Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.




Портфолио как оптимальный способ организации накопительной системы оценки.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

Одной из составляющих итоговой оценки является накопленная оценка. Оптимальным способоморганизации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс идостижения в различных областях, что позволяет:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В Портфолио учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий повсем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительногообразования).

Примерами такого рода работ могут быть:

• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалыих самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по математике математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по предметам эстетического цикла аудиозаписи, фото и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по технологии фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

• по физкультуре видео изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор

воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основнойшколе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессев основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

2.3 Структура и содержание Портфолио младшего школьника (из опыта работы)

В 2012 году мои ученики пришли в первый класс. При выборе методической темы остановилась на формировании учебной самооценки младших школьников, так как в предыдущем выпуске были проблемы с адекватным восприятием оценки собственной деятельности детьми и их родителями. На первом родительском собрании мы определили круг задач учебно-воспитательного процесса в классе, которые будем решать сообща. Родители были ознакомлены с Требованиями к уровню усвоению знаний детей, каждому было распечатаны планируемые уровни подготовки в соответствии со стандартом обучении (знания и умения) по каждому предмету. Было принято решение о создании Портфолио ученика. Затем родительским комитетом мы разработали структуру Портфолио и примерное содержание. На втором родительском собрании мы рассмотрели предложенный вариант и далее родители активно включались в оформление Портфолио своих детей.

Цель создания Портфолио:

1.Портфолио – портфель образовательных достижений школьников.

2.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. 3.Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других сферах

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

· формировать умение учиться - ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность;

· расширять возможность обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

Содержание Портфолио

1 раздел. Моя учёба.

2 раздел. Моё творчество.

3 раздел. Мои достижения.

4 раздел. Работа, которой я горжусь.

Заключение

Подводя итог, отметим, что новым направлением в системе оценивания является следующее:

1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.

1. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования

2. Ориентация оценки на деятельностный подход.

3. Комплексный подход к оценке результатов образования.

4. Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.

В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:

1. Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.

2. Оценки за стандартизированныеитоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: