ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСЭКЗАМЕНА




1. Человек как индивид, личность, индивидуальность. Феномен человека в психологии. Основные этапы и закономерности психического развития человека.

 

2. Человек как личность. Основные психологические концепции личности. Основные факторы развития личности, помощь и коррекция.

 

3. Мотивационные психические образования. Возрастное развитие мотивационной сферы человека. Основные концепции мотивации в историко-психологическом аспекте.

 

 

4. Регуляторные психические образования. Возрастное развитие воли. Представления о воле в истории психологии.

 

5. Характер. Возрастное развитие характера. Основные концепции характера в историко-психологическом аспекте. Акцентуации характера.

 

6. Темперамент. Возрастное развитие темперамента. Основные концепции темперамента в истории психологии. Современный подход к темпераменту.

 

7. Аффективные психические образования. Возрастное развитие эмоций и чувств. Основные концепции эмоций.

 

 

8. Сенсорные психические образования. Возрастное развитие сенсорной сферы человека. Представления об ощущениях в историко-психологическом аспекте.

 

9. Перцептивные психические образования. Возрастное развитие восприятия. Представления о восприятии в историко-психологическом аспекте.

 

10. Мнемические психические образования. Возрастное развитие памяти. Основные концепции памяти.

 

 

11. Интеллектуальные психические образования. Интеллект и мышление. Возрастное развитие мышления. Основные концепции мышления и интеллекта.

 

12. Внимание. Возрастное развитие внимания. Основные концепции внимания.

 

13. Рефлексивные психические образования. Возрастное развитие самосознания. Основные концепции сознания в историко-психологическом аспекте.

 

14. Психомоторные психические образования. Движения, действия, деятельность. Возрастные аспекты освоения деятельности. Освоение учебной деятельности. Освоение профессиональной деятельности.

 

15. Способности, одаренность, креативность. Возрастные аспекты формирования способностей. Основные концепции способностей.

 

16. Коммуникативно-речевые психические образования. Возрастное овладение языком и развитие речи. Основные концепции языка и речи в психологии.

 

17. Нравственные психические образования. Возрастное развитие нравственности. Основные концепции нравственности в психологии.

 

18. Понятие о малой группе. Возрастные аспекты развития взаимоотношений. Основные концепции малой группы. Семейные, учебные, производственные группы.

 

19. Структура группы. Возрастные аспекты формирования статуса человека в группе. Особенности семейной структуры. Особенности структуры ученических групп. Особенности структуры производственных групп.

 

20. Социально-психологический климат. Особенности социально-психологического климата ученической группы. Особенности социально-психологического климата семьи. Особенности социально-психологического климата производственной группы.

 

21. Лидерство и руководство. Основные концепции лидерства. Особенности лидерства и руководства в ученической группе. Особенности лидерства и руководства в семье.

 

22. Общение. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная составляющие общения. Особенности семейного, педагогического и производственного общения.

Кейс 1.

Ознакомьтесь с ситуацией.

Дмитрий Д., 13 лет 8 мес., ученик 7 класса. Диагноз: Детский церебральный паралич, сходящееся косоглазие. Себя обслуживает самостоятельно. Передвигается с помощью ходунков. Частые вирусные заболевания были причиной длительного отсутствия в школе. Является единственным ребенком в семье. Из семьи ушел отец, мать раздражалась, ругала мальчика, требовала занятий с психологом, перед которым ставила свои задачи, иногда вела себя агрессивно. Мальчик всегда с желанием посещал школу, но отношения с одноклассниками пассивны; дружит с учениками, которые по возрасту младше него. Занимается иппотерапией, посещает занятия в хоровом кружке. Пришел к психологу по настоянию матери; в качестве основных личных проблем рассматривает проблемы отношений с одноклассниками.

В контакт вступает активно, но с малознакомыми людьми насторожен. К психодиагностическому исследованию у психолога относится с интересом, но быстро истощаем и требует поддержки; хочет выполнять все правильно. Мальчик проживает в семье, с матерью, С момента рождения ребенка мать не работала до момента поступления ребенка в школу. Мать имеет высшее образование, в настоящее время работает инструктором по иппотерапии.

1. Назовите описанное явление, дайте ему психологическую характеристику, предположите возможные причины трудностей, с которыми сталкивается Дмитрий. Какие личные проблемы Дмитрия Д. вы можете выделить в данной ситуации?

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Дмитрием.

3. Каковы способы помощи этому подростку в решении его личных проблем?

4. В чем заключается смысл понятия «зона ближайшего развития»? В какой концепции используется это понятие? Можно ли ресурсы этой зоны применить в описанном случае?

Кейс 2.​

Ознакомьтесь с ситуацией.

Наталья работает официанткой. Отец устроил ее на эту работу. Девушка выросла в небольшом городе, после чего в возрасте двадцати трех лет переехала в Санкт-Петербург, где и проживает со своими родителями в течение последних трех лет – по настоящее время.

Когда она окончила колледж, она надеялась на личные достижения в работе, и родители активно поддерживали ее в этом стремлении. Отец Натальи – бухгалтер, а мать занималась воспитанием четверых детей, среди которых Наталья была самой младшей. Однако, в большом городе оказалось не так-то просто приспособиться. «Для работы в приличной фирме требуется более высокая квалификация и опыт работы», - говорит Наталья.

Наталья обычно опаздывает на встречи с психологом. Она характеризует свою жизненную ситуацию как трудную, часто испытывает стресс и тревогу, хотя, по ее словам, для этого нет особых оснований: команда официантов в кафе, где она работает, ее устраивает; они часто вместе отмечают разные праздники и события. Она боится предпринимать какие-то шаги по изменению своей жизненной ситуации, однако, чувствует, что такие шаги ей нужны и даже неизбежны. Ее пугает необходимость что-то изменять; и она не очень хорошо понимает – что конкретно и как можно изменить в этой ситуации.

  1. Назовите описанное явление, дайте ему психологическую характеристику, предположите возможные причины трудностей, с которыми сталкивается Наталья
  2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Натальей.
  3. Предложите варианты помощи и работы с личностью с позиции психоанализа, бихевиоризма и гуманистического подхода в психологии в соответствии с целями и задачами психологической работы

 

Кейс 3.

Ознакомьтесь с ситуацией.

Анна В. ученица 10 класса. Обратилась за помощью к школьному психологу, т.к. в последнее время у неё появились проблемы в отношениях с родителями: родители хотят, чтобы после окончания школы она поступала в медицинский вуз, Анна же медиком быть не хочет. Она призналась психологу, что не может разобраться в том, какая профессии её привлекает…. И даже не может ответить себе на вопрос, хочет ли она получить высшее образование? Учится Анна в школе на «отлично» и «хорошо», также она имеет диплом об окончании музыкальной школы, очень любит свою собаку, общение со сверстниками её не сильно привлекает, зачитывается любовными романами.

 

1. Назовите описанное явление, дайте ему психологическую характеристику, предположите возможные причины трудностей, с которыми сталкивается Анна

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Анной.

3. Какие психодиагностические методы и методики может использовать психолог для прояснения особенностей мотивационной сферы в данном случае?

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач для развития ценностно-мотивационной сферы Анны.

 

Кейс 4.

Ознакомьтесь с ситуацией.

Олегу М. 30 лет. Он работает продавцом в магазине электроники. Оказался в кабинете психолога, в связи с появившейся вакансией заместителя управляющего магазина. На собеседовании ведёт себя достаточно пассивно, совсем не рад открывающимся для него карьерным перспективам. Несмотря на то, что он «на хорошем счету» у руководства, считает, что не сможет справиться с новыми для себя обязанностями. Случайно проговорился психологу о том, что «то, за что он берётся, чаще всего заканчивается полным провалом». Образование высшее, экономическое. Стаж работы 8 лет. Не женат, нет детей, даже нет постоянной подруги. Живёт с матерью.

1. Назовите описанное явление, дайте ему психологическую характеристику, предположите возможные причины трудностей, с которыми сталкивается Олег

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Олегом.

3. Какие психодиагностические методы и методики может использовать психолог для прояснения особенностей мотивационной сферы в данном случае?

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач для развития волевой сферы Олега.

 

Кейс 5.

Ознакомьтесь с ситуацией.

К психологу обратилась Наталья (38 лет), которая жалуется на свою стеснительность и неумение уверенно разговаривать с людьми. Она уверена, что эта черта характера свойственна ей с глубокого детства («Сколько себя помню, я всегда была стеснительной»). Сейчас в ее карьере наступает новый этап, она заняла небольшую руководящую должность, и считает, что ее стеснительность мешает ей выполнять новые обязанности.

1. Назовите описанное явление, дайте ему психологическую характеристику, предположите возможные причины трудностей, с которыми сталкивается Наталья

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Натальей

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач

Кейс 6.

К школьному психологу обратилась Алла Сергеевна, мама ученика 2-го класса Пети И.. Беспокойство мамы вызывает тот факт, что Петя очень медленно выполняет дома домашнее задание. По словам мамы, на уроках Пете также трудно выполнять задания в нужном темпе, он часто не успевает выполнить в срок проверочную работу, хотя, если дать ему дополнительное время, задания выполняет правильно. Маму также беспокоит то, что с утра ребенка очень трудно собрать в школу: Петя медленно одевается, медленно умывается, медленно завтракает. Алла Сергеевна признается, что иногда такое поведение ребенка довольно сильно ее раздражает, она начинает торопить Петю, повышать на него голос, но, к сожалению, эти методы не повышают активность мальчика, а, напротив, как будто еще сильнее его затормаживают.

1. Дайте психологическую характеристику описанному явлению, предположите возможные причины трудностей, с которыми сталкивается Петя.

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Петей

3. Какие психодиагностические методики Вы могли бы применить, чтобы прояснить причины поведенческих особенностей мальчика?

4. Составьте план беседы консультативно-разъяснительной беседы с мамой по итогам проведенной психодиагностики.

5. Какие рекомендации можно дать родителям мальчика для построения более эффективного взаимодействия с ним?

 

Кейс 7.

Ознакомьтесь с ситуацией.

За консультацией к психологу обратился Валерий Дмитриевич, мужчина 56 лет. 1,5 месяца назад умерла его супруга, с которой он был в браке 25 лет. Валерий Дмитриевич тяжело переносит утрату: жалуется на то, что часто не может сдержать слез; отмечает снижение аппетита, мышечную слабость, снижение энергии; переживает чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле, повышенную чувствительность к запахам. В последнее время посещают мысли о том, что ему «тоже когда-то придется это испытать». Дыхание его затруднено, неритмично, часто глубоко вздыхает. Он говорит, что долго не мог поверить в происшедшее, казалось, что супруга жива и лишь ненадолго уехала. Не может прикасаться к вещам супруги. Он не помнит, как организовывались и проходили похороны – все было как в тумане. Актуальное состояние его пугает, вызывает тревогу. Образ жены идеализирован. С окружающими людьми Валерий Дмитриевич общаться не хочет, реагирует на них раздражением, из-за чего и обратился за психологической консультацией.

1. Дайте психологическую характеристику описанному явлению. Типична ли реакция Валерия Дмитриевича на утрату? Опишите феноменологию переживания утраты и этапы этого процесса. Дайте прогноз этого переживания на ближайший год. Есть ли в его поведении нетипичные особенности? В чем еще, кроме переживания утраты, заключается причина такого состояния? В чем заключаются функции и смысл переживания утраты? Что является итогом, продуктом переживания утраты как особого вида деятельности?

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Валерием Дмитриевичем.

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач

Кейс 8.

Ознакомьтесь с ситуацией.

Марина, студентка 4 курса, готовилась к государственному экзамену. Она много читала, почти ничего не ела в течение двух недель, почти не спала, очень волновалась. Она успешно сдала экзамен и защитила ВКР. После защиты она обратилась к психологу, описав свое состояние следующим образом: «Меня все раздражает, ночью я слышу, как разговаривают соседи за стеной, солнечный свет режет мне глаза, мне кажется, что моя мама все время пересаливает еду. Я стала часто ругаться с ней и папой, меня бесит, как громко они пережевывают пищу и стучат вилкой по своим тарелкам. Сколько всяких звуков они издают во время еды. Мой молодой человек постоянно шморкает носом и сопит, когда мы вместе смотрим кино или просто сидим рядом в автобусе. Я не понимаю, как я не замечала этих вещей до этого».

 

1. Дайте психологическую характеристику описанному явлению.

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Мариной.

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач

Кейс 9.

Ознакомьтесь с ситуацией

Девочка Оля 6 лет очень любит заниматься английским языком. Она с удовольствием смотрит небольшие мультфильмы на английском, поет песенки, учит слова, разучивает рифмовки. Вместе с тем, определенные трудности у девочки вызывает изучение букв английского алфавита: она никак не может научиться отличать друг от друга буквы “d” и “b”, постоянно пишет в другую сторону буквы “c”, “k”, “j”, никак не может запомнить, из скольких элементов состоит буква “w”.

1. Дайте психологическую характеристику описанному явлению. Какие возрастные особенности развития сенсорно-перцептивной сферы привели к появлению описанных выше трудностей?

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Олей.

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач.Приведите примеры упражнений, которые можно использовать в групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми, у которых наблюдаются аналогичные трудности.

Кейс 10.

Ознакомьтесь с ситуацией

Оля (10 лет) с трудом выполняет учебные задания, связанные с необходимостью пересказывать текст. Она легко запоминает даже довольно большие прозаические отрывки, и, пересказывая текст, по сути повторяет его практически дословно. Наибольшие затруднения у Оли возникают тогда, когда нужно составить план пересказа: ей не удается разделить текст на смысловые части таким образом, чтобы сохранилась его внутренняя логика.

1. Назовите причину трудностей, с которыми сталкивается Оля, дайте ей психологическую характеристику

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Олей

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, соответствующие сформулированным цели и задачам работы

Кейс 11.

Ознакомьтесь с ситуацией

Витя и Оля учатся во 2классе. Оба имеют сложности в обучении по основным предметам. Витя не интересуется учебой, на уроках играет в машинки, может без разрешения выйти из класса. Оля хочет учиться, очень расстраивается, когда у нее не получается понять материал или сделать без ошибок работу. Витя почти не читает, Оля читает, но плохо понимает прочитанное с первого раза и без пояснений педагога. Учитель оставляет детей после уроков для дополнительных занятий. Оля хорошо занимается индивидуально, старается понять и запомнить все, что говорит учитель, после такой дополнительной проработки материал усваивает и у нее просыпается интерес к занятиям. Витя же после дополнительных занятий демонстрирует практически тот же уровень знаний, что и до них. Он крайне негативно настроен по отношению к учителю, говорит, что она оставляет его после уроков для того, чтобы помучить.

1. Дайте психологическую характеристику явления описанного в примере. Есть ли различия в развитии интеллектуальной сфере у Оли и Вити? По каким признакам можно сделать вывод об этом?

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Олей, а также цель и основные задачи психологической работы с Витей

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Составьте план консультативно-разъяснительной беседы с родителями детей и классным руководителем.

5. Предложите методические приемы, соответствующие сформулированным цели и задачам работы

 

Кейс 12.

Ознакомьтесь с ситуацией

Ученик 3-го класса Саша Б. регулярно отвлекается во время урока. Ему трудно сосредоточиться на объяснении учителя, он постоянно пытается заниматься своими делами. Саша довольно часто знает ответы на вопросы учителя, но не может дождаться, когда его спросят, постоянно выкрикивает ответ с места, даже когда в это время спрашивают кого-то из его одноклассников. Довольно часто Саше делают замечания из-за того, что он постоянно крутится на стуле, может встать со своего места без разрешения учителя, несколько раз за урок может отпрашиваться в туалет. Учитель замечает также, что при написании контрольной работы к концу выполнения заданий Саша начинает делать гораздо больше ошибок, чем в начале. На переменах у Саши иногда возникают ссоры с одноклассниками из-за того, что он часто задевает кого-то из них, бегая по коридору. Ребята не любят играть вместе с Сашей: он с трудом соблюдает правила любой игры и почти никогда не может дождаться своей очереди, а также очень бурно эмоционально реагирует на любую свою неудачу.

  1. Дайте психологическую характеристику явления описанного в примере. Предположите причины учебных и поведенческих трудностей Саши?
  2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Сашей.
  3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения.
  4. Предложите методические приемы, соответствующие сформулированным цели и задачам работы. Какие рекомендации можно дать педагогам мальчика для построения более эффективного взаимодействия с ним? Приведите примеры упражнений, которые можно использовать в групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми, у которых наблюдаются аналогичные трудности.

Кейс 13.

Ознакомьтесь с ситуацией

Елена Васильевна, учительница начальной школы, испытывает определенные трудности при взаимодействии с Катей С., ученицей 4-го класса. Елена Васильевна отмечает, что Катя – способная ученица, но она часто не уверена в своих силах, боится отвечать у доски, обычно много раз исправляет свои ответы в контрольных работах, хотя первоначально дает правильный ответ. Отношения с одноклассниками у Кати также складываются не слишком благополучно: она часто проявляет робость при взаимодействии с ребятами, на переменах предпочитает посидеть в стороне, при этом в личных разговорах с учительницей признает, что ей хотелось бы иметь в классе больше друзей. Желая поддержать девочку, повысить ее самооценку, Елена Васильевна решила назначить Катю капитаном команды класса на школьных соревнованиях игры «Что? Где? Когда?», и объявила об этом на классном часе. Однако, к удивлению Елены Васильевны, это известие совсем не обрадовало Катю: девочка заплакала и выбежала из класса.

1. Дайте психологическую характеристику явления описанного в примере. Предположите причины трудностей при построении взаимодействия Еленой Васильевной с ученицей?

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения. Какие конкретные психодиагностические методики можно использовать, чтобы прояснить причины эмоциональных трудностей девочки?

4. Предложите методические приемы, соответствующие сформулированным цели и задачам работы.

Кейс 14.

Ознакомьтесь с ситуацией

Михаил А. ученик 5 класса престижного математического лицея, в который он поступил только в этом учебном году. Учителя школы, в которой ранее обучался Михаил, отмечают у него высокий уровень развития математических способностей, Михаил был лучшим учеником в классе, учился только на «отлично». Проблемы начались у Михаила после нескольких подряд неудач на олимпиадах по математике. Он не смог решить все задания, некоторые задачи просто ставили его в тупик. Он объяснял учителям и родителям: «Мы такие задачи раньше не решали. Этот способ решения задачи мне был не известен. Я не успел всё решить, мне не хватило времени». Неудачи сильно отразились на самооценке Михаила, и он оказался (пришёл самостоятельно) в кабинете школьного психолога.

1. Дайте психологическую характеристику явления описанного в примере. Предположите причины трудностей Михаила.

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Михаилом.

3. Предложите методы психологической диагностики способностей, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения.

4. Предложите методические приемы психологической помощи, соответствующие сформулированным цели и задачам работы. Какие рекомендации может дать психолог учителю математики для развития способностей Михаила? Составьте примерный план развивающих занятий для учащихся 5 классов математического лицея (приведите примеры заданий на развитие разных видов способностей).

Кейс 15.

Ознакомьтесь с ситуацией

За помощью к школьному психологу обратилась М. А. – молодая учительница английского языка, выпускница известного в стране престижного университета. Ее достижения в области английской филологии подтверждены победами в нескольких конкурсах грантов. М. А. работает в школе 2-ой год; в этом году она стала классным руководителем 9 класса. Учительница жалуется, что ей трудно налаживать отношения с учащимися, что ученики ее не слушают. Последний случай, на который она отреагировала слезами и раздражением, - это случай опоздания на урок половины класса. Подростки явились на урок жующими, с пакетом пирожков, а свое опоздание объяснили коротко: «Мы хотели есть, поэтому и пошли в столовую».

М. А. чувствует, что «уже практически выгорела, т. к. после работы ни на что не остается ни физических, ни моральных сил», хотя она всегда мечтала работать с детьми. У нее появились сомнения в правильности выбора профессионального пути; она стала задумываться о возможности ухода из школы в бизнес-сферу.

1. Дайте психологическую характеристику явления описанного в примере. Определите специфику внутреннего конфликта учителя, дайте прогноз развития ситуации.

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с М.А.

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения.

4. Предложите методические приемы психологической помощи, соответствующие сформулированным цели и задачам работы.

Кейс 16.

Ознакомьтесь с ситуацией

Сережа М., ученик 4-го класса, очень молчалив и необщителен. Он почти не разговаривает с одноклассниками и учителями, или же отвечает крайне сухо и односложно. В случаях, когда его пытаются «разговорить» против его желания, он склонен проявлять агрессию. Со слов мамы, Сережа заговорил довольно поздно (в 4 года) и с самого детства вступает в вербальную коммуникацию избирательно: близкие родственники (мама, старший брат) особых трудностей в общении с ним не имеют, хотя и признают, что он немногословен, в то время как с другими родственниками и знакомыми семьи коммуникация затруднена весьма существенно.

 

1. Назовите описанное явление, дайте ему психологическую характеристику

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с Сережей

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач

 

Кейс 17.

Ознакомьтесь с ситуацией

Гена - ученик 9 класса, 16 лет. Гена учится нестабильно, делает уроки либо по тем предметам, которые вызывают у него интерес, либо, по тем, где учителя за невыполненный урок сразу ставят «2». Проблем с вниманием и сосредоточением у него нет. Школу посещает нерегулярно, прогулы мотивирует тем, что иногда в школу идти просто не хочется, более того, за это его никто ругать не будет потому, что мама напишет какую-нибудь записку, объясняющую его отсутствие.

Гена - единственный сын у мамы, которого она родила в зрелом возрасте, когда врачи, по ее словам, «поставили на ней крест». В воспитании Гены ей помогает бабушка, которая души не чает во внуке. Дома, по словам его мамы, Гена никогда ни в чем не знал отказа. Она работает на двух работах, чтобы у сына все было не хуже, чем у других. Мама Гены переживает, что в последнее время он стал плохо обращаться с бабушкой, грубит ей, может взять у нее всю пенсию на свои расходы. Когда в семье возникают проблемы с деньгами, он не стремится пойти на работу, даже летом. Он руководствуется только своими интересами и не вникает в сложности, возникающие у родных. У Гены хорошие отношения с мамой. Особенно он вежлив и ласков с ней в случаях, когда ему необходимы деньги на новую вещь. Мама Гены беспокоится о будущем сына и просит консультации у школьного психолога.

1. Дайте психологическую характеристику описанному явлению. Какие особенности развития нравственной сферы Гены, Вы можете определить? Определите причины описанных в ситуации особенностей нравственной сферы Гены.

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы в данной ситуации.

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы психологической помощи, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач

Кейс 18.

Ознакомьтесь с ситуацией

«Привет, Николай! Наконец-то я нашел работу в солидной, крупной Компании, которая занимается разработкой и продажей системных продуктов. Благодаря моему опыту продаж и хорошим рекомендациям я прошел сокращенный курс обучения. Испытательного срока как такового нет, но одним из требований в нашем отделе является месячное выполнение объема продаж: продажа 5 системных продуктов. Коллектив хороший, люди с разным опытом продаж (от 2 и до 7 лет) и работы в этой Компании. У нас есть непосредственный руководитель, которому мы подчиняемся. Основной состав – это мы, менеджеры по продажам. Ребята все очень компанейские, любят пошутить и собираться после работы, чтобы посмотреть вместе футбол. Меня представили как опытного менеджера по продажам. Думаю, мне удастся найти приятеля, которому можно доверять. В наш отдел входит проектная группа телемаркетологов, задача которых поиск клиентов с помощью «холодного обзвона». С ними нужно поддерживать контакт, поскольку они могут подкинуть клиента, поскольку все заявки, как правило, распределяются их руководителем.

На нас сверху вниз поглядывают, так называемые «топы». Это менеджеры, которые работают с постоянными крупными клиентами, не размениваются на средние или маленькие Компании. Их задачи поддерживать связи с постоянными крупными клиентами, которые приносят Компании стабильный, высокий доход, и находить новых. Они могут позволить себе опоздать или вовсе не явиться на собрание, достаточно свободно чувствуют себя в общении с руководством. Они могут даже нам дать поручение. Если мне удастся когда-нибудь найти «курицу, которая будет приносить золотые яйца», у меня появится шанс стать одним из них».

1. Дайте социально-психологическую характеристику группы (статусно-ролевую структуру, позиции, групповые ожидания, групповые нормы, определите уровни внутригрупповых отношений и соподчиненность позиций и ролей).

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с данной группой.

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы психологической работы с группой, которые способствовали бы решению сформулированных выше задач

 

Кейс 19.

Ознакомьтесь с ситуацией

Мама Коли Ж., ученика 7-го класса, обратилась к классному руководителю с просьбой защитить ее сына. С ее слов, на протяжении нескольких последних месяцев Коля постоянно подвергается нападкам со стороны одноклассников. Несколько одноклассников преследуют Колю особенно явно: обзывают, толкают, портят его школьные принадлежности и т.д. Остальные занимают нейтральную позицию: сами Колю не трогают, но и не защищают его от нападок. Учительница в последнее время сама замечала, что обстановка в классе накаляется, несколько раз проводила воспитательные беседы с классом, но не особенно эффективно. После разговора с мамой Коли учительница обратилась за помощью к школьному психологу.

1. Назовите описанное явление, дайте ему социально-психологическую характеристику

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с классом

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы улучшению ситуации в классе

 

Кейс 20.

Ознакомьтесь с ситуацией

Татьяна Петровна новый классный руководитель 9 «А» класса делилась с коллегами впечатлениями о первом месяце работы с классом: «Это поразительно отзывчивые дети! В первый же месяц моей работы мы готовились к школьному туристическому слету. Необходимо было определить, в каких спортивных, творческих конкурсах ребята будут участвовать, организовать команды, распределить обязанности на стоянке. Стоило мне только сказать о подготовке к туристическому слету, Григорий Петров предложил пятерым ребятам (Маргарите, Володе, Игорю, Насте и Юле) заняться стоянкой класса. Была сформирована команда, участвующих в спортивных состязаниях. Это были ребята, которые на протяжении нескольких лет совместно участвовали в эстафетах. Правдина Лиза с Таней Веселовой взяли на себя обязанность составить список необходимых продуктов, вещей и распределить, кто из ребят должен привезти их. Олеся, Вася и Андрей взяли на себя подготовку к творческим конкурсам, нашли программы слетов прошлых лет и стали сочинять творческие номера. Грустно только, что Вера и Юля – две положительные девочки - не участвуют во всей этой подготовке. Они, можно сказать, вне коллектива, отгорожены непроницаемой стеной. Вера однажды сказала мне, что все раньше было не так, они участвовали во всех делах класса наравне с другими ребятами. В конце прошлого учебного года Гриша Петров стал ухаживать за Юлей, но без взаимности. И после этого одноклассники перестали замечать Юлю и ее подругу Веру, они их не трогают, не обижают, просто не общаются. Мне так жаль девочек, я думаю, со временем отношения восстановятся, но в целом класс замечательный.

 

1. Определите, какие социально-психологические явления описаны в данном примере. Дайте им социально-психологическую характеристику.

2. Сформулируйте цель и основные задачи психологической работы с классом

3. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

4. Предложите методические приемы, которые способствовали бы улучшению ситуации в классе

 

 

Кейс 21.

Ознакомьтесь с ситуацией

Руководитель диспетчерского отдела Компании N обратился к Вам (штатному психологу) с просьбой о помощи в выборе «старших» смен. Каждая смена состоит из 8 человек. Функциональными обязанностями старших смен является: контроль трудовой дисциплины в течение смены (фиксация опозданий, фиксация количества принятых звонков в течение смены), рекомендации к премированию сотрудников, разрешение спорных вопросов, сопровождение и обучение новых сотрудников. В каждой смене есть по два претендента, которые имеют одинаковый опыт работы, хорошо владеют профессиональными навыками и знаниями, соблюдают трудовую дисциплину и лояльны к Компании. Руководителю необходимо выбрать из двух претендентов в каждой смене одного «старшего». Вы не знакомы с сотрудниками диспетчерского отдела.

1. Сформулируйте цель и основные задачи деятельности психолога в данной ситуации.

2. Предложите методы психологической диагностики, соответствующие поставленной цели, обозначьте их возможности и ограничения

3. Предложите методические приемы, которые способствовали бы выявлению лидерского потенциала претендентов.

 

Кейс 22.

Ознакомьтесь с ситуацией

Петр Гаврилович Толстой – талантливый программист. Он был назначен руководителем крупного проекта в IT сфере. Петр Гаврилович провел первое рабочее совещание в новой должности и был расстроен его результатами, поскольку его коллеги-подчиненные, выказали недовольство его манерой общения и не приняли его основные идеи по развитию проекта, о чем написали ему по электронной почте. Психологу-консультанту, он сказал, что тщательно готовился к совещанию. Он надел свой любимый серый свитер и очень дорогие джинсы, написал обращение, с которым выступил. Текст этого обращения он принес с собой:

«Уважаемые друзья! С сегодняшнего дня я назначен руководителем проекта. Моя программа деятельности таков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: