Занятие с элементами тренинга
«Кто мы? Какие мы?»
Задачи:
- формирование установки на саморазвитие и самопознание;
- преодоление психологических барьеров и установок;
- создание атмосферы искренности и доверия.
Ведущий: Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда он с удивлением говорит сам себе – «Ничего себе, я и не думал,… не ожидал…» парадоксально, но большую часть времени человек тратит на приобретение знаний об окружающем мире, чем о себе самом.
Сегодняшняя встреча поможет вам лучше узнать друг друга, а главное – себя. Обнаружить свои сильные и слабые стороны, поработать над собой.
Часто люди думают – если я буду бороться со своими слабостями, или, плохими чертами характера, этого уже достаточно, чтоб быть сильным и хорошим человеком. Но мало, недостаточно обнаружить своего противника – слабые стороны своей личности, важно увидеть и свою сильную сторону – вашего друга, помощника и сподвижника. Следует обратить внимание на то, что «сильные стороны» - это не то же самое, что «положительные черты характера», или «достоинства». Бывает и так, что какое то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но используется для достижения целей не одобряемых «моральными нормами» общества, /например – многих преступников не назовёшь слабохарактерными или необразованными и невоспитанными/.
Моральные нормы – это свод условных правил поведения, принятых в данном обществе, или группе людей. Это то, что «принято или «не принято» в данном коллективе.
Но «нормы» у каждой нации, страны или даже местности, группы и т.п. У папуасов новой Гвинеи норма - полудикий образ жизни /их одежда, пища/. В Японии свои нормы – высокие технологии, трудоголизм/.
Давайте помечтаем и представим…
В каком обществе Вам хотелось бы жить? Чтобы в нём было «принято», а что «не принято»?
Идёт обсуждение, дети, поднимая руку, говорят, «рисуют» модель идеального общества, ведущий фиксирует на ватмане все «+» и «-».
Вывод. Давайте попробуем опробовать эту идеальную модель на нашем отряде, /т.е. жить по вами же предложенным нормам…/
А теперь, давайте поговорим о своих сильных и слабых сторонах.
Упражнение «Без маски».
Всем участникам задаётся один вопрос, в произвольном порядке, по кругу передаётся символическая маска, тот, у кого она в руках искренне отвечает, затем передаёт маску дальше /кому сам пожелает/. Через 5-7 ответов вопрос меняется.
Вопросы:
- Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…
- Иногда люди не понимают меня, потому что я…
- Что мне иногда по-настоящему хочется, так это…
- Мне бывает стыдно, когда я…
- Особенно меня раздражает, что я…
- Не люблю, когда мне говорят, что я…
- Верю, что я…
Вывод: хорошо, что вы постарались быть искренними, и постарались открыться чуть глубже. А сейчас, проверим, насколько хорошо мы смогли узнать себя, друг друга, а заодно, как нас представляют, видят окружающие.
Игра «Ассоциации»
Попросить выйти несколько ребят /3-4 добровольца/. Остальные загадывают в кругу кого-то из присутствующих. Добровольцы по одному заходят и задают по кругу наводящие вопросы. Пример:
- Если бы этот человек был …./зверем, птицей, машиной и т.п./ то какой?
Задача добровольцев угадать загаданного.
Вывод: как наше представление о себе порой расходится с мнением о нас окружающих…
Упражнение «Поделись со мной»
/приготовить ручки и бланки – приложение №1/
Теперь, попробуем привести мнение окружающих о себе, и своё личное в соответствие /заполняют бланк/.
№ | Качества | Займу | Поделюсь |
Нежность | |||
Умение сочувствовать | |||
Умение создавать хорошее настроение | |||
Эмоциональность | |||
Доброжелательность | |||
Интеллект | |||
Организаторские способности | |||
Твёрдость характера | |||
Решительность | |||
Креативность /творческое мышление/ | |||
Ораторские качества | |||
Милосердие | |||
Благородство | |||
Стремление к цели | |||
Лидерство |
Список качеств можно продолжить или видоизменять. При необходимости – пояснить значения качеств.
Каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большой степени, чем у него и подходить к этому человеку с фразой – «Пожалуйста, поделись со мной … /качество/. Тот участник, к кому обратились с просьбой, делает пометку у себя в карточке. Обойдя как можно больше участников, в карточке каждого будут отметки о том, какие качества у него были востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
Обсуждение в кругу:
- Какие качества наиболее востребованы?
- Совпало ли ваше представление о себе с мнением окружающих?
Упражнение «Групповой портрет»
/подготовить лист ватмана, фломастеры, карандаши/
Нарисуем портрет нашего отряда, каждый рисует себя, но экономьте место для других /портрет подписать/.
Обратить внимание на расположение портретов:
- Вверху – лидерская позиция;
- В центре – организаторская позиция «душа кампании»;
- В стороне, с краю – «выпадающие из коллектива»;
- Внизу – низкая самооценка, возможно, унижение со стороны других, (низкий ранг в коллективе).