Использованные в статье материалы




Человек из болота Бокстен

История открытия

В 1880 ферма семьи Бокстейнов, находившаяся в 15 км от замка Варберг, начала осушать болото, для того, чтобы получать торф. Летом 1934 была обнаружена подошва, но находка была посчитана как незначительная хранителем музея в замке Варберг, Альберт Сандклефу, к которому обратились с находкой фермеры.

 

Тело было обнаружено 22 Июня, 1936 г. Двенадцатилетний Тор Йохансон боронил торфяник и его борона вдруг выдернула из торфа нечто, похожее на мешковину. Когда Тор посмотрел ближе, он увидел части скелета и позвал своего отца, который работал в амбаре не слишком далеко от болота.

День спустя они обратились к местной полиции, а также к местному врачу. Когда они исследовали находку, они сделали заключение, что это было слишком старо, чтобы быть из любых установленных законом случаев. Они обратились к хранителю местного музея, Альберту Сандклефу. Он в свою очередь обратился к нескольким своим людям, в том числе к известному геологу Леннарту фон Посту.

Группа исследователей прибыла на место 24 Июня. Они измерили и сфотографировали находку перед началом раскопок. Верхние части останков человека пропустили через себя борону и сильно были повреждены, тогда как более низкие части были все еще целыми. В раскопках принимали так же участие сотрудники Шведского Национального Музея. С 1937 года находка находится в составе экспозиции музея замка Варберг.


 

Описание

Человек был 170-180 сантиметров ростом и стройного телосложения. Скелет, кожа, волосы, желудок и мозг - все очень хорошо сохранились. Есть повреждение, размером 8x5 сантиметра на правой стороне черепа. Внутренние органы, части легких, печень и мозг, а также хрящ сохранились.

Туника - среди наилучшим образом сохранившихся средневековых туник в Европе, и сделана из шерстяной ткани. Он носил капюшон с 90 сантиметров длинной и 2 сантиметра шириной "хвостом". Также он носил плащ, а на ногах были чулки, гетры и ботинки.

За исключением одежды, которую он имел кошелек из ткани, ремень, кожаные ножны и два ножа.

Кожаные ножны было 4 сантиметра шириной и 6,2 сантиметра длиной, из трех слоев кожи, ножны были украшены прорезным рисунком в виде восьмиконечного креста (похожего на тот, который изображен на британском флаге).

Человек был приколот ко дну трясины двумя кольями; одно из дуба, этим колом он был поражен в сердце и один из бука, который проходил через его печень


.

Интерпретация

После исследования останков, ученые пришли к некоторым выводам:

Дата возможной смерти

Находка, датирована 14-е столетием. Датирование основано на одежде, особенно тип капюшона, который носил найденный «болотный человек». Альберт Сандсклеф, изначально определивший находку, считает, что дата оказывается в районе 1360-х годов, Но доцент Маргарита Нокерт предлагает, что находка относится к 1330 году.

Немного ткани было в 1980 году методом радиоуглеродного анализа датировано. Это исследование давало как результат 68 процентов вероятности даты между 1290 и 1410 и 95 процентов вероятности даты между 1290 и 1430. Некоторая неопределенность, тем не менее, возникает, так как процесс сохранения в торфе мог воздействовать на результат. То, что находка исходила из трясины, также представляет интерес, так как известно, что находки из трясины хорошо сохраняются до настоящего времени.

Возраст

Исследуя зубы, Гуннар Йохансон, судебный стоматолог, решил, что человек был между 25 и 35 лет, когда он умер. Исследования скелета, определяют возраст между 35 и 40 годами, все же, человек, вероятно, мог быть возрастом вплоть до 60 лет.

Общественная группа

В зависимости от интерпретации одежды, разные ученые делают совершенно разные выводы о возможных занятиях «болотного человека».

Капюшон, который он носил, обычно был ношен более процветающими классами и это говорит о том, что он, вероятно, был сборщиком налогов или солдатский вербовщик.

Такой тип капюшона также был использован в пределах церкви. Основываясь на анализах рисунка ткани, а так же на микроанализе остатков вышитого герба на капюшоне, исследователи предполагают, что этот человек был должностным лицом одного из духовно - рыцарских орденов.

Местная легенда

Некоторые дни после находки, был обнаружен местный фермер Карл Андерсен, сообщивший Альберту Сандклефу легенду, услышанную им, когда он был ребенком. Два старых человека из местечка Еккула рассказали его отцу о человеке, который нанимал солдат в замок. Он был убит крестьянами и был похоронен в трясину. Он через некоторое время после убийства стал преследовать местных жителей поздно вечером и для того, чтобы останавливать эти выходки убитого, колья были пробиты через его тело, и странное явление прекратилось. Насколько фермер мог бы вспомнить, они упомянули Стор Мосс, трясину, находящуюся на расстоянии около 10 миль от деревни Накхалле.


 

Причина смерти

Это было поводом некоторой дискуссии, что действительно вызывал смерть человека? В январе 2006 было сделано томографическое исследование тела. В результате решили, что человек сначала быть поражен тяжелым тупым орудием в области нижней челюсти, затем в области правого уха, и, наконец, летальный удар последовал дальше к обратной стороне его головы.

Идентификация личности.

Доктор Вейнерхольм выдвинул гипотезу, согласно которой имя человека было Симон Гудмунди и, что он был убит по распоряжению местного стурмана Хемминга Гада.

Причиной такой версии послужило то, что его имя согласуется с инициалами, обнаруженными на остатках гербового бейджа на капюшоне. Также вероятно, чтобы Гудмунди посетил эту область Швеции. Он работал с группой, которая добивалась, чтобы канонизировать Святую Катерину Шведскую. Одно из чудес святой Катерины произошло в соседней деревне. Мотивом для убийства будет то, что Хеммингу Гаду хотелось занять пост в епархии Линчёпинг, где в составе духовенства были в основном политические противники святой Катерины.

Место действия.

Трясина, в которой человек был обнаружен, близка к границе округа Химле и округа Хундредс. Это также близко к границе между приходами Рольфсторп, Сиббарп, Кёинге и Сварте. Местные стурманы коллективно несли ответственность по расследованию убийств, и это означало, что в этом случае могла быть некоторая неразбериха в ответственности, чтобы использовать случай в преимущество убийцы (убийц). Следовательно, допускается, что убийца (убийцы) имел хорошее знание местных условий, так как никаких свидетельств, что это преступление было раскрыто, нет.


Одежда.

Как уже упоминалось в предисловии, «болотный человек» был одет в шерстяную рубаху- тунику, плащ, капюшон, на ногах были чулки, гетры и ботинки, кроме этого он был подпоясан кожаным ремнем шириной 5 см, на котором был подвешен матерчатый кошель и ножны с ножом. Ножен от второго ножа найдено не было. На голове у него был надет популярный в то время «хвостатый» капюшон. Нижнего белья, вероятно льняного, не сохранилось, но его внешний вид успешно реконструируется по изобразительным источникам соответствующего периода

Остановимся на его предметах одежды подробнее.

 

1.Рубаха.

Доцент Маргарита Нокерт исследовала всю одежду «болотного человека» и дает вот такую реконструкцию выкройки этой рубахи.

 

 

Вот что пишет по поводу этой рубахи археолог Марк Карлоссон: «Рубаха сшита из шерстяной ткани саржевого плетения 2/1, изначально, вероятно была красного цвета, в результате нахождения почти 600 лет в болоте, она приобрела буро-коричневый цвет. Передняя и задняя часть рубахи выкроены как одна часть. Центральный клин вшит в разрез середины подола, длина разреза 58 см. Боковой клин состоит из двух частей, сшитых вместе, второй боковой клин является цельным, но ложный шов добавлен для симметрии. Боковые клинья резались по диагонали ткани. Один из рукавов так же сшит из кусков, оба рукава имеют по два треугольных клина под мышкой. Рукава имели со стороны запястья подворот шириной 1 см. Туника кроилась из ткани, которая, возможно, была 55 см шириной. Общая длина ткани при такой ширине оценивается в 4.5 м. Длина в сумме передней и задней части 230 см. Ширина вокруг кромки подола 250см. Окружность отверстия для шеи 82cm. Длина рукава 61cm. Ширина рукава вокруг запястья 23cm».

2.Чулки

Эти чулки представляют собой длинную штанину с пришитым к ней носком. Чулки сделаны из шерстяной ткани саржевого переплетения, вырезаны все детали по диагонали для лучшей эластичности. Есть один шов на задней стороне ноги, начинающейся в пятке, и заканчивающийся в верхнем заднем обрезе чулка. Треугольный клин является единым целым с остальной частью куска материи, формирующего часть для ступни. НЕТ отдельной подошвы в этом варианте кроя, верхняя часть продолжается до низа подошвы, где сшита вдоль оси подошвы. Чтобы чулок более удобно сидел, в районе колена через два боковых и одно центральное, расположенное выше отверстие, пропущен шнурок. Это дополнение дает возможность чулку более удобно облегать колено, убирая складки ткани из-под него. Поверх длинных чулок были надеты короткие, по колено чулки – гетры, без ступни.

 
 
Вот так выглядят надетые на ногу чулки


Капюшон

Бокстенский человек носил капюшон, сделанный из когда-то темно- красной, а теперь темно-коричневой ткани. Капюшон, его пелерина, и хвост (т.н. «дудка») были все вырезаны из цельного куска ткани. С краем из «фабричной» кромки, формирующим отверстие для лица.

«Дудка» этого капюшона состояла из двух частей. Верхняя часть была соединена швом вдоль изнанки. Более низкая часть была выкроена из двух частей, соединенных швом вдоль верхней и более низкой сторон.

Капюшон полностью был демонтирован в процессе реконструкции сохранения, и никакого следа подкладки не было обнаружено.

На иллюстрациях показаны:

1. реставрированный по исследованиям 1980-х годов капюшон

2. его выкройка, полученная в процессе реставрации после стирки и полного разбора на части.

3. Составные части и их расположение в плаще Бокстенского человека

 


 
Плащ

Обнаруженная самая верхняя из одежды Бокстейнского человека была плащом. Он был сделан из красно-коричневой шерстяной саржи.

Плащ полукруглый, с круглым вырезом для головы и сшитый наглухо в плече справа, такой способ ношения плащей зафиксирован на фресках скандинавских церквей. Плащ был сшить из двух целых полотнищ. Полотнища сшиты поперек плаща, как будто по хорде полукруга единственным швом. Есть одна дополнительная деталь на обратной стороне, где дополнительная часть использована, чтобы удлинять более низкую часть. В течение реставрации 1979-81 гг., было обнаружено, что дуга полукруга была неполной, недоставало 45 см. вдоль длинной секции вдоль шва. Части, создающие эту секцию в конечном счете были обнаружены в версии капота, неверно реставрированного в 1936 году. Также было обнаружено что задняя сторона плаща более длинная чем спереди, для более удобной носки.

 

Башмак из Бокстейна

 

Это башмак с завязками спереди, основанный на находке в трясине Бокстейна в комплекте с остальной одеждой "утопленника из Бокстейна". Это - однозначно, выворотная обувь. Сделан из цельной верхней части с единственным швом вдоль внутренней стороны. Есть, основанное на изучении остатков нитей, утверждение, что ботинки были сшиты шерстяной нитью. Есть ясные признаки декоративного стежка вдоль верхнего края, хотя эти стежки приписаны к кожаным полосам, обнаруженным вместе с туфлями. У меня нет подтверждения этому факту, чтобы поддерживать эту версию, Я предполагаю, что эти туфли были сделаны с рандом между верхней частью и подошвой. Туфли завязывались простыми кожаными шнурками, продетыми в отверстия и связанными

 

 

. Детективная история, мистика, научные исследования длительностью почти в целый век – и все это только в одной единственной находке из самого заурядного шведского болота. Всего же в Скандинавии, Германии и Англии было найдено несколько десятков «болотных людей», живших в самое разное время, и практически каждая мумия несет в себе много загадочного. Некоторые попали в эти болота в качестве жертв языческим богам, некоторых туда поместили, чтобы скрыть убийство, кто-то утонул сам. Воины, крестьяне, охотники, рыбаки, богатые и бедные женщины – все они были сохранены в болотах практически в неизменном виде, чтобы поведать их потомкам кусочек правды о том времени, в котором они жили.

Использованные в статье материалы

  1. Материалы публикаций Шведского Королевского Музея
  2. Материалы и экспонаты музея замка Варберг (Швеция)
  3. Материалы публикаций M. Noсkert
  4. Материалы публикаций и материалы сайта M. Carlosson
  5. Настенная роспись скандинавских церквей
  6. материалы электронной поисковой системы по надгробиям Tomb_Search

Об авторе.

Петр Шатайло, руководитель военно-исторического клуба «Подольское рыцарское копье», член «Унии Святого Олафа», почетный сенешаль замка Буллерборг (Финляндия), автор многочисленных исторических реконструкций средневековой одежды и вооружения, последние три года специализируюсь по изучению истории и материальной культуры скандинавского региона в период 1250-1420 годов.

Материалы моих исследований, переводы старинных скандинавских документов, песен и прочего и ссылки по этой теме можно найти на форуме «Унии Святого Олафа» https://landsthing.mybb.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: