ПримерЫ экспертного анализа




содержания образовательных планов школ

Мониторинг развития образовательного потенциала школы на основе преобразований её образовательного плана будет рассмотрен на примере московской школы с углубленным изучением немецкого языка. В результате консультирования миссия школы была сформулирована следующим образом: «Миссия школы понимается как целенаправленное и систематическое личностное развитие учащихся, родителей и самих педагогов с целью формирования и повышения их компетентности во всех сферах культуры жизнедеятельности. Углубленное изучение в школе иностранных языков и страноведения, а также организация общения с зарубежными сверстниками и коллегами направлены на воспитание Человека Мира, которого характеризуют, прежде всего, патриотизм – осмысленное ощущение себя россиянином в международном сообществе и толерантность – понимание и принятие межкультурных и иных различий между людьми».

Экспертиза показала, что организация учебной деятельности в школе осуществляется на основе учебного плана, разработанного в соответствии с Московским региональным базисным планом. За счёт школьного компонента увеличивается количество учебных часов по профильным дисциплинам.

 

 

Табл. 2. 1. Содержание учебного плана школы по результатам экспертизы

Образовательные области Предметы Классы
                  Ст. кл.
Филология Русский яз.                    
Литература                    
Немецкий яз.                    
Английский яз.                    
Математика Математика                    
Информатика                    
Естествознание Естествознание                    
Физика                    
Астрономия                    
Химия                    
Биология                    
Физическая география                    
Экология                    
Обществознание История                    
Обществоведение                    
Экономическая география                    
Экономика                    
Граждановедение                    
ГЕО                    
Москвоведение                    
ОБЖ                    
Физкультура Физкультура                    
Искусство ИЗО                    
МХК                    
Музыка                    
Технология Информационные технологии                    
Мат. технологии                    
Технический перевод                    
Конструирование                    
Трудовое обучение                    
Черчение                    

 

Дополнительное образование ориентировано на:

· углубление учебных курсов (например, страноведение, театр на английском языке);

· развитие некогнитивной сферы учащихся (например, театр, живопись, клуб чтения, киноклуб);

· формирование компетентностей и функциональной грамотности (например, «дебаты», «бизнес», компьютерный клуб);

· формирование активной толерантной личности (например, «дебаты», «организация творческих дел»).

Дополнительное образование частично представлено интегрированными курсами, такими, как страноведение, астрофизика.

В рамках дополнительного образования велика степень участия школьников в отборе содержания образования, построении образовательных траекторий.

 

Табл. 2.2. Содержание плана дополнительного образования по результатам экспертизы

 

Факультативы, кружки, творческие объединения Классы
                  Ст. кл.
Французский яз.                    
Газета “Miteinander”                    
Клуб чтения “Homo legens”                    
«Бизнес» (английский)                    
Немецкий для начинающих                    
Компьютерный клуб                    
Астрофизика                    
Москвоведение                    
Страноведение                    
Футбол                    
Киноклуб                    
Театр                    
Театр на английском языке                    
Декоративно-прикладное искусство                    
Живопись                    
Мастерская творческих дел                    
Дебаты                    

 

 

В результате анализа времени, которое уделяется в школе погружению учащихся в образовательные области, на первое место вышла филология на всех ступенях обучения.

В «младшей школе » (1 – 6 классы) ярко выражен приоритет филологической области образования. Скудно представлены возможности дополнительного образования. Около трёх четвёртых учебного времени уделяется изучению предметов преимущественно когнитивного содержания.

Подавляющее большинство кружков и творческих объединений включает в свою работу учащихся средней школы. Основное образование представлено предметами преимущественно когнитивного содержания. Однако, для учащихся, использующих в полной мере ресурсы дополнительного образования соотношение курсов, ориентированных на развитие когнитивной сферы и развитие некогнитивной сферы представлено в соотношении 3:2. В «средней школе » (7–9 классы) также выражен приоритет филологической области образования.

 

а.

 
 

 

 


б.

 

Рис. 5. Распределение времени (основного и дополнительного образования) между образовательными областями в 1-6 классах (а) и 7-9 классах (б).

 

В «старшей школе » (10-11)для каждого учащегося существует индивидуальный образовательный план. По каждому предмету разработано несколько траекторий обучения, отличающиеся количеством часов, выделенных на изучение предмета, глубиной изучения материала, содержанием предмета. Данные образовательные траектории согласуются с целями и приоритетами учащихся, каждому ученику старшей школы предоставляется возможность самостоятельного построения собственного учебного плана. Индивидуализация обучения реализуется также в рамках дополнительного образования.

На Рис. 2.2. представлена модель содержания образовательного плана школы по итогам экспертизы, позволяющая определить направления его развития.

Рис. 2.2. Модель содержания образовательного плана школы по результатам экспертизы.

 

Для планомерного приближения образовательной подсистемы к интегративно-матричной модели и обеспечения преемственности между образовательными подсистемами младшей и средней ступеней перед администрацией встают задачи:

  1. расширение сферы дополнительного образования в младшей школе,
  2. достижение гибкости образовательных траекторий основного образования средней школы.

 

Рис. 2.3. Проектируемая модель содержания образовательного плана школы.

 

 

Для решения второй задачи было рекомендовано введение в средней школе ряда новых курсов и занятий. Принцип организации – предоставление учащимся спектра элективных курсов из разных областей знаний; свободный выбор курса на определённый период времени. Принцип построения курса – интегрированные курсы преимущественно некогнитивного содержания. Виды деятельности учащихся – продуктивная исследовательская деятельность, проектные методы образования. Формы отчётности учащихся – рефераты, проекты, создание собственного продукта.

Насыщение образовательного плана школы новыми элементами обеспечило, с одной стороны, более эффективное развитие некогнитивной сферы учащихся, гибкость их индивидуальных образовательных траекторий и, с другой, – возможность для формирования и развития способности делать свободный и осознанный выбор приоритетов собственного образования, что особенно актуально в период формирования учащимися индивидуальных учебных планов на последние два года обучения в школе.

Таким образом, включение в образовательный план школы новых элементов направлено на развитие учащихся в тех сферах культуры жизнедеятельности, в которых по результатам экспертизы было установлено «отставание»: физическая культура и культура тела – аэробика и дзюдо; эстетическая и художественная культура – хор; политическая и нравственная культура – военно-исторический музей, политклуб, исторический кружок «XX век»; философская культура – герменевтика. Новый спецкурс по иностранному языку был введен в соответствии со специализацией школы.

 

Проиллюстрируем моделирование школьных образовательных планов на примерах ещё нескольких образовательных учреждений: 1) небольшой сельской школы на казачьем хуторе в Краснодарском Крае; 2) проектируемого муниципального лицея в одном из районных центров Краснодарского Края; 3) школы с углублённым изучением предметов музыкально-эстетического цикла в Москве; 4) московского лицея, ориентированного на дальнейшую специализацию выпускников в сфере технических наук и промышленности.

Короткие «лепестки» показывают предметы базисного учебного плана; длинные – курсы дополнительного образования и ресурсы социально-культурной жизни школы. Линии вокруг «ромашки» показывают общешкольные программы проектной деятельности.

Рис. 2.4. Экспертная модель содержания образовательного плана сельской школы на казачьем хуторе в Краснодарском Крае.

 

Рис. 2.5. Проектнаямодель содержания образовательного плана муниципального лицея в районном центре Краснодарского Края.

 

 


 

 

 

Рис. 2.6. Экспертная модель содержания образовательного плана школы с углублённым изучением предметов музыкально-эстетического цикла в Москве.

 

 

 

Рис. 2.7. Экспертно-проектная модель содержания образовательного плана технического лицея в Москве.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. – М.: Сентябрь, 2011. (Библиотека журнала «Директор школы» № 4, 2011).

 

Дополнительная литература

  1. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / Под ред. В.А. Ясвина и В.А. Карпова. – М.: Смысл, 2002.
  2. Ясвин В.А. Гадаем по «ромашке»: анализ развивающего потенциала образовательного плана школы // Лидеры образования, 2007. № 6 (60). - С. 24-26.
  3. Ясвин В.А. Школьные «ромашки», или Анализ потенциала образовательной программы // Директор школы, 2009. № 6 (140). – С. 9-16.
  4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Модель системной психолого-социальной экспертизы школы // Экспертиза в социальном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В.Иванченко, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. - С.401-419.

 

 


[1] На 1-3 этапах проектирования речь идет об образовательном плане школы в целом, абстрагируясь от возрастных ступеней образовательного процесса, т.е. имеется в виду совокупность всех образовательных дисциплин, которые представлены в данной школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: