято три вида решений:

§ постановление (является итоговым решением КС РФ по делам о соответствии Конституции РФ НПА, по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов. Выносится именем РФ.)

§ определение (все другие решения по другим вопросам)

§ заключение (является итоговым решением по существу вопроса о соблюдении установленного порядка, выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления)

КС РФ принимает решения по делу, оценивая как буквальный смысл нормативных положении, так и смысл, придаваемый нормативному акту толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. Итоговое решение подписывается всеми членами суда участвовавшими в голосовании. Судья несогласный с решением в вправе письменно изложить своё особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением. Все акты КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ и её субъектов (в том случае если решении касается самого субъекта). Юридическая сила решения о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием такого же акта.

06 октября 2010 года

Система федеральных судов общей юрисдикции

1. Верховный суд РФ: понятия, состав, полномочия

2. Суд субъекта РФ: состав, полномочия

3. Районный (городской) суд

4. Военные суды: система и полномочия

5. Дисциплинарное судебное присутствие

 

1. Верховный суд РФ: понятия, состав, полномочия.

Верховный суд в РФ является высшим судебным органом по граджанским, уголовным, административным и иным делам, посудным судам общей юрисдикции и предусмотренным ФЗ в процессуальных формах, а также осуществляющий надзор за деятельностью федеральных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Председатель Верховного суда назначается на должность Советом Федерации федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении высшей квалификационной коллегии судей (ВККС), Верховного суда РФ.
Полномочия Верховного суда РФ:

§ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в кассационном порядке и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

§ изучает и обобщает судебную практику,

§ анализирует судебную статистику

§ дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел

§ осуществляет контроль за выполнением судам РФ руководящих разъяснении Пленума Верховного Суда РФ

§ разрешает в пределах своих полномочии вопросы вытекающие из международных договоров РФ, а также действующих договоров СССР, РСФСР.

Верховый Суд действует в составе Пленума ВС, судебной коллегии по гражданским и уголовным делам, военной коллегии и конституционной коллегии.

Пленум ВС. Действует в составе председателя ВС, его заместителей и членов ВС. В заседаниях Пленума принимают участие Генпрокурор РФ и министр юстиции РФ. Участие Генпрокурора является обязательным.
Полномочия Пленума РФ
рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, судебной статистики
рассматривает представления Генпрокурора РФ и министра юстиции РФ
при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснении заслуживает председателей судов субъектов РФ, а также председателей военных судов
утверждает по представлению председателя РФ составе судебных коллегии и секретаря Пленума ВС РФ.
Пленум созывается не реже чем один раз в 4 месяца Постановления ВС принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума участвующих в голосовании и подписываются председателем Верховного суда и секретарем Пленума.
Президиум ВС состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя ВС. Президиум созывается в составе председателя ВС, заместителей председателя, входящих в состав Президиума по должности и членов ВС. Утверждение Президиума проводится при наличии положительного заключения ВККС. Заседания Президиума проводятся не реже одного раз в месяц и правомерны при наличии большинства голосов членов Президиума.
Полномочия Президиума РФ:
рассматривает судебные дела в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам
рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики
рассматривает вопросы организации работы судебных составов, судебных коллегии и аппарата ВС
оказывает методическую помощь нижестоящим судам в применении законодательства

Судебная коллегия по гражданским и уголовным делам. Военная коллегия. Они утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей ВС РФ. Эти коллегии рассматривают дела в пределах своих полномочии в качестве суда первой инстанции в кассационном порядке, а также осуществляют надзор по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Председатель военной коллегии организует работу по изучения практики в военных судах а также решает вопрос о передаче дела из военного суда вида ВС РФ, округа группы войск, флота в военный суд другого вида ВС, другого округа, флота и различных войск.

Кассационная коллегия состоит из председателя и 12 членов из числа судей. Также утверждает Советом Федерации федерального собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя РФ и ВККС. Полномочия кассационной коллегии:
рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам на представления приговоры, определения и представления судебной коллегии по гражданским и уголовным делам и военной коллегии.

2. Суд субъекта РФ: состав, полномочия

Краевой, областной суд, городской суд города федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Они также действуют в составе Президиума РФ и судебной коллегии по гражданским и уголовным делам. Полномочия суда субъекта федерации:
рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

осуществляет надзор за деятельностью районных (городских) судов.

обобщает судебную практику субъекта РФ и анализирует судебную статистику субъекта РФ.
Президиум суда субъекта РФ. Образуется в составе председателя, заместителей, входящих в состав Президиума по должности и других судей в количестве, определяемом Президентом РФ по представлению председателя Верховного суда (ВС). Утверждение состава Президиума производится при наличии положительного заключении квалификационной коллегии субъекта РФ (ККСSPS).

Полномочия Президиума:
рассматривает дела в порядке надзора
утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским и уголовным делам.

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики
Заседания Президиума проводятся не реже двух раз в месяц.

Судебный коллегии по гражданским и уголовным делам суда субъекта РФ. Утверждается Президиумом ВС РФ, по представлению председателем Президиума из числа членов суда. Эти коллегии рассматривают судебные дела в качестве суда второй инстанции в кассационном порядке по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Председатель суда вправе привлекать судей для рассмотрения дел из одной коллегии в другую.

Председатель суда субъекта РФ, его полномочия:

председательствует на судебных заседаниях
вправе приостанавливать выполнение решении и приговоров, руководит работой аппарата суда
распределяет обязанности между заместителями, организует работу по изучению судебной практики
представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней законодательному органу субъекта федерации
вносит представления в государственные органы

ведет личный приём граждан

3. Районный (городской) суд

Наличие районного суда в судебной системе предусмотрено законом РФ «О судоустройстве» от 1981 года. Наличие этого суда подчеркивает широкую доступность этого суда для народа. Полномочия этого суда определяются ФКЗ «О судебной системе» и законом РФ «О судоустройстве». Военный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела за исключением дел, отнесенных к полномочиям других судов. Рассматривает дела об административных правонарушениях, оказывает методическую помощь мировым судей и даже товарищеским судам. Полномочия председателя районного суда:
председательствует в судебных заседаниях
назначает судей председательствующими в судебных составах
распределяет обязанности между судьями

ведет личный прием граждан

организует работу суда по приему граждан, рассмотрению жалоб, предложении и заявлении

организует изучение судебной практики судьями суда и аппаратом суда

организует работу по повышению квалификации работников суда

организуют работу по пропаганде правовых знании

Если в составе районного суда один судья, то он же является его председателем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: