ПРОГРАММА
Школы-семинара
«Применение ГИС-технологий в сфере экологии и природопользования полярных областей»
Составил:
Шестакова Елена Николаевна,
магистрант РГГМУ
Санкт–Петербург
Школа-семинар «Применение ГИС-технологий в сфере экологии и природопользования полярных областей»
Апреля 2017 года
24-27 апреля 2017 года на базе Кафедры природопользования и устойчивого развития полярных областей Российского государственного гидрометеорологического университета пройдёт школа-семинар «Применение ГИС-технологий в сфере экологии и природопользования полярных областей» (далее – Школа-семинар), включающая в себя как лекционные, так и практические занятия.
Школа-семинар рассчитана на студентов РГГМУ и других ВУЗов Санкт-Петербурга, обучающихся на старших курсах бакалавриата (05.03.06 Экология и природопользование, 20.03.01 Инженерная защита окружающей среды) и магистратуры (05.04.06 Экология и природопользование, 20.04.01 Инженерная защиты окружающей среды), а также аспирантов и молодых специалистов, работающих в области экологии и природопользования в возрасте до 35 лет.
Состав оргкомитета
Вариант 1.
Председатель оргкомитета:
Крылов А.Г. – к.э.н., проректор по учебной работе РГГМУ
Заместитель председателя оргкомитета:
Макеев В.М. – к.г.н., профессор, зав. кафедры природопользования и устойчивого развития полярных областей РГГМУ;
Члены оргкомитета:
Яковлев О.Н. – к.г.-м.н., профессор, преподаватель РГГМУ;
Суханова А. В. – аспирант СПбГУ;
Семёнов Л. В. – студент магистратуры РГГМУ;
Горбунова Е. Н. – студент бакалавриата РГГМУ;
Мардаровский М.А. – студент магистратуры РГГМУ;
Шестакова Е.Н. – студентка магистратуры РГГМУ.
Вариант 2.
Председатель оргкомитета:
Крылов А.Г. – к.э.н., проректор по учебной работе РГГМУ
Заместитель председателя оргкомитета:
Макеев В.М. – к.г.н., профессор, зав. кафедры природопользования и устойчивого развития полярных областей РГГМУ;
Члены оргкомитета:
Яковлев О.Н. – к.г.-м.н., профессор, преподаватель РГГМУ;
Суханова А. В. – аспирант СПбГУ;
Семёнов Л. В. – студент магистратуры РГГМУ;
Горбунова Е. Н. – студент бакалавриата РГГМУ;
Мардаровский М.А. – студент магистратуры РГГМУ;
Шестакова Е.Н. – студентка магистратуры РГГМУ.
2. Место проведения
РГГМУ, 4-й корпус, Рижский пр., 11. Ст.м. Балтийская.
Цели и задачи Школы-семинара
3.1. Цель
Целью Школы-семинара является обучение слушателей применению геоинформационных технологий при оценке состояния окружающей среды (ОС) и принятии управленческих решений в сфере рационального природопользования в АЗРФ.
3.2. Задачи
- дать сведения о роли и задачах экологического картографирования и использовании ГИС-технологий;
- дать знания о способах изображения и изобразительных средствах карт, приемах генерализации, принципах картографирования, источниках информации об экологической обстановке, показателях экологической обстановки, их территориальной интерпретации и интеграции;
- дать знания о возможностях использования ГИС-технологий при визуализации данных о существующих природно-климатических и социально-экономических условиях на исследуемой территории и моделировании изменений состояния окружающей среды при реализации различных проектов;
- дать знания о необходимых исходных данных для создания ГИС природопользования ЯНАО;
- обучить использованию различных данных, в том числе данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) систем LandSat 7 и LandSat 8 при разработке ГИС;
- разработать ГИС-проект Ямало-Ненецкого Автономного Округа и/или других регионов АЗРФ, включающую сведения о природно-климатических условиях (климат, ландшафты и др.) и социально-экономическом развитии (демографическая ситуация, транспортная инфраструктура, центры экономического развития и др.).
Проект программы Школы-семинара
Апреля
Ауд. 102 (4 к.)
9:15 – Приветственное слово от организаторов.
9:30 – Источники информации об экологической обстановке (Стурман В.И.)
10:15 – Методология картографирования (Стурман В.И.)
11:00 – Введение в ГИС: виды и источники данных, настройка условных знаков отображения, навигация по карте (Куракина Н.И.)
11:45 – Кофе-брейк
12:15 – ГИС: инструменты анализа. Сопоставление атрибутивных данных. Геометрический анализ векторных данных (Куракина Н.И.)
13:00 – Природопользование полярных областей (Макеев В.М.)
13:45 – Природопользование на Арктическом шельфе (Яковлев О.Н.)
14:30 – Обед
15:30 – Начало работы со спутниковыми изображениями
Ауд. 407 (4 к.)
16:15 – 17:45 – Лабораторная работа: «Подготовка топоосновы ГИС-проекта «Природопользование ЯНАО»
Апреля
Ауд. 102 (4 к.)
10:15 –Теоретические проблемы природопользования (Красовская Т.М.)
11:00 – Картографирование природопользования (Красовская Т.М.)
11:45 – Кофе-брейк
12:15 – Картографирование природопользования: примеры (Красовская Т.М.)
13:00 – Традиционное природопользование в Ямало-Ненецком Автономном округе (Клоков К.Б.)
14:30 – Обед
Ауд. 407 (4 к.)
15:30 – Практическая работа: «Анализ системы природопользования ЯНАО»
17:00 - 18:30 – Лабораторная работа: «Разработка структуры базы данных экологического картографирования»
Апреля
Ауд. 102 (4 к.)
9:00 – Организация экологической информации в базе данных (Куракина Н.И.)
Ауд. 407 (4 к.)
9:45 - Лабораторная работа: «Анализ данных ДЗЗ Ямало-Ненецкого Автономного округа: индекс NDVI»
11:15 – Лабораторная работа: «Наполнение базы данных «Природопользование и экологическая обстановка в ЯНАО» (Часть 1)
12:00 – Кофе-брейк
12:30 – Лабораторная работа: «Наполнение базы данных «Природопользование и экологическая обстановка в ЯНАО» (Часть 2)
13:15 - Лабораторная работа: «Анализ данных в ГИС: ведение мониторинга»
14:40 – Обед
15:30 – Лабораторная работа: «Пространственное моделирование. Построение поверхностей распределения»
17:00 – 18:30 – Практическая работа «Составление экологических карт регионов России»
Апреля
Ауд. 102 (4 к.)
10:00 – Доклады участников школы-семинара о применении ГИС в их сфере деятельности;
11:30 – Кофе-брейк.
12:00 – Подготовка отчёта об итогах работ по созданию ГИС-проекта природопользования ЯНАО;
14:00 – Представление краткого отчёта.
14:30 – 15:00 – Выдача сертификатов участников и благодарственных писем.
5. Структура и содержание школы-семинара
Общая трудоемкость школы-семинара составляет 40 академических часов.
Структура школы-семинара
№ п/п | Раздел и тема школы-семинара | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | ||
Лекции | Лабораторные и практич. | Самост. работа | ||
Раздел 1. Природопользование полярных областей | ||||
Теоретические проблемы природопользования Севера России | ||||
Особенности природопользования полярных областей | - | - | ||
Природопользование на Арктическом шельфе | - | - | ||
Традиционное природопользование в Ямало-Ненецком Автономном округе | - | - | ||
Раздел 2. Экологическое картографирование | ||||
Источники информации об экологической обстановке | - | |||
Методология картографирования | - | |||
Картографирование природопользования | - | - | ||
Раздел 3. ГИС-технологии в экологии и природопользовании | ||||
Введение в ГИС: виды и источники данных, настройка условных знаков отображения, навигация по карте. | ||||
ГИС: инструменты анализа. Сопоставление атрибутивных данных. Геометрический анализ векторных данных. | ||||
ГИС: инструменты анализа. Анализ поверхностей. | ||||
Организация экологической информации в базе данных. | ||||
Моделирование в ГИС | - | |||
Раздел 4. Использование ДЗЗ в экологии и природопользовании | ||||
Начало работы со спутниковыми изображениями | ||||
ИТОГО |