Глава.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У школьников 13-14лет




Глава.2 ВОСПИТАНИЕ и развитие БЫСТРОТЫСТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 лет..............................................................................

2.1 Контрольные упражнения для определения уровня развития быстроты у учащихся………………………………………………………………………

2.2 Физические и физиологические основы развития быстроты у учащихся старшего школьного возраста………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Формирование быстроты на уроках физической культуры выступает как одно из направлений физического воспитания школьников. Специалисты в области физического воспитания, Н.Г. Озолин и Г.В. Васильев считаю, что высокий уровень быстроты будет способствовать более легкому выполнению менее быстрых движений, что в свою очередь приведет к увеличению длительности работы.

Цель исследования - теоретически обосновать и проанализировать особенности методики воспитания быстроты на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

- определить сущность и проанализировать средства и методы воспитания быстроты как физического качества;

- рассмотреть физические и физиологические предпосылки развития быстроты у старшеклассников на уроках физической культуры.

- провести анализ и дать характеристику методики воспитания быстроты у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Объект исследования - процесс воспитания физических качеств у школьников 13-14лет.

Предмет изучения - особенности методики воспитания быстроты у старших школьников на уроках физической культуры и здоровья.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Физическое воспитание в учебно-воспитательном процессе школьников, как составная часть общей системы образования, должна заложить основы обеспечения и развития физического и нравственного здоровья, комплексного подхода к формированию умственных и физических качеств личности. Оно должно способствовать совершенствованию физической и психологической подготовки к активной жизни.
Игровые методы - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в диалектической взаимосвязи физических и духовных качеств и личностную самореализацию.
По уровню физической активности современного школьника, согласно новейшим научным исследованиям, не б олее 5-10% от их количества выполняют минимальную возрастную норму физической активности развивающего характера, причем физическая активность девочек у 2-4 раза ниже, чем у мальчиков. Существенной причиной ухудшения здоровья школьников является также значительное уменьшение физической активности с возрастом.

 

 

Глава.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У школьников 13-14лет

1.1Понятия о скоростных способностей, их виды

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности».

Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Под быстротой понимают единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющий перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.

Под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:

1.Способность быстро реагировать на сигнал (быстрота реакции);

2.Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения);

3.Способность к быстрому началу движения (резкость)

4.Способность к выполнению движений в максимальном темпе (темп движений).

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как обусловлена не только уровнем развития быстроты. Но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами.

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.

Для развития скоростных способностей необходимо решить следующие задачи:

1. Разностороннее развитие скоростных способностей в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения. Важно не упустить средний школьный возраст – особенно благоприятный период для эффективного воздействия на эту группу способностей;

2. Максимальное развитие скоростных способностей при специализации подростков в виде спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль.

3. Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определённом виде деятельности.

В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путём – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движения.

 

 

1.2 Общая характеристика быстроты как физического качества

 

В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту. К ней относят, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Первую способность условно принято называть «быстротой двигательных реакций», вторую - «быстротой движений.

Быстрота как способность к экстренным двигательным реакциям. В отличие от собственно двигательных действий, «двигательной реакцией», как известно, принято условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющий сигнальное значение, и т.п.), и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому.

Простой двигательной реакцией принято называть реакцию, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т.п.).

К сложнымдвигательнымреакциям относятся, в частности, реакции выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект - РДО (реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например мяч, шайбу, спортивное оружие и т. п.). В играх, единоборствах, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущийся объект. Время таких реакций, естественно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа, а в РДО и на) «улавливание» зрением движущегося объекта. Диапазон возможного сокращения этого времени путем совершенствования сложных двигательных реакций довольно широк.

Быстрота как способность, определяющая скоростные характеристики движений. О ее внешних проявлениях чаще всего судят по скорости отдельных движений и темпу (частоте) движений, циклически воспроизводимых в пределах заданного времени. Эти показатели, однако, отражают не только быстроту, но также силовые и другие двигательные способности, поэтому оценивать ее по данным показателям можно лишь условно (чтобы выделить из них информацию о быстроте, прибегают к специальным тестовым и расчетным приемам: измеряют предельную скорость и частоту движений при выполнении их в облегченных условиях, сопоставляют скоростные и силовые показатели, рассчитанные на основе различных тестов, и др.).

Специфика быстроты как способности, определяющей скоростные характеристики движений, заключается в особенностях личностно-психических, центрально-нервных и нервно-мышечных факторов, обеспечивающих скоротечность двигательных действий.

Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

Быстроту как комплекс определенных свойств, присущих функциональным системам человека, не следует отождествлять с внешне регистрируемыми скоростными характеристиками двигательных действий (скорость отдельно взятых движений, темп их чередования и т.п.). Последние обусловлены не только тем, что относятся, собственно, к быстроте, но и силовыми, и другими двигательными способностями. Если понятие «быстрота» распространить на все эти способности, оно утратит какую-либо определенность. По существу, под быстротой есть смысл подразумевать лишь те стороны способностей, реализуемых в действии, от которых кроме всех прочих факторов в конечном счете зависит скоротечность двигательных проявлений.

Быстрота движений рассматривается как способность ребенка совершать движения, двигательные действия в минимальный дляданных условий отрезок времени.

Различают три относительно независимые друг от друга элементарные формы проявления качества быстроты. Это - быстрота (время) двигательной реакции (старт и другие виды быстрого реагирования), быстрота отдельных движений (бросок, удар, укол и т. п.) и быстрота выполнения нескольких движений или целостных двигательных актов (бег, плавание и др.). Последнюю форму проявления быстроты иногда называют скоростной выносливостью, понимая под этим умение поддерживать высокую скорость на коротких отрезках дистанции (ходьбы, бега и т. п.) или умение в процессе относительно длительных игр и физических упражнений многократно выполнять быстрые движения. Скоростные способности человека настолько специфичны, что даже в элементарных формах быстроты перенос качественных особенностей происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, улучшение результатов в беге никак не отражается на результатах в плавании и т. п. Поэтому быстрота может развиваться не вообще, а лишь в определенных движениях, в конкретном двигательном навыке. При этом изменения, происходящие в центральной нервной системе и периферическом нервно-мышечном аппарате, в связи с развитием быстроты всегда обусловлены конкретной системой динамического стереотипа, связанного с выполнением определенного движения или действия. Отсюда методика развития различных видов быстроты должна иметь свои специфические особенности, которые будут определяться особенностями изучаемых или совершенствуемых движений и двигательных действий.

Скоростные способности человека настолько специфичны, что даже в элементарных формах быстроты перенос качественных особенностей происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, улучшение результатов в беге никак не отражается на результатах в плавании и т. п. Поэтому быстрота может развиваться не вообще, а лишь в определенных движениях, в конкретном двигательном навыке. При этом изменения, происходящие в центральной нервной системе и периферическом нервно-мышечном аппарате, в связи с развитием быстроты всегда обусловлены конкретной системой динамического стереотипа, связанного с выполнением определенного движения или действия. Отсюда методика развития различных видов быстроты должна иметь свои специфические особенности, которые будут определяться особенностями изучаемых или совершенствуемых движений и двигательных действий.

Целенаправленные воздействия, или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики, позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т. д.).

Таким образом, понятие «быстрота» имеет много определений и рассматривается как способность, как физическое качество, как комплекс специальных свойств. В нашем понимании быстрота представляет собой определенный комплекс свойств, которые непосредственно определяют скоростные характеристики движений и время двигательной реакции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: