Творчество М. Калатозова




28 декабря 1903, Тифлис — 26 марта 1973, Москва

Советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и оператор.

Трудовую деятельность начал в 1917 году, спустя шесть лет пришёл на Тбилисскую киностудию, где работал монтажёром, ассистентом оператора.

Режиссёрский дебют Калатозова — кинокартина «Их царство», построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов.

С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат.

В 1934-1938 годах работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 году вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-лётчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров) имел шумный успех и упрочил режиссёрскую репутацию Калатозова.

В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), после чего вновь перешёл на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 годах был в США, затем до 1948 года руководил Главным комитетом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР.

Вернувшись в режиссуру, снимает политически одиозные ленты «Заговор обречённых» (1950, по Н. Е. Вирте, премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину, выпуск 1956). Затем поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия кинофестиваля в Карловых Варах), снискавшую широкую популярность у зрителей. иПиком творчества и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова — фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года). В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре. Политическая картина «Я — Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвёзд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссёром в приподнято романтическом ключе.

 

Дело было в Пенькове»

«Дело было в Пенькове» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова.

Премьера фильма в СССР состоялась 17 февраля 1958 года.

Сюжет

Был Матвей на деревне первым заводилой и выдумщиком, что называется «без молитвы не пройдешь». Его любила дочь председателя Лариса и любви этой отец не одобрял. Тем не менее Матвей на ней женился и всё было бы тихо да спокойно, но… из Ленинграда в колхоз приезжает работать Тоня, и многое в деревне начинает меняться. Тоня собирает молодёжь, затевает строительство нового клуба. Её тянет к прямому, дерзкому и красивому Матвею, а его — к ней. Но не всем нравятся перемены. Самогонщица, чей дом раньше был центром «светской» жизни в деревне, остается без клиентов. Алевтина подговаривает Ларису отравить Тоню, но та не решается на убийство. Матвей наказывает Алевтину и получает срок.

В ролях

Вячеслав Тихонов — Матвей Морозов, муж Ларисы, отец Матвея-младшего, тракторист

Майя Менглет — Антонина Андреевна (Тоня) Глечикова, внучка Глечикова, зоотехник из Ленинграда

Светлана Дружинина — Лариса Морозова, жена Матвея, мать Матвея-младшего

Владимир Ратомский — Иван Саввич, отец Ларисы, председатель колхоза

Валентина Телегина — Алевтина Власьевна, знахарка-травница

Анатолий Кубацкий — Василий Николаевич Глечиков, дедушка Тони

Юрий Медведев — Василий Тимофеевич Зефиров, тракторист и «штатный передовик»

Евгения Мельникова — Дарья Семёновна Морозова, мать Матвея

Александра Харитонова — Шурочка

Юрий Мартынов — Лёня, комсомольский вожак

 

Съёмочная группа

Сценарий и постановка — Станислава Ростоцкого (по повести С. Антонова[1])

Оператор — Грайр Гарибян

В фильме звучат песни композитора Кирилла Молчанова на стихи поэта Николая Доризо:

 

«От людей на деревне не спрятаться» в исполнении Вячеслава Тихонова

«Огней так много золотых» в исполнении Людмилы Зыкиной и Екатерины Семёнкиной

Признание и награды

1957 — Третья премия режиссёру Станиславу Ростоцкому на ВКФ (Всесоюзном кинофестивале) в Киеве (1959)

Один из лидеров проката 1958 года (13 место) — 30.5 млн. зрителей

Факты

Роль Матвея изначально писалась автором Сергеем Антоновым для Сергея Гурзо. Готовился снимать именно Гурзо и Ростоцкий. Из-за разных обстоятельств ему не пришлось сыграть эту роль.

Тоню Глечикову могла сыграть Нина Меньшикова, но она была беременна. А Ларису - Нонна Мордюкова.

Первая роль в кино Майи Менглет (Тоня).

Съемки фильма большей частью проходили в окрестностях деревни Кленково, Клинского района Московской областиНо, судя по данным из экскурсий с сайта "Вера и Время", эпизоды у клуба и момент прохода Матвея со споткнувшейся Тоней на руках снимали в с.Воронино Клинского района Московской области.

 

Судьба человека»

«Судьба человека» — экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Это один из первых советских фильмов о Второй мировой войне, где пленник и узник концлагеря фигурирует как положительный герой.

С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову (Сергей Бондарчук) приходится расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Соколов переживает ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из плена за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину в Воронеж он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест — в Урюпинске (Сталинградская, ныне Волгоградская область). Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Мать мальчика умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Места съемок: Тамбов, Воронежская область.

Авторы сценария:

• Юрий Лукин

• Фёдор Шахмагонов

• Режиссёр: Сергей Бондарчук

• Оператор: Владимир Монахов

• Художники-постановщики:

• Ипполит Новодерёжкин

• Сергей Воронков

• Композитор: Вениамин Баснер

В ролях:

• Сергей Бондарчук — Андрей Соколов

• Павлик Борискин — Ванюшка

• Зинаида Кириенко — Ирина, жена Андрея Соколова

• Павел Волков — Иван Тимофеевич, сосед Соколовых

• Юрий Аверин — Мюллер, комендант лагеря

• Кирилл Алексеев — немецкий майор

• Павел Винник — советский полковник

• Евгений Тетерин — писатель

• Анатолий Чемодуров — советский подполковник

• Александр Новиков — набожный солдат

• Лев Борисов — взводный

Награды

• Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран»

• Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года

• Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии

• Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года

• Главный приз «Хрустальная ваза»

• Призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре

• Приз на XII международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года

Иваново детство»

Год: 1962;

Режиссер: Андрей Тарковский (дебют);

Жанр: драма; военный;

Актеры: Николай Бурляев (Иван);
Валентин Зубков (капитан Холин);
Евгений Жариков (лейтенант Гальцев);

Оператор: Вадим Юсов;

Студия: «Мосфильм»;

• Экранизация рассказа Богомолова «Иван» (1957);

Сюжет: События фильма "Иваново детство" разворачиваются во время Великой Отечественной войны, незадолго до форсирования советскими войсками Днепра в 1943 году. Однажды ночью в землянку временно исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Гальцева часовой доставил задержанного им мальчишку. Паренек лет двенадцати, замерзший и промокший, был обнаружен у реки, на другом берегу которой располагались немцы. На все расспросы ночной гость, державшийся очень независимо и без тени робости, ответил лишь, что его фамилия Бондарев, и потребовал у комбата связаться со штабом и доложить его местонахождении. Вскоре после звонка за мальчиком приехал разведчик Холин. Так Гальцев познакомился с юным разведчиком Иваном, чьи мать и сестра были расстреляны вместе с другими жителями их деревни на глазах мальчика, который с тех пор жил только одним – желанием отомстить и уничтожить как можно больше нацистов. В тот роковой день детство Вани умерло вместе с его родными и лишь иногда возвращалось к нему в его снах. Через некоторое время Гальцев вновь повстречался с Иваном: перед готовящимся наступлением командованием полка было принято решение забросить его в немецкий тыл для сбора подробных сведений о передвижениях вражеских войск. На этот раз комбат решил сам принять участие в операции, т.к. один из членов разведгруппы, старшина Катасонов был убит;

• Тарковский даёт в сценах снов подростка Ивана мотивы воды и дерева, а главное — текучести времени, которое вовсе не заканчивается с физической смертью человека, а продолжается вечно, пока есть на свете природа и весь мир сущий.

• «Иваново детство» восприняли на Западе в экзистенциальном плане — как свидетельство о сломе в сознании маленького человека, переживающего типичную «пограничную ситуацию» на последнем рубеже между жизнью и смертью. У нас же, напротив, старались подчёркивать героико-трагический пафос поведанной истории о юном разведчике и её явную антивоенную направленность

• Первая большая работа Андрея Тарковского — внешне самая метафорическая, порой вообще символическая, где большинство значимых деталей-образов подаются отдельным кадром, то есть автор будто хочет подчеркнуть их особую иносказательность, сближаясь в этом с поисками режиссёров 20-х годов.

• Алогизм действия (Иван принес с разведки гербарий – запоминание количества техники немцев) - война искажает смысл простых вещей.

• Близка к символической сцена детской игры Ивана в блиндаже — и здесь тоже важную роль начинают играть детали. Рассматривая репродукции гравюр Альбрехта Дюрера, он сам наполняется ненавистью. Для Ивана всё немецкое — это чужое, вражеское. Надпись на стене тоже призывает к мести. И, наконец, мундир — как живой фашист, которого он хочет судить. Игра в войну даёт Ивану возможность хоть как-то избавиться от нереализованного гнева.

Андрей Рублев»

Режиссёр: Андрей Тарковский

Оператор: Вадим Юсов

Сценарий: Андрей Кончаловский

Андрей Тарковский

В ролях: Анатолий Солоницын

Иван Лапиков

Николай Гринько

Николай Сергеев

 

Сюжет: Легендарный фильм о жизни и судьбе великого русского иконописца Андрея Рублёва. Режиссёр фильма – Андрей Тарковский. В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирина Тарковская, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Михаил Кононов, Ирина Мирошниченко и другие актёры. Сюжет В центре сюжета картины – жизнь и судьба легендарного русского художника-иконописца Андрея Рублёва. Фильм поделён на восемь эпизодов и охватывает время с 1400 по 1423 г. Андрей Рублёв (Анатолий Солоницын), странствующий монах, путешествует по Руси XV века и наблюдает за жизнью и людскими нравами. В начале картины мы видим, как монах Андрей покидает монастырь и отправляется странствовать с двумя братьями – Даниилом (Николай Гринько) и Кириллом (Иван Лапиков). Во время своих путешествий он сталкивается с арестами мирных граждан, жестокостью и бесправием. Во время празднования языческого праздника Ивана Купалы он впервые видит обнажённых юношей и девушек, которые купаются в реке. Но на следующее утро на язычников начинается настоящая охота. В другой новелле Андрей Рублёв сталкивается с набегом татар на город Владимир. Его взору открываются чудовищные разрушения, боль и плачь горожан. Андрей видит много горя и печали во время своих странствий по Руси. Он разочарован и надломлен и сомневается, нужны ли его иконы людям, которые живут в таком горе и бесправии? Отдельной линией в картине проходит философский спор между Андреем Рублёвым и его другом иконописцем Феофаном Греком (Николай Сергеев).

Факты: В 1967 году Андрей Тарковский представил вариант монтажа фильма, который вызывал негодование у чиновников кино СССР. Тарковского и его съёмочную группу обвинили в пропаганде насилия и жестокости. В итоге картину пришлось перемонтировать. После чего фильм попал «на полку» и только в 1987 году состоялась широкая премьера картины «Андрей Рублёв».

Тема фильма: Ведь речь идет о том, что опыт преподать нельзя — его можно только пережить. Для меня это чрезвычайно важная концепция. Это одна из главных тем нашей картины. Вторая тема, очень важная, вытекает из отношений: художник — народ и художник — власть. Эта проблема тоже очень важна, но она там раскрыта достаточно ясно и не требует специальных объяснений.

 

Мне двадцать лет»

Июльский дождь»

Комиссар»

• Автор сценария и режиссер - А. Аскольдов, В.Гроссман

 

• Оператор - В. Гинзбург

 

• Киностудия им. М. Горького. 1967 г. Выход на экран - 1988 г.

 

• Актеры- Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин

 

• Жанр-военный фильм, драма, экранизация

 

Сюжет: Картина поставлена по рассказу Василия Гроссмана. Гражданская война. Комиссар Красной Армии Вавилова находится на поздних месяцах беременности. Она не может дальше участвовать в войне, поэтому ее определяют в одну многодетную еврейскую семью. Происходит противопоставление русской комиссарши, стремящейся построить счастью во всем мире и еврейском семьи, у которой нет таких больших идеалов, но которая, в конце концов, присмотрит за сыном Вавиловой.
Актеры сыграли блестяще. Нонна Мордюкова здесь во всей красе. Ролан Быков тоже очень удачно вжился в роль еврейского папаши. Хорош Василий Шукшин, хотя его очень мало в картине.

Фильм сделан в 1967 году по мотивам одного из ранних рассказов В.Гроссмана "В городе Бердычеве", который Максим Горький считал одним из самых лучших рассказов о гражданской войне.
После обсуждения на худсовете студии и массы замечаний режиссер все рекомендации учел, но картина не прошла высокие этажи инстанций. Народный суд Бабушкинского района Москвы, несмотря на показания свидетелей (Н.Мордюковой и Р.Быкова) в пользу "подсудимого", постановил - считать режиссера Аскольдова профнепригодным. Далее последовало увольнение, исключение из партии и, по настойчивому желанию секретаря Московского горкома партии тов. Гришина, выселение из Москвы за тунеядство.
Фильм снят с полки через двадцать лет во время МКФ в Москве (1987) и показан на ПРОКе. В прокат вышел - в 1987 году.Единственный советский фильм,который был в широком прокате в США-прошел в 126 городах Америки

• Сценарий- Просто и сурово. Именно такой, какой должна быть военная драма. Без экшена, без монументальной боёвки и панорамных сражений. Мало того. В фильме по сути отсутствуют враги. Если, конечно, не считать дезертира, а так же взрывов и канонады.

• Диалоги- Они здесь такие что в какой-то момент начинаешь слушать того же Быкова. Который прямо-таки сыплется народной мудростью. Впрочем он не одинок в этом деле.

• Звуки- В фильме масса звуков. Здесь вообще всё живёт и даже кричит. Кричит как тем, кто занят в кино, так и тем, кто это кино смотрит. Люди — будьте людьми.

• Сюр- В фильме масса вещей, которые и не снились современным корифеям арт-хауса и авторского кинематографа. И это не только сцены солдат с косами посреди пустыни или сцены с лошадьми, здесь вообще каждый второй кадр содержит столько символов, что не разгадать и не понять быстрым набегом.

• Картинка - С учётом того, что в фильме говорят немного, оператор создал целую галерею образов и видеоряда, где даже такие не самые центровые кадры, как пушка на фоне голых детей снятая с самых разных ракурсов. Артиллерия — царица полей. Оружие — царь войны.

• Саундтрек- Дикое сочетание народных песен и авангардных аранжировок национальных тем. Так всё чётко подогнано как к сюжету в целом, так и к видеоряду в частности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: