ГЛАВА 10. Реализация творческого и общественно-политического потенциала БГУ в условиях дальнейшей эволюции советско-партийной системы (1953 – 1989).




 

Дальнейшая эволюция организационной структуры БГУ. После смерти Сталина (5 марта 1953 г.) и прихода к власти нового партийного лидера Н. С. Хрущева в стране начались перемены, образно охарактеризованные как «оттепель». После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.) начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Оживилась общественная жизнь в стране, в стороне от которой не могли остаться студенты и преподаватели высших учебных заведений.

Перемены в жизни БГУ не сразу стали заметными и существенными. Тем не менее, уже первые события 1953 г. были показательными. Так, был снят партийный выговор за выступления в защиту «космополитов» с преподавателя Д. Е. Факторовича, осуждено решение об увольнении преподавателя М. Извековой только на том основании, что она родилась в Лондоне и т.д. Высказывалась и критика в отношении работы ректората (ректором в 1952 – 1957 гг. являлся Константин Игнатьевич Лукашов) за принятие решений по существенным вопросам без совещания с партийными и общественными организациями, за отсутствие подписки на газеты и журналы на белорусском языке и т.д. Разоблачение культа личности Сталина нашло выражение в том, что университетская газета «За сталінскія кадры» была переименована в «Беларускі універсітэт». Тем не менее, в Беларуси партийное руководство продолжало строго контролировать ситуацию. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» не было обсуждено на общеуниверситетском и факультетских партсобраниях.

На 1953 г. БГУ единственный в БССР имел статус университета. С полным основанием его, как и ранее, называли «флагманом высшей школы Белоруссии». Между тем, положение БГУ некоторое время было довольно нестабильным. 15 марта 1953 г. после объединения ряда союзных министерств БГУ оказался в подчинении Министерства культуры СССР. Менее чем через год, 9 марта 1954 г., снова было создано Министерство высшего образования. Университет перешел в его распоряжение.

Еще 19 февраля 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по улучшению подготовки профессорско-преподавательских кадров для высших учебных заведений СССР». Решить этот вопрос в некоторой степени должна была реорганизация управления университетом. Так, было создано два Ученых совета – гуманитарных и природоведческих наук, при этом по-прежнему действовал и общий Ученый совет. Кроме того, ректорат превратился в постоянно действующий орган со строго очерченными полномочиями и составом – ректор, проректора, деканы, представители парторганизации и месткома. Ректорат собирался ежемесячно для обсуждения организационных вопросов, научной и учебной работы. Новая структура позволила более эффективно решать различные внутренние вопросы, в том числе получить право на защиту кандидатских диссертаций едва ли не по всем отраслям науки. В то же время были значительно расширены права деканатов: именно они призваны были осуществлять непосредственное руководство учебной и научной работой на факультетах.

Новации в учебном процессе. Важнейшей проблемой оставалось обеспечение университета собственными научными кадрами. По-прежнему значительным был процент совместителей, особенно остро недоставало ученых-профессоров по математике, истории Беларуси, русскому и белорусскому языкам, географии, геологии и др. В 1953/54 учебном году три заведующих кафедрами не имели научного звания. Эту проблем пытались решить, главным образом, за счет подготовки ученых через аспирантуру.

В 1955 г. в БГУ были введены новые учебные планы, которые позволили университету готовить специалистов широкого профиля, укреплять связи учебной и научной работы с практикой. Большая работа была проделана по выявлению и устранению параллелизма, повторов в преподавании отдельных дисциплин. Некоторые дисциплины были переведены из числа обязательных в факультативные. Министерство высшего образования СССР в своем постановлении от 14 апреля 1955 г. также нацеливало на сокращение многопредметности, количества экзаменов в сессию. Утвержденные в БГУ новые учебные планы исключили из программ лишний материал, перегрузку студентов отчетностью. Была предусмотрена тематика практических занятий, особенно по тем дисциплинам, которые имели непосредственное отношение к сельскому хозяйству. Все это в целом положительно сказалось на учебном процессе. Однако студенты не всегда могли правильно использовать высвободившееся из-за сокращения лекционных часов время.

В сентябре 1956 г. во всех университетах СССР был введен новый экзамен по истории КПСС, кроме того, на философских факультетах – государственный экзамен по курсу диалектического и исторического материализма, а на экономических – по курсу политической экономии.

В том же году много разговоров велось о крупной реорганизации БГУ. Так, обсуждалась возможность закрытия отделений геологии и почвоведения, распространялись слухи о слиянии БГУ и Минского педагогического института. Однако дальше разговоров дело не пошло.

В конце 1950-х гг. руководителем партии и государства Н. С. Хрущевым была инициирована новая реформа системы образования, предусматривавшая осуществление политехнического обучения, трудового воспитания, усиления связи учебы и производства. Реформа, начатая Законом от декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», непосредственно затронула и БГУ. Была признана необходимость значительного увеличения выпуска специалистов по новым направлениям математических, биологических, физических, химических наук, усиления теоретической и практической подготовки студентов, повышения роли университетов в решении важных проблем природоведческих и гуманитарных наук. В 1958 г. были приняты новые правила приема в вузы, дававшие существенные льготы при поступлении лицам, имевшим стаж работы не менее двух лет, демобилизованным и участникам войны. Им выделялось 80 % мест в вузах. В то же время в очередной раз менялись учебные планы и программы. Они имели целью «приблизить учебу к жизни, к производству, связать теорию с практикой».

Важные перемены в вузах произошли в 1960 г. Согласно указа Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 21 октября 1960 г. вводилось новое положение о кафедрах вузов. С этого времени кафедры превращались в основные учебные и научные организации вузов, призванные обеспечивать все виды обучения.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1968 г. были четко очерчены функции университета: осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, науки, техники, культуры, просвещения и органов государственного аппарата с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специальности, владеющими марксистско-ленинской теорией, новейшими достижениями отечественной и иностранной науки и техники, навыками массово-политической и воспитательной работы.

Таким образом, БГУ, занимая важное место в белорусском обществе, находился под пристальным вниманием со стороны государственных и партийных органов. Это систематизировало его работу в рамках установленных организационных норм и правил, обеспечивало необходимое финансирование и т.д. Однако не могло быть и речи о проявлении каких-либо самостоятельных инициатив, отступления от указаний «сверху».

Новые факультеты и их кадровый потенциал. Как отмечалось, в структуре БГУ в начале 1950-х гг. насчитывалось 6 факультетов. Послевоенное восстановление и развитие страны определяло необходимость создания новых факультетов, которые должны были готовить специалистов по все большему числу специальностей. Структурные перемены в БГУ происходили неоднократно: можно говорить, что они и в будущем станут одной из важнейших характеристик развития БГУ.

В 1954 г. на филологическом факультете было закрыто отделение логики, психологии и русского языка, а на историческом факультете была прекращена подготовка специалистов на философском отделении. Но в том же году в БГУ появился новый факультет. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 октября 1954 г. Минский юридический институт был преобразован в юридический факультет БГУ. Соответственно в структуре университета появились новые кафедры: теории и истории государства и права, государственного международного права, общественных правовых дисциплин, криминального права и процесса.

В 1958 г., уже в период ректорства Антона Никифоровича Севченко, в БГУ был создан вечерний факультет (с 1960 г. – вечернее отделение). Вечерняя форма обучения давала возможность получить высшее образование в свободное от работы время. Предполагалось, что она позволит эффективно сочетать теорию с практикой, применять полученные в университете знания в трудовой деятельности. Первоначально преподавание велось по специальностям «математика», «физика», «химия» и «журналистика», затем число специальностей было доведено до 10. Остро стоял вопрос об обеспечении вечернего отделения профессорско-преподавательскими кадрами. Но, несмотря на сложности, в 1961 г. на вечернем отделении работало 102 преподавателя, в том числе 15 профессоров и докторов наук (среди них и сам ректор А. Н. Севченко).

В 1960-е гг. в БГУ создаются новые факультеты. Особый статус был у факультета общественных профессий (с февраля 1963 г.), который работал во внеучебное время. Он готовил студентов с различных факультетов БГУ по дополнительным к основным специальностям: хормейстер, руководитель танцевального коллектива, дирижер оркестра народных инструментов, режиссер самодеятельного и драматического театра. Здесь также можно было получить квалификацию лекторов, судей, общественных инструкторов по спорту, пионерских вожатых. Эта подготовка не была приравнена к высшему образованию, но позволяла выпускнику активно включиться в общественную жизнь по месту распределения. Занятия на этом факультете вели главным образом преподаватели университета на общественных началах.

В 1966 и 1968 гг. в БГУ появились учебные подразделения, которые впоследствии станут называться факультетами (или институтами) последипломного образования: факультет повышения квалификации преподавателей общенаучных дисциплин вузов по специальности «физика и математика» и факультет повышения квалификации преподавателей общественных дисциплин учебных заведений. В отличие от других факультетов, здесь возникли сложности с организацией приема на них слушателей. Явно завышенный план приема регулярно не выполнялся.

С августа 1967 г. снова начал работу факультет журналистики БГУ (с 1944 г. он уже действовал в БГУ, а потом был преобразован в отделение журналистики на филологическом факультете). Деканом восстановленного факультета стал доцент Г. В. Булатский. На факультете была создана новая кафедра теории и практики радио и телевидения. Выросло число кафедр и на других факультетах. В целом, в 1967 г. действовало уже 76 кафедр (вместо 43 в 1957 г.). К числу новых кафедр относились: научного коммунизма, марксистско-ленинской философии, теоретической механики, ядерной физики, радиофизики и электроники, вычислительной математики, прикладной математики, общей химии, высокомолекулярных соединений, нефти и химических технологий, биохимии и биофизики, физической географии зарубежных стран, истории журналистики, истории СССР, истории государства и права и др.

В 1971 г. БГУ торжественно отмечал своё 50-летие. К этому времени в университете насчитывалось 15 факультетов, из них 10 так называемых «основных», на которых и велась подготовка специалистов с высшим университетским образованием: физический, математический, прикладной математики (открыт 1 апреля 1970 г.), биологический, географический, химический, исторический, юридический, филологический, журналистики. Университет имел 91 кафедру, более 150 научно-исследовательских и учебных лабораторий, научно-исследовательский институт прикладных физических проблем (создан 1 марта 1971 г.), 9 учебно-производственных мастерских, биологическую станцию на оз. Нароч, учебно-опытное хозяйство «Щемыслица». Профессорско-преподавательский состав насчитывал 1109 человек, из них 76 профессоров и докторов наук и 453 доцента и кандидата наук.

Структурные изменения в БГУ продолжились и в период ректорства Всеволода Михайловича Сикорского (1972 – 1978). В 1975 г. в связи с началом подготовки кадров по специальности «механика» математический факультет был переименован в механико-математический (ММФ). Затем в 1976 г. физический факультет был разделен на два – физический и радиофизики и электроники. Деканом нового факультета стал доцент А. А. Лабуда. Продолжилось создание новых кафедр (например, психологии, теории функций и функционального анализа). В соответствие с потребностями развития науки приводились названия старых кафедр (так, кафедра физической и коллоидной химии была переименована в кафедру физической химии, кафедра общей химии – в кафедру общей химии и методики преподавания химии и т.д.).

Студент БГУ: учеба, наука, быт, общественная работа. Студентов 1950-х – 1980-х гг. волновали те же проблемы, что и наших современников. Учеба, участие в научно-исследовательской и общественной деятельности, работа и праздники составляли содержание повседневной жизни студентов.

Вместе со структурным ростом университета возрастало и число его студентов. Так, если в начале 1952/1953 учебного года в БГУ училось 2009 студентов, в 1953/1954 учебном году – 2220, то в 1954/1955 – уже 3506. Численность студентов росла и в новом десятилетии: в 1961/1962 учебном году только на дневном отделении училось 3210 студентов, в 1964/1965 – 5139, а в 1972/1973 – уже 9396.Из-за крайнего недостатка аудиторий (что еще более усугублялось ростом числа студентов, а также кафедр и лабораторий), перегруженности учебных планов занятия проводились в 2-3 смены. Это приводило к тому, что на некоторых курсах студенты занимались по 10 и более часов день. Университет чрезвычайно нуждался в строительстве нового учебного корпуса. В отчете за 1955/1956 учебный год отмечалось: «согласно существующим нормативам университету необходимо было 22-25 тыс. м2 учебных площадей, а имелось же только 8 тыс. м2».

Тяжелым было положение и со студенческими общежитиями. Хотя в 1952 г. было построено новое общежитие по ул. Свердлова, знаменитая «копейка», это существенно не поправило ситуацию. При норме в 440 человек в общежитии проживало 645 студентов. В сентябре 1954 г. еще два общежития по ул. Бобруйской приняли студентов. Тем не менее, более 950 студентов вынуждены были снимать места в частных квартирах.

В 1957 г. в распоряжении БГУ было пять общежитий. Согласно существовавшим нормам в них могло разместиться 1060 человек, однако реально проживало 1728 студентов, а также 59 аспирантов и 17 преподавателей. Ситуация значительно улучшилась после открытия в апреле 1960 г. нового общежития на 831 место по ул. Димитрова. Очень значительную помощь в строительстве этого общежития, как и по ул. Свердлова, оказали сами студенты: на протяжении 1958 – 1959 гг. юноши и девушки 1-4 курсов группами по 50-100 человек ежедневно работали на строительстве. Работали они во внеучебное время по 4 часа в день, при этом все заработанные средства шли в так называемую «комсомольскую копилку».

Вместе с принятием новых учебных планов в 1955 г. было вновь обращено внимание на самостоятельную работу студентов. Оказалось, что студенты привыкли в больше степени готовиться по конспектам лекций и неохотно пользовались учебниками и учебной литературой. Это обнаруживалось на экзаменах: как правило, хорошие ответы были на те вопросы, которые подробно рассматривались на лекциях, но стоило преподавателю задать вопрос, которому в лекции придавалось меньше внимания, и ответы оказывались на низком уровне. В связи с этим в университете на всех курсах были организованы регулярные индивидуальные и групповые консультации по работе с литературой. На историческом факультете в 1955 г. даже была проведена конференция студентов, на которой опытные преподаватели причитали лекции о планировании внеурочного времени. Все это способствовало тому, что уже по итогам 1955/1956 учебного года существенно вырос уровень дипломных работ. Более того, результаты некоторых дипломных работ находили практическое применение в сельском хозяйстве и промышленности. Разработка же студента Гуриновича новой методики по изучению поляризации флюоресценции хлорофилла докладывалась на Всесоюзном совещании по спектроскопии (1956).

Со временем вклад студентов БГУ в развитие народного хозяйства всего СССР становился все более ощутимым. Так, студенты-биологи проходили учебно-производственную практику не только на территории БССР (в Беловежской пуще, на озере Нарочь, опытной станции АН БССР в Баровлянах), но и на Кавказе. Зональная практика почвоведов проходила по маршрутам от Минска до Симферополя. Геологи бывали на базах геологических управлений и разведки России, Украины, химики – на калийных комбинатах Соликамска, Калуги и др. И распределение выпускников БГУ было тогда «общесоюзным», то есть в масштабах всего СССР. Пленумы ЦК КПСС прямо нацеливали на вовлечение всех студентов в научно-исследовательскую работу, на оказание практической помощи промышленности и сельскому хозяйству. В этом отношении знаменательным стал 1954 г. В сентябре этого года произошла первая поездка всех студентов всех курсов в колхозы с целью помочь в сборе урожая. В условиях низкой эффективности советской экономики очередной способ использования внеэкономического рычага для поддержания сельского хозяйства был принят руководством, и практика «трудового» семестра для студентов стала регулярной. Активно участвовали студенты БГУ и в освоении целины, и в строительных отрядах (об этом ниже).

Студенты умели работать, но умели и отдыхать. 17 ноября 1960 г. впервые широко отмечался Международный день студентов. В СССР он приобрел официально-идеологический характер: на формально организованных мероприятиях говорили исключительно о проблемах жизни студентов капиталистических и развивающихся стран. Поэтому студенты не могли проявить себя, наполнить мероприятия праздничным настроением. В 1966 г. Минский горком комсомола обратился к руководству вузов восстановить этот праздник. Ректорат БГУ одним из первых поддержал эту инициативу. 16 октября 1966 г. на Центральной площади столицы студенты столицы организовали театрализованное представление, завершившееся грандиозным факельным шествием.

В 1970-х гг. учеба студентов в БГУ все больше совмещалась с научно-исследовательской работой. Студенты в той или иной степени участвовали в выполнении многих госбюджетных и хозяйственно-договорных работ как в студенческих научно-исследовательских лабораториях (СНИЛ), так и на кафедрах. Их привлекали в научные экспедиции, конференции, семинары, они читали лекции населению. Признанием успехов кафедры радиофизики и электроники в организации деятельности студенческой научно-исследовательской работы (СНИЛ) стало ее награждение в 1978 г. Почетным дипломом Совета по научно-исследовательской работе студентов БГУ. В 1977/1978 учебном году 542 курсовые и дипломные работы выполнялись на производстве, а 42 работы были укоренены или поданы для использования их итогов на производстве. Десять студентов кафедры неорганической химии во время производственной практики провели работу, результаты которой были использованы производственным объединением «Интеграл». Во второй половине 1970-х гг. в БГУ действовало 112 научно-исследовательских кружков и групп, которые объединяли 3130 студентов. Их работу направляли лучшие ученые университета: академики Л. В. Володько, Р. П. Платонов, член-корреспондент В. Д. Ткачев и многие другие.

Воспитательная и культурно-массовая работа в университете. Воспитательной и идеологической работе в учебных заведениях СССР партийное руководство всегда придавало огромное значение. В советской системе образования эти направления являлись приоритетными: даже в ущерб основной ее задаче – приобретению знаний и профессии. Разнообразная культурная жизнь в особенности оживилась в период «оттепели». Привычным явлением стали литературные вечера по случаю выхода в свет новых книг (например, повести И. Эренбурга «Оттепель», давшей название периоду советской истории), встречи с писателями, поэтами, которые уже в те годы считались классиками белорусской литературы: Я. Колосом, А. Кулешовым, М. Лужаниным, М. Лыньковым, Я. Брылем, И. Шамякиным и др. В обсуждении их произведений принимали участие студенты А. Мальдис, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин – в будущем знаменитые белорусские литераторы. Дважды в БГУ побывали К. Симонов и А. Твардовский.

В рамках воспитательной и культурной работы было осуществлено осенью 1954 г. оборудование университета радиоузлом. После серьезной официальной информации по радио звучала музыка. Активное участие в налаживании работы радиоузла принял будущий профессор и проректор БГУ, а в то время студент физмата С. Шушкевич.

Власти всерьез были обеспокоены событиями, произошедшими в БГУ в 1970 г. Тогда группа студентов-филологов потребовала перевести обучение на белорусский язык. За это их обвинили в национализме и, как следствие, исключили из университета или перевели в другие вузы подальше от столицы. Была скорректирована вся воспитательная работа. В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС (март-апрель 1971 г.) в БГУ был разработан план коммунистического воспитания студентов, рассчитанный на весь период обучения. В нем предусматривались такие направления воспитательной работы, как формирование марксистско-ленинского мировоззрения, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое и атеистическое воспитание, воспитание коммунистической нравственности, коммунистического сознания, воспитание студентов как активных строителей коммунизма и т.д.

Основная нагрузка в деле формирования марксистско-ленинского мировоззрения, признававшегося «единственно верным и научным», ложилась на кафедры общественных наук: истории КПСС (гуманитарных и природоведческих факультетов), научного коммунизма, марксистско-ленинской философии, а также на курс истории СССР. Как отмечалось в университетских отчетах, «неослабевающее внимание преподаватели кафедр общественных наук придавали показу реакционной антигуманной сущности современного империализма, его теории, стратегии и тактики в борьбе против СССР <…>, раскрытию экономических и социально-политических истоков национализма и шовинизма, “правого” и “левого” ревизионизма, привитию будущим специалистам умения активно вскрывать подкопы буржуазной и ревизионистской идеологии и морали». Только в 1971/1972 учебном году было проведено более 30 теоретических конференций на тему «Антикоммунизм – главное идейно-политическое оружие империализма».

Не случайно, в год, когда торжественно отмечался 50-летний юбилей БГУ, именно кафедра истории КПСС гуманитарных факультетов вышла на первое место в соревновании между кафедрами и получила переходящий вымпел. Денег на идеологическую работу в те времена не жалели. Огромные средства были затрачены на оборудование кабинета истории КПСС природоведческих факультетов, который занимал вестибюль и несколько аудиторий на четвертом этаже нового химического корпуса, имел читальный зал и кинолекторий. Кабинет был оформлен художниками, приглашенными из Москвы, и не имел аналогов во всем Советском Союзе. Повышенное внимание, которое уделялось идеологической работе, определялось также тем, что заведующий кафедрой истории КПСС гуманитарных факультетов профессор Всеволод Михайлович Сикорский в октябре 1972 г. был назначен новым ректором БГУ.

Под руководством В. М. Сикорского к середине 1970-х гг. в БГУ была создана стройная система марксистско-ленинского образования и политической учебы. В 1974/1975 учебном году в БГУ работало 48 семинаров высшего звена, 5 семинаров среднего звена, 19 начальных партшкол. Кроме того, действовал филиал вечернего университета марксизма-ленинизма при Минском горкоме КПБ для повышения идейно-теоретического уровня партийных, комсомольских, профсоюзных работников, преподавательских кадров, партийных и беспартийных активистов. Кураторы студенческих групп обязаны были регулярно, по два раза в месяц, проводить политинформации по тематике, разработанной парткомом БГУ (например: «Основные задачи Государственного плана развития народного хозяйства СССР на 1975 год», «Забота о благосостоянии народа – главная задача политики КПСС», «Письмо Л. И. Брежнева комсомольцам г. Москвы – победителям социалистического соревнования» и др.).

Именно в 1970-е гг. основной единицей учебно-воспитательного процесса становится студенческая группа. Предполагалось, что костяк группы составят комсорг, профорг и староста. Однако часто выдвижение на эти должности было формальным.

Одной из характерных форм воспитательной и идеологической работы являлась деятельность всесоюзного общества «Знания», которое существовало и в БГУ, объединяя 12 первичных организаций. Основное внимание в лекциях, организуемых этим обществом, придавалось пропаганде решений съездов КПСС, КПБ, партийных пленумов, чествованию юбилейных дат – 50-летия СССР, 30-летия победы в Великой Отечественной войне и др. Общество «Знания» БГУ распространяло свою деятельность и вне стен университета: его преподаватели читали лекции и среди населения БССР. Формой лекционной пропаганды был выезд ученых университета на промышленные предприятия Минска и Минской области. Так, БГУ являлся шефом г. Борисова и Борисовского района, Столбцовского, Дзержинского, Смолевичского районов, МАЗа и ряда других предприятий. Лекторов готовили на специальном семинаре по методике лекционной пропаганды (работал с 1975 г.).

Большое внимание в университете уделялось военно-патриотическому воспитанию. Оно осуществлялось в разных формах и по различным направлениям, но цели были общими: формирование марксистско-ленинского мировоззрения, преданности коммунистической партии и советской родине. В университете проводились встречи с участниками Октябрьской революции 1917 г., ветеранами Гражданской и Великой Отечественной войн. Приглашались также офицеры и солдаты Белорусского военного округа, проводились митинги, походы по местам боев, возложения венков на могилы солдат и партизан, посещения музеев и т.д. Особо в этом ряду стояли соревнования по военно-прикладным видам спорта, которые проводились совместно кафедрой физвоспитания и спорта и комитетом Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Проводились также кинофестивали – просмотры художественных и документальных кинофильмов на военно-патриотическую тематику. Однако патриотизм того времени был исключительно советского характера. Ни о каких национальных корнях, традициях, основанных на богатом и славном историческом прошлом белорусского народа, не могло быть и речи. При этом тематика мероприятий повторялось из года в год и сами они все чаще приобретали формальный характер.

Реально заинтересовать студентов могли литературные конференции, которые организовывались совместно с библиотекой. Действительно существенной в сфере военно-патриотической работы была деятельность группы «Долг» по обнаружению имен студентов и преподавателей БГУ, погибших в годы войны. Значительным событием стало открытие 7 мая 1975 г. памятного знака профессорам и преподавателям, студентам, аспирантам, рабочим и служащим БГУ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В наши дни в отношении проводимой в те годы воспитательной работы чаще всего звучат негативные отзывы. Надо признать, что вся эта работа была частью политики правящей коммунистической партии, установившей в стране тоталитарный режим, характеризовавшийся крайней нетерпимостью к инакомыслию и навязыванием признававшейся единственно правильной марксистско-ленинской идеологии. Тем не менее, воспитательная работа имела, несомненно, и положительную сторону. Она способствовала укреплению учебной дисциплины, привитию высоких моральных качеств, формированию чувства сопричастности к общему делу, которым занималось население всей огромной страны.

Феномен «студенческой целины» и ССО. Одной из форм активного участия студенчества в жизни страны была работа в студенческих строительных отрядах (ССО) и освоение целины. Не остались в стороне от этих явлений и студенты БГУ.

Инициатива по освоению целинных и залежных земель (главным образом на территории Казахстана) принадлежала главному лицу в партийной иерархии – первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву. Предполагалось, что урожай с новой территории позволит раз и навсегда решить продовольственную проблему в стране и увеличит экспорт зерна. Первоначально эффект от освоения ранее не задействованных в сельском хозяйстве земель был обнадеживающим, однако уже вскоре ошибки в организации сева, сбора, хранения и транспортировки зерна привели к продовольственному кризису в начале 1960-х гг.

Руководство страны умело использовало трудовой энтузиазм населения, особенно молодежи, с готовностью откликнувшейся на призыв партии. 12 марта 1954 г. 170 комсомольцев Минска, среди которых были и студенты БГУ, отправились в Казахстан. В 1955 г. уже 275 студентов БГУ участвовало в уборке урожая на целине, а в следующем году здесь работало до 700 студентов-комсомольцев. 16 сентября 1956 г. в БГУ прошла торжественная встреча первой группы студентов, которые принимали участие в сборе урожая в Казахстане. Студенты БГУ находились в зерносовхозе имени Фрунзе с 28 июля по 15 сентября, им приходилось работать по 16-18 часов в сутки, несмотря на тяжелые климатические условия. В Минске секретарь комсомольской организации БГУ Е. Бабосов вручил проректору Г. А. Поветьеву сноп целинной пшеницы, как символ того, что университетская молодежь смогла преодолеть все трудности и внесла свою лепту в продовольственную программу страны.

В целом за 1956 – 1968 гг. на землях Казахстана побывало около 1500 студентов БГУ. С их помощью только в 1958 г. два совхоза Рузаевского района собрали 3,1 млн. пудов зерна. На целине студенты становились также и строителями. Вместе с отрядами других белорусских вузов было отремонтировано 67 домов и общежитий, 16 школ, 89 животноводческих помещений., построено 46 домов и общежитий, 35 животноводческих помещений и др. Участие студентов в «целинной» эпопее было исключительно добровольным, но влекли их не только романтика и энтузиазм. На целине можно было заработать деньги, что для многих студентов было хорошим способом улучшить свое материальное положение.

Неудача с «целинной эпопеей» вынудила партийное руководство искать новые пути по исправлению ситуации в сельском хозяйстве, неэффективность которого была очевидной. И в данном случае расчет делался на трудовые возможности студенчества. Так появились новые формы привлечения молодежи к работе на селе. Инициатива исходила снизу, а власти подхватывали ее и направляли в нужное русло: так возникло движение студенческих строительных отрядов (ССО). Решение о создании первого студенческого отряда было принято 13 октября 1958 г. на 9-й отчетно-выборной конференции комсомольской организации физфака МГУ. Первые же профильные ССО были сформированы в СССР только в 1963 г. 13 декабря 1966 г. в Кремлевском Дворце съездов открылся первый Всесоюзный слет ССО. Пик развития движения в СССР пришелся на 1985 г.: от министерств и ведомств было подано заявок на привлечение 2 млн. студентов. Численность Всесоюзного студенческого отряда составила 830 тыс. человек. С 1959 г. по 1985 г. школу ССО прошли около 13 млн. студентов СССР.

В БГУ формирование ССО началось несколько позднее. Первоначально, после мартовского 1963 г. пленума ЦК КПСС, стали создаваться трудовые лагеря. На заседании бюро комитета комсомола БГУ, который занялся непосредственной организацией работы студентов на стройках, в колхозах и совхозах Беларуси, был создан Штаб трудовых дел. Приоритет пока сохранялся за работой на целине, однако акцент делался не на уборке урожая, а на строительстве различных объектов.

В деле создания при БГУ ССО решающим оказался 1963 г. В этом году 282 студента университета работали в Уральской области на строительстве коровников, теплиц, жилых домов, школ. При этом, если раньше строительные работы не были основными, то теперь студенты занимались исключительно ими. Для координации работ был создан штаб целинников БГУ, занимавшийся координацией деятельности студотрядов не только на целине, но и в Беларуси, в том числе и на университетских стройках. Именно тогда, весной 1963 г., впервые и прозвучало название «студенческий строительный отряд» – ССО. В июле того же года был опубликован Устав ударного студенческого строительного отряда Беларуси, который определял задачи и структуру отряда, обязанности его членов.

В следующие годы количество ССО росло. Формировались не только сводные, но и отдельные отряды факультетов. К числу трудовых подвигов университетских ССО можно отнести: строительство животноводческого городка в совхозе «Алгабаски» (1963), застройка улицы в совхозе «Блищанский» (1964), постройка центральной усадьбы в совхозе «Калиновский» по ул. Университетская (1965), поселка «Юбилейный» с улицей «Белорусская» (1966 – 1967), главного шлюза «Лиман-53» Урало-Кушумского водного канала и др.

Между ССО развивалось соревнование, из которого часто победителем выходили отряды из БГУ. Так, в 1966 г. целинники привезли флаг «Лучшему студенческому строительному отряду», в том же году студенты-строители исторического факультета заняли второе место среди 72-х отрядов, работавших в Уральской области. За заслуги в формировании ССО Президиум Верховного Совета Казахской ССР в марте 1970 г. наградил БГУ Почетной грамотой.

Со временем студенческие отряды, хотя их персональный состав периодически менялся, приобретали традиции, появились особые праздники («Закапывание зелёного змия», «Целинный Новый год», «День спорта», «День вежливости», «День Нептуна», «День строителя», «День розыгрыша», «День анархии», «ДМБ — день молодого бойца»), отряды обзаводились собственными именами («Зубренок», «Аэлита», «Виктория», «Эврика» и др.).

С каждым годом росла численность ССО и география их деятельности. В 1971 г. в БГУ было сформировано 67 отрядов. Они проявили себя на стройках в Казахстане, Сибири, Дагестане, Коми АССР, г. Тольятти, в составе интеротрядов в ГДР, Чехословакии, вели строительство в Минске, Минской, Гомельской областях, в Речице, Солигорске, восстанавливали разрушенные землетрясением города Кизляр (1970) и Джамбул (1971).

«Студенческая целина» и ССО остались яркой страницей в истории СССР, но их традиции не были забыты и находят продолжение – в том числе в современной истории БГУ.

Новый этап в развитии международного сотрудничества. До середины 1950-х гг. международные связи Белорусского государственного университета были крайне ограничены. Фактически они сводились только к личной переписке сотрудников университета (например, В. И. Пичеты) с иностранными коллегами, а также участию профессоров В. Н. Перцева и Ф. П. Шмыгова в Международной конференции по принятию Устава ООН в 1945 г. Такая ситуация была обусловлена международным положением СССР, фактически находившемся в изоляции.

Вместе с началом разрядки в международных отношениях после прихода к власти Н. С. Хрущева начался новый этап в развитии международных связей БГУ. Однако они по-прежнему носили, главным образом, персональный характер. Так, в августе 1955 г. профессора, академики А. Н. Севченко, Т. Н. Годнев, Б. И. Степанов присутствовали на Международной конференции по мирному использованию ядерной энергии в Женеве, а в 1956 – 1957 гг. А. Н. Севченко и Ф. И. Федоров участвовали в разработке Устава и программ деятельности Международного агентства по мирному использованию атомной энергии при ООН. Осенью 1956 г. тогдашний ректор БГУ академик К. И. Лукашев в качестве делегата от АН БССР принимал участие в работе XX Международного геологического конгресса в М



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: