ПРОТОКОЛ К ТЕСТУ «4 ПЕРСОНАЖА»




 

1. Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

2. Возраст на момент обследования __________________________________

3. Семья: полная / неполная; другое _________________________________

_________________________________________________________________

4. Реакция на полученное задание ____________________________________

_________________________________________________________________

5. Характеристика рисунков:

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКОМ СЕБЯ
РАСТЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ПРЕДМЕТ ЧЕЛОВЕК
       
КОММЕНТАРИИ РЕБЕНКА К РИСУНКАМ
         

 

ВЫВОДЫ: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Рисуночная методика «Я в четырех ипостасях» и применение ее в тренингах личностного роста

Статьи / Самооценка

Использование проективных рисуночных техник в разного рода тренингах, в том числе и в тренингах личностного роста, имеет как преимущества, так и недостатки (Потемкина О., Потемкина Е., 2006). К преимуществам может быть отнесена возможность этих техник играть роль нестандартных заданий, в которых раскрывается и познается личность. Арсенал проективных рисуночных методик достаточно большой. При проведении тренингов личностного роста нами используется авторская рисуночная методика «Я в четырех ипостасях». В тренинговой группе, которая собирается из людей, которые не знают друг друга, данная техника должна проводиться на второй-третьей встрече. Процедура проведения методики состоит из двух частей: рисование и обсуждение. Участникам дается задание нарисовать себя в виде четырех сущностей: 1) «Я в виде растения», «Я в виде животного», «Я в виде предмета», «Я в виде буквы «Я». При этом лист необходимо разделить на четыре одинаковые части, порядок рисования и место может быть любым. Условие о произвольности порядка и места рисования повторяется несколько раз. После рисования каждый участник проставляет порядок рисования «Ипостасей» и показывает свой рисунок. Члены группы высказываются о своем видении особенностей автора рисунков. Сам автор молчит и только по завершению высказывается о том, с чем он согласен, а с чем нет. При этом основное обсуждение происходит не по признакам, которые прописаны в литературе относительно интерпретации рисуночных методик, а по линии – какая особенность данной картинки (предмет, животное, растение, особенности рисования буквы «Я») присущая тому, кто рисовал. Для тренера показательным может быть порядок рисования буквы «Я». Предполагаем, что этот показатель может быть косвенным отображением силы Я: Сильное Я, если рисунок буквы рисуется первым в левом верхнем квадрате и слабое Я, если буква рисуется последней и в правом нижнем квадрате. Обращаем внимание на то, что такие выводы можно делать при усиленном обращении внимания на произвольность относительно порядка и места рисования каждого образа. Данная методика позволяет отобразить специфику видения себя и особенности представления себя другим, выявляет особенности темперамента и характера. В целом – обеспечивает многогранность отображения собственного «Я». При проведении методики ведущему тренинг нужно понимания разных значений, которые могут быть вложены в понятия «Ипостась». Данное понятие вошло в употребление из второй половины IV столетия, со времени больших догматических споров о божественной сущности Иисуса Христа и Духа. Бог один за естеством и тройственный в лицах: один Бог есть в то же время Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Термин широко применялся также в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность (или её часть), а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа). В повседневном языке понятия «ипостась» означало просто существование. В философии оно приняло значение индивидуального бытия. Учитывая сказанное выше, при задании инструкции к методике «Я в четырех ипостасях», ипостась представляется как индивидуальное бытие, «Сущность» личности. Нестандартность поставленной задачи в определенной мере есть шоковой для участников группы, что и обеспечивает послабление сознательного контроля и определенное высвобождение подсознательного. Как свидетельствует наш опыт использования данной техники в тренингах – данная методика не вызывает затруднений у участников, принимается без отказов и обеспечивает участников богатой информацией относительно друг друга, а групповой процесс соответствующей динамикой.   Библиографическая ссылка на описание методики – Пасніченко В.В. Застосування психомалюнку «Я у чотирьох іпостасях» у тренінгах особистісного росту // Материали за 4-а межнародна научна практична конференция, «Бъдещето проблемите на световната наука», Том 15. Психология и социология. София, «Бял ГРАД-БГ» ООД. – 2008. – С.3-5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: