Худин Александр Александрович




Александр ХУДИН

НАЗВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Научно-производственное предприятие «АРХИТЕКТОНИКА»

Нижний Новгород

Кафедра «КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА » МАРХИ & СМА

Москва 2017

•ПРОФИЛЬ МАСТЕРА

•ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

•УСТРОЙСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

•РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ

•АВТОРСКАЯ АРХИТЕКТУРА

•МАСТЕРСКАЯ НА РЫНКЕ АРХИТЕКТУРНЫХ И ПРОЕКТНЫХ УСЛУГ

•АРХИТЕКТУРА КАК БИЗНЕС

•КОММУНИКАЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ

•АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНКУРСЫ

•ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

•ГЛАВНОЕ В ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОРА

 

Краткая справка

Худин Александр Александрович

Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН)

Главный архитектор Научно-производственного предприятия «Архитектоника»

Профессор кафедры архитектурного проектирования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Кандидат архитектуры

Почетный работник Высшего образования Российской Федерации

Член Союза архитекторов России, правления Нижегородского отделения САР, Совета МООСАО

Член Градостроительного Совета при Губернаторе Нижегородской области, Архитектурного Совета ДГРТ Нижегородской области

Член бюро Отделения архитектуры РААСН, Совета по интеграции академической и вузовской науки РААСН

Автор более 60 построенных и строящихся объектов

Призер десяти областных и городских архитектурных конкурсов

Работал и стажировался в МАрхИ, ЦНИИЭПгражданстрой, МУПИРГ НижегородгражданНИИпроект, Шведском институте менеджмента, Волговятагропромпроект, мастерской Э.Чакмана (Австрия), МИПК ННГАСУ, ФПК МАрхИ

35 студентов-дипломников, руководителем которых являлся А.А. Худин, получили в разные годы дипломы I степени на Всесоюзных, Межрегиональных, Международных смотрах-конкурсах архитектурных школ

15 студентов получили на конкурсах специальные награды, в том числе: Дипломы Международной ассоциации союзов архитекторов, Дипломы Союза архитекторов России, Диплом РААСН, Первую премию конкурса «Дом для звезды», Гран-при конкурса фирмы «Майкрософт», Гран-при Международного смотра лучших дипломных проектов архитектурных школ – Медаль РААСН им. А.Г. Рочегова

В течении 11 лет (1991-2002 гг.) руководил кафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ

Постоянный член ГЭК и ГАК ННГАСУ, являлся председателем ГАК в Томском ГАСУ, Казанском ГАСУ, Самарском ГАСУ

Ведет научно-исследовательскую работу по темам: «Архитектура жилища», «Современные проблемы архитектурной практики», «Закономерности структурного построения архитектурных объектов»

Автор более 70 публикаций, участник международных и российских конференций

Лауреат Российско-британского конкурса творчества молодых архитекторов

Обладатель Сертификата качества Международной академии архитектуры (МАА)

Лауреат Международного проектного конкурса-семинара под эгидой МАА

Дипломант Всесоюзного конкурса на лучшую статью по архитектуре, фестивалей «Зодчество» 2003, 2004, 2007, 2013 гг., обладатель «Бронзового диплома» и «Серебряного Знака» фестивалей «Зодчество»

Лауреат Премии города Нижнего Новгорода в области архитектуры

Среди наград - Дипломы РААСН, Диплом МООСАО «За творческо-педагогическое мастерство», Почетная грамота и Благодарности Губернатора Нижегородской области, Медаль Союза архитекторов России «За преданность содружеству зодчих», Орден I степени «Элитарх» («Элита архитектуры и строительства»), Медаль Союза архитекторов России имени академика И.В. Жолтовского «За выдающийся вклад в архитектурное образование»

Присвоено звание Почетного члена МООСАО "За выдающиеся заслуги в развитии архитектурного образования"

«ТРЕХБЛОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС»

1 БЛОК 2 БЛОК 3 БЛОК
Ответы на вопросы анкеты Слайды Комментарии к ответам на анкету и архитектурные байки
Выдается слушателям до проведения мастер-класса Во время мастер-класса Во время мастер- класса
    Время выступления (ориентировочно)

1 БЛОК

0. Преамбула

0.1. Приветствие

0.2. Нижний Новгород

0.3. Особенности нижегородской архитектуры

0.1   11 минут
0.2  
0.3  

1. Профиль мастера

1.1. Почему Вы выбрали профессию архитектора?

1.2. Какой теме была посвящена Ваша дипломная работа?

1.3. Какой период профессиональной жизни Вам представляется самым ярким, какой - самым сложным?

1.1. Выбор профессии — реализация инстинкта или мечты, которые сидят в каждом человеке, - создать что-то свое, новое, видимое, материальное. Это и влечет людей в архитектуру и строительство. Кстати, наверное, из-за этого у нас так много самостроя.   0,5 минуты
1.2. Тема моего дипломного проекта - архитектурный институт в г. Горьком - Нижнем Новгороде.   -
1.3. Самый сложный период всегда — сегодняшний (прошлое - принятые решения, настоящее - возникшие проблемы, будущее — надежды на лучшее).   12 минут

2. История создания архитектурной мастерской

2.1. Как все начиналось? Какими были первоначальные цели создания мастерской? Менялись ли они с течением времени?

2.2. Расскажите о различных стадиях развития Вашей компании

2.3. С какими сложностями Вам пришлось столкнуться в начале пути, в дальнейшем? Чем были обусловлены успехи/неудачи?

2.4. Каков спектр услуг/специализация Вашей компании в настоящее время?

2.5. Сформулирована ли миссия Вашей компании? Если да, то какая?

2.6. Обозначьте географический охват архитектурной деятельности Вашей компании. Хотелось бы Вам его расширить? Каким образом?

2.7. Каковы планы в отношении развития Вашего бизнеса? Существуют ли препятствия для дальнейшего роста компании?

2.1. Нашей мастерской — 17 лет. Организовались под крупный заказ — гостиничный комплекс с участием иностранных компаний и партнеров.   0,5 минуты
2.2. НПП «Архитектоника» - вторая по величине частная мастерская города. Около 30 человек, из которых архитекторы составляют 20-25 процентов. Остальные сотрудники — конструкторы и инженеры - смежники. Комплексная мастерская обеспечивает проектирование градостроительных комплексов, жилых, общественных и производственных зданий. Успешно развивалась вплоть до кризиса 2008 года. Последние 11 лет — кривая ниспадающего вида падения доходов.   -
2.4. Главная идея организации — создать комплексную мастерскую, обеспечивающую все разделы проектирования.   -
2.3. Реальной востребованности в комплексности сейчас практически нет.   -
2.5. Миссия и девиз нашей мастерской: «Не навреди».   -
2.6. Основная география работ — Нижний Новгород. Иногородние работы редки.   -
2.7. Препятствие для развития бизнеса — кризис строительного комплекса (идеологический, экономический, юридический, организационный, финансовый).   -

 

3. Устройство архитектурной мастерской

3.1. Организационная структура мастерской (графическая схема)

3.2. Принципы управления, стиль руководства, должностная ответственность, контроль

3.3. Стратегическое планирование, бизнес-планы, календарные планы

3.4. Внутренняя жизнь мастерской: корпоративная культура, стандарты внутренней политики (если есть), лидерство, требования к коллективу, дисциплина

3.5. Кадровая политика: принцип подбора сотрудников, преемственность, возможности роста, внутренняя ротация

3.6. Офис архитектурной компании: каким он должен быть? Является ли офис элементом имиджа компании?

3.7. Информационные технологии, программное обеспечение, отношение к BIM-технологиям

3.1. Организационная структура мастерской — стандартная схема.   1 минута
3.2. Наша фирма - вертикально построенная иерархическая структура со всеми вытекающими из этого особенностями. В целом, должностная ответственность и контроль осуществляется по традиционным принципам проектного института. Планомерная работа основного коллектива «без авралов и пожаров». 8-часовой рабочий день с началом работы в 7, 8 или 9 утра по желанию.   -
3.3. Стратегического планирования нет, по причине отсутствия стратегического планирования развития строительной отрасли в нашей стране. Локальное планирование завязано на договорах и сроках, которые мы, стоит отметить, никогда не срываем.   -
3.4. К элементам корпоративной культуры, если я правильно ее понимаю, относятся: наличие нескандальных членов коллектива; уважительное отношение к коллегам по работе; удобное место работы; стабильная зарплата. Есть продолжающаяся все 17 лет традиция спектаклей (скетчей) — поздравлений на 23 февраля и 8 марта с переодеваниями, стихами, песнями и т.п.   -
3.5. Почти все сотрудники мастерской — выпускники местного архитектурно-строительного университета — от студентов-стажеров до сотрудников-пенсионеров. Ротация (в классическом ее понимании как инструмент борьбы с коррупцией) из-за отсутствия коррупции отсутствует. У наиболее заинтересованных и обучаемых сотрудников происходит постепенное расширение профессионального круга интересов и задач (инженеризация архитекторов и обархитектуривание инженеров).   -
3.6. Офис большой, в собственности, расположенный в самом центре города, с автостоянкой и приватной территорией.   -
3.7. Используем современные программные лицензионные продукты. BIM не является актуальной темой для провинциального проектирования.   -

4. Работа над проектами

4.1. Общее управление проектом, процессы, контроль качества

4.2. Этапы взаимодействия с заказчиком и подрядчиками, принципы работы

4.3. Междисциплинарный подход в архитектуре, его значение

4.4. Договорные отношения, специфика договоров об оказании архитектурно-проектных услуг, предотвращение критических ситуаций (с точки зрения закона)

4.5. Экономика проекта: ценообразование, стоимость различных частей проекта

4.6. Авторский надзор за строительством – принципы, компромиссы

4.7. Страхование ответственности архитектора/ архитектурной компании: производственное, юридическое, финансовое

4.1. Работа над проектом начинается всегда по-разному в зависимости от задачи, характера, намерений и опыта заказчика. Для нас наиболее предпочтителен корпоративный заказчик, имеющий строительный опыт, и понимающий значение проектного решения для последующих этапов реализации стройки и продаж объекта. Таких людей в провинции мало.   3 минуты
4.2. Стандартные этапы: предзаказ (переговоры) - задачи — анализ - ограничения - экономика - концепция - предпроектные эскизы (ТЭО) - договор - эскизный проект - согласование - корректура - рабочий проект - экспертиза - корректура - авторский надзор   -
4.3. Архитектура в целом - междисциплинарное явление. Я считаю, что настоящий архитектор это "супер-дилетант", который знает "всё", и, конечно же, "ничего" по-настоящему глубоко.   -
4.4. Договор — обобщенная основа отношений с заказчиком. Но необходимо постоянное сопровождение этого стандартного, и не вмещающего в себя всех нюансов, документа. Чем педантичнее и бюрократичнее фиксируется каждый нюанс этапов прохождения проекта (пожелания, изменения, проблемы и т.п.), тем более комфортной будет работа. Каждый шаг должен отмечаться запротоколированным документом.   -
4.5. Нынешняя проектная «экономика» в кризисном состоянии и дополнительно вульгаризирована режимом демпинга.   2 минуты
4.6. При авторском надзоре, за проектное решение бороться надо до конца. На компромиссы идти приходиться, но они должны не наносить ущерба общему решению. Подчас (правда, крайне редко), предложения подрядчиков разумны и обоснованны. Также важно, чтобы компромиссы не образовывали «снежный ком» исправлений и корректур, которые в финале приведут к тому, что всё начнет разваливаться, и приведет к полному провалу реализации.   3 минуты
4.7. Наша фирма застрахована через систему СРО.   -

 

5. Авторская архитектура

5.1. Специфика творческого мышления архитектора. Всегда ли узнаваем творческий почерк автора? Какую архитектуру можно назвать авторской?

5.2. Ваш творческий метод создания проекта, его специфика. Архитектурные приемы и любимые материалы

5.3. Насколько важно понимать современные мировые тенденции в архитектуре? Насколько важно им следовать? Архитектура и мода

5.4. Качественная архитектура – что это такое? Как оценить качество архитектурного объекта? Критерии оценки и примеры качественнной и некачественной архитектуры

5.5. Авторское право. Является ли оно обязательным элементом договорных отношений с клиентом/ сотрудником архитектурной компании? Принципы защиты, регистрации, реализации авторского права при строительстве и эксплуатации объекта

5.1. Специфика творческого мышления архитектора: - развитое пространственное вúдение и предвидение(!); - богатый внутренний мир (образованность, культура, опыт); - композиционные умения (понимание гармонии пространств и масс). В свете упоминавшегося мною "супер-дилетантизма" архитектора, эти составляющие — то, что и отличает нас от других специалистов в области строительства.   1,5 минуты
5.2. Практически никогда не начинаю рисовать сразу по получению заказа, если это не экономический расчет проекта для заказчика, от которого, после удовлетворения его потребностей, можно отойти при наличии с нашей стороны убедительных к тому обоснований.   25 минут
5.3. Тенденции современной мировой архитектуры знать, конечно же, надо, тем более, когда преподаешь. И к тому же, традицией нашей кафедры является отсутствие догматизма в отношении стилистическо-композиционных поисков наших студентов - «пусть цветут все цветы». Правда, от своих студентов я требую объяснения и мотивации выбранного пути, максимально серьезного подхода при обращении к заимствуемым приемам.   4 минуты
5.4. В отношении качественной архитектуры у меня основные критерии возникают из перечисленных выше особенностей архитектурного мышления. Черты качественного архитектурного продукта: - осмысленная пространственность; - проявленная культура мышления и проектирования; - гармоничность композиции.   1,5 минуты
5.5. На собственном опыте знаем достоверно, что уровень защиты наших авторских прав равен нулю. Специально нанимали юристов для тяжбы в отношении самодеятельности жильцов одного из запроектированных нами домов. Полный провал!   -

6. Мастерская на рынке архитектурных и проектных услуг

6.1. Охарактеризуйте современный российский рынок архитектурных услуг.

6.2. Какие компании предпочитают заказчики и почему?

6.3. Позиционирование Вашей компании на архитектурном рынке. Почему клиенты предпочитают пользоваться услугами Вашей компании?

6.4. Источники поступления заказов, поиск новых клиентов

6.5. Участники проектно-строительного рынка: заказчик, подрядчик, девелопер, инвестор. Принципы конструктивного взаимодействия и долгосрочной кооперации

6.6. Адаптация к переменам: что важно иметь в виду, как действовать?

6.7. Представляет ли для Вас интерес зарубежный рынок? Если да, какие возможности Вам кажутся реальными? Если Ваша компания имеет опыт работы за рубежом, расскажите о различиях в архитектурной деятельности в России и за ее пределами

6.1. Цивилизованный рынок архитектурных услуг, по моему мнению, в провинции (да, похоже, и в стране) отсутствует.   1,0 мин
6.2. В большинстве случаев предпочитают послушных и дешевых проектировщиков.   -
6.3. Мы позиционируемся как качественная, надежная, но слишком дорогая фирма.   -
6.4. Заказчики — в основном, независимые, относительно небольшие подрядчики-строители, которые и застраивали небольшими домами наш город до изменения систем кредитования и инвестирования в строительстве.   -
6.5. В идеале: - плотное сопровождение заказчика от начальных эскизов до завершения стройки; - комплексное решение всех вопросов проектирования и строительства; - выстраивание системы бонусов для постоянных партнеров («не дергать по мелочам»).   -
6.6. Адаптация к переменам (кризисам) - повышать квалификацию, надеяться, уметь ждать.   2,0 мин
6.7. Зарубежный рынок для провинциального архитектора это недоступный плод.   2,0 мин

 

7. Архитектура как бизнес

7.1. Что означает понятие «успешный бизнес» в архитектуре? Каковы его составляющие? Что необходимо для создания успешного бизнеса в архитектуре?

7.2. Различные модели организации архитектурного бизнеса

7.3. Значение менеджмента в архитектуре. Каким он должен быть?

7.4. Случаи деловых успехов и неудач в Вашей практике

7.1. Архитектура это не бизнес. В архитектуре успешный бизнес — это востребованный капиталом архитектор, обладающий талантом и коммуникабельностью.   Настоящие архитекторы создают произведения искусства. Байка про заказчика Р.Мейера. Корреспондент берет интервью у миллионера, которому Мейер построил виллу. Спрашивает его: «Вам, наверное, очень нравиться дом, запроектированный для вас Мейером». Тот отвечает: «Я в этом доме провожу в основном вечеринки, презентации и приемы. Жить в нем мне неуютно. У меня для жизни есть более традиционная консервативная вилла. «Но Мейер должен был учесть ваши пожелания, особенности быта и жизни», - удивляется корреспондент. Владелец отвечает: «Я купил произведение великого архитектора. Вы можете себе представить, чтобы при покупке картины Пикассо, потребовать что-то в этой картине поменять, заменить цвета и т.п? Это был бы уже не Пикассо».
7.2. Архитектурный бизнес для меня понятие несуществующее. Проект, конечно же, товар. Но не всякий такой проект-товар — Архитектура. Бизнес, в моем понимании, - получение прибыли - разницы между затратами на производство продукта и его продажной стоимостью (в отличие от его русского синонима - «дело» (но, мне кажется, наше дело - совсем «другое дело»)). Специфическая часть строительного продукта, сформированная архитектором, всегда убыточна. Даже рационализируя, и двигаясь по пути удовлетворения желаний заказчика, архитектор, кроме этого, все равно преследует (должен преследовать!) целый ряд гуманитарных, социальных, художественных, личных и прочих целей, не совпадающих с целями работодателя. Есть «бизнес на архитектуре», который к архитектуре имеет прикладное отношение.   1.5 мин
7.3. При высокой востребованности и загрузке архитектора возникает необходимость в организации команды управленцев.   -
7.4. Вся моя проектно-строительная практика — чересполосица успехов и неудач.   -

8. Коммуникация в архитектуре

8.1. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет коммуникация в архитектурной деятельности?

8.2. Какие виды коммуникаций Вам представляются наиболее важными для архитектора?

8.3. Существует ли в архитектурной деятельности понятие «деловая этика» и что оно подразумевает? Является ли культура деловой коммуникации в архитектуре специфической? Нужно ли этому учиться?

8.4. Насколько важен маркетинг в архитектурной деятельности?

8.5. Маркетинговая политика Вашей компании: затраты на рекламу, публикации, участие в профессиональных конкурсах, другое

8.1. Без развитых коммуникационных способностей не может быть успешного архитектора.   6 минут
8.2. Важнейшая коммуникация - умение убедить заказчика и согласующие инстанции в правильности собственной концепции, и добиться ее реализации.  
8.3. Для большой части ведущих архитекторов Нижнего Новгорода существует понятие «этическое проектирование».   1,5 мин
8.4. Рассматривая наиболее успешные и провальные периоды жизни мастерской, я, как ни странно, не вижу корреляции между ними и нашими маркетинговыми действиями.   -

9. Архитектурные конкурсы

9.1. Ваше отношение к архитектурным конкурсам (заказным, открытым, закрытым)?

9.2. Какой, по Вашему мнению, должна быть конкурсная политика?

9.3. Применимы ли принципы конкурсной практики МСА в России?

9.4. В каких конкурсах участвует Ваша компания? Почему?

9.1. Во-первых, конкурсы — прекрасный тренинг для архитектора. Как бы ни было ограничено задание, ты, как правило, оторван от конкретного заказчика как личности, ты максимально свободен. Можно, а подчас и нужно, конечно, собирать о нем информацию, но в любом случае ты домысливаешь и подстраиваешь под себя эти данные. Во-вторых, архитектор именно за счет конкурсов может создать себе имя, хотя бы в архитектурных кругах.   5 минут
9.2. В отношении отечественной и местной конкурсной политики у меня впечатление скорее негативное. Слишком много неопределенностей в формулировании заданий, конъюнктуры и политики.  
9.3. С практикой международных конкурсов я, как участник, незнаком. Однако, судя по их результатам, в них все отработано очень четко, и, главное, с доминированием именно гуманитарных, архитектурных и градостроительных критериев.  
9.4. Сейчас в конкурсах участвуем редко, т.к. это в основном не конкурсы, а неоплачиваемые тендеры с примитивными изначальными задачами — «как можно больше, как можно проще, как можно дешевле».  

10. Жизнь в профессии

10.1. Если бы Вам представилась возможность начать все заново, что бы Вы сделали иначе?

10.2. Уроки Вашей профессиональной жизни: достижения, неудачи

10.3. Каких ошибок можно было избежать?

10.4. Личный опыт: случаи из жизни, изменившие Вас

10.5. Личные истории: источники вдохновения, творческие кризисы

10.6. Всегда ли Вы получаете удовольствие от работы?

10.7. Какой объект вызывает у Вас наибольшую гордость?

10.8. Ваши увлечения

10.9. Рекомендации начинающему архитектору:

10.9.1. советую.......................................................

10.9.2. не советую...................................................

10.1. Ничего в своей профессиональной жизни я бы менять не стал. Самоуверенность молодости, амбиции юности, ошибки становления - шикарный и необходимый багаж любого архитектора. Надо только, чтобы повезло, и все вышеперечисленное осталось на бумаге. Я свой первый объект (общественное здание) построил в центре города, обучаясь на 5 курсе. О моем авторстве, я надеюсь, никто из коллег не знает. Подписал проект другой архитектор, который и дал мне эту работу. После строительства объекта и стало возникать понимание того, что же такое Архитектура. И это было как ушат холодной воды на мою юную голову. А как все казалось правильно, профессионально и красиво в моих чертежах...   5 минут
10.2. Весь данный мастер-класс (блоки 2 и 3) - об уроках профессиональной жизни. Один из главных уроков — необходимость развития в себе умения предвидеть конечный результат (построенный объект). Это и есть, по моему мнению, одно из главных качеств настоящего архитектора. Увидеть финальную объемно-пространственную картину в эскизе, чертеже, модели, макете — редкое, божественное, но в определенной степени развиваемое качество.  
10.3. Никаких ошибок в профессии избежать невозможно. Не знаю как у других, но ощущение, что именно сегодня, именно в этом проекте ты наконец-то начинаешь понимать, как делать архитектуру, преследует меня постоянно. Очень вдохновляющий самообман и стимул для работы.  
10.4. Все комментарии и байки (блок 3) - случаи из профессиональной жизни.   -
10.5. Источники вдохновения — все что вокруг и внутри нас: люди, музыка, эмоции, предметы, природа, культура — вся окружающая нас, отраженная в нас, и преображенная нами действительность.    
10.6. Архитектура — источник духовного, интеллектуального, эмоционального и материального удовольствия. Мне нравиться делать в ней все - от концепции до деталей.   2,0 мин
10.7. Наибольшая гордость — профессиональные работы моих нынешних и бывших студентов, и, вообще, их успехи в жизни. Когда человек последовательно становится главным архитектором Нижегородской области - заместителем главного архитектора Москвы - главным архитектором Санкт-Петербурга - вице-президентом Союза архитекторов, и при этом называет тебя своим учителем, — это очень приятно. Эмоции в отношении собственных работ я сравнил бы с эмоциями в отношении близких тебе людей — они далеко не идеальны, противоречивы, но они твои родные..., они как твои собственные дети. Однако и «простое» удовольствие от того, что ты это построил — необыкновенное приятное чувство.   -
10.8. Главное увлечение — прослушивание хорошей музыки, в основном - классической. Иногда рисую шаржи на товарищей, поздравительные открытки, пишу стишки для друзей на Новый год. Волейбол по возрасту заброшен. Люблю рыбалку как лучший способ прочистить мозги, отвлечься от постоянного навязчивого размышления. Она даже лучший отдых, чем сон, потому что проектирование во сне — обычное дело, когда ты увлечен работой и ищешь решение.   1,0 мин
10.9. В отношении советов молодым архитекторам я согласен с Иосифом Бродским, который сказал, что между поколениями существует прозрачная, и в тоже время непроницаемая стена непонимания, и наш опыт мало что значит для тех, кто его приобретает в настоящее время.   1,0 мин

 

11. Главное в профессии архитектора

11.1. Каким Вы видите развитие архитектуры в будущем – ближайшем, отдаленном?

11.2. Каким Вы видите будущее архитектурной профессии (прогнозы на ближайшие 10...20 лет...) в России? в мире?

11.3. Плюсы и минусы профессии

11.1. Прогнозы, как известно, неблагодарное дело. Однако, по моему мнению, Архитектура (с большой буквы) или т.н. «Зодчество шедевров» ни в чем не изменится. Оно, в своих решениях, будет всегда вызывать сильнейшую и уникальную вневременную эмоцию у человека — ощущение рукотворного, организованного по законам гармонии пространства. Другая сторона архитектуры — формирование комфортной среды обитания — дело цивилизационное и эволюционное (и быть может, более важное для жизни цивилизации) будет идти параллельно описанным выше поискам гениев, и стандартная задача профессионалов — обеспечить опять-таки эволюционное улучшение этой среды. Это задача 99,9% зодчих всего мира. Благородная и очень симпатичная миссия.   2,5 минуты
11.2. Будущее архитектуры в России туманно, и будет определяться, конечно же, социально-политической ситуацией.   0,5 минуты
11.3. Я отрицательных сторон архитектуры не вижу. Наше дело, конечно же, необыкновенно трудное, но и необыкновенно увлекательное.   4 минуты

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: