Портфолио
В течение всего периода практики обучающиеся обобщают материалы наблюдений, исследований в форме портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста» и представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики.
Портфолио по практике «Первые дни ребенка в школе» должен состоять из двух разделов:
1. тематический / аналитический, создаваемый в процессе выполнения основных видов деятельности, предусмотренных практикой (знакомство, изучение, участие);
2. проблемно-исследовательский, связанный с написанием работы студентами подгруппы (Приложение 1).
В тематическом/аналитическом разделе предусмотрено несколько обязательных содержательных рубрик, блоков.
Организационный блок
· Титульный лист (Приложение 2).
· Цели и задачи педагогической практики «Первые дни ребенка в школе».
· Планирование работы учителя на первую неделю (расписание уроков, календарный план, воспитательный план).
Комплектование классов
· Методика комплектования первых начальных классов (содержание беседы с учителем, завучем).
· Материалы для изучения готовности детей к обучению в школе (например, Приложение 3).
Работа с родителями
· Содержание первой беседы учителя с родителями первоклассников. Анализ беседы.
· Список вопросов, которые могут стать темами для обсуждения с родителями первоклассников.
Работа с первоклассниками
· Содержание первой встречи первоклассников с учителем. Анализ встречи.
· Режим первоклассника.
· Материалы, необходимые для индивидуальной работы первоклассника.
· Приемы работы учителя по:
- рассаживанию детей по партам;
- по выработке у детей навыков обращения с учебными принадлежностями;
- по использованию разных форм и методов, вызывающих интерес и устойчивое внимание у детей;
- по использованию наглядности в первую неделю и ее специфики.
· Характеристика первоклассника (Приложение 4).
Дневник
В течение всего периода практики каждый просмотренный урок оформляется по схеме (Приложение 5) в тетради (титульный лист Приложение 6).
Приложение 1
Примерные темы
Для выполнения проблемно-исследовательской работы
1. Характеристика семилетних и шестилетних детей (опыт педагогических зарисовок).
2. Проявление эмоций у детей в первые дни пребывания в школе.
3. Подготовка детей к школе в детском саду.
4. Общественно-политические представления первоклассников.
5. Запас представлений первоклассников о природе.
6. Объем умений и навыков в области устной речи.
7. Объем умений и навыков в области чтения.
8. Объем умений и навыков в области письма (счета).
9. Подготовка учителя к работе с первоклассниками в первые дни.
10. Первые уроки по различным предметам.
11. Роль наглядности на уроках первой недели.
12. Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.
13. Правила поведения детей в школе и работа над ними в первые дни.
14. Формы и виды проведения первого дня в первом классе.
15. Первое родительское собрание, особенности его проведения.
Приложение 2
Титульный лист
ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж
Портфолио по практике «Первые дни ребенка в школе»
студентки __________________________________________________
(Ф.И.О.)
__________________________________________________________
(№ гр., отделение)
Место прохождения практики _________________________________
Учитель ___________________________________________________
Методист __________________________________________________
Оценка __________________________
Подпись методиста ________________
г.о. Самара, 20…-20… уч.г.
Приложение 3.1
Инструкция
к использованию ориентировочного теста «школьной зрелости»
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускается. Если какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться выбрать форму ответа без конкретизации выполнения задания, например, можно ответить: «Рисуй так, как ты умеешь».
На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все дети рисуют дядю, так и он (а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.
Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и дана конфигурация из 10 точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.
Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано, Ты еще писать не умеешь, но попробуй это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое».
Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно подсказать ребенку, что можно написать ниже или выше.
Объяснение третьего задания: «Здесь нарисованы точки. Попробуй рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего обращают внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки о другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, нет ли у него побуждения обводить образец, и др.
Оценка результатов производится по следующей инструкции.
Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки заданий по пятибалльной системе. Образцы выполнения заданий представлены на рисунках.
Задание 1. Рисование мужской фигуры.
1 балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове — волосы (возможна шапка илишляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.
2 балла - такое же выполнение всех требований, как и для получения 1 балла, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть липа.
3 балла - у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы па руках, ступни на ногах.
4 балла - примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей или нет ничего похожего на человеческую фигуру.
Задание 2. Имитация написанного текста.
1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в два раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение ‑ отклонено от прямой линии не больше чем на 30°.
2 балла - предложение можно прочитать. Величина букв близкая к образцу. Графическая правильность не обязательна.
3 балла - буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы.
4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».
5 баллов - каракули.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.
2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки на 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.
3 балла — общее впечатление - похожее на образец. Различия по высоте и ширине не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше чем двадцать и меньше чем семь. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180°.
4 балла — рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, не допустимы.
5 баллов — каракули.
Оценка полученных результатов. Анализ работы ребенка по тестовым заданиям дает возможность учителю принять следующее решение.
Дети, получившие за выполнение трех заданий данного теста 3-5 баллов, безусловно будут справляться со школьной программой и могут быть зачислены в школу.
Если ребенок получает 6-9 баллов, то это означает, что..учителю необходимо дать его родителям задание на лето, помочь подобрать специальные упражнения.
Если «испытуемый» набрал по тесту 10 и более баллов, то учителю необходимо эти результаты соотнести со своими наблюдениями и впечатлениями о ребенке, которые возникли в процессе бесед и выполнения других заданий. Решение о возможности обучать таких детой в школе с шести лет принимается администрацией только с учетом мнений учителя, врача, родителей. В случае положительного решения учителю необходимо поставить перед родителями четкие задачи но развитию ребенка. А в дальнейшей работе с этим учеником уделять ему больше внимания, опираться в индивидуальной работе с ним на рекомендации психологов.
Детей с результатами по тесту в 15 баллов рекомендуют для специализированного медико-педагогического обследования.
Учителю необходимо проявить максимум такта, внимания, не «приклеивать ярлык» неполноценности к детям с отклонениями в развитии и корректно информировать родителей о результатах обследования и рекомендациях.
Приложение 3.2