Становление российского кино происходило тяжело, и так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще.
Это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание зрителем литературных героев. Но уже к 1914—1915 годам появились вдумчиво построенные и оформленные и сыгранные “Дворянское гнездо”, “Бесы”, “Война и мир”. Лучшим дореволюционным фильмом можно считать “Пиковую даму” Я. Протазанова. Международное внимание заслужила “Оборона Севастополя” А. Ханжонкова
Вера Холодная. В кино Вера Холодная начала сниматься в 1914 году. Первая (эпизодическая) роль была сыграна в экранизации «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина. Быстро Вера Холодная стала самой популярной актрисой в России. Ее имя на афише гарантировало максимальные кассовые сборы. всего за четыре года Вера Холодная снялась в нескольких десятках (по различным данным от 40 до 80) фильмов. В начале 1917 года вышел на экраны фильм Харитонова “Позабудь про камин, в нем погасли огни” ("У камина") по мотивам популярного романса. Успех этого фильма превзошел успех всех созданных до тех пор отечественных фильмов. Вначале 1919 года Вера Холодная снималась в нескольких фильмах. Съемки проходили в Одессе, где свирепствовала тяжелейшая форма гриппа «испанка». Заболевшую актрису спасти не удалось. 17 февраля 1919 года королевы русского немого кино не стало. Ей было всего 26. Верой Холодной восторгались и восторгаются многие: поэты, режиссеры, актеры… Ей посвящали стихи и романсы. О ней снимались фильмы при ее жизни (“Тернистый путь славы”) и после ее смерти (“Раба любви”), в Одессе ей установлен памятник.
|
Мозжухин Иван Ильич (1889- 1939)
Вся семья увлекалась театром и Иван с детства выступал в любительских спектаклях, в том числе и в народном театре Пензы. Учился на юридическом факультете Московского университета, работал в провинциальных театрах, в московском Введенском народном доме (руководитель — Н.Ф. Аксагарский).
До 1917 года — актёр Московского драматического театра.
В кино с 1908 года. Благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа - начал сниматься в фильмах компании Ханжонкова — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича.
После начала работы в компании Ханжонкова и режиссёра Евгения Бауэра Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино.
Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, и это вызвало интерес к нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым.
У Протазанова он сыграл роль Германа в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. Снялся в более ста фильмах (в России и за рубежом). Автор сценариев к ряду фильмов, поэт (публиковался в русской кинопрессе).
|
В 1919 году вместе со съемочной группой Ермольева работал в Ялте. Во время оккупации Крыма большевиками был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу. Один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь.
Весной 1926 года Мозжухин заключил пятилетний контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. Под давлением продюсера Карла Леммле он изменил фамилию на более короткую «Москин» и сделал пластическую операцию по уменьшению выдающегося носа, однако успехов не добился. После одного неудачного фильма с довольно символичным названием «Капитуляция» актер не снялся в намеченной по контракту ленте режиссера Джорджа Мелфорда, а отбыл в Германию для работы на немецких киностудиях, связанных с Universal. С 1928 по 1930 год он работал в Германии.
Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. Умер в уединении от скоротечной чахотки на 50-м году жизни.
Вера Алексеевна Каралли (1889 —1972), известная русская балерина, хореограф и актриса немого кино. Вера Каралли родилась в Москве 27 июля 1889 г. В 1906 г. Вера Каралли окончила театральное училище. С 1906 г. Вера Каралли была солисткой Большого театра, участвовала в "Русских сезонах" в составе труппы Сергея Дягилева за рубежом. В 1914 г. Вера Каралли дебютировала в кино в фильме «Ты помнишь ли?». Партнерами Каралли по этому фильму были сам Чардынин. За короткий промежуток времени Вера Карали стала одной из ярчайших кинозвезд эпохи немого кино. Большую часть ролей Вера Каралли сыграла у Чардынина, а также у еще одного известного русского режиссера Евгения Бауэра. После революции 1917 г. Вера Каралли уехала из России.
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
(1868-1959), выдающаяся российская актриса, народная артистка СССР (1937), лауреат Государственной премии СССР (1943).
О.Л. Книппер-Чехова играла в пьесах Гоголя (Анна Андреевна в«Ревизоре»), Горького (Елена в "Мещанах", Настя в "На дне", Полина Бардина во "Врагах"), Достоевского (Мария Александровна в "Дядюшкином сне"), Ибсена (Майя в "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся"), Л.Н. Толстого (графиня Чарская в "Воскресение"), Тургенева (Наталья Петровна в«Месяце в деревне»), Шекспира (Гертруда в «Гамлете») и др.