Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»




Контрольная работа №1

Эссе на тему:

 

Спортивное (физкультурно-спортивное) право как отрасль права регулирует общественные отношения в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Это комплексная отрасль права, пользующаяся методами различных традиционных отраслей, однако она имеет собственный предмет рассмотрения (отношения в сфере физической культуры и спорта), а также системообразующие нормативно-правовые акты. Одним из таких правовых документов в нашей стране является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Действующий Закон (№329-ФЗ) был принят 4 декабря 2007 года и вступил в силу (за исключением нескольких пунктов) 30 марта 2008 года. В истории постсоветской России ему предшествовали Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (1993) и Федеральный закон N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999), последовательно утратившие силу.

Отметим, что спортивное законодательство в России до сих пор проходит стадию становления, поскольку в Советском Союзе, правопреемницей которого является РФ, не существовало специализированного закона о спорте. Профессиональный (или хозрасчетный) спорт был узаконен лишь в 1988 году Постановлением Совета Министров. Законодательство в области физической культуры было более развито (примером нормативно-правовых актов в данной области могут служить Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» (август 1966 г.), «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне СССР (ГТО)”» (январь 1972 г.) и другие), однако систематизированного и фундаментального закона в отрасли физкультурно-спортивного права всё же не существовало.

Также на процесс становления и корректировки спортивного законодательства влияют актуальные изменения в рассматриваемой области жизни общества – такие как «допинговые войны», развитие института спортивных агентов и так далее.

О том, что нормирование (в том числе правовое) деятельности в сфере физической культуры и спорта до самого недавнего времени было неустаканено, свидетельствует и тот факт, что федеральный орган исполнительной власти в данной сфере менял своё название не менее 10-ти раз за постсоветский период, а наименование Министерства получил лишь осенью 2008 года (т.е. уже после принятия действующего отраслевого Закона). При этом лишь в 2012 году данный орган стал собственно Министерством спорта Российской Федерации, тогда как с 2008 по 2012 год он занимался также вопросами туризма и молодежной политики.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» начал разрабатываться в 2003 году по поручению Президента РФ. По словам тогдашнего начальника отдела нормативного обеспечения отрасли Росспорта Ильи Кузнецова, «…предыдущий закон был совершенно декларативен, многие статьи не нашли реализации, многие нормы не были воплощены в жизнь. Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные отрасли российского законодательства: бюджетное, законодательство о разграничении полномочий, об образовании и ряд других. В связи с этим и назрела необходимость подготовки нового акта, нового закона, который ответил бы нашим потребностям в правовом регулировании в области спорта».

В октябре 2006 года проект нового закона был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. По итогам первого чтения была создана рабочая группа по доработке закона, которую возглавил заместитель председателя Комитета по физкультуре, спорту и делам молодёжи Ильдар Гильмутдинов. Рабочая группа консультировалась с представителями отрасли – Росспортом (предшественником Министерства спорта), Олимпийским комитетом, федерациями отдельных видов спорта – и за период доработки внесла в проект более 500 поправок. В ноябре 2007 года Закон был принят во втором и третьем чтениях, 4 декабря 2007 года подписан Президентом.

Новый закон в гораздо большей степени отвечает актуальным потребностям времени и соответствует современному состоянию спортивного дискурса – в частности, в нем впервые определены термины, без которых невозможно адекватно описать сегодняшнюю спортивную отрасль, такие как «массовый спорт», «национальные виды спорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта» (Ст. 2). В Законе впервые упомянуты такие субъекты спортивной деятельности, как Паралимпийский и Сурдлимпийский комитеты России (Ст. 5, Ст. 12).

Закон закрепляет различные механизмы регулирования деятельности в сфере спорта, которые ранее были разработаны самими участниками данных общественных отношений и сложились в традицию, не имевшую, тем не менее, нормативно-правовой базы. Четкая и подробная регламентация огромного количества подобных отношений является основным достоинством нового Закона.

Так, например, признание отдельных видов спорта, спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий входит в обязанности соответствующего федерального органа исполнительной власти (Ст.6, Ст. 21, Ст. 23 и др.). Ранее этими вопросами, собственно, и занимался Росспорт – однако законодательное закрепление полномочий отсутствовало.

Также федеральный орган исполнительной власти теперь должен проводить аккредитацию всероссийских и региональных федераций по конкретными видам спорта (до принятия Закона аккредитация проводилась только в отношении всероссийских федераций). Закреплена структура подобных федераций: совокупность местных федераций образует региональную федерацию, совокупность региональных – всероссийскую. В Законе впервые четко прописаны требования к уставу данных правовых субъектов (Ст. 15).

Важным достижением Закона является прописанное по пунктам разделение полномочий между федеральными органами власти и субъектами федерации. Этот вопрос оставался неразъясненным, поскольку базовый источник по данной проблеме – Статья 72 Конституции РФ – постулирует лишь тот факт, что «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта» находятся «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Статьи 6, 8 и 9 Закона о физической культуре и спорте устанавливают полномочия соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Так, например, на федеральном уровне формулируется и реализуется государственная политика в соответствующей сфере, программы развития отдельных видов спорта, организуются международные и всероссийские официальные мероприятия, проводится аккредитация общероссийских спортивных федераций, осуществляется всесторонняя поддержка сборных команд России, спортивных делегаций России, разрабатываются требования к спортивному инвентарю, программы занятия физической культурой и спорта для различных групп населения, организуются научные исследования, строительство и ремонт объектов спорта, дополнительное образование кадров, подготовка военнослужащих и служащих по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта и т. д.

В отличие от федерального уровня, на уровне субъектов РФ осуществляется поддержка национальных видов спорта, организуются региональные и межмуниципальные мероприятия в сфере физической культуры и спорта, оказывается всяческая поддержка сборным субъектов федерации, школам олимпийского резерва на территории данного субъекта, учреждаются почетные звания, награды, премии от имени субъектов РФ и т. д.

В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся такие виды деятельности, как поддержка и пропаганда студенческого, школьного спорта и занятий физической культурой среди различных слоев населения, обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении мероприятий, информационная поддержка спорта, подготовка спортивного резерва для сборных команд страны и т. д. То же самое относится к деятельности органов местного самоуправления. Также данные органы организуют муниципальные физкультурные и спортивные мероприятия. Органы местного самоуправления и субъекты федерации имеют полномочия для наделения некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО.

Важный термин, введенный в Законе, - «официальное спортивное мероприятие». Только официальное мероприятие имеет право носить статус чемпионата, кубка или первенства РФ или субъекта РФ. Разграничиваются понятия «физкультурное мероприятие», «спортивное мероприятие» и «спортивное соревнование». Такая понятийная разбивка осуществлена в целях решения главных вопросов для людей, которые занимаются спортом: кто может принимать участие в том или ином мероприятии, кто устанавливает требования, каков порядок. Закон говорит о правилах, регламентах, об организаторах, о правах организаторов соревнований.

Важное изменение по сравнению с предыдущим законом – отказ от регламентации отношений между спортсменом и спортивной организацией. Весь комплекс правовых норм по данному вопросу вынесен в Трудовой кодекс РФ (эти поправки в ТК в виде Главы «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» были разработаны одновременно с принятием Закона). Данная мера была предопределена противоречием, заложенным в предыдущем отраслевом законе, где, с одной стороны, «профессиональный спорт» определялся как предпринимательская деятельность с целью удовлетворения интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, выбравших спорт своей профессией, и зрителей, а с другой, согласно Статье 25, контракт о спортивной деятельности заключался на основе трудового законодательства.

За время существования Закона в него было внесено значительное количество поправок, связанных с изменениями в других нормативно-правовых актах РФ и в актуальной действительности, а также с некоторыми проблемами, остро вставшими на повестке дня. Всего было принято около 40 законов об изменениях, внесенных в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Так, например, Закон N 321-ФЗ от 29.11.2010 дополнил Закон статьей о Всероссийском реестре объектов спорта. Закон N 82-ФЗ от 07.05.2010 скорректировал пункты, связанный с антидопинговой деятельностью. Закон от 03.12.2011 N 384-ФЗ ввел в Закон понятия «студенческий спорт», «школьный спорт» и связанные с ними пункты. Закон от 06.12.2011 N 412-ФЗ дополнил Закон определениями и пунктами, связанными с так называемой «спортивной подготовкой» и программами спортивной подготовки. Закон от 25.12.2012 N 257-ФЗ коснулся вопросов волонтерства, т.н. «базовых видов спорта», участия в Олимпийских и других международных соревнованиях и т. д. Закон от 23.07.2013 N 192-ФЗ был введен на волне дискуссии о необходимости создания т.н. «закона о болельщиках» на фоне усложнения проблем общественного порядка на спортивных мероприятиях. В Законе от 23.07.2013 N 198-ФЗ был рассмотрен вопрос о противоправном влиянии на результаты спортивных соревнований (проблема «договорных матчей», запрет на участие спортсменов в некоторых азартных играх и т.д.). Закон от 23.06.2014 N 170-ФЗ ввел в Закон понятие «национального вида спорта» и связанные с ним пункты. Закон от 31.12.2014 N 490-ФЗ, связанный с регулированием деятельности, касающейся оборота алкогольной продукции, регламентировал распределение средств, полученных субъектами спорта от рекламы пива. И так далее.

Таким образом, можно утверждать, что с принятием нового Федерального закона о физической культуре и спорте была заложена основа всесторонне проработанного правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности в нашей стране. Сам Закон и последующие поправки к нему обеспечивают детальную регламентацию существующих отношений в данной сфере, определяют большинство необходимых понятий и терминов, являются ответом на вызовы актуальной повестки в области физической культуры и спорта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: