Режиссеры дореволюционного кино (П. Чардынин, Бауэр, Протазанов)




Становление отечественного кинематографа. Первые кинопромышленники.

Разделы:

1) 1896 – 1919 (русское дореволюционное кино)

2) 1919 – 1985 (советское кино)

3) 1986 – н. в. (постсоветское, новейшая история)

 

Русское дореволюционное кино:

1) 1896 – 1907 (период становления кино)

2) 1908 – 1914 (до первой мировой войны)

3) 1914 – 1919 (период расцвета)

 

Первый кинопоказ в России:

1) 4 мая 1986 – Санкт-Петербург (сад «Аквариум»)

2) 6 мая 1986 года – Москва

 

До 1908 года кино в Россию экспортировалось. Первый фильм России – «Стенька Разин и княжна» (второе название – «Понизовая вольница»), реж. Владимир Ромашков – 15 октября 1908 года.

 

75% кинопромышленности принадлежало киностудии «Pathe» (французская киностудия, в 1908 году открылся филиал в Москве).

 

Владимир Александрович Сашин-Федоров – комик, актер. Устраивал кинопоказы в театре «Корша».

 

1897 год – в Москве открылся первый электрический кинотеатр.

Москва стала ентром кинематографической торговли.

Санкт-Петербург стал центром документального кино.

 

Камил Сёрф – пионер кинооператорства, работал в России.

 

Александр Дранков – один из первых кинопромышленников:

• В его отелье был снят первый художественный фильм в России.

• С 1905 года – думский репортер.

• Получил известность за съемки жизни Льва Н. Толстого – великого властителя дум.

• Первый русский папарацци.

• «Дранковщина» - термин, означающий низкий вкус; что-то, выполненное на скорую руку.

• 1914 год – «Сонька золотая ручка» - небывалый успех.

• Был прототипом Артура Артуровича по пьесе Булгакова «Бег».

 

Александр Алексеевич Ханжонков – первый русский продюсер, русский кинопромышленник.

• Основал свой торговый дом «Ханжонков и Компания» в 1908 году.

• Его отличала безукоризненная честность.

• Первый полнометражный отечественный фильм – «Оборона Севастополя» был сделан на студии Ханжонкова в 1911 году (реж. Василий Гончаров; длительность – 1 час, 40 минут).

• В 1917 году торговым домом Ханжонкова основана Ялтинская киностудия.

• С конца 1910 года компания Ханжонкова начинает издавать журнал «Вестник кинематографии».

• В 1913 году в Ростове-на-Дону появляется второе издание — «Синема».

• С 1915 года начинает также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще.

• «Первые году русской революции» - мемуары Ханжонкова (1937 год).

 

Владислав Старевич – великий аниматор.

• В 1909 году Старевич снимает два фильма из жизни насекомых — «Жизнь стрекоз» (230 метров пленки) и «Жуки-скарабеи» (150 метров). Посмотрев эти фильмы, директор музея предлагает Старевичу съездить в Москву, чтобы попытаться найти лучшее применение его талантам.

• Москве Старевич знакомится с кинопромышленником Александром Ханжонковым, сотрудничает с ним.

• В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм «Lucanus Cervus» был первым в мире кукольным анимационным фильмом.

 

Советское кино 20х годов.

Д. Вертов, Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин – представители московской школы.

 

• 27 августа 1919 года – декрет о национализации кинопромышленности, подписанный Лениным. Передача всех кинопредприятий государству.

• 1922 год – образован Главный комитет по контролю за репертуаром (цензура).

• 1917 – 1921 гг. – в СССР отснято 350 фильм (250 – на частных предприятиях.).

• Фильм «Поликушка» (реж. Санин; 1919 год).

• Фильм «Серп и молот» (реж. Вл. Гардин).

 

Рождение звукового кино:

• 10-е гг. – эксперименты со звуком. «Что такое кинетофон» - документальный фильм.

• 1927 год – «Певец джаза» (Первый звуковой фильм в мире). «Огни Нью-Йорка» - первый «говорильный» фильм в мире.

• 1931 год – «Путевка в жизнь» (первый звуковой отеч. игровой фильм). Реж. Николай Экк (настоящая фамилия – Ивакин).

• 1936 год – «Груня Корнакова» (или «Соловей-Соловушка»). «Встречный» (Эрмлер и Юткевич).

• 1930 год – «Сентиментальный роман» (экспериментальный фильм Эйзенштейна и Александрова).

• 1930-1931 гг. – «Симфония Донаса» (или «Энтузиазм», реж. Д. Вертов – первый отеч. звуковой документальный фильм).

• «Страсти Жанны Д’арк», «Мать» Пудовкина, «Земля» Довженко» - предвосхитили звуковое кино.

• 1934 год – «Пышка» (последний немой советский фильм, реж. Михаил Ромм).

 

 

Режиссеры дореволюционного кино (П. Чардынин, Бауэр, Протазанов)

Чардынин - настоящая фамилия Красавцев

вышел из актеров

с 1909 реж, сделал около 200 картин (до нас дошло только 34)

дебют- Мертвые души

дебют в кинорежиссуре — фильм «Власть тьмы», 1909) и вскоре стал ведущим постановщиком у Ханжонкова

оператор - самоучка

В 1916 году, после появления среди работающих у Ханжонкова режиссёров Евгения Бауэра, почувствовал себя «отодвинутым на второй план» и ушёл в конкурирующее киноателье Дмитрия Харитонова

1917 - «У камина», в 1918 - продолжение (боевик, кассовый) «Молчи, грусть, молчи» с Верой Холодной - не сохранился

в 1921/22 году работал в Латвии, вернулся в 23 работал на украинских киностудиях

В начале 1930-х годов был отстранён от работы в кинематографе и в 1934 году умер от рака печени в Одессе.

 

Бауэр

сын музыканта, обрусевшего чеха

хорошо образован

Первая работа в кино — заказ на создание декораций для фильма «Трёхсотлетие дома Романовых» (1913) Торгового Дома Дранкова, затем Бауэр в качестве постановщика ставит для этой компании четыре фильма.

начинал как декоратор у Ханжонкова, потом реж

с 1914 по 1917 снял 80 картин, умер в 1917

осн вклад в кино - один из первых рассматривал кино как живопись

«Жизнь за жизнь» с Холодной, а «Песнь торжествующей любви» прославил Веру

психологическая драма

выдающийся стилист, что немудрено, ведь он был декоратором

одним из первых русских режиссёров, разработавших художественные средства игрового кино: монтаж, мизансцены и композицию кадра

Бауэр первым стал продумывать установку света на съёмочной площадке и изменение освещения во время съёмки, необычные ракурсы, широко применял крупные планы, использовал съёмку сквозь «газовую» материю для создания «туманного» изображения

В 1917 году Бауэр вместе с основным штатом ателье Ханжонкова перебрался на новую студийную базу в Ялте, где поставил киноленту «За счастьем» с молодым актёром Львом Кулешовым

 

Яков Александрович Протазанов (40 лет в кино)

с 1907 кинофабрика Ярмольного - примерно 30 картин

1й фильм - 1911 - Песнь каторжанина

1й начал проводить репетиции

его актеры - Жизнева, Второв, Ильинский,

ставит Пиковую даму в 1916 - гл роль у Мозжухина

Отец Сергий - 1918

в 1920 эмигрирует, возвращается в 24 и в 1924 ставит Аэлиту!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: