Модель педагогического портфолио




ПРИЛОЖЕНИЯ

В раздел «Приложения» включены некоторые разработанные автором практические материалы, которые также могут пополнить методический арсенал мониторинга качества школьного образования.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Модель педагогического портфолио

Согласно словарю иностранных слов, «п ортфолио» в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «лист», «страница», «досье», «собрание достижений»; переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Предлагаемая модель педагогического портфолио основывается на компетентностном подходе к оценке деятельности учителя. Портфолио включает документы отчетного и статистического характера, самоанализ педагога, его тематические эссе, проектные разработки, отзывы руководителей и коллег, иллюстративные материалы и т.д. Данная модель портфолио может быть использована как для учителей-предметников, так и для педагогов дополнительного образования. Портфолио может быть представлено как на бумажном, так и на электронном носителе.

В основе структуры предлагаемой модели портфолио лежит представление о содержании профессиональной компетентности учителя, как совокупности общих педагогических и управленческих способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях и склонностях. Педагогическая компетентность рассматривается как совокупность индивидуальных навыков в образовательной сфере, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой деятельности. Педагогическая компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты профессионального образования, систему ценностных ориентаций и т.д. Многофункциональность и многомерность педагогической компетентности позволяют решать самые различные профессиональные и социальные проблемы, актуализируя различные психологические процессы и механизмы.


 

 

Рис. 9.1. Модель профессионального портфолио «Радуга педагогической компетентности.


Табл. 9. 1. С одержание портфолио для педагогического персонала

образовательных учреждений.

Подразделы Содержание Иллюстративные материалы
    1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ  
Имя, отчество, фамилия. Должность и название образовательного учреждения по основному месту работы. Портретная фотография.
  2. Общая Профессиональная компетентность  
  2.1. Основное профессиональное образование. Наименование оконченных средних и высших профессиональных учебных заведений, факультетов (отделений), полученных специальностей и присвоенных квалификаций, даты получения соответствующих свидетельств и дипломов. Ксерокопии полученных документов, грамот, благодарностей и т.п.
2.2. Дополнительное профессиональное образование. Наименование образовательных учреждений и программ (курсов) повышения квалификации, полученных специальностей и присвоенных квалификаций, даты получения соответствующих свидетельств и дипломов.
  2.3. Учёные степени и академические звания. Наименование научных степеней, научных специальностей и научных (научно-образовательных) учреждений, в которых проходила подготовка и защита диссертаций. Даты присвоения научных степеней и академических званий.
    2.4. Квалификационные категории, почётные звания, государственные и общественные награды.     Наименованиеприсвоенных квалификационных категорий, званий и наград. Наименование учреждений, присвоивших данные категории, звания и награды. Даты их присвоения.
    2.5. Стаж и опыт педагогической деятельности(включая работу по совместительству).   Наименования образовательных (научно-образовательных, научно-методических) учреждений и занимаемых в них должностей. Даты начала и окончания работы.
  2.6. Результаты участия в профессиональных конкурсах и грантах. Наименования и даты конкурсов, а также учреждений, под эгидой которых проводились данные конкурсы (гранты). Ксерокопии полученных дипломов, грамот, благодарностей, имеющиеся фотографии и т.п.
  3. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ  
    3.1. Специфика опыта учебной деятельности(учительской, кружковой, тренерской и т.п.).   Наименование преподаваемых учебных дисциплин (в том числе, элективных курсов, программ дополнительного образования и т.п.). Опыт работы с учащимися различных образовательных ступеней. Наименование образовательных учреждений и сроки преподавания. Фотографии и другие материалы из личного архива.  
  3.2. Общие показатели эффективности учебной деятельности. Динамика результатов итоговых аттестаций учащихся, выпускных экзаменов, ЕГЭ, вступительных экзаменов в высшие и средние учебные заведения и т.п. Данные о профессиональном самоопределении и поступлении выпускников в специальные профессиональные заведения по профилю преподаваемых учебных дисциплин. Данные о преподавании предметов на углублённом уровне. Сводные статистические таблицы и графики. Грамоты, благодарности и т.п.  
    3.3. Освоение и использование эффективных образовательных и информационных технологий.   Использование подходов и методов развивающего образования (компетентностного, деятельностного, мыследеятельностного, интегративного и т.п. подходов; интерактивных, творческих, исследовательских, проектных и т.п. методов). Организация внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, направленной на повышение их компетентности в преподаваемых дисциплинах (экспедиции, музейная педагогика и т.п.). Использование информационных технологий и современных технических средств в процессе преподавания. Краткий аналитический отчёт. Примеры планов, сценариев, эскизов дизайна соответствующих занятий. Отзывы и заключения экспертов. Фото-видеоматериалы и т.п.
  3.4. Экспериментально-педагогическая деятельность.     Сотрудничество с научно-методическими учреждениями и специалистами в области разработки, апробации и внедрения инновационных образовательных технологий. Разработка дидактической проблематики в рамках экспериментальных площадок, инновационных проектов, временных научно-исследовательских коллективов и т.п. Названия проектов, сведения об их научном руководстве, формулировки проблематики и персональных функций в их реализации. Примеры лично полученных исследовательских результатов. Отзывы руководителей проектов.  
    3.5. Достижения в эксклюзивной подготовке отдельных учащихся.     Количествоучащихся (команд), подготовленных к предметным олимпиадам, конкурсам, фестивалям, соревнованиям и т.п. и показанные ими результаты. Динамика данного показателя. Результаты работы с отдельными учащимися, требующими особого педагогического подхода (учащиеся с медико-психологическими проблемами, «педагогической запущенностью», дивиантным поведением и т.п.). Разработка индивидуальных образовательных траекторий по преподаваемому предмету. Статистические таблицы. Ксерокопии соответствующих грамот, дипломов, сертификатов учащихся. Краткие отчёты о динамике учебных успехов «проблемных» учащихся. Примеры индивидуальных образовательных программ. Отзывы. Благодарности. Экспертные заключения.  
  3.6. Педагогическое сотрудничество с коллегами и родителями.     Участие в методических объединениях. Подготовка аналитических материалов и участие в педагогических консилиумах. Проведение интегрированных (уроков) занятий с преподавателями других дисциплин. Проведение совместных уроков (занятий) с преподавателями «своего» предмета. Проведение открытых уроков. Взаимодействие с родителями и их педагогическое консультирование (участие в родительских собраниях, индивидуальные собеседования и т.п.). Аналитическая справка о проведённых интегрированных или совместных уроках (занятиях), их планы (сценарии, эскизы). Сводные таблицы участия в педагогических консилиумах и родительских собраниях и проблематика выступлений на них. Отзывы учителей-партнёров и экспертов. Отзывы и благодарности родителей. Фотоматериалы и т.п.
  3.7. Экспертное заключение об учебной деятельности педагога.   Краткое заключение завуча (директора) об учебной деятельности педагога. Отзывы коллег (как из данного, так и из других образовательных учреждений) о посещённых уроках (занятиях) данного педагога. Грамоты, благодарности и т.п.  
  4. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ  
  4.1. Специфика опыта воспитательной деятельности. Характер и опыт работы с учащимися разного возраста. Наименование образовательных учреждений и сроки работы в них. Фотографии и другие материалы из личного архива.  
    4.2. Владение методологией воспитания и личностного развития учащихся.   Знаниеважнейших психолого-педагогических теорий и подходов формирования личности.Использование в работе методик психолого-педагогической диагностики личностного развития. Участие в семинарах и тренингах, посвящённых проблемам воспитания и развития. Библиографический список любимых прочитанных книг по теории воспитания и личностного развития. Примеры педагогического анализа результатов диагностики личностного развития учащихся.
  4.3. Участие в социально-культурной жизни образовательного учреждения. Руководство школьными клубами. Организация школьных лагерей, фестивалей, праздников, акций, экскурсий, шефской работы и т.п. Участие в подготовке школьных газет, альманахов, радиопередач и т.п. Благодарности, отзывы. Фотографии и другие материалы из личного архива.  
    4.4. Экспериментально-педагогическая деятельность.     Сотрудничество с научно-методическими учреждениями и ведущими специалистами в области разработки методики воспитательной работы. Разработка данной проблематики в рамках экспериментальных площадок, инновационных проектов, временных научно-исследовательских коллективов и т.п. Названия соответствующих проектов, сведения об их научном руководстве, формулировки проблематики и персональных функций в их реализации. Примеры лично полученных исследовательских и проектных результатов. Отзывы руководителей проектов.  
    4.5. Педагогическое сотрудничество с коллегами и родителями. Участие в методических объединениях классных руководителей, наставников, воспитателей и т.п. Подготовка диагностических и аналитических материалов и участие в педагогических консилиумах. Взаимодействие с родителями и их психолого-педагогическое консультирование (участие в родительских собраниях, индивидуальные собеседования и т.п.). Сводные таблицы участия в педагогических консилиумах и родительских собраниях и проблематика выступлений на них. Отзывы и благодарности родителей. Фото- видеоматериалы и т.п.  
  4.6. Экспертное заключение о воспитательной деятельности педагога. Краткое заключение директора (заместителя директора) о воспитательной и личностно развивающей деятельности педагога. Грамоты, благодарности и т.п.  
  5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
    5.1. Лично полученные научные результаты, разработанные методические и учебные материалы. Проведение собственных научных исследований (как в области педагогики, так и других наук). Научно-методические разработки. Изобретения. Разработка авторских учебных курсов и программ. Подготовка методических пособий для учителей, а также учебных пособий, учебников, дидактических материалов, хрестоматий для учащихся и т.п. Списки научных и научно-методических публикаций. Разработанные учебные программы. Учебники, учебные и методические пособия и т.п. Отзывы и рецензии специалистов. Ксерокопии дипломов, сертификатов и т.п.
  5.2. Участие в жизни научно-методического сообщества.   Участие в конференциях и семинарах. Работа в научно-методических советах. Членство в научных организациях (академиях, ассоциациях, союзах и т.п.). Работа в редакционных советах научно-методических изданий (в том числе электронных) и т.п. Списки участия и выступлений на конференциях и семинарах. Ксерокопии членских удостоверений и т.п.
5.3. Преподавательская, экспертная и консультативная деятельность. Преподавательская работа в высшей школе, в программах повышения квалификации. Проведение семинаров и мастер классов для педагогов. Консультирование педагогов. Членство в экспертных советах, жюри педагогических конкурсов и т.п. Выступления в передачах в качестве эксперта. Программы преподаваемых курсов, проведённых семинаров и т.п. Записи теле- и радиопередач.
  6. ЛИДЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  
  6.1. Лидерские качества и социальная активность   Опыт организационной деятельности. Участие в работе выборных органов и общественных организаций. Волонтёрская деятельность. Публикации и выступления в СМИ социально-политического характера. Публикации, записи выступлений. Фотографии и другие материалы из личного архива.
6.2. Образование в области управления Наименование программ (курсов) и образовательных учреждений. Основные положения выполненных выпускных работ. Ксерокопии полученных документов. Рефераты выполненных работ.
6.3. Опыт руководящей работы Наименования учреждений и занимаемых в них должностей. Даты начала и окончания работы. Выписки из трудовой книжки. Ксерокопии грамот, благодарностей и т.п.
  7. ЛИЧНОСТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  
7.1. Психологический портрет и самоанализ личностных особенностей Избранные по усмотрению сотрудника результаты психологического самоанализа (в том числе и на основе различных тестирований). Персональные ценности и жизненные приоритеты. Особенности взаимоотношений с окружающими. Осознание своих особых способностей и талантов. Краткое эссе. Избранные данные психологических тестов и мнения референтных людей.
  7.2. Увлечения и творчество Характер интересов и увлечений (хобби). Творческая деятельность. Личные достижения в избранной области. Возможности интеграции увлечений и творчества в образовательный процесс. Фотографии, рисунки, стихи и т.д. Дипломы, награды.
  8. Персональное педагогическое кредо  
Цели, ценности, смыслы и приоритеты персональной профессиональной деятельности. Краткое эссе.
  9. осмысление Профессиональных НЕУДАЧ  
         

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: