Экономический рост экологоприемлемыми средствами.




Концепция системного ответа на экологические риски.

Демократическая Россия унаследовала почти все проблемы СССР, что при огромной инерции устаревшего производственного аппарата, ущербности социального опыта населения и напряженности с базовыми ресурсами территории может привести к саморазрушению страны.

 

Экономический рост экологоприемлемыми средствами.

Экономический рост для России и регионов, ее составляющих – сейчас и на среднесрочную (10-15 лет) перспективу - категорический императив. Экономический рост необходим по многим широко известным причинам, и едва ли не главная – в том, что бедное государство разрушает имеющихся у него природных ресурсов больше, а получает от них меньше, чем богатое. Но не менее категорична необходимость экологизации развития России и, в значительной мере, снижения уже имеющейся нагрузки на природные системы. Нельзя ли найти в этом внешне противоречивом положении конструктивное начало?

Да, можно. Это осуществление экономического роста исключительно экологически приемлемыми средствами. Тенденции мирового экономического процесса указывают на высокую эффективность капиталовложений в экологизацию технологий; производство высококачественной экологичной техники и технологий, экологически чистой продукции. Этот фактор делает «экологичную» стратегию развития привлекательной и перспективной сферой для капиталовложений. Но следует принять во внимание, что подобные результаты наблюдаются только в высокоразвитых рыночных системах, в условиях интенсивной конкуренции, отбора по эффективности (качеству) и жесткой элиминации производителей не отвечающих условиям рынка.

Таким образом, первая и главная опасность саморазрушения нашего общества может быть преодолена только за счет экономического роста; продуманным, без рывков и отступлений переходом на нормальные экономические рельсы; государственной заботой о возвращении населению уверенности в будущем и мощной многолетней образовательной программой, нацеленной прежде всего на восстановление утраченных деловых навыков (и создание навыков экологических), что возможно только и исключительно в рамках и при содействии ВШ.

Но надо ясно отдавать себе отчет в том, что, будучи реально поставлена и оснащена инструментами ее исполнения (соответствующее законодательство, нормативы, полномочия для контролирующих органов, адекватное давление на предпринимателей), экологизация станет серьезным тормозом темпов развития страны, по крайней мере на первых этапах адаптации к ней хозяйствующих субъектов. Это не только неизбежное расходование значительных средств на реализацию всех установлений: рост расходов на деятельность ответственных институтов власти, затраты на реорганизацию производства и приобретение новых технологий, но и косвенные расходы, выражающиеся в основном в росте стоимости транзакций (это явление аналогично езде на автомобиле с включенными тормозами). Все это так или иначе войдет в цену продукции и может сделать ее на длительное время неконкурентоспособной по отношению к продукции зарубежных производителей[8]. Иными словами, расплачиваться придется потребителю и он сделает выбор не в пользу отечественной продукции. Это серьезный риск и на него необходимо идти. Нашим союзником здесь может стать уже имеющийся правовой инструментарий стран-членов ВТО и, в первую очередь, Евросоюза. Но здесь необходимо отказаться от порочной практики слепого переноса правовых инструментов и процедур из полутысячелетней рыночной среды Европы в Россию, где право на частную собственность было признано за гражданами всего два десятилетия тому назад.

Ясно, что попытка жестко (как это иногда предлагают экстремисты от экологии) сменить курс развития нереалистична и просто опасна. Необходима политика «мягкого вытеснения» неэффективно хозяйствующих субъектов, устаревших производств, опасных технологий, некомпетентных руководителей.

И здесь у России огромное преимущество, даваемое Историей один раз: мы знаем в принципе что и как надо делать и, начиная рыночное развитие практически с чистого листа, имеем в виду лучшие образцы «расширенного экономического порядка» (Хайек, 1992), прошедшего через горнило экологического кризиса и получившего иммунитет к самым опасным его проявлениям.

Вряд ли могут оправдаться надежды сторонников «государственного попечения» экономики на то, что созданием очередных структур (как водится - «центральных», «единых и сильных») можно решить эту проблему. Решить проблемы сохранения природной среды, не имея сильных рычагов влияния на экономическое и политическое поведение субъектов права, невозможно. Рыночная экономика, жесткая конкурентная среда, широкое распространение потребительских стандартов качества и демократическая организация общества дают нам такие рычаги - надо только научиться ими пользоваться.

Дело это очень небыстрое, но так или иначе, все эти задачи на федеральном уровне осознаются и понемногу начинают осуществляться. К сожалению, на региональном уровне далеко не все губернаторы, а с ними и чиновники согласны с этой логикой. Время открытого саботажа реформ прошло, но зато мы имеем дело с другим поворотом этой же темы.

Неконкурентные капиталы, чаще всего возникшие во времена лихой горбачевской «приватизации», органически сроднены с властью, и иногда именно этой властью и являются. Отсюда возникла реальная опасность что неэффективные капиталы будут толкать власть на неэффективные (и антиэкологичные!) действия. К сожалению, их самоубийственность становится понятна слишком поздно.

Нужна большая политическая воля и мудрость, чтобы понять эту проблему и противостоять различным отраслевым лобби и группам влияния (М. Олсон, 1998) в осуществлении эффективной региональной политики. Правда, надо заметить, что рыночная экономика сама уже расставляет точки над i - неконкурентные капиталы в силу некомпетентности их хозяев быстро меняют своих владельцев и становятся «конкурентными», но это не быстрый процесс.

 

Ключевые действия

Необходимы реальные и решительные шаги по проведению экономической реформы, в основе которой следующие ключевые действия:

• радикальное сокращение числа функций, носящих экономический характер, находящихся в компетенции власти;

• приватизация функций, которые могут быть отчуждены без потерь для безопасности государства, причем начало этому процессу положено на муниципальном и региональном уровнях (например, ситуация с ЖКХ постепенно нормализуется);

• открытая обсуждению и критике экономическая политика поддержки предпринимателей; защиты рынка и конкуренции; охрана прав собственности;

• создание гибких и поощрительных правовых условий для эффективного ведения хозяйства в условиях жесткой конкуренции извне и не только в индустриально-технологических центрах;

• щадящая элиминация слабых хозяйств, вытеснение с рынка производителей некачественной продукции, освоение высвобождающихся трудовых ресурсов в критически важных направлениях развития за счет переподготовки кадров (в связке «фирма-ВШ»);

• эффективные федеральные и региональные нормы поощряющие и поддерживающие экологически приемлемые формы природопользования;

• разумное зонирование территории и законодательное исключение налогообложения для земель защитного назначения (лесополосы, живые изгороди, кулисы и пр.), включая, может быть, всю получаемую с них побочную продукцию; жесткое наказание экологических нарушений, таких как пожоги, распашка лесополос, браконьерство, нарушение заповедных и заказных режимов природопользования;

• система резервирования и реабилитации нарушенных и истощенных земель и значительные усилия власти по созданию страховых трастфондов, способных накапливать необходимые резервы для реализации нормативных актов и региональных экологических программ.

Срочно необходим квалифицированный рынок земли и региональные Земельные банки, где можно брать поддерживаемые государством ипотечные ссуды под землю; неизбежны и должны быть инициированы изменения в водном законодательстве, устанавливающие плату за воду для сельскохозяйственных нужд и разрешающее свободные цены на воду (рынок воды) как важнейший лимитирующий фактор; необходимо повысить роль экологической прокуратуры и суда в соблюдении природоохранного законодательства России.

Высшая школа - это то пространство, где указанные проблемы уже обсуждаются; где ведется последовательная работа по подготовке кадров, которым придется взять на себя управление страной через 10-20 лет. К сожалению, у ВШ связаны руки: низкая платежеспособность подавляющего большинства студентов, ведущая к дефициту средств у большинства вузов; порочные схемы распределения и без того нищенских грантовых средств; тотальная перегруженность преподавателей учебной нагрузкой - все это не способствует росту научной деятельности в ВШ. Но ситуация усугубляется еще и тем, что реформу ВШ превратили в «бумажную пургу»: бессмысленные и никому не нужные отчеты, бездна бесполезных показателей, формальные «рейтинги» - все это давит прежде всего на заведующих кафедрами, учебные отделы и деканаты, преподавателей и очень далеко от той работы, которая действительно необходима и о которой писали и В.И. Вернадский, и Д.И.Менделеев.

Никакие, даже самые красивые «стандарты» и методические комплексы не могут заменить общения студентов с исследователем, ученым, готовым сообщить им свои новейшие соображения. Именно поэтому мы возвращаемся к концу 19-го века, когда университеты переживали свой расцвет. Нам нужен мост в прошлое, нам нужны идеалы, мотивы и устройство ВШ отвечающее самым высоким требованиям тех, кто составил славу русской науки.

 

25 апреля 2013 г.

Смоленск

 


[1] Письмо в Академию наук, 1924 г. //Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. С. 167

[2] Скалон А.В. К концепции высшей школы: собственность, независимость, качество. 01.02. 1996 - 05.12.2001

https://www.povestka.ru/ssl/mat/mat4.stm

См. также: Скалон А.В. Некоторые проблемы высшей школы в преддверии когнитивной экономики. // Вестник Алтайской академии экономики и права, вып. 9, 2005. С. 35-39.; Скалон А.В. Высшая школа как ключевое звено решения проблем России. // Региональные исследования.- №5. - 2008 г.- с. 31-38. (В Сети: https://avskalon.livejournal.com/2013.html, под исходным названием «Высшая школа в центре проблем развития России»)

[3] Начало публикации мартиролога репрессированных ученых было положено в самом начале 90-х годов (см. https://www.iem.ac.ru/~kalinich/rus-sci/old/repress.htm), но это только члены Академии.

[4] По: Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. /Сост. Г. П. Аксенов.—М.: Современник, 1993.—688 с.

[5] Интересно отметить, что Петр I, закладывал Петербургскую Академию (носившую разные названия в разное время) в виде научно-педагогического образования, с особым вниманием к привлечению и внедрению новейшего научного знания в среде юношества. После смерти М.В. Ломоносова университетская деятельность Академии стала угасать, хотя задачи высшего и среднего образования, а также научного просвещения продолжали оставаться в центре внимания Академии, но сама Академия начала обрастать управленческими функциями.

[6] см., например, Архив Русской революции, изданный в 20-30-х годах И.В.Гессеном, а также отдельные материалы Российского архива, изданного студией ТРИТЭ, в наши дни. Множество материалов сейчас становится доступно в частных архивах, размещенных в Сети.

[7] Стоит упомянуть синтетические материалы, новые легкие сплавы (значительная часть из которых была разработана в СССР), управленческие технологии (колоссальные военные и космические проекты породили программный и программно-целевой подход), а также вычислительные и кибернетические системы, компьютерные технологии и, как высшее достижение - микропроцессоры, интегральные схемы, персональный компьютер и Интернет. Десятки тысяч изобретений Холодной войны были мгновенно подхвачены и воплощены в рыночные продукты.

[8] Это отдельная тема, но здесь укажем, что недобросовестная конкуренция характерна для неустойчивых, «турбулентных» экономик развивающихся и догоняющих стран. Ее преодоление - забота далеко не только России, вступившей в ВТО, но и тех международных институтов, равноправными членами которых мы теперь являемся. Есть еще одно обстоятельство, тоже нуждающееся в осмыслении: качество продукции и прежде всего качество биохимическое. Это серьезная тема, поскольку удешевление европейской продукции происходит прежде всего за счет суррогатных компонентов, неизбежных при индустриальных масштабах производства, дающих искомые снижения производственных издержек и конечных цен. Здесь же встает вопрос о биологически активных веществах, используемых, прежде всего, в сельском хозяйстве. Пока отечественная продукция в основной массе имеет более высокие потребительские свойства, но ее производство и более затратно, и менее эффективно. Проблема состоит в том, чтобы попытаться сохранить лучшее, выборочно привнося в отечественное производство методы индустриального ведения хозяйства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: