Кодекс поведения в конфликте




Первое занятие

Человек рожден для великих дел, когда у него хватает сил победить себя самого.

Ж. Массильон

Цель занятия - создать благоприятные условия для эффективного начала работы группы, взаимного представления участников. Для этого необходимо рассказать об основных правилах социально-психологического тренинга, разработать и принять правила данной группы. На этом занятии начинается освоение активного стиля общения, запускается процесс коррекции самооценки участников и самораскрытие членов группы, формулируются индивидуальные задачи членов группы на предстоящие занятия.

Рекомендации ведущему. Ваша основная задача на протяжении всего тренинга, а особенно на первых занятиях, создать условия, необходимые для активной самостоятельной работы каждого участника над собой. Вы должны помогать группе и каждому участнику в работе над собой. Для этого Вы:

1). Организуете обсуждение и принятие Правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением на каждом занятии;

2). Объясняете цель проводимого упражнения, разъясняете инструкцию к очередному заданию, процедуре; отвечаете на возникающие вопросы участников, а затем контролируете ход упражнении и правильность их выполнения;

3). Передаете по очереди права ведущего участникам для самостоятельного проведения ими одного из упражнении. За время занятий каждый из них должен провести хотя бы по одному упражнению со всей группой. Такие упражнения обозначены значком (+);

4). Организуете совместное обсуждение и анализ ситуации во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из заданных целей и задач тренинга и конкретного занятия;

5). Контролируете эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку;

6). Подводите итоги каждого занятия и объясняете домашнее задание.

Примерное содержание занятия

1. "Автобиография ".

Способность концентрироваться является важнейшим качеством для лидера.

Н. Энкельманн, психолог

"В начале работы каждый из вас должен выступить перед всей группой с краткой автобиографией. Вам нужно буквально за 30 сек. рассказать о себе, выделяя самое важное, что вы считаете нужным. При этом имейте ввиду, что это ваше первая заявка — представление себя всей группе, от нее зависит очень многое, поэтому серьезно подумайте, о чем вы будете говорить: о том, где вы учитесь (учились), где живете, какой вы человек, а может быть сколько вам лет и какой рост? Одним словом, думайте и запишите свою биографию, чтобы при выступлении не забыть. Кстати, не забудьте начать с фамилии и имени. На составление биографии отводится 5 минут. Затем мы соберемся в большой круг и вы по очереди выступите перед всей группой, рассказывая свою биографию. Задача — четко и ясно рассказать о себе и запомнить наиболее интересные моменты в биографиях друг друга."

Рекомендации ведущему. После представления своих биографий участники оформляют визитку, где указывается тренинговое имя. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать игровое имя. Участники обращаются в дальнейшем друг к другу по этим именам. Вам следует позаботиться о карточках для визиток.

Работу над своей автобиографией следует продолжить и на следующих занятиях, чтобы у участников была возможность постоянно размышлять над собой. Поэтому лучше собрать автобиографии участников, чтобы они не забыли их к следующему занятию.

Психологический комментарий. Это самое начало встречи, поэтому участники должны подумать над представлением себя. Причем именно такое начало, когда человеку приходится сделать краткий анализ своей жизни, помогает настроиться на большую и серьезную работу. Участники с первых минут тренинга понимают, что предстоит серия не просто увлекательных встреч, милых бесед или веселых игр, а тренинг (от слова тренировка) своих лидерских качеств. Кроме того, биографический подход охватывает все основные сферы, над которыми и предстоит работать участнику. Прежде всего при составлении биографии человек явно проявляет представление о себе, видно его самовосприятие как в социальном, так и в психологическом плане.

 

2. "Правила группы".

"После представлений мы ознакомимся с основными правилами социально-психологического тренинга, поговорим об особенностях этой формы работы. Затем мы должны выработать и принять правила работы нашей группы. Подчеркну, что в каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но те, о которых будем говорить мы, должны лежать в основе нашей работы. Эти правила являются универсальными (См. тренинг "Привет, индивидуальность", раздел "Первое занятие", упр.2.)

Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку лидерских качеств личности, существуют дополнительные правила, рассчитанные на специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т.е. модифицировать их.

1. Конструктивность общения. Мы говорим только по делу, поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не имеющие непосредственного отношения к проводимому этюду или процедуре, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность.

2. Состязательность. Мы настроены на победу, поэтому в ходе тренинга ведется постоянный учет результатов работы каждого участника и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам.

3. Самостоятельность в подведении итогов. Мы ответственные люди, поэтому участники самостоятельно подсчитывают сумму баллов за каждый этюд, каждое упражнение, определяют итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные баллы, и свое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент тренинга видеть свой результат. Пример заполнения ведомости.

Ведомость учета результатов работы

Дата занятия Название упражнения Сумма баллов Штраф в баллах Итого Подпись
28.01.     -    
      -    
           

 

Графа "Подпись" заполняется лишь в отдельных случаях по указанию ведущего.

4. Использование системы штрафов. Для упорядочения работы группы и повышения эффективности занятий предусматриваются следующие штрафы:

- за опоздание на занятие или с перерыва — за 1 мин. 1 балл,

- за неконструктивный вопрос — 1 балл,

- за последнее место в упражнении или этюде — 2 балла,

- за предпоследнее место в упражнении — 1 балл и т.д.

Участники вправе самостоятельно вводить новые штрафные санкции.

5. Ведущий всегда прав! Несмотря на то, что атмосфера социально-психологического тренинга очень доброжелательна, способствует творчеству и активности, решение ведущего подлежит обжалованию только после занятии (в устной форме, или в письменной при ответе на вопросы заключительной анкеты).

Рекомендации ведущему. На все вопросы участников вы даете ответы. Предложения об изменении правил или добавлении новых обсуждаются группой. Во время обсуждения правил вы должны дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения и обсудить их. Ваша задача разъяснить участникам, что данные правила — это не просто формальные требования, а необходимость, способствующая формированию привычки систематически планировать свою деятельность и наблюдать за изменением ситуации, отработке приемов отслеживания хода работы и анализа показателей результативности своей деятельности.

Затем должно быть проведено поименное принятие окончательно согласованного текста правил, которыми и будете руководствоваться вы и группа на протяжении всего тренинга. Правила работы группы записываются на отдельном листе бумаги, который подписывается каждым участником. Лишь после этого участник становится членом группы. Если кого-то из участников эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать их и следовать этим правилам или покинуть группу, не начиная занятий. Выбор участник делает самостоятельно без советов и давления со стороны других членов группы.

3. "Моя цель" (+)

Большие обещания уменьшают доверие.

Гораций

"Лидера отличает четкое и ясное осознание целей своей деятельности. Наш тренинг посвящен отработке лидерских качеств, поэтому начнем с простого и трудного вопроса: "Зачем я сюда пришел?" Каждый из вас должен четко и кратко ответить на этот вопрос перед всей группой. Вам дается 3 минуты на подготовку ответа. Группа будет оценивать ваш ответ — система оценки от 1 до 5 баллов. Тот, кто не сможет получить положительный балл, может остаться на занятии только в качестве кандидата."

Рекомендации ведущему. Группа располагается по кругу, таким образом, чтобы все участники могли хорошо видеть друг. Затем начинается сама работа: первый участник отвечает на вопрос "Зачем я сюда пришел", и вы ставите ему оценку в баллах, слово берет второй, потом третий и т.д. Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свои результат в ведомость учета результатов работы.

После этого и практически всех других упражнений и заданий вы организуете работу в режиме рефлексии, т.е. осмысление того, что произошло, позиции и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: "Что произошло во время упражнения? Что помешало тебе ответить на этот вопрос? В чем причина? Тебе не хватает слов, смелости, смущает присутствие кого-то из группы, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы поступить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай".

Главная ваша задача — настроить группу на постоянную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. "Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?" — эти и подобные вопросы должны стать неизменным спутником тренинговых процессов. В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. Заставлять нельзя, но и торопить тоже не следует.

Психологический комментарий. Одной из отличительных особенностей лидера является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы. Упражнение, которое является постоянным для всего тренинга, решает именно эту задачу — научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга.

4. “Самопрезентация, или Кто Я?”

"Продолжим представление себя и дальнейшее знакомство с группой. Сейчас за 15 минут вы должны ответить на единственный вопрос “Кто Я?”, используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов, пишите первое, что приходи вам в голову. Лучше, если вы это будете делать в одиночестве. Затем мы обсудим ваши ответы."

Рекомендации ведущему. При подведении итогов этого упражнения следует руководствоваться следующими правилами. Все ответы классифицируются на четыре группы в зависимости от объяснения причин: “Я — это зависит от меня”, "Д — это зависит от других”, “С — это зависит от судьбы”, и “П— это просто так случилось”. Чем больше ответов участника относится к группе "Я", тем выше балл, который он получает (от 0 до 10 баллов).

Психологический комментарий. Этюд предназначен для дальнейшего самораскрытия и представления членов группы друг другу.

5. "Я — лидер?".

"Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Мы начнем с анализа собственных качеств. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:

1). Какие качества и умения лидера я знаю в себе?

2). Какие привычки и качества мешают мне быть лидером?"

На втором этапе вы объединитесь в микрогруппы по 4 - 5 человек и обсудите свои ответы на оба вопроса. При необходимости каждый из вас может комментировать свои ответы. Время на эту работу — 10-15 мин. Затем каждый участник самостоятельно оценивает свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов с ответами других членов микрогруппы. Этот балл записывается в ведомости.

На третьем этапе мы снова соберемся в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме рефлексии.

Рекомендации ведущему. Вы должны приготовить для участников чистую бумагу и ручки. Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом.

6. "Голосуйте за меня ".

"Лидер — это независимый человек, но он не может игнорировать мнение о себе окружающих людей. Это мнение необходимо знать для успеха его дела. Давайте попробуем провести предварительные выборы, например, лидера нашей группы. Для этого заготовьте бюллетени.

Избирательный бюллетень

Тренинговое имя опрашиваемого Результат голосования Подпись опрашиваемого члена группы
1.      
2.      
3.      

 

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: " Ты проголосуешь за меня?" Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше подписей для себя. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно давать ответ "да" или "нет". Вы принимаете решение, исходя из своих представлений об этом человеке. Решение сразу записывается в бюллетень того участника, который к вам подходил. Не забудьте вместе ответом получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то данный ответ не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 5 минут. Затем мы подведем итоги, суммируя полученные ответы. Каждый ответ "да" дает вам 1 балл."

Рекомендации ведущему. Для более организованного проведения предварительных выборов заготовьте необходимое количество бланков бюллетеней.

После подведения итогов попросите участников проранжироваться по убывающей, т.е. встать в одну линию, начиная с того, кто получил максимальное количество голосов (ответов "да"), и заканчивая тем участником, у которого самая маленькая сумма голосов. Напоминаем, что последний и предпоследний члены группы в ранге штрафуются. Все участники фиксируют полученные баллы в своей ведомости.

В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковое количество ответов "да". Они могут встать друг за другом, или, что более предпочтительно, — в общий ранг. Если кто-либо из членов группы подходит со своим бюллетенем к вам, вы также вправе высказать свое мнение.

Психологический комментарий. Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры, скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика предвыборной борьбы за голоса своих будущих избирателей.

7. "Еженедельник".

"Это постоянное домашнее задание. Лидер — это человек, целеустремленно идущий к цели. Но, безусловно, для достижения цели требуется время, и тем больше, чем значительнее цель. Заведите "Еженедельник", где фиксируйте с точностью до 15 минут все свои дела, расходы времени. Ведите этот "Еженедельник" в течение всех занятий. Анализируйте, куда уходит ваше время. Нельзя ли какие-то расходы времени сократить? Главное - будьте искренни сами с собой!"

Рекомендации ведущему. Вы на каждом занятии должны выделить время для работы с "Еженедельником" участников, предлагая желающим зачитать свои записи. Желательно выслушать всех, но принуждать никого не следует.

Психологический комментарий. Смысл постоянного домашнего задания и его "проверки" заключается в том, чтобы показать участникам огромную пользу, которую приносит пусть совсем простая, но систематическая работа над собой. Кроме того, выполняя домашнее задание, участник на какое-то время вспоминает о тренинге, думает о членах группы, значит у него происходит психологическая настройка на предстоящую работу.

8. "Экспресс-анализ".

"Последней процедурой каждого занятия является заполнение специальной анкеты, которая помогает осознать свои промахи и отметить успехи. Отвечая на вопросы этой анкеты, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас.

"Экспресс-анализ"

Мое тренинговое имя _________________________ Дата занятия _________

1. Принес ли я сегодня пользу окружающим меня людям?

2. Где я пошел на напрасные компромиссы?

3. Что доставило мне радость?

4. Кто меня порадовал?

5. Что или кто помешал мне сегодня достичь большего?

6. Чему я научился сегодня?

7. Это занятие приблизило меня к цели?

8. Неужели это все, что я могу?

 

Рекомендации ведущему. Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее (если есть такая возможность). Если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают тренеру. В ходе высказываний необходимо следить за тем, чтобы участники давали конкретные ответы на эти вопросы. В случае необходимости напомнить им еще раз содержание прошедшего занятия.

Психологический комментарий. Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии, во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое — это задачи тренинга).

Подведение итогов

"Наше занятие заканчивается. Суммируйте полученные баллы. А теперь мы соберемся в большой круг, но по принципу ранжирования. Рядом со мной, справа от меня, садится тот из вас, у кого по итогам этого занятия больше всего баллов. Следующим другой участник с чуть меньшим результатом и т.д. В итоге получается "ранжированный круг", в котором справа от меня — "лидеры" прошедшего занятия, а слева - " аутсайдеры ". Прошу всех по очереди, начиная с лидеров, поделиться своими соображениями о состоявшемся занятии. При этом каждый участник обязательно должен ответить на два вопроса: "Почему я на этом месте? Что я сделал (не сделал), чтобы быть первым? " "Над чем мне еще надо поработать на следующем занятии? Что я должен сделать? "

Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Это не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так как, не сказав об этом "обидчику". А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово..."

Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. Ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома.

Психологический комментарий. Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает.

 

Второе занятие

Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.

Данте

Цель занятия - закрепить навыки активного диалогового стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию участников тренинга, составить идеальную модель лидера.

Рекомендации ведущему. Второе занятие целесообразно начать с рассмотрения анкет "Экспресс-анализа". Обратите внимание участников на степень их откровенности, осмысленности и готовности серьезно работать на анализом своего участия в тренинге. Проанализируйте причины, которые, по мнению самих участников, помешали им продуктивно работать в на прошедшем занятии. Перечислите то, что уже успели понять и освоить отдельные участники группы.

Если кто-то из участников на протяжении всего первого занятия так и не смог войти в общий круг, т.е. участвовал в работе как кандидат в члены группы, необходимо специально для него повторить процедуру приема по тем же правилам, что и на первом занятии (упражнение "Цель").

Так же поступают с тем, кто впервые пришел на занятия, но после того, как он подпишет правила работы группы. Напомним, что целесообразнее проводить занятия с закрытой группой, т.е. не принимать новых членов после того, как группа уже начала свою работу. На втором занятии можно принять несколько новых членов, если в этом есть необходимость, но только с согласия самой группы (большинства ее членов). Обратите внимание членов группы на необходимость визитных карточек с тренинговыми именами участников и обращение друг к другу только по этим именам.

Примерное содержание занятия

1. "Обмен визитками"

"В деловых кругах принято обмениваться визитными карточками для продолжения контактов. У вас пока таких карточек нет, но есть возможность сделать их. Вам дается 5 минут на то, чтобы изготовить одну визитную карточку. Что вы укажете в ней и каким образом оформите — это ваше дело. Затем вы будете приветствовать друг друга, обмениваясь своими визитками."

Рекомендации ведущему. Вам нужно приготовить все необходимое для оформления визиток: бумагу, карандаши, ножницы.

Психологический комментарий. Изготовление визитных карточек помогает участникам осознать свои основные ценности, выделить в своем социальном статусе самое важное.

2. " Мои задачи" (+)

"Зная в целом идею и замысел нашего тренинга и уже имея первые результаты собственной работы, каждый из вас должен четко и ясно сформулировать основные задачи, которые он должен решить на предстоящем занятии. Запишите их в порядке значимости, важности для вас. На это вам дается 3 минуты."

Рекомендации ведущему. После окончания индивидуального этапа участники садятся в большой круг и каждый зачитывает свои записи. Остальные участники вправе задавать любые конструктивные вопросы. В основе системы оценки два критерия: а) четкость сформулированных задач. Всем должно быть понятно, что хочет данный участник от этого занятия; б) степень трудности и выполнимости поставленных задач. Задачи должны быть достаточно трудными (чтобы было над чем работать) и в то же время — выполнимыми (чтобы была реальная возможность их достичь). Шкала оценок от 0 до 3 баллов.

На втором этапе этого упражнения вы можете передать свои функции ведущего одному из членов группы, который должен помочь высказываться остальным участникам, стимулировать вопросы со стороны группы, организовать подведение итогов, оценку каждого выступления. Вы должны дать возможность высказаться всем желающим членам группы. Работу ведущего оцениваете вы по 3-балльной шкале.

3. "Харизматический лидер" (+)

"Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а лидеру особенно. Подумайте, в чем проявляются признаки харизматической личности в вас. Аргументируйте утверждения, например, "Я харизматический лидер, так как..." и т.д.

Затем, по мере психологической готовности, вы будете выступать перед группой, доказывая свои признаки лидера. Остальные члены группы имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т.п. Затем группа оценивает выступление каждого участников по 5-балльной шкале, ориентируясь на следующие критерии: а)убедительность выступления; б) его аргументированность.

Рекомендации ведущему. Тот участник, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т.е. оценка группы 0, может еще раз попробовать доказать свое право стать полноправным членом группы. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла. Это упражнение в качестве ведущего может проводить любой из членов группы. Вы должны оценить его работу (от 0 до 3 баллов).

Психологический комментарий. Сегодня понятие "харизма, харизматический лидер" используются только тогда, когда речь идет о людях, умеющих производить впечатление на других. Харизма — это способность человека направлять и удерживать внимание окружающих на себе и благодаря этому иметь успех. Это особого рода шарм, которым обладает человек и который он может передавать непосредственно на свое окружение. Харизматические лидеры создают везде, где находятся, оптимистическое настроение.

4. "Формула успеха лидера"

"Для того, чтобы достичь цели необходимо четко ее представлять, понимать к чему идешь. Именно этим мы сейчас и займемся. На первом этапе у каждого из вас есть 10 минут для того, чтобы составить собственную формулу успеха лидера. Для этого нужно записать 10 - 12 основных условий. Эту часть работы вы должны выполнять индивидуально. Затем мы обсудим все ваши предложения и составим обобщенный список."

Рекомендации ведущему. На втором этапе участники приступают к составлению обобщенной формуле успеха лидера. Для этого члены группы садятся в большой круг и решают вопрос о процедуре обсуждения — кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил процедуры группа приступает к обсуждению модели. Причем задача каждого участника - убедить всех остальных, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. По количеству предложении каждого участника, включенных группой в обобщенную модель лидера, определяется его место. Итоговый балл подсчитывается по принципу "одно принятое предложение — один балл". Время группового обсуждения модели лидера - 1 ч.

При анализе результатов вы должны обратить внимание: а) на качество модели лидера, б) на процедуру обсуждения и поведение при этом каждого участника: как он действовал? Убеждал ли других в своей правоте или был пассивен? Не был ли слишком упрям, прислушивался ли к мнению других участников и т.д.

В качестве ориентира приведем пример "Формулы успеха лидера":

"Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти, они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель постоянно меняется.

Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.

Будь хладнокровен, Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно.

Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может означать крах всей карьеры.

Будь экспертом. Каждый на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден: лидер знает по меньшей мере столько же. Сколько они сами.

Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только "да", значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.

Лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем.

(По данным журнала "Форчун")

Психологический комментарий. Это очень ценный материал для обсуждения поведения участников и самоанализа. Поэтому на разбор данного упражнения в режиме рефлексии следует отвести примерно 30 - 40 мин. Во время дискуссии следует дать слово для высказывания собственных суждении и анализа своих действии всем членам группы. Следует поощрять высказывания, но не превращать обсуждение в общий разговор или в пререкания с претензиями. Должно действовать правило: "Говорит один человек - остальные внимательно слушают. Все вопросы задаются только после того, как выступивший закончил говорить." Это правило трудно соблюдать, особенно в начале работы группы, но этого следует добиваться.

 

5. "Еженедельник"

"Проверим ваше домашнее задание, как вы вели учет своего времени, что вам удалось заметить, какие затраты времени оказались напрасными? Для этого объединяйтесь в микрогруппы по 3-4 человека (не больше), желательно с теми, с кем вы еще не работали в малых группах. Каждый из вас зачитает свои записи, комментируя их и отвечая на вопросы остальных участников. На это отводится 15-20 мин.

После выступления всех участников микрогруппа оценивает выступление каждого по заданной схеме: Максимальный балл (4) ставится общим решением микрогруппы тому участнику, который наиболее глубоко и серьезно проанализировал затраты своего времени, т.е. серьезнее и обстоятельнее всех отнесся к этой работе, сделал конструктивные выводы и предпринял конкретные шаги, чтобы не повторять подобных ошибок. Этот балл может получить только один из четырех членов микрогруппы.

3 балла — ставится члену микрогруппы, анализ которого менее глубок, выводы не столь конструктивны, нет конкретных шагов по предупреждению потерь своего времени. Этот балл также может получить только один из участников.

2 балла и 1 балл — ставятся остальным членам микрогруппы в зависимости от глубины анализа, конструктивности выводов и практической направленности предпринятых шагов.

Время на обсуждение и распределение мест внутри группы — 5 - 10 мин. Результаты обсуждения и голосования в микрогруппе оформляются специальным протоколом, где должно быть указано место каждого и должны быть подписи всех членов микрогруппы.

Протокол микрогруппы ______

Место Тренинговое имя Балл Подпись
Первое      
Второе      
Третье      
Четвертое      

 

Теперь дополнение к домашнему заданию. Ответьте на вопросы:

1. У меня слишком мало времени, потому что...

2. У меня было бы больше времени, если бы...

3. Я расходую слишком много времени понапрасну, потому что...

4. Я плохо планирую свое время, потому что...

Рекомендации ведущему. У членов группы могут возникать трудности с фиксацией или припоминанием своих "потерь времени". В этих случаях можно посоветовать вспомнить свои неэффективные действия на прошлой неделе, в прошлом месяце. Главное - это должны быть действия самого участника, а не его знакомых или родных. Кроме того, микрогруппы должны четко придерживаться предложенной схемы оценивания работы каждого участника. На одном месте (в протоколе) с одинаковым количеством баллов не должно быть 2 или 3 человека, тем более всех четверых. Принцип - "одно место - один человек" - должен быть соблюден неукоснительно. Если микрогруппа не успела завершить работу за отведенное время, все участники лишаются оценок и каждый штрафуется на 4 балла.

6. "Автобиография"

"Вернемся к автобиографиям. У вас сейчас есть возможность еще раз внимательно прочитать то, что вы написали о себе на прошлом занятии. Подумайте, что вы хотели бы добавить, что изменить, ведь сегодня вы другой человек, много нового успели узнать о себе и о других членах группы. У вас есть 5 минут."

Рекомендации ведущему. На время этого этюда включите музыку, а после окончания отведенного времени организуйте обсуждение. Каждый желающий может поделиться с группой теми новыми фактами своей биографии, которые он написал в этот раз.

Психологический комментарий. При анализе автобиографий обратите внимание на стиль их написания. Если участник использует обычный хронологический принцип изложения, т.е. год за годом, месяц за месяцем описывает события, которые произошли с ним, это обычный справочник. Если же автобиография написана по значительным событиям, причем совсем необязательно в строгом соответствии с их хронологией, это жизненный подход. Лучше всего сочетание того и другого. Именно на эти два обстоятельства следует обратить внимание участников для дальнейшей работы над автобиографиями.

7. "Что получилось? "

"Прошу всех участников вернуться к началу записей этого занятия. Какие задачи вы ставили перед собой? Все ли они решены? Если нет, то почему? Что или кто вам помешал? Или вы сами были пассивны? Может быть были поставлены невыполнимые задачи?"

Рекомендации ведущему. Это обсуждение можно провести в микрогруппах по 7-8 человек. Главное - дать возможность самокритично высказаться всем участникам тренинга.

Психологический комментарий. Эта процедура помогает сформировать чувство ответственности за свои слова и обещания.

Подведение итогов.

В конце занятия участниками проводится подсчет общей суммы баллов по ведомости учета, итоговое ранжирование. Затем каждый участник, начиная с лидера, отвечает на два вопроса: а) Почему я на этом месте? б) Над чем мне еще нужно поработать на следующем занятии? (Более подробно эти процедуры описаны в конце первого занятия). Напомните о постоянном домашнем задании ("Еженедельник") и проведите заключительное анкетирование ("Экспресс-анализ".)

 

Третье занятие.

Умение выбрать верные ориентиры — это и есть лидерство.

П.Страссман

Цель занятия - сплотить группу для активного игрового взаимодействия, углубить процесс самоанализа и самораскрытия участников, развивать их творческое мышление, формировать умение эффективно управлять людьми и отработать лидерские навыки.

Рекомендации ведущему. Целесообразно придерживаться уже сложившейся схемы проведения занятия. С этого занятия проведение части упражнении и этюдов нужно более активно поручать самим участникам. Вы должны разработать инструкцию по проведению очередного упражнения (лучше если это будет сделано на машинке или компьютере), передать ее участнику, выступающему в роли ведущего, помочь ему разобраться в материале.

Новый ведущий должен провести упражнение в соответствии с полученной инструкцией, оценить действия членов группы, организовать обсуждение. Оценку работы "ведущего" даете вы.

Примерное содержание занятия

1."Митинг"

"Умение устанавливать контакт с большой аудиторией позволяет лидеру добиваться нужного результата. Сейчас мы проведем митинг. Нужно легко и приятно войти в контакт, убедить "собравшуюся публику" в том, что вы серьезный лидер, и также приятно расстаться. Члены группы свободно располагаются в аудитории. Все сразу пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: