Осознание своего предназначения придаёт жизни смысл. 5 глава




Способен ли Бог вынести такую же неприкрытую, страстную че­стность из ваших уст? Конечно! Истинная дружба строится на откро­венности. То, что кажется нам дерзостью или даже наглостью, Бог расценивает как подлинность, правди­вость. Бог слушает пылкие речи Своих друзей, а от привычных набожных фор­мул Ему становится скучно. Чтобы стать Ему другом, вы должны говорить с Ним честно, раскрывать Ему свои реальные чувства, а не то, что, как вам кажется, вы должны ощущать или произносить.

Возможно, вам придётся признаться в тайном гневе или обиде на Бога за какие-то аспекты своей жизни, из-за которых вы чувствуете себя обделёнными и обманутыми. Пока мы не станем воистину зрелыми и не осознаем, что всё в нашей жизни Бог использует во благо, мы будем про­должать втайне злиться на Него из-за своей внешности или того, где и как мы родились, из-за молитв, которые остались без ответа, из-за про­шлых обид или каких-то иных вещей, которые мы непременно изменили бы, будь мы на Его месте. Люди нередко обвиняют Бога за обиды, нане­сённые им другими людьми. В результате всего этого появляется то, что Уильям Бакус22 называет «скрытым разрывом с Богом».

Обида — самая серьёзная помеха в наших отношениях с Богом. Как я могу с Ним дружить, если Он допустил в моей жизни такое? Конечно же, противоядием для подобных настроений будет осозна­ние того, что Бог всегда действует в наших самых лучших интересах, даже если при этом мы испытываем дикую боль и никак не можем понять, что происходит. Но если вы изольёте Богу свою обиду и от-

22Уильям Бакус — современный американский психолог-христианин, приверженец когнитив­ной психологии.

 

кроете Ему свои чувства, это станет первым шагом к исцелению. Пря­мо скажите Богу, что вы думаете и чувствуете (Иов [Иов 7:17-21], Асаф [Пс. 72:13], Иеремия [Иер. 20:7], Ноеминь [Руфь 1:20]).

Чтобы научить нас откровенной правдивости, Бог дал нам Псал­тирь — этакое пособие по поклонению, в котором нет счёта громким воплям, жалобам, сомнениям, страхам, обидам и другим глубоким стра­стям вперемешку с благодарением, хвалой и исповеданиями веры. В псалмах можно отыскать, пожалуй, все известные человечеству эмо­ции. Читая горячие признания Давида и других псалмопевцев, помни­те, что именно такого поклонения Бог ждёт и от вас. Он хочет, чтобы вы не утаивали от Него ни своих мыслей, ни своих чувств. Вы можете молиться, как молился Давид: «Излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему, когда изнемогал во мне дух мой» (Пс. 141:2-За).

Мне весьма утешительно думать, что всем ближайшим друзьям Бога — Моисею, Давиду, Аврааму, Иову и другим — приходилось сражаться с сомнениями. Однако вместо того, чтобы прикрывать свои сомнения набожными фразами, они искренне и при всех высказыва­ли их вслух. Выражение своих сомнений часто становится следую­щим шагом к растущей близости с Богом.

Мне нужно твёрдо решить, что я буду в вере повиноваться Богу. Всякий раз, когда вы доверяетесь Божьей мудрости и исполняе­те то, что Он говорит, даже не вполне понимая, зачем это нужно, вы тем самым укрепляете и углубляете свои отношения с Богом. Обычно мы не рассматриваем послушание как признак дружбы, потому что для нас оно является частью взаимоотношений не с друзьями, а с родите­лями, начальством или старшими коллегами по работе. Однако Иисус недвусмысленно дал нам понять, что послушание является непремен­ным условием дружеской близости с Богом. Он сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14).

В предыдущей главе я уже говорил, что тем словом «друзья», ко­торое употребил Иисус по отношению к Своим ученикам, можно обо­значить внутренний круг царских придворных. Хотя эти приближён­ные обладают особыми привилегиями, они всё равно остаются под­данными царя и должны повиноваться его приказам. Мы друзья Богу, но не являемся Ему равными. Он с любовью ведёт нас за Собой, и мы следуем за Ним.

Мы повинуемся Богу не из чувства долга, не из страха или принуж­дения, а потому что любим Его и верим, что Он лучше знает, как дать нам наивысшее благо. Мы хотим следовать за Христом из благодарно­сти за всё, что Он для нас сделал. И чем неотступнее мы следуем за Ним, тем теснее становится наша с Ним дружба.

Неверующие часто полагают, что христиане повинуются Богу по велению долга, из чувства вины или из страха перед наказанием, однако дело обстоит совершенно иначе. Поскольку Бог простил нас и освободил от наказания, мы исполняем Его волю по любви, и наше послушание приносит Ему великую радость! Иисус сказал: «Как возлюбил Меня Отец, и Я воз­ любил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюде­ те, пребудете в любви Моей, как. и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:9-11).

Обратите внимание: Иисус ожидает от нас только того, что Сам исполнил по отношению к Отцу. Его взаимоотношения с Богом-Отцом наглядно показывают, какой должна быть наша с Ним дружба. Иисус исполнял всё, что заповедал Ему Отец, повинуясь Ему из любви.

Истинная дружба не бывает пассивной. Она действует. Когда Иисус просит нас любить ближнего, помогать неимущим, делиться своим добром, хранить свою жизнь в чистоте, прощать обидчиков и приводить к Нему новых людей, любовь побуждает нас немедленно Ему повиноваться.

Нас часто призывают творить для Бога «великие дела». Но в ре­альности Богу гораздо приятнее видеть, как из побуждений любви и послушания мы совершаем ради Него малые дела благочестия. Воз­можно, их не замечают окружающие, но они известны Богу, и Он принимает их как наше поклонение Ему.

Грандиозные возможности могут открыться перед нами лишь раз в жизни, но удобные случаи сделать что-то небольшое предоставля­ются нам каждый день. Даже такие простые вещи, как правдивые сло­ва, оказанная милость или попытка подбодрить другого человека, вызывают у Бога радостную улыбку. Простые дела послушания зна­чат для Бога больше, чем наши молитвы, хвала или пожертвования.

В Библии сказано: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22).

Иисус начал Своё служение в возрасте 30 лет, придя к Иоанну для крещения. В тот момент Бог проговорил с Небес: «Это Мой лю­бимый Сын, в Нём Моя отрада» (Мф. 3:17 [РВ]). Чем же Иисус зани­мался все эти тридцать лет, что Бог был так Им доволен? В Библии ничего не сказано об этих неизвестных годах кроме единственной фра­зы в Евангелии от Луки: «Иисус пошёл с ними,, Он вернулся в Наза­рет и во всём их слушался» (Лк. 2:51 [РВ]). Тридцать лет жизни, угод­ной Богу, подытожены простыми словами: «во всём их слушался»\

Мне нужно твёрдо решить, что я буду разделять Божьи цен­ности. Ведь именно так ведут себя друзья: одному важно то, что важ­но другому. Чем крепче становится наша дружба с Богом, тем больше мы интересуемся тем, что небезразлично Ему, огорчаемся тому, что печалит Его, и радуемся тому, что доставляет Ему удовольствие.

Лучшим примером тому является апостол Павел. Божьи планы стали Его планами, и он сполна разделял Божьи устремления и жела­ния. «Я ревную вас Божьей ревностью» (2 Кор. 11:2 [РВ]), — пи­сал он коринфским христианам. Давид чувствовал и говорил то же самое: «Ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия зло­словящих Тебя падают на меня» (Пс. 68:10).

О чём Бог печётся больше всего? Он хочет, чтобы все Его заблуд­шие дети были найдены и вернулись, наконец, домой! Именно ради этого пришёл на землю Иисус. Нет ничего дороже сердцу Бога, чем смерть Его Сына. Кроме этого, Ему важнее всего, пожалуй, то, чтобы Его дети делились этой благой вестью с другими людьми. Чтобы быть Богу другом, вы должны любить заблудший мир так, как любит его Бог. Друзья Бога рассказывают о Нём своим друзьям.

Я должен стремиться к Божьей дружбе больше всего на свете. Наилучший пример такого горячего стремления мы увидим в псалмах. Давид страстно выражал своё всепоглощающее желание по­знать Бога. Он называл это желание голодом, жаждой, томлением, тоской. Он неудержимо и пылко искал Бога. Он писал: «Одного про­сил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его» (Пс. 26:4). Ещё водном псалме он ска­зал: «Милость Твоя лучше, нежели жизнь» (Пс. 62:4).

Стремление Иакова получить Божье благоволение на свою жизнь было настолько неудержимым, что он всю ночь боролся в грязи и пыли с Богом, говоря: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:266). Самое удивительное в этой истории то, что всемогущий Бог позволил Иакову по­бедить, превозмочь! Бог не обижается, когда мы «боремся» с Ним, потому что борьба подразумевает непосредственный контакт, тесную близость! Кроме того, борьба никогда не бывает равнодушной, холодной, а Богу очень нравится, когда мы приходим к Нему со всем пылом своей души.

Ещё одним человеком, горячо жаждавшим дружбы с Богом, был Павел. Для него в мире не было ничего важнее. Отношения с Богом были его первым приоритетом, на них он устремлял все свои силы, ибо они являлись высшей и конечной целью его жизни. Именно поэтому Бог творил его руками такие могущественные дела. Расширенный пе­ревод Библии прекрасно отражает всю силу его страсти: «Моя твёр­дая цель состоит в том, чтобы познать Его, постоянно узнавать Его всё больше, глубже и теснее, всё чётче и сильнее улавливая, узнавая и понимая чудеса Его личности и характера» (Фил. 3:10).

Дело в том, что степень вашей близости с Богом зависит от ва­шего желания и решения. Близкая дружба с Богом не возникает сама собой, она требует сознательного выбора. Мы должны намеренно и осознанно к ней стремиться. Можно ли сказать, что вы действитель­но желаете её больше всего на свете? Чем вы готовы для неё пожерт­вовать? Готовы ли отказаться ради неё от каких-то других вещей? Готовы ли приложить все усилия, чтобы развить в себе необходимые для этого привычки и умения?

Возможно, раньше вы действительно страстно искали Бога, но сейчас утратили это желание. То же самое произошло с ефесскими христианами: они потеряли свою первую любовь. Они исполняли всё, что от них требовалось, но не из любви, а из чувства долга. Если последнее время вы тоже выполняете привычные духовные действия по­чти механически, «потому что так надо», не удивляйтесь, если Бог допустит в вашу жизнь боль и страдания.

Страдания порождают в нас страстные желания. Они возгревают в нас небывалую силу и жгучее стремление изменяться, которых в обыч­ное время у нас просто нет. С их помощью Бог пробуждает нас от ду-"совной летаргии. Кл. Льюис называл страдания «Божьим мегафоном». Проблемы в вашей жизни— это вовсе не наказание, это любящий Бог призывает вас пробудить­ся. Он не сердится на вас, Он просто безумно вас лю­бит и поэтому сделает всё необходимое для того, чтобы вы снова начали с Ним общаться. Правда, есть и ме­нее болезненный способ возродить в душе страстное искание Бога. Начните просить Бога о том, чтобы Он вернул вам первую любовь, и продолжайте просить, пока этого не произойдёт. На протяжении дня повторяйте про себя вот та­кую молитву: «Дорогой Иисус, больше всего на свете мне хочется близ­ко узнатьТебя». Обращаясь к израильтянам, уведённым в вавилонское пленение, Бог сказал: «И взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Самые важные отношения в вашей жизни

 
 

Нет ничего — абсолютно ничего! — более важного, чем дружес­кие отношения с Богом. Они будут длиться вечно. Павел писал Тимо­фею: «Некоторые из них упустили самое важное в жизни — они не знают Бога» (1 Тим. 6:21а [«Living Bible»]). Подумайте, не упус­каете ли и вы самое важное, что только может быть в человеческой жизни? В любом случае, сейчас у вас есть возможность это испра­вить. Помните: выбор за вами. То, насколько близки вы будете с Бо­гом, зависит от вас.


 

Бог хочет, чтобы вы принадлежали Ему целиком, без остатка.

Бог не довольствуется лишь частью нашей жизни. Он просит нас отдать Ему всё сердце, всю душу, всё разумение и всю крепость. Ему не нужны равнодушные последователи, повинующиеся лишь отчас­ти и отдающие ему жалкие остатки своего времени и денег. Ему мало отдельных аспектов нашей жизни. Он жаждет, чтобы всё наше суще­ство было посвящено и предано Ему.

Как-то раз одна самарянка попыталась поспорить с Иисусом о том, в каком месте, в какое время и в каком стиле лучше поклоняться Богу. Иисус ответил ей, что все эти внешние факторы не играют никакой роли. Где мы поклоняемся далеко не так важно, как то, почему мы это делаем и насколько отдаём себя Богу во время поклонения. Однако поклоняться тоже можно правильно или неправильно. В Библии ска­зано: «Мы... должны быть благодарны Богу а в благодарности по­клоняться Ему так, как Ему приятно» (Евр. 12:28 [РВ]). Поклонение, угодное Богу, отличается четырьмя особенностями:

Богу приятно, когда наше поклонение точно следует ис­тине. Люди часто говорят: «Мне нравится представлять себе Бога в виде...» и потом описывают, какому именно Богу им хотелось бы по­клоняться. Но ведь нельзя взять и придумать себе свой собственный, удобный и политически корректный образ Бога, чтобы потом ему по­клоняться! Это уже идолопоклонство.

Поклонение должно быть основано на библейской истине, а не на наших личных мнениях о Боге. Иисус сказал самарянке, что «ис­тинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

«Поклоняться в истине» — значит поклоняться Богу, как Он от­крыт для нас в Библии.

Богу приятно, когда мы поклоняемся Ему искренне. Гово­ря о «поклонении в духе», Иисус имел в виду не Святого Духа, а наш, человеческий дух. Будучи сотворённым по образу и подобию Божьему, вы явля­етесь духом, живущим в теле, и дух ваш создан так, чтобы общаться с Богом. По­клонение — это отклик нашего духа на голос Духа Божьего.

Заповедуя нам «любить Бога всем сердцем и всей душой», Иисус хотел ска­зать, что поклонение должно быть ис­кренним, идущим от самого сердца. Дело не в том, чтобы произносить правильные

слова; главное, произносить их со смыслом, нелицемерно. Неискрен­няя похвала — это уже не похвала! Она пуста, бесполезна и наносит Богу настоящее оскорбление.

Когда мы поклоняемся, Бог смотрит не на произносимые нами слова, а на состояние наших сердец. В Библии сказано: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:76).

Поскольку поклонение — это выражение радости и удовольствия, в нём участвуют наши чувства и эмоции. Бог наделил нас эмоциями, чтобы мы могли поклоняться Ему от глубины своей души, однако эти душевные порывы должны быть подлинными, а не притворными. Бог ненавидит лицемерие. В поклонении Ему совсем не нужны показуха, наигранность или притворство. Он жаждет вашей честной, настоя­щей любви. Наше поклонение может быть далёким от совершенства, но неискренним оно быть не должно.

Конечно, одной искренности тоже недостаточно: человек может быть очень искренним, но при этом глубоко заблуждаться. Именно поэтому Бог хочет поклонения и в духе, и в истине. Оно должно быть


одновременно и верным, и настоящим. Приятное Богу поклонение исполнено глубокого чувства и крепко укоренено в библейском уче­нии. В нём участвуют и разум, и чувства.

К сожалению, сегодня многие люди принимают душевную и эмо­циональную реакцию на приятную музыку за отклик своего сердца на голос Святого Духа. Однако это вовсе не одно и то же. Подлинное по­клонение начинается, когда ваш дух откликается на образ и голос Бога, а не на какую-то мелодию. Более того, некоторые сентиментальные пес­ни о наших чувствах и ощущениях даже мешают поклоняться, пото­му что направляют наше внимание не на Бога, а на собственное состояние. Больше всего от поклонения нас отвлекает именно собствен­ное «я» — наши заботы и беспокойство о том, кто и что о нас подумает. Среди христиан часто возникают разногласия насчёт того, как именно подобает возносить Богу хвалу. Однако подобные споры чаще всего выражают личные вкусы и предпочтения. В Библии упомянуто множество самых разных способов славить Бога: исповедь, пение, воз­гласы, почтительное вставание, коленопреклонение, танец, радост­ный шум, свидетельство, игра на музыкальных инструментах и воз­несение рук к небу (Евр. 13:15, Пс. 7:18, Езд. 3:11, Пс. 149:3, Пс. 150:3, Неем. 8:6). Наилучшим стилем восхваления будет тот, с помощью которого вы можете наиболее полно и искренне выразить свою любовь к Богу, исходя из особенностей вашей личности и духовного опыта.

Мой друг Гэри Томас заметил, что вместо того, чтобы радоваться живым и реальным отношениям с Богом, многие христиане относятся к поклонению как к необходимой, но тоскливой рутине, не приносящей им никакого удовлетворе­ния. Он выяснил, что отчасти это проис­ходит потому, что многие из нас насильно заставляют себя пользо­ваться теми формами молитвы и стилями поклонения, которые ни­как не соответствуют уникальным особенностям их личности.

«Если Бог намеренно сотворил нас всех разными, то почему мы полагаем, что должны любить Бога одинаково?» — спросил себя Гэри. По мере чтения классических христианских трудов и бе­сед с самыми разными верующими он обнаружил, что за две тысячи лет христиане нашли великое множество разных путей к тому, чтобы почувствовать близость к Богу и возрадо­ваться ей. Кто-то лучше всего ощущает Его близость на природе, кто-то изучает богословские труды, кто-то читает. Другие люди поют, танцуют, пишут кар­тины или стихи, занимаются скульптурой, служат ближним. Некоторые ищут уединения, другие — общения. Можно перечислить ещё не один деся­ток подобных занятий.

В своей книге «Священные тропы» Гэри вы­деляет девять основных способов, с помощью которых люди прибли­жаются к Богу. Натуралисты черпают больше всего вдохновения для общения с Богом в естественном, природном окружении. Сенсо­ры любят Бога своими пятью чувствами и очень ценят хорошо и кра­сиво выстроенные богослужения, в которых участвует не только слух, но и зрение, обоняние, осязание и вкус. Традиционалистам легче всего приблизиться к Богу с помощью сакральных обрядов, литур­гии, символов и постоянной, неизменной структуры служения. Ас­кеты предпочитают приходить к Богу в простоте и уединении. Активисты выражают свою любовь к Богу тем, что противостоят злу, сражаются с несправедливостью или трудятся ради того, чтобы сделать мир лучше. Служители любят Бога, неся любовь другим лю­дям и восполняя их потребности. Энтузиасты выражают свои чув­ства к Богу посредством ликующего восхваления и празднества. Созерцатели преклоняются перед Богом в восхищении и обожании, а интеллектуалы любят Бога, прилагая свой разум к изучению того или иного предмета23.

Одного «безразмерного» подхода к поклонению и взаимоотноше­ниям с Богом просто не существует. Ясно одно: мы никогда не смо­жем воздать Богу славу, если будем пытаться быть такими, какими Он нас не создавал. Бог хочет, чтобы мы оставались самими собой. «Отец ищет Себе таких поклонников, которые в честности и

23 Gary Thomas, «Sacred Pathways», Zondervan, Grand Rapids, 2000.

 

простоте оставались бы самими собой, представая пред Ним в поклонении» (Ин. 4:23 [«The Message»]).

Богу приятно вдумчивое поклонение. В Новом Завете Иисус четыре раза повторил заповедь о том, чтобы мы «возлюбили Господа Бога всем разумением своим». Богу неугодно бессознательное по­клонение: механически исполняемые песни, невнимательные или без­думно заученные молитвы, поминутные и легковесные возгласы «Сла­ва Богу!», которые мы изрекаем только потому, что не можем сказать ничего другого. Если в поклонении не участвует ваш разум, оно ста­новится бессмысленным.

Иисус назвал бездумное поклонение языческим «многословием» (Мф. 6:7). Из-за чрезмерного употребления даже библейские терми­ны могут превратиться в избитые клише; мы просто перестаём раз­мышлять об их значении. Во время поклонения гораздо легче повто­рять знакомые и привычные фразы вместо того, чтобы прилагать свежие усилия и прославлять Бога как-то иначе, : по-новому. Именно поэтому я призываю вас чи­тать Писание в разных переводах и переложени­ях. Это существенно расширит диапазон вашего поклонения.

Попробуйте воздавать Богу хвалу, не используя привычных слов и фраз типа «аллилуйя», «слава Богу», «благодарим Тебя, Господь» или «аминь». Вместо того, чтобы сказать: «Слава Тебе, Господь!», со­ставьте список синонимов слова «славить» и попробуйте выразить своё отношение к Богу с помощью новых глаголов, например: «вос­хищаться», «уважать», «ценить», «высоко ставить», «почи­тать», «любоваться», «обожать» и т.п.

Кроме того, говорите как можно конкретнее. Если кто-то по­дойдёт к вам и десять раз повторит: «Хочу тебя похвалить!», вы на­верное подумаете: «За что?» Любому из нас приятнее услышать два комплимента за что-то конкретное, нежели двадцать самых общих во­сторженных фраз. Богу, кстати, тоже.

Вот ещё одна идея: запишите на листе бумаги разные имена Бога и поразмышляйте о них. Имена Бога появляются в Писании не слу­чайно. Все они отражают разные грани Его характера. В Ветхом За­вете Бог постепенно и последовательно открывал Себя израильтянам, называя всё новые и новые Свои имена. И потом, Он Сам заповедует нам прославлять Его имя24.

Бог хочет, чтобы наши совместные богослужения тоже были вдум­чивыми. Павел посвящает этому целую 14 главу в 1 Послании к ко­ринфянам, завершая её так: «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

В связи с этим Бог настаивает на том, чтобы наши богослужения были понятны неверующим, когда они приходят к нам в церковь. Апо­стол Павел написал: «Если ты благодаришь Бога духом, разве не­посвящённый человек скажет «воистину так!» в ответ на твою благодарность? Он не знает, о чём ты говоришь! И как бы пре­красно ты hu благодарил, другому от этого никакой пользы» (1 Кор. 14:16-17 [РВ]). Тактичность и уважение по отношению к не­верующим, приходящим на наши богослужения, — это библейская заповедь, а не модная церковная тенденция. Отмахнуться от неё — значит проявить нелюбовь и непослушание. Более полные поясне­ния этой мысли можно найти в главе «Поклонение тоже может быть свидетельством» книги «Целеустремлённая церковь»25.

Богу приятно, когда мы поклоняемся Ему на деле. Библия призывает нас «отдать себя, своё тело Богу как живую жертву, освящённую и угодную Ему. Только такое служение истинно ду­ховно» (Рим. 12:1 [РВ]). Зачем Богу наши тела? Почему Он не при­зывает нас «отдать в жертву» наш дух? Потому что без тела мы не способны совершить на земле ни единого реального дела. В вечности у нас будут новенькие, улучшенные тела, но пока мы здесь, Бог гово­рит: «Отдайте мне то, что у вас есть». Просто Он хочет, чтобы мы поклонялись Ему не только на словах, но и на деле.

Наверное, вам не раз приходилось слышать: «Нет, сегодня я прий­ти не смогу, но духом буду с вами». Знаете ли вы, что это значит? Аб­солютно ничего! Это совершенно бессмысленные и бесполезные слова! Пока вы на земле, ваш дух может присутствовать лишь там, где нахо­дится ваше тело. Где нет вашего тела, там нет и вас самих.

24 Вы можете заказать аудиозапись цикла проповедей из 11 частей, посвящённых именам Бога
(на английском языке, «How God Meets Your Deepest Needs», 1999 г). Проповеди читают
пасторы церкви «Сэддлбэк». Заказ можно сделать по адресу www.pastors.com.

25 Рик Уоррен, "Целеустремлённая церковь», изд-во «Центр Агапе», Нижний Новгород, 2003.


Как бы мы себя ни чувствовали, Бог всё равно есть.

Легко поклоняться Богу, когда в жизни всё идёт отлично, когда Он даёт нам и пищу, и друзей, и семью, и здоровье, и радостные собы­тия. Однако обстоятельства не всегда бывают приятными. Как покло­няться Богу в трудные дни? Что делать, когда кажется, что Бог уда­лился от нас на сотни и тысячи километров?

Самый глубокий уровень поклонения Богу — это решимость хва­лить и славить Его, несмотря на страдания, благодарить Его во время испытаний, доверять Ему посреди искушений, покоряться Ему в дни скорби и любить Его, когда Он кажется совсем далёким.

Разлука и молчание нередко становятся серьёзным испытани­ем для дружеских отношений. Порой нас разделяют огромные рас­стояния, или мы просто почему-то не можем поговорить. В своих взаимоотношениях с Богом вы тоже не всегда будете ощущать Его близость. Филипп Янси мудро заметил: «Всякие взаимоотношения состоят из моментов близости и моментов отдаления. Так и отно­шения с Богом: какими бы близкими они ни были, маятник всё рав­но будет качаться из стороны в сторону»27. Именно тогда поклонять­ся становится тяжело.

27 Philip Yancy, «Reaching Out for the invisible God» («Простираясь к незримому Богу»), стр. 242. Филипп Янси — редактор американского журнала «Christianity Today», автор многих изве­стных христианских книг. На русском языке его книги можно заказать в издательстве «Три­ада», на сайте www.triad.ru.

 

Чтобы укрепить и углубить вашу с Ним дружбу, Бог будет испы­тывать её периодами кажущейся отдалённости, когда всё будет выг­лядеть так, словно Он покинул или забыл вас, удалившись на сотни или тысячи километров. Св. Иоанн Креста28 называл такие дни «тём­ной ночью души», Генри Ноуэн29— «служениемотсутствия», Э. У. То-зер — «служением ночи», а другие христиане иногда называют их «зимой человеческого сердца».

Помимо Иисуса, самые близкие отношения с Богом были, пожа­луй, у Давида. Бог с удовольствием назвал его «мужем по сердцу Свое­му» (1 Цар. 13:14, Деян. 13:22). Однако Давид нередко жаловался на то, что не чувствует рядом с собой Божьего присутствия: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс. 9:22). «Боже мой! Боже мой! внемли мне! для чего Ты оставил меня? Да­леки от спасения моего слова вопля моего» (Пс. 21:2). «Для чего Ты отринул меня? (Пс. 42:2. См. также Пс. 43: 24, 73:11, 87:15, 88:49).

Конечно, на самом деле Бог никогда не оставлял Давида, как не оставляет и вас. Он не один раз обещал: «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Втор. 31:8, Пс. 36:28, Ин. 14:16-18, Евр. 13:5). Однако Бог не обещал, что мы всегда будем ощу­щать Его присутствие. Более того, Он Сам при­знаёт, что порой скрывает от нас Своё лицо (Ис. 45:15). В жизни будут такие времена, когда вам покажется, что Бог просто пропал без вести.

Флойд МакКланг описывает это так: «Однажды утром человек про­сыпается и обнаруживает, что все его духовные чувства исчезли без сле­да. Он молится, но ничего не происходит. Он противостоит дьяволу, но от этого ничего не меняется. Он старательно выполняет духовные уп­ражнения,., просит друзей молиться за него,., исповедует все грехи, ко­торые только можно, а потом смиренно просит прощения у всех своих знакомых. Он постится... и всё равно ничего. Он начинает спрашивать себя, долго ли продлится эта духовная тоска. Несколько дней? Несколь­ко недель? Несколько месяцев? Будет ли этому конец?.. Ему кажется,

28 Св. Иоанн Креста (1542 — 1591) — один из основателей испанского ордена «босых кармелиток». Генри Ноуэн (1932 — 1996) — священник римско-католической церкви, писатель, автор мно­гих книг о духовной жизни. На сайте WTjAv.standrews.ru/rus/ourpubl/apologet.html можно заказать одну из самых известных его книг «Возвращение блудного сына* нз русском языке.

 

что его молитвы просто отскакивают от потолка, и в безысходном отчая­нии он восклицает: «Что со мной случилось? В чём дело?»30

На самом деле, ничего с вами не случилось! Это обычный процесс испытания и углубления вашей дружбы с Богом. Все без исключения христиане проходят через нечто подобное, иногда даже не по одному разу. Это трудный и болезненный процесс, но он совершенно необхо­дим для возрастания вашей веры. Осознание этого помогло Иову про­должать надеяться в тот момент, когда он никак не мог ощутить в своей жизни Божьего присутствия: «Я иду вперёд — и нет Его, назад ~ и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов 23:8-10).

Подчас, когда Бог кажется далёким, мы заключаем, что Он сердится на нас или наказывает нас за какой-нибудь грех. Грех действительно нарушает близкие отно­шения человека с Богом. Непослушание, ссоры с окружающими, чрезмерная заня­тость, дружба с миром и другие грехи —

всё это огорчает Святого Духа и подавляет наше общение с Богом (Пс. 50, Еф. 4:29-30, 1 Фес. 5:19, Иер. 2:32, 1 Кор. 8:12, Иак. 4:4).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: