ГЛАВА 4. Формирование системы высшего образования на белорусских землях в XVI – начале XIX в.




Католические учебные заведения на землях Великого княжества Литовского. С XVI в. территория ВКЛ становится ареной ожесточенной религиозно-политической борьбы между православием, католицизмом и протестантизмом. Белорусские земли, составлявшие ядро ВКЛ, оказались в центре этой борьбы. В культурной сфере она особенно ярко проявилась в стремлении католической церкви установить контроль над образованием и в попытках православной церкви, а также протестантских общин, противостоять этому наступлению.

Люблинская уния 1569 г. создала возможности для широкомасштабной культурной экспансии католической церкви. На белорусско-украинских землях стали открываться многочисленные католические школы, или коллегиумы. Они создавались монашескими орденами иезуитов, доминиканцев, а с XVII в. – также и пиаров. Наибольшую известность получили иезуитские коллегиумы – 5-ти классные гимназии с 6-7-летним сроком обучения. Эти средние учебные заведения бесплатно давали гуманитарное образование юношам из всех сословий, но, прежде всего – детям шляхты. В коллегиумы принимали не только католиков, но и православных – обращение в католичество подготавливалось всем ходом обучения.

Во главе коллегиума стоял ректор (из числа авторитетных членов ордена, обычно итальянец или поляк), а учебно-воспитательной работой руководил его помощник – префект. В младших классах (они назывались infima – что по-латыни значит «низший») изучалась латинская грамматика и основы греческого языка. В старших классах (они назывались suprema, т.е. «высший») преподавали латинскую литературу, греческий и польский языки, давались сведения по истории, географии, физике, логике и астрономии. Теологию изучали только члены ордена и кандидаты на духовное звание. При этом выпускники иезуитских коллегиумов могли оставаться светскими лицами или быть членами других католических орденов.

Воспитанники коллегиумов практиковались в диспутах, устраивали спектакли на исторические сюжеты. Богатые библиотеки, разнообразные учебные пособия и опытные педагоги, владевшие новейшими методиками, делали иезуитские коллегиумы лучшими средними учебными заведениями того времени. В XVI – XVII вв. иезуитские коллегиумы появились в Бресте, Вильно, Витебске, Гродно, Минске, Полоцке, Пинске, Новогрудке, Несвиже, Орше, Риге, Слуцке, Смоленске и других городах. Кроме того, на белорусских землях действовало около 20 пиарских и доминиканских коллегиумов, также дававших среднее образование. Коллегиумы католического ордена пиаров пользовались большой популярностью среди шляхты ВКЛ благодаря менее строгой, чем у иезуитов, дисциплине.

Православные учебные заведения и просветители. Первыми заметили опасность «ополячивания» посредством коллегиумов православные магнаты, шляхта и горожане. Они поняли, что приобщение населения ВКЛ к европейской культуре идет путем отторжения всего национального: языка, обычаев, веры. Поэтому в своих владениях православные магнаты стали открывать собственные школы. Так появились православные школы князя К. К. Острожского в Турове и Владимире-Волынском, князя Ю. Ю. Алельковича в Слуцке, знаменитая Острожская школа (академия) князя В. К. Острожского. Однако большинство этих школ пришло в упадок вскоре после смерти своих основателей.

Намного более жизнеспособными оказались школы православных братств, которые мещане могли основать у себя в городе в соответствии с Магдебургским правом. Сеть братских школ быстро раскинулась по белорусским и украинским городам ВКЛ. Старейшей из них была Виленская школа (1584), гдепреподавали священники Свято-Духова монастыря С. Зизаний, Л. Карпович, М. Смотрицкий. Крупнейшими братскими школами были также Львовская (1586), Могилевская (1590), Брестская (1591), Минская (1612) и Киевская (1615). Их можно считать полноценными средними учебными заведениями того времени.

Каждая братская школа имеласвой устав, ректора (он выбирался братством и отчитывался перед ним), двух его помощников по хозяйственной части (провизоров). Братство нанимало учителей (дидаскалов) и содержало типографию, где печатали учебники и религиозную литературу. Получив начальные знания по Псалтырю, Часослову и букварям, ученики переходили к освоению «семи свободных искусств». Изучались греческий и латинский языки (как и в иезуитских коллегиумах), устраивались театральные представления. В каждой школе был церковный хор, которым руководил регент, а также архив и библиотека. Православные братские школы ВКЛ были хорошо организованы, сплочены и постоянно обменивались учителями, учебниками, светской и религиозной литературой. Их деятельность координировалась православным митрополитом и епископами.

Первым великим просветителем Восточной Европы времен Возрождения стал белорус (как тогда говорили: «литвин») Франциск Скорина, уроженец Полоцка. Он был православным по вере, гуманистом по убеждениям и ученым-энциклопедистом по своему кругозору. Получив среднее образование в Полоцке (или Вильно) и овладев латынью, он в 1504 г. поступил на философский факультет Краковского университета. Одновременно с философией пытливый интеллектуал овладевал в Краковском университете и медицинскими науками.

В составе польско-литовского посольства Ф. Скорина попал в Данию, где несколько лет достойно исполнял обязанности королевского секретаря. Здесь он стал магистром свободных искусств (возможно, эта степень была получена им в Копенгагенском университете). В ноябре 1512 г. Ф. Скорина приехал в Падуанский университет, где в присутствии коллегии профессоров и докторов, архиепископа, жителей Падуи и Вероны блестяще выдержал экзамен на ученую степень «доктора врачевания и лекарских наук». Экзамен Ф. Скорина сдавал экстерном – без дополнительного обучения на медицинском факультете Падуанского университета – это допускалось только в исключительных случаях. Его талант и был тем самым исключительным случаем.

Со столь высокой ученостью и рекомендательным королевским письмом Ф. Скорина был бы желанным гостем в любом европейском университете, при дворе многих монархов. Но он избрал другой путь – тернистый путь просветителя родного народа, первого печатника Восточной Европы. Вернувшись в Вильно, весь свой талант, энергию, знания и сбережения Ф. Скорина употребил на создание типографии и издательскую деятельность. Он переводил, обрабатывал и комментировал латинские, чешские, древнееврейские и церковно-славянские источники, путешествовал по Европе, знакомясь с новинками книгопечатания, сам изготавливал шрифт, орнамент и гравюры. Великий восточнославянский первопечатник оставил потомкам творения своего высокого интеллекта – книги как источник знаний и образованности: «Псалтирь», состоящую из 23 книг Ветхого Завета (1517 – 1519), «Малую подорожную книжку» (1522), «Апостол» (1525) – сборники сказаний и гимнов на библейские сюжеты с философскими комментариями. Впервые Библия зазвучала на старобелорусском языке, впервые христианские проповедники и античные, европейские, византийские мыслители заговорили, со страниц книг Ф. Скорины, на языке жителей Княжества.

Знаменитыми православными просветителями конца XVI – начала XVII в. были братья Лаврентий и Стефан Зизании. Они оба закончили Острожскую академию и долгое время преподавали в братских школах Львова, Вильно, Бреста. Л. Зизаний был автором «Азбуки» и «Грамматики», где доказывалась необходимость изучения «семи свободных искусств» и содержалось много полезных сведений по истории, географии и естествознанию ВКЛ. Публикация этих книг принесла автору широкую известность. Он стал домашним воспитателем семейств многих православных магнатов: кричевского старосты Богдана Соломерецкого, князей Александра Острожского и Яна Кароля Корецкого.

С 1619 г. Л. Зизаний преподавал в Киево-Печёрской лавре, где занимался также переводами с древнегреческого языка. Распространяя идеи просвещения, в 1626 г. он уехал в Москву, где издал «Катехизис» – философское изложение своих взглядов в вопросах и ответах. Эта книга была в штыки принята ортодоксальным российским духовенством, но впоследствии пользовалась большой популярностью среди староверов. Бежав от преследований в Речь Посполитую, в XVIII в. староверы Гродно трижды переиздавали «Катехизис». Идеи бережного отношения к родному языку и культуре занимали важное место в педагогическом наследии Л. Зизания.

Его брат СтефанЗизаний получил широкую известность в ВКЛ не только как высокообразованный педагог, но, прежде всего, как религиозный реформатор. Он выступал против католицизма и церковной Унии, но резко критиковал также косность и невежество православных иерархов. Учение С. Зизания (так называемая «зизаниевская ересь»), толковавшее Библию с рациональных позиций и призывавшее к веротерпимости, пользовалось в конце XVI в. огромной популярностью в ВКЛ. Эта популярность стала причиной гонений на С. Зизания, его ухода в монастырь и убийства православного реформатора во время паломничества (1600).

Известными издателями и просветителями XVI – XVII вв. были купцы и предприниматели Мамоничи из Вильно. На их деньги в 1570 г. Петр Мстиславец – соратник бежавшего из Москвы русского первопечатника Ивана Федорова – открыл типографию в Вильно, где начал издавать православные книги. В конце XVI в. Мамоничи при поддержке канцлера ВКЛ Льва Сапеги получили монополию на издание в Вильно книг на старобелорусском и церковнославянском языках. Их типография выпускала как религиозную, так и светскую литературу для различных слоев населения, в том числе книги с гравюрами высокого качества. В типографии Мамоничей работали известные белорусские печатники В. Гарабурда и Гринь Иванович,впервые применивший курсивный шрифт.

Образование на землях ВКЛ в условиях Реформация. С 20-х гг. XVI в. в ВКЛ начали проникать идеи Реформации. Её идеолог М. Лютер считал, что для спасения души Церковь не обязательна, а достаточно следовать заповедям Священного Писания. Лютеране отрицали церковную иерархию и власти папы Римского; считали грехом и мерзостью торговлю индульгенциями. Польский король и великий князь литовский Сигизмунд I Старый, отрицательно относясь к идеям Реформации, в 1520 – 1530-х гг. ограничил обучение шляхетской молодежи Польши и ВКЛ в протестантских университетах, а также ввоз в страну протестантской литературы.

Однако со второй половины XVI в. Реформация стала стремительно распространяться по стране. Она была поддержана магнатами и шляхтой, которые хотели завладеть церковными богатствами, а также горожанами, желавшими освободиться из-под власти феодалов. Успех Реформации обеспечила также толерантная религиозная политика польско-литовского правительства Сигизмунда II Августа (он попал под влияние Радзивиллов) и Стефана Батория. Особенностью Реформации в ВКЛ стало то, что крестьяне не приняли в ней массового участия, зато в неё активно включились православные священнослужители.

Главным реформаторским течением в ВКЛ стал кальвинизм (евангелизм), в который к 60-м гг. XVI в. перешла большая часть магнатов (Николай Радзивил Черный, Сапеги, Кишки, Тышкевичи, Вишневецкие и др.) и зависимая от них шляхта. Для пропаганды идей кальвинизма они стали активно финансировать строительство типографий. Так возникли знаменитые Несвижская, Брестские, Лосская, Заблудовская протестантские типографии. Только Брестские типографии (их общее число неизвестно), которые опекал князь Н. Радзивил (Черный), в 1560 – 1570 гг. напечатали более 40 наименований книг на польском и латинском языках. При каждой из протестантских типографий действовали школы с талантливыми проповедниками.

Самым известным представителем Реформации на белорусских землях ВКЛ был Сымон Будный – мыслитель-гуманист, историк, педагог и книгоиздатель. Он окончил католический Краковский университет(1547), затем продолжил обучение в Швейцарии – на теологическом факультете протестантского Базельского университета. В 1558 г. С. Будный приехал в Вильно, где начал преподавать на старобелорусском языке Катехизис в протестантской школе. Вскоре по личному приглашению Николая Радзивила (Черного) и будущего канцлера ВКЛ Евстафия Воловича он переехал в Клецк, где стал главным протестантским проповедником города.

Продолжая дело Ф. Скорины, в 1560 г. С. Будный открыл типографию в Несвиже, которая в короткий срок стала известной далеко за пределами ВКЛ. В ней был напечатан знаменитый «Катехизис» С. Будного и его «Про оправдание грешного человека перед Богом» – произведения, новаторские даже для философии Реформации. За свои взгляды (С. Будный выступал против любого религиозного фанатизма и считал Иисуса Христа не Сыном Божьим, а человеком выдающихся моральных качеств, вознесшимся после смерти на небо) он подвергался яростным нападкам как иезуитов, так и православных ортодоксов. С. Будному было запрещено проповедовать, и в 1684 г. он был выслан из Лоска. После девяти лет скитаний и гонений он умер в местечке Вишнево близ Воложина в полной нищете.

Другим известным деятелем Реформации в ВКЛ был Василий Тяпинский. Он происходил из семьи бояр Полоцкого уезда, участвовал в Ливонской войне, затем служил у Евстафия Воловича. В. Тяпинский дружил с С. Будным и также пришёл от умеренного кальвинизма к радикальному крылу Реформации – антитринитаризму. В своем имении Тяпино он открыл типографию (1570), где издал Евангелие на двух языках: церковнославянском и старобелорусском. Перевод Евангелия на старобелорусский язык, который сделал сам В. Тяпинский, отличался высокой точностью и литературной обработкой. Издатель выступал за образование на родном языке и порицал магнатов, которые предали веру предков и перешли в «латинство».

В. Тяпинский поддерживал С. Будного в книгопечатной деятельности и истратил на издание и распространение книг, а также на создание протестантских школ почти все свое состояние. В просветительской деятельности его всецело поддерживала жена – Софья Даниловна, из рода князей Жежемских, продавшая для этих целей доставшиеся ей в приданое поместья в Минском, Лидском, Ошмянском и Виленском уездах.

Образование в ВКЛ в условиях Контрреформации. Люблинская уния 1569 г. положила начало Контрреформации. Католическая церковь перешла в наступление на протестантов, используя иезуитские учебные заведения в качестве главного средства борьбы за умы молодежи. К середине XVII в. большая часть протестантов вернулась в католичество, остальные были ограничены в правах (как и православные) либо изгнаны из Речи Посполитой (антитринитарии).

В 1596 г. в Бресте было заключено соглашение между католической церковью и частью православных иерархов ВКЛ. Появилась новая – униатская – Церковь, сохранившая православные обряды и белорусский язык в богослужении, но признавшая своим главой папу Римского. Униатская церковь получила всемерную поддержку верхов Речи Посполитой. Для сближения униатов с католицизмом на землях ВКЛ был создан монашеский орден базилиан (конец XVI в.). Создатель ордена – униатский митрополит И В. Руцкой – в 1615 г. получил разрешение на обучение униатских монахов в папских семинариях (алюмнатах) Вильно, Праги, Вены и Рима.

Орден базилиан активно занимался просветительской деятельностью и содержал многочисленные школы. Первые базилианские школы возникли в 30-х гг. XVII в. в Жировичах, Борунах, Новогрудке, Минске и Черее. Они были организованы по образцу иезуитских коллегиумов и считались средними учебными заведениями. Учителей для базилианских школ готовили сначала в иезуитских коллегиумах и зарубежных университетах, а с середины XVII в. – в базилианских семинариях. Они были знакомы с прогрессивной педагогической системой И. Г. Песталоцци, выступали против телесных наказаний в школах. Базилиане имели собственные типографии в Вильно, Супрасли, Минске, Львове, Почаеве. За 1628 – 1800 гг. они издали около 1080 наименований книг (на польском, латинском и церковно-славянском языках), причем 40 % из них составила светская литература.

На сторону униатской церкви к середине XVII в. перешли и некоторые православные просветители: М. Смотрицкий, Л. И. Мамонич, а Л. К. Мамонич получил даже титул «печатника его королевского величества» и монопольное право издавать законодательные материалы Княжества на кириллице. Он добился закрытия православной братской типографии в Вильно, а свою собственную типографию передал базилианам.

Открытие Виленской иезуитской академии – первой высшей школы Восточной Европы. В 1570 г. виленский епископ Валериан Протасевич основал в городе иезуитский коллегиум, который в том же году принял 160 учащихся. Коллегиум возник не на пустом месте: уже в начале XVI в. в Вильно существовало несколько иезуитских и пиарских школ. Ко времени основания Виленского иезуитского коллегиума многие десятки уроженцев ВКЛ ежегодно отправлялись на учебу в европейские университеты. Самыми популярными у «литвинов» были Парижский, Падуанский и Пражский университеты, а также университеты Германии: Кёльнский, Лейципгский, Тюбингенский, Фрейбургский. Среди студентов-«литвинов» были и сыновья магнатов: например, знаменитый Радзивилл Сиротка или будущий канцлер ВКЛ Лев Сапега. Они прекрасно понимали, что такое университетское образование и насколько важен университет для престижа и процветания своей страны.

В июле 1578 г. польский король и великий князь литовский Стефан Баторий издал привилей, который предоставил Виленскому иезуитскому коллегиуму права академии. После победы над войсками Ивана Грозного под Полоцком (в августе 1579 г., во время Ливонской войны) С. Баторий добился признания Виленской иезуитской академии папой Григорием ХIII. Новая академия стала первой высшей школы Восточной Европы. Она получилаправо присваивать ученые степени и выбирать собственную администрацию, обладала судебной автономией.

Первым ректором Виленской иезуитской академии стал иезуит Петр Скарга талантливый оратор и проповедник, известный деятель Контрреформации. Он получил образование в Краковском университете, затем совершенствовал его в Риме. П. Скарга сумел вернуть в лоно католической церкви немало отошедших от нее ранее шляхты и магнатов, в том числе такого влиятельного поборника кальвинизма, как Николай Радзивил (Сиротка). П. Скарга участвовал в создании Виленского иезуитского коллегиума, а до этого – в создании коллегиумов в Полоцке, Риге и Дерпте. Перебравшись в Краков, он в 1588 г. стал придворным проповедником короля и великого князя Сигизмунда III Вазы.

Первоначально в академии действовало два курса (факультета): философский и теологический. На них обучалось 200 человек, но уже к концу XVI в. в академии насчитывалось около 85 преподавателей и до 800 воспитанников. Обучение на философском факультете делилось на два цикла. Вначале воспитанники слушали гуманитарный (подготовительный) курс, состоявший из четырех классов: грамматики, синтаксиса, поэтики и риторики. За четыре года воспитанники последовательно изучали эти науки и приступали к философскому курсу. Он длился два года для светских студентов и три года – для иезуитов. После окончания философского курса образование можно было продолжить на теологическом факультете. На нем изучали Священное Писание, полемику, мораль, схоластику, каноническое право, казуистику. Теологический курс длился четыре года, но существовал и сокращенный, двухлетний курс.

До открытия Виленской иезуитской академии в ВКЛ не было высших учебных заведений (Львовский университет – старейший на украинских землях – был открыт только в 1661 г.) Экономическое, социально-политическое и культурное развитие государства требовало квалифицированных учителей, врачей, юристов, дипломатов и просто образованных людей. Выезд на учебу в зарубежные университеты уже не мог удовлетворить спрос на них. Поэтому создание Виленской иезуитской академии было огромным шагом вперед по пути развития образования и науки.

Однако академия играла двойственную роль в культурно-политическом развитии страны. С одной стороны, она знакомила население белорусских земель ВКЛ с достижениями европейской культуры и готовила высококвалифицированных специалистов в самых различных отраслях. С другой – усиливала влияние католической церкви в ВКЛ, служила орудием борьбы с другими религиями и отрывала еще немногочисленных тогда интеллектуалов от своих корней. Эту опасность прекрасно понимал канцлер ВКЛ Николай Радзивил (Рыжий) – глава протестантов Княжества и самый могущественный среди магнатов. Он хотел создать в Вильно светский университет, открытый для представителей всех конфессий, где преподавание велось бы на старобелорусском языке – государственном языке ВКЛ. По указанию канцлера уже был подготовлен проект университета и начат поиск профессоров, но католическая партия опередила его.

Виленская иезуитская академия была гораздо менее демократичным учебным заведением, чем то, которое планировали создать Н. Радзивил (Рыжий) и другие реформаторы. В академию принимали только сыновей католической шляхты, а все её преподаватели были иезуитами. Для того, чтобы академия начала действовать, Стефану Баторию пришлось оказать беспрецедентное давление на высших должностных лиц Княжества. Королю удалось сломить подканцлера ВКЛ Е. Воловича, который и поставил на привилее о создании Виленской иезуитской академии малую печать ВКЛ. Большую печать Княжества канцлер ВКЛ Н. Радзивил (Рыжий) ставить отказался. Поэтому иезуитам в качестве уступки пришлось пойти на то, чтобы до середины XVII в. преподавание в Виленской иезуитской академии велось на старобелорусском языке.

Возрастание роли и авторитета академии. В 1585 г. при академии была открыта Папская семинария (алюмнат ), рассчитанная, в основном, «на русинов и московитов». В ней занималось около 20 человек, которые по окончании семинарии могли не принимать духовный сан, а оставаться светскими лицами. Это было еще одно средство для распространения католицизма в Восточной Европе. С 1625 г. Папская семинария сосредоточилась на подготовке католических священников.

Виленская иезуитская академия с момента своего открытия пользовалась щедрой финансовой поддержкой католического духовенства, магнатов и шляхты. При ней с самого начала действовали театр и аптека. В 1585 г. крупнейший магнат Н. Радзивил (Сиротка) передал академии знаменитую Брестскую типографию своего отца, где раньше печаталась протестантская литература. На деньги епископа В. Протасевича еще в конце XVI в. были построены два общежития (конвикта) для богатых студентов. Два конвикта для бедных студентов были построены на средства каноника А. Бейнарта и лидского стольника Д. К. Шишки, а средства на «музыкальный конвикт» дал в 1651 г. декан одного из факультетов академии Жабинский. Академическая библиотека к середине XVII в. стала богатейшей библиотекой ВКЛ. Она пополнялась за счет личных собраний В. Протасевича, Е. Воловича, М. Паца, кардинала Ю. Радзивила, К. Л. Сапеги, короля Сигизмунда II Августа и многих шляхтичей Княжества. Часть библиотеки погибла в 1655 г. во время захвата Вильно казаками под командованием Ивана Золотаренко.

До открытия факультета права остро стоял вопрос о том, можно ли приравнивать Виленскую академию к классическому университету. Против этого выступали руководители и профессора Краковской академии. Поэтому подканцлер ВКЛ К. Л. Сапегапригласил на работу в Виленскую иезуитскую академию четырех профессоров-правоведов из Европы (в том числе уроженца Витебщины, профессора канонического права А. Ализоровского, работавшего до того в Падуанском университете) и выделил 12,5 тыс. злотых для оплаты их труда. В 1641 г. указом короля Владислав IV Вазы юридический факультет академии был открыт. На нем действовали кафедры канонического и гражданского права. С 1677 г. на факультете была открыта кафедра политики.

Виленская иезуитская академия была основана в то время, когда белорусское Возрождение клонилось к закату. Она сыграла огромную роль в распространении польско-католической культуры, но остановила последователей Ф. Скорины и С. Будного. Не случайно особое место в деятельности профессоров академии занимала борьба с православием. В конце XVI в. развернулась борьба иезуитов с Острожской школой. Они стали инициаторами преследования православных просветителей М. Смотрицкого, Л. Зизания, Я. Белобоцкого, С. Полоцкого, Г. Конисского. Некоторые из представителей умеренного крыла православия предпочли вообще уехать за границу, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с иезуитами. Ученые Виленской иезуитской академии боролись также и с протестантами (С. Будным, Я. Л. Намысловским, И. Ф. Доманевским) и добились возвращения в лоно католицизма большинства протестантских магнатов и шляхты. По доносу иезуитов был арестован и казнен в 1689 г. Казимир Лыщинский – известный белорусский мыслитель, общественный деятель и педагог. Его вина состояла в том, что он, помощник ректора Брестского иезуитского коллегиума, порвал с орденом, сложил свои полномочия и написал трактат «О несуществовании Бога». Иезуиты выкрали рукопись, донесли на К. Лыщинского и добились, чтобы его – католика и дворянина – приговорили к сожжению на костре.

И все же развитие мысли остановить было нельзя. С XVIII в. началось вытеснение схоластики новой философией Просвещения. В Виленской академии, а также в иезуитских коллегиумах вводилось преподавание истории, географии, французского и немецкого языков. В середине XVIII в. в преподавании стали преобладать практические дисциплины: экспериментальная физика, математика, архитектура, астрономия. Были созданы кабинеты ботаники, биологии, химии, а с 1752 г. началось преподавание высшей математики. В 1753 г. на деньги вдовы мстиславского старосты Л. Пузыни (в девичестве Огиньской) была построена академическая обсерватория, что дало возможность начать регулярные астрономические наблюдения.

Распространению правоведческих знаний способствовала издательская деятельность С. Конарского и М. Догеля, совместно опубликовавших «Дипломатический кодекс Польского королевства и Великого княжества Литовского». Известный юрист и государственный деятель ВКЛ С. Бужинский в 1736 г. издал сборник всех законов и постановлений, касавшихся Виленской иезуитской академии с момента ее основания.

Возрастал и интерес к истории и географии ВКЛ. В первой половине XVII в. в Вильно был напечатан первый географический словарь Польши и ВКЛ И. Карпинского, исторические труды Ш. Старовольского, переводные западноевропейские издания. Профессор моральной теологии Виленской академии, уроженец Пинщины К. А. Головка опубликовал на латыни серию очерков по географии Речи Посполитой (1748), а также географические карты Польши и ВКЛ. С 1748 г. на протяжении восьми лет он издавал на польском языке «Исторический календарь», имевший просветительский характер. Большую известность ему принесла книга «Европа в сеймах» (1753), где государственное устройство Речи Посполитой сравнивалось с формами правления других европейских государств.

В 1736 г. король Август II подтвердил за Виленской иезуитской академией права Краковского университета и запретил открывать в столице ВКЛ другие высшие учебные заведения. Несмотря на это, академии постоянно приходилось вести борьбу за первенство со многими иезуитскими коллегиумами. В них преподавателями нередко работали квалифицированные ученые, не уступавшие по знаниям виленским иезуитам. Однако подобная конкуренция приносила ощутимую пользу. В XVII – XVIII вв. преподаватели-иезуиты (Я. Бартошевич, А. Ростковский, А. Бромирский,И. Борейко ) издали ряд оригинальных трудов по педагогике, где были изложены новые подходы к воспитанию и обучению молодежи. В середине XVIII в. в образовательные программы различных учебных заведений в больших объемах стали вводиться курсы естествознания, истории, географии, математики и физики, иностранных языков. Это еще больше подняло статус Виленской иезуитской академии как центра по подготовке учителей высшей квалификации.

За 1583–1781 гг. Виленская иезуитская академия присвоила 4076 научных степеней, в том числе 3500 по философии, 149 по праву и 417 по теологии. Среди наиболее известных выпускников академии – А. Олизаровский, А. Боболя, А. Коялович, А. С. Нарушевич, С. Полоцкий М. Смотрицкий. К. Вырвич, М. К. Сорбевский, Ф. К. Богуш и др. Многие из них впоследствии стали профессорами и умножили славу академии. Преподавателями академии в разное время были Ю. Бака, Ф. Богомолец, А. Бартошевич, К. Бартольд, К. А. Головка, Б. Добшевич, Т. Жабровский, М. Карский, М. Корицкий, З. Лауксмин, Б. Попроцкий, Я. Пашаковский, А. Скорульский и др.

От Главной школы Великого княжества Литовского к Главной Виленской школе. Роспуск ордена иезуитов (1773) совпал с широкомасштабными реформами, в том числе в области образования, к которым приступили польские патриоты после первого раздела Речи Посполитой. Целью этих реформ было вывести страну из глубочайшего внутриполитического кризиса, в котором она очутилась из-за необузданного своеволия магнатов и паралича власти.

Все имущество ордена иезуитов было передано Эдукационной комиссии, в которую вошли лучшие педагоги и представители образованной шляхты. Этой комиссии была подчинена и Виленская иезуитская академия, хотя до начала 80-х гг. XVIII в. преподавание в ней продолжали вести бывшие иезуиты. В 1781 г. вместо Виленской иезуитской академии была создана Главная школа Великого княжества Литовского. Еще во время реорганизации академии, в апреле 1775 г., при ней была открыта специальная учительская семинария. Это четырехклассное учебное заведение, куда было набрано 50 воспитанников, должно было готовить учителей для приходских школ.

Главная школа ВКЛ (ее устав был утвержден в 1783 г.) стала высшим учебным заведением нового типа. Эдукационная комиссия попыталась избавить высшее образование от прямого влияния католической церкви. Богословские предметы были исключены из учебных программ, а факультет теологии закрыт. Еще одним важным шагом в демократизации высшего образования стала отмена преподавания по-латыни. Отныне все предметы должны были излагаться по-польски.

Главная школа ВКЛ стала высшей ступенью новой системы образования и главным научным центром Княжества (в Короне эту роль выполнял Краковский университет). Ей подчинялись также все средние учебные заведения ВКЛ. Первоначально Школа имела моральный (кафедры истории греческой и римской литературы, права, истории, теологии) и физический (кафедры точных и естественных наук) факультеты. После того, как из Гродно в 1781 г. была переведена медицинская Академия, открылся и медицинский факультет (т. н. «Медицинский коллегиум»). В 1781 г. Ж. Э. Жилибером при Школе был заложен Ботанический сад.

Куратором Главной школы ВКЛ стал известный общественный деятель, просветитель и меценат граф Иоахим Хрептович, а первымректором – математик и астроном М. Пачобут-Адленицкий. Он родился в д. Сломенцы Гродненской области, учился в гродненском иезуитском коллегиуме, а затем в университетах Германии, Франции, Италии. М. Пачобут-Адленицкий возглавлял Главную школу ВКЛ на протяжении 19 лет (1780 – 1799).

Преподавание и научная работа в Главной школе ВКЛ велись на очень высоком уровне. Ректор М. Пачобут-Адленицкий был членом Лондонской и Парижской Академий наук. На протяжении 34 лет он непрерывно вел астрономические наблюдения, описание которых составили 34 тома, и впервые определил географические координаты многих городов Беларуси, открыл ряд неизвестных небесных светил, которые были внесены в знаменитый атлас Фламстеда. На базе его наблюдений французский астроном Ж. Лаланд составил новые таблицы движения планеты Меркурий вокруг Солнца. Последний король Речи Посполитой Станислав Понятовский наградил М. Пачобут-Адленицкого орденом Белого Орла и приказал отчеканить медаль с его портретом и надписью «Sie itur ad astra»(Так шагают к звездам). Первый ректор Главной школы ВКЛ известен и как автор многочисленных учебников по астрономии, геометрии, алгебре.

На таком же высоком уровне преподавалась и другие науки. Профессор химии и фармакологии А. Снядецкий в 1800 г. на основе своих лекций издал двухтомный учебник. Это был один из первых университетских учебников по химии. Он получил высокую оценку специалистов и стал настольной книгой для студентов многих университетов Европы. Профессора ботаники С. Юндил и И. Форстер после отъезда Ж. Э. Жилибера во Францию продолжили его дело и превратили Виленский ботанический сад в один из лучших в Европе. За свои книги «Описание растений в провинции ВКЛ» и «О соленых источниках и стаклиштской соли» С. Юндил, уроженец Лидского уезда, был награжден королевскими золотыми медалями. Профессор натуральной истории Г. Форстер в 1772 – 1775 гг. принимал участие в кругосветном плавании капитана Джеймса Кука.

Декан морального факультета, доктор философии Д. Пильховский (уроженец Гродненщины) был одним из самых деятельных членов Эдукационной комиссии. Он прославился не только научными трудами (переводами на польский язык древнеримского историка Саллюстия, философа Сенеки), но и своей гражданской позицией. На Четырехлетнем сейме 1788–1792 гг. Д. Пильховский выступил против крепостничества и издал книгу, где пропагандировал свои взгляды (Вильно, 1789). Находясь на посту генерального визитатора (ревизора) школ ВКЛ, он много сделал для демократизации образования в Княжестве.

Высокому уровню образования способствовали известные ученые, которые приглашались в Вильно из лучших европейских университетов. Так, доктор медицины Я. Бриотэ, приглашенный из Франции в 1777 г., получил от Эдукационной комиссии патент на звание профессора хирургических операций и демонстратора анатомии. В 1785 г. он стал проводить первые в Вильно опыты по прививке от оспы.

Главная школа ВКЛ одновременно выполняла и функции высшей художественной школы. В 1793 г. в ней была учреждена кафедра архитектуры. Её возглавил Л. Гуцевич (Стуока-Гуцявичюс) – сын простого литовского крестьянина, сумевшего стать лучшим архитектором Княжества и возведенный за свои достижения в шляхетство. Л. Гуцевич перенес в ВКЛ достижения французского классицизма и создал великолепные архитектурные ансамбли в Вильно, костелы и многочисленные загородные резиденции магнатов. Построенный им костел в д. Малятичи Кричевского района был уменьшенной в восемь раз копией собора св. Петра в Риме. Кафедру рисования Главной школы ВКЛ возглавлял известный живописец Ф. Смуглевич – автор росписи стен библиотеки Школы, Михайловского дворца в С.-Петербурге, многих храмов Польши, Литвы и Беларуси.

Образовательная и научная деятельность Главной школы ВКЛ была высоко оценена современниками. В Школе учились юноши не только из Княжества и Короны, но также студенты из Германии, России, других стран. Не случайно то, что в типографии школы печаталась литература на семи языках. Шляхта ВКЛ, уважая Главную школу так же, как и Виленскую иезуитскую академию, предоставляла ей многочисленные и щедрые пожертвования (фундуши).

После второго и третьего разделов Речи Посполитой (1793 и 1795 гг.) Главная школа ВКЛ была подчинена российскому правительству. В 1796 г. оно преобразовало Главную школу ВКЛ в Главную Виленскую школу. Таким образом российские власти вывели средние учебные заведения бывшего ВКЛ из-под контроля Школы и попытались избавить учителей гимназий и уездных училищ от ее идейного влияния. В преподавании же и кадровом составе Главной Виленской школы почти никаких изменений не произошло, несмотря на то, что многие из ее студентов и профессоров (М. Пачобут-Адленицкий, Л. Гуцевич) приняли участие в восстании 1794 г. под руководством Тадеуша Костюшко.

Гродненская медицинская академия (школа) в 1775—1781 гг. Реформы в области образования, начатые после первого раздела Речи Посполитой, позволили создать на территории Велико



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: