Золотой век» в истории русской культуры.




Рабочее движение и распространение марксизма в России.

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной жизни пореформенной России.

В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер: основное требование — повышение заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.

Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной (1870) и Кренгольмской (1872) мануфактуре.

В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.

Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза. В их идейных позициях были достаточно сильны народнические взгляды, но уже заметное влияние оказывали идеи I Интернационала.

Первой рабочей организацией был "Южнороссийский союз рабочих", основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е. О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим документом Союза был Устав, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только "посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества". Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е. О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме.

В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник "Северный союз русских рабочих". Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями "Северного союза" были рабочие-революционеры — слесарь В. П. Обнорский и столяр С. Н. Халтурин. В. А. Обнорский, еще в бытность за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором программных документов Союза. С. Н. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями. Открыто заявил о своем существовании "Северный союз русских рабочих" в январе 1879 г., когда в нелегальной типографии была напечатана его программа "К русским рабочим", принятая на учредительном собрании членов организации. Союз заявлял, что его главная цель — "ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого". В документе определялась роль рабочего класса в России, как класса, в котором "заключаются вся сила и знание страны" и от которого зависит успех социальной революции.

В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как "политическая свобода" обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок

Золотой век» в истории русской культуры.

В истории практически всегда культурный расцвет предшествовал глобальным изменениям в том или другом государстве. Не стала исключением и наша страна. "Золотой век" русской культуры завершился народными волнениями и приходом большевиков к власти. В то время формировалась идея о свержении старого строя. История культуры России в 19 веке характеризуется подъемом отечественного просвещения, расцветом различных видов искусства, величайшими научными достижениями. Значительное влияние на развитие оказывала, по мнению ученых, социальная структура страны. В то время Россия считалась государством сословным. Сословные принципы присутствовали не только в государственной структуре, но и в законодательстве, положении каждого подданного. Дворянство, являясь первым сословием, наделялось привилегиями, которые закреплялись в "Жалованной грамоте". "Золотой век" русской культуры немыслим без дворянской интеллигенции. Именно она с энтузиазмом подхватила провозглашенные идеи Французской революции о свободе, братстве и равенстве. Большое значение в то время имел рост промышленности, формирование новых капиталистических предприятий.

 

Следует отметить, что в то время не существовало официальных каналов выражения мнения общественности представителям власти. Не были сформированы представительные учреждения, независимый суд, ответственное правительство. Это подтолкнуло народ к самовыражению посредством культурных механизмов. "Золотой век" русской культуры – это, прежде всего, развитие литературы. Этот вид искусства стал неким способом выражения общественного мнения. Главной фигурой того времени стал Александр Пушкин. Вокруг него возник круг талантливых поэтов (Баратынский, Жуковский, Батюшков, Тютчев). Своими произведениями они создавали светлую атмосферу чистой культуры. Литература того времени распространяла понятия нравственной независимости, учила преодолевать сословные и классовые ограничения.

В условиях растущих городов важнейшей необходимостью для продолжения прогрессирующего развития государства становилось образование народа. Просветительские идеи о воспитании «полезных граждан» и «новых людей» воплотились в дальнейшем в сочинениях Бестужева и прочих деятелей того времени. "Золотой век" русской культуры стал важным этапом в развитиии реализма, прежде всего, в литературе, а также и в других видах искусства. Все виды и направления русского искусства того времени несли след глубочайшей серьезности, искренности, проблемности той эпохи. При этом необходимо отметить, что высокое развитие интеллигенции, великолепное владение языком, большое внимание ко всем богатствам народной жизни противостояло другой части «обескультуренной» страны. "Золотой век" русской культуры, кратко говоря, отличался стремлением преодолеть пропасть посредством просветительской работы. В эту эпоху появились литературные гении (Чехов, Лермонтов, Достоевский и прочие). Однако, разумеется, новые идеи воплощались не только в литературе. Активно проявлялся русский реализм и в изобразительном искусстве. Русские художники-реалисты старались максимально творчески и точно выразить правду жизни общества. Художники в некотором роде шли за литературными деятелями, воплощая идеи популярных романов того времени в живописных полотнах. Таким образом, создавалась некая художественная энциклопедия проблем российской действительности. Философски пытались объяснить свою эпоху такие мастера, как Васнецов, Иванов. Нестеров. Их обращение к сюжетам Библии стали своеобразным отражением нравственно-религиозных поисков великих русских классиков Толстого, Гоголя, Достоевского. Деятели музыкального искусства, великие композиторы Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, опираясь на народное творчество, создали великолепные образцы музыки - симфонии, оперы, балеты, которые принесли России мировую славу. Шедевры, созданные гениями 19 века, по праву сделали этот век Золотым веком русской культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: