Модуль третий. Голос интуиции.




На этом этапе работы участники уже достаточно хорошо знают друг друга, имеют опыт совместного решения задач, межличностного взаимодействия. Третий модуль тренинга нацелен на создание в группе некого цельного интуитивного единства, при котором участники смогут не просто договариваться и понимать друг друга, а чувствовать и подхватывать инициативу партнёра, действовать как одно целое.

1). Тренер приветствует группу (если это новый день). Предлагает группе разделиться на две подгруппы и в этих небольших кружках просто поговорить, рассказать друг другу, что произошло, пока они не виделись, с чем пришли, что беспокоит, что радует и т.д.

На этот разогрев даётся 5-7 мин.

2). Первое упражнение, которое тренер предлагает группе, сразу вводит участников в тему третьего этапа тренинга. Оно предоставляет возможность потренировать способность чувствовать и угадывать настроение и мысли другого человека (20 мин).

Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнёра, который наиболее интересен для него лично и с которым данный участник чувствует некое духовное родство.

Партнёры встают друг напротив друга и определяют, кто из них будет ведущим, а кто его отражением, пытающимся как можно точнее повторить движения ведущего.

Ведущий начинает с медленных простых движений. Цель состоит не в том, чтобы сбить партнёра с толку, а в том, чтобы добиться синхронности движений. Если оба партнёра сконцентрируются друг на друге, то движения их будут становиться всё более слаженными.

Игроки должны смотреть друг другу в глаза, чтобы между ними возникла эмоциональная, интуитивная связь. Движения должны, так сказать, рождаться в глазах и глазами же передаваться партнёру. Поэтому оба партнёра пытаются установить как можно более тесный контакт и развить чувство взаимной связи (5 мин.).

Затем партнёры меняются ролями, и второй этап также длится 5 минут.

На третьем этапе уже нет ни ведущего, ни его отражения – движения обоих партнёров полностью совпадают, так что со стороны нельзя сказать, кто инициирует движения, а кто их только повторяет. Этот этап следует проводить только в том случае, если на двух предыдущих партнёры успешно взаимодействовали друг с другом (5 мин).

После завершения партнёры делятся друг с другом:

- Что вы чувствовали во время упражнения?

- Получалось ли чувствовать партнёра? Удалось ли добиться синхронности?

- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы ощущали подобное чувство?

 

3). Теперь, когда участники научились чувствовать друг друга в парах, им предлагается более сложное задание, где необходимо научиться действовать синхронно всей группой (10 мин). Каждый участник должен точно угадывать и подхватывать чужие инициативы, пытаясь поставить себя на место другого. Не менее важно и самостоятельное проявление инициативы – причём такое, чтобы её могли подхватить остальные.

Участники встают достаточно близко друг к другу, все смотрят в одном направлении. Группе следует двигаться синхронно, причём у этого процесса не должно быть одного ярко выраженного руководителя – инициатива принадлежит всем.

Это задание можно выполнить только в том случае, если все будут двигаться очень медленно, чтобы каждый видел и мог предугадать, что будут делать остальные. Тренер даёт сигнал к старту и больше ничего не говорит, останавливает упражнение через 7-10 минут и подводит итоги, задав следующие вопросы:

- Было ли всё действие похоже на коллективное управление?

- Кто проявлял инициативу и руководил? Как долго?

- Кто предпочитал просто подхватывать движения других?

- Удавалось ли предугадывать движения?

- Какова была атмосфера игры? Как себя при этом чувствовали?

 

 

4) После небольшого обсуждения тренер предлагает группе юмористическое упражнение, которое тренирует интуицию, а участвующие в нём члены группы развивают свои актёрские способности. (15 мин).

Группа делится на пары, которые встают спина к спине. Один из членов группы задаёт нескромный вопрос: «Как бы ты выглядел, если бы пролил бокал красного вина на свой белый костюм?» После этого оба пытаются представить себе эту ситуацию и сделать подобающее случаю выражение лица. Затем они поворачиваются и демонстрируют друг другу свои смущённые, огорчённые или яростные физиономии. Каждый сохраняет это выражение лица какое-то время, чтобы партнёр мог почувствовать его настроение и понять характер. Потом снова поворачиваются спиной.

Теперь второй партнёр задаёт вопрос: «Как ты выглядишь, когда ты, совершенно не выспавшийся должен вставать с постели?», и участники снова демонстрируют друг другу свои лица.(5 мин).

Это была подготовка, а теперь начинается собственно игра. Партнёры договариваются о трёх выражениях лица, которые должны будут передавать совершенно различные эмоции: испуг, воодушевление, ярость. Кроме того, партнёры договариваются об идентичности выражения этих эмоций мимикой, но не говорят о том, в какой последовательности эмоции будут идти.

Один из партнёров даёт сигнал «Внимание, начали!», после чего оба поворачиваются лицом друг к другу и пытаются одновременно показать одну и ту же эмоцию. Как это получается, загадка, но «телепатия» работает на каком-то тонком интуитивном уровне, и некоторым парам удаётся совпадение по всем трём выражениям.

5). Чтобы проверить, насколько участники готовы отождествить себя с другими членами группы, тренер предлагает группе игру, которая называется «Кто я?» (20 мин). Это хорошая возможность для участников проверить своё восприятие других людей и обратить внимание на собственные предрассудки.

К спине каждого игрока прикрепляется карточка с именем другого участника. Игроки не должны знать, чьё имя написано на их карточке. Участники начинают ходить по комнате и заводить друг с другом беседы. Каждый выясняет, чьё имя стоит на карточке его собеседника, но не говорит об этом ему. Теперь каждый ведёт разговор так, как будто его собеседник и есть тот человек, чьё имя написано у него на спине (сам человек не знает, кого он должен играть, и пытается понять это по тем фразам, с которыми обращаются к нему партнёры).

Игроки ведут беседы, и каждый из них пытается понять, кого же он всё-таки играет. Отправной точкой для этого является отношение к данному участнику других игроков и те вопросы, которые они ему задают.

Когда кто-то догадался, кого он играет, он продолжает беседы с остальными и пытается теперь уже копировать манеру поведения и движения того человека, чьё имя написано у него на карточке.

 

6). Предполагается, что участники группы на данном этапе уже достаточно хорошо знают и чувствуют друг друга. Следующая процесс, предлагаемый тренером, проясняет, насколько у них развита способность ставить себя на место другого, какие чувства лежат в основе отношений между игроками, какие проблемы ещё требуют решения. Это упражнение может существенно улучшить атмосферу в группе и смягчить конфликты (45 мин).

Группа садится в круг, один из участников выходит на середину. Он задаёт кому-нибудь вопрос, на который должен отвечать не тот, кого спрашивают, а его сосед справа. Сосед справа пытается представить себя на месте спрашиваемого и ответить так, как на его месте ответил бы этот человек. Вопросы и ответы не должны сопровождаться никакими комментариями.

Важно, чтобы задающий вопрос смотрел в глаза тому, кого он спросил, а не его соседу, который фактически даёт ответ. Тренер может первым выйти в центр круга, чтобы начать игру и задать стиль игры. Участник, стоящий в центре может задать три разных вопроса трём разным участникам. После этого он снова возвращается в круг, а на его место выходит новый участник. Упражнение продолжается, пока все желающие не зададут по три вопроса.

 

7). Тренер: «Помимо интуиции души существует ещё интуиция тела. Теперь я предлагаю вам сосредоточиться на ощущениях своих рук и посмотреть, насколько чувствительными они могут быть».

Группа разбивается на пары, партнёры встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Чтобы разогреться и почувствовать себя в форме, каждый потирает ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут тёплыми. После этого партнёры соприкасаются ладонями, держа их примерно на уровне груди. Они закрывают глаза и при этом концентрируются на своих ощущениях, пытаясь почувствовать, как течёт энергия между их руками.

После лёгкого нажатия на ладони друг друга партнёры убирают руки, делают шаг назад и поворачиваются вокруг себя три раза.

С закрытыми глазами партнёры снова сходятся вместе и пытаются соединить руки, которые они продолжают держать на уровне груди. Соединение рук должно быть очень медленным, чтобы каждый успел почувствовать голос своей интуиции. Интуицией в этом случае будет способность почувствовать волны тепла, исходящие от рук партнёра. (10 мин).

По завершении упражнения, участники могут по желанию поделиться в круг своими ощущениями.

8).Если до конца тренинга осталось ещё немного времени, тренер может предложить участникам игру «досчитать до 30», которая также поможет группе обратиться к своей интуиции и научиться действовать в едином ритме.

От участников требуется распределиться по комнате, желательно, чтобы каждый нашёл для себя удобное место (не садиться ни в круг, ни группами). Все закрывают глаза. Цель упражнения проста: досчитать до 30-ти.

Действуют следующие правила:

- нельзя разговаривать, позволено произносить только цифры группа лишена возможности планировать деятельность и вынуждена полагаться исключительно на свою интуицию.)

- один человек не имеет права произнести две цифры подряд, но может стараться вставлять цифры с частотой через одну, через две и т.д.

- если два участника начинают говорить одновременно, всё начинается сначала с цифры 1.

Несмотря на то, что правила звучат довольно просто, на деле задача оказывается достаточно сложной. Это упражнение завершает тренинг командообразования для группы, оно предоставляет отличную возможность научиться смеяться над собой и своими поражениями, что также очень важно для успешной команды.

9). Тренер предлагает всем сесть в общий круг и организует заключительный процесс рефлексии, подведение итогов прошедшего тренинга, где каждый участник сможет поделиться а) своими эмоциональными переживаниями, б) своими открытиями, которые произошли во время тренинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: