Краткий очерк развития зуба (по Фалину)




Образование тканей зуба – сложный и длительный процесс. Развитие каждой ткани зуба, количество зубов, форма коронок зубов, количество, форма и длина корней разной группы зубов определяется генетическим кодом и осуществляется специальными клетками.

В развитии зачатков зубов принято различать три стадии или периода:

1. Период закладки и образования зачатков;

2. Период дифференцировки клеточных элементов зубных зачатков;

3. Период гистогенеза зубных тканей.

Закладка и образование зачатков молочных зубов начинается на 6-7 неделе эмбрионального развития плода.

Постоянные резцы, клыки и первые моляры закладываются во II половине внутриутробного развития плода; остальные постоянные зубы закладываются после рождения ребенка; вторые моляры – в 6 месяцев; третьи моляры – в 4-5 лет.

I период. Закладка начинается с образования зубной пластинки из эпителия, вросшего в подлежащую мезенхиму челюстей, на 6-7 неделе эмбрионального развития. Затем вдоль свободного края пластинки га её передней (вестибулярной) поверхности образуются эпителиальные выпячивания колбовидной формы по 10 на каждой челюсти, котрые позже превращаются в эмалевые органы. Во внутрь колбовидных выпячиваний врастает мезенхима, образуя зубные сосочки, очертание которых соответствует форме будущих коронок временных зубов. К концу второго месяца эмалевый орган постепенно обособляется от зубной пластинки, мезенхима вокруг него уплотняется, образуя зубной мешочек или фолликул.

II период. Дифференцировка клеточных элементов зубного зачатка заключается в том, что клетки эмалевого органа и клетки зубного сосочка делаются неоднородными. В эмалевом органе появляются клетки наружные и внутренние, разделенные «пульпой эмалевого органа». Внутренние эпителиальные клетки, прилегающие к поверхности зубного сосочка, дают начало энамелобластами (образующим эмаль). На поверхности зубного сосочка из мезенхимы образуются несколько рядов одонтобластов (образующих дентин).

III период. Процесс построения тканей зуба – гистогенез происходит на четвертом месяце внутриутробного развития плода и начинается с построения дентина. На поверхности зубного сосочка между одонтобластами, с одной стороны, и энамелобластами, с другой стороны, появляется слой предентина, который строят одонтобластами. Вслед за этим энамелобластами приступают к образованию эмали.

Процесс гистогенеза начинается в каждом зачатке зуба с вершин его будущих бугров у моляров или режущих краев у резцов, и постепенно распространяется на боковые отделы зачатков.

На пятом месяце эмбрионального развития предентин начинает обызвествляться и превращается в дентин. Одонтобласты в состав основного вещества дентина не входят. Дентин состоит из основного вещества, пронизанного множеством тонких дентинных канальцев, в полости которых находятся цитоплазматические отростки одонтобластов, которые, по мнению большинства авторов, осуществляют функцию питания вещества зуба и снабжение его минеральными солями. Одонтобласты, расположенные в несколько рядов в периферических отделах пульпы зуба, сохраняют способность к регенерации и после прорезывания зуба.

При кариесе, стирании эмали, эрозии эмали и др. активность одонтобластов повышается и на внутренней стенке полости зуба образуют более толстый слой так называемого заместительного дентина.

Вскоре после начала отложения дентина на вершине зубного сосочка начинается образование эмали, которая возникает благодаря деятельности энамелобластов. Сначала образуется органическая основа эмали – матрица, а затем происходит её минерализация. Созревание эмали заключается в её окончательной минерализации, которая продолжается и после прорезывания зуба.

Минерализация зачатков временных зубов начинается с 4,5-5 месяцев эмбриональной жизни, и к моменту рождения ребенка минерализована большая часть коронки резцов, ½ часть коронки клыков и жевательная поверхность моляров. Из постоянных зубов только первые моляры начинают минерализоваться на девятом месяце эмбриональной жизни, а иногда и после рождения. Дальнейшее построение тканей временных и постоянных зубов продолжается после рождения ребёнка.

В процессе построения эмали все энамелобласты преобразуются в эмалевые призмы коронки зуба, что исключает возможность регенерации эмали при её частичном разрушении. Ядра энамелобластов сливаются с другими клеточными и бесклеточными остатками эмалевого органа и в виде тонкой (0,2 мкм) прозрачной кутикулы покрывает эмаль прорезавшегося зуба. Кутикула в виде тонких фибрилл проникает в поверхностный слой эмали. В процессе жевания кутикула постепенно стирается.

В зрелой эмали минеральных солей содержится до 95-96%, воды около 3% и органических веществ до 1,2%. На протяжении жизни количество минеральных солей увеличивается, а доля воды и органических вещетсв уменьшается.

Толщина эмали в различных участках коронки зуба неодинакова. Наиболее толстый слой находится в области бугров коронки моляров (до 1,7 мм), самый тонкий – у шеек зубов (0,01 мм), в области фиссур – 0,5-0,6 мм. Минерализация эмали неравномерная. Установлено, что наибольшее количество микроэлементов содержится в поверхностном слое эмали, затем у эмалево-дентинного соединения и меньше всего в подповерхностном слое.

Пульпа зуба развивается из мезенхимы зубного сосочка. Еще до появления первых одонтобластов в базальную часть сосочка врастает кровеносный сосуд, у верхушки сосочка он образует ветви, подходящие к слою одонтобластов. Почти одновременно с этим происходит врастание в зубной сосочек и нервов. Одновременно с образованием одонтобластов в центре зубного сосочка мезенхимные клетки увеличиваются в размерах, отодвигаются друг от друга благодаря появлению между ними основного аморфного вещества. Вскоре в нем появляются тонкие фибриллы. Постепенно мезенхима центральных отделов зубного сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань, богатую клетками типа фибробластов и гистиоцитов, а также кровеносными сосудами. Корневая пульпа отличается от коронковой меньшим количеством клеточных элементов и повышенным содержанием волокнистых структур. Это различие незначительное в формирующихся зубах и более выраженно в зубах сформированных, особенно в многокорневых.

Развитие корня зуба происходит незадолго до прорезывания, т.е. уже полсе рождения ребенка. Основу корня составляет дентин. Его продолжают строить одонтобласты. На поверхности дентина откладывается цемент – результат деятельности цементобластов. В реализации этого процесса участвует временная структура эпителиального происхождения – так называемое гертвиговское влагалище корня. Оно образуется в месте перехода внутренних эпителиальных клеток эмалевого органа в наружные, т.е. по всему периметру, которые быстро размножаясь, проникают в подлежащую мезенхиму. После возникновения слоя дентина эпителиальное влагалище прорастает мезенхимными клетками зубного мешочка, теряет свою непрерывность, и, позже, рассасывается. Мезенхимные клетки зубного мешочка вступают в соприкосновение с дентином корня и часть их превращается в цементобласты, которые начинают откладывать цемент на поверхность дентина корня. Часть эпителиальных клеток гертвиговского влагалища остаются в околозубных тканях (островки Малассе) и при воспалении вновь приобретают способность к росту. Остальная часть зубного мешочка, окружающая развивающийся корень зуба, принимает участие в построении периодонта и костной лунки зуба.

После формирования ¼ - ½ части корня зуба начинается прорезывание зуба.

Механизм прорезывания не совсем ясен. Соединительная ткань над коронкой зуба рассасывается, кутикула зуба – Насмитова оболочка срастается с эпителием десны. Прорезывание идет медленно. Клиницист считает зубы прорезавшимися, когда они достигают так называемой окклюзионной поверхности, т.е. контактируют с зубами противоположной челюсти. При этом ещё часть эмали остается под десной.

Временные зубы начинают прорезываться у ребенка в 6-7 месяцев, а корни ещё продолжают формироваться. Нередко зубы ребёнка поражаются кариесом раньше, чем заканчивается формирование корня. Не всегда удается сделать малышу рентгенограмму, поэтому детский стоматолог должен знать сроки формирования корней на разных этапах.

Сроки формирования зубов, прорезывания их, формирование и резорбцию корней у каждого ребёнка индивидуальны, поэтому разные авторы в своих таблицах указывают различные сроки. По нашему мнению, данные Кронфельда в наибольшей степени соответствуют действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: