Промежуточная аттестация.




Содержание дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
  Россия в пореформенную эпоху. Реформа 19 февраля 1861 г.: подготовка и проведение. Личное освобождение крестьян; «временнообязанное состояние»; выкупная операция. Отношение крестьян к реформе. Административно-правовая модернизация. Экономическое развитие пореформенной России: сельское хозяйство, промышленность, сфера обращения, кредит. Железнодорожное строительство. Тарифная реформа 1891 г. Общественная жизнь во второй половине XIX в.: народничество, крестьянское и рабочее движение. Внутриполитический кризис 1879-1881гг. Внешняя политика России 60-первой половины 70-х гг. XIX в. Борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Начало сближения России с Францией.
  История России конца XIX – начала XX в. Территория и население страны. Социальная структура российского общества. Сельское хозяйство и промышленность. Завершение промышленного переворота и складывание системы монополистического капитализма. Торгово-промышленная политика правительства императора Николая II. Рабочий, крестьянский, национальный и конфессиональный вопросы. Нарастание массового социального протеста в начале XX в. Развитие революционных организаций и формирование либеральной оппозиции. Россия в системе международных отношений. Политика на окраинах государства. Русско-японская война: причины, ход, последствия. Первая российская революция. Власть и народ на первом этапе революции. Высший подъем революции и ее первые победы. Конечный этап революционной борьбы. Историческое значение первой российской революции. Третьеиюньская политическая система. Проблемы модернизации во внутренней политике правительства. Аграрная реформа Столыпина. Сохранение социальной напряженности и новый подъем революционной борьбы в начале 1910-х гг. Внешняя политика третьеиюньской монархии. Вхождение России в Антанту. Россия в Первой мировой войне. Стратегические планы и военно-экономическая подготовка к войне. Военные компании 1914-1916 гг. Работа тыла по обеспечению потребностей армии. Изменения в промышленном потенциале страны. Война и экономика. Наступление хозяйственной катастрофы. Политический кризис и падение самодержавной монархии.

 

Задания для текущего контроля

 

Проверка посещения лекций

(от 1 до 2 рейтинговых баллов)

Выборочная проверка посещаемости лекций - не менее четырех раз за семестр.

 

Вопросы и задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям

Задания для подготовки к практическим занятиям Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Тема 1. Реформа 19 февраля 1861 г.: подготовка и проведение.    
Тема 2. Реформы местного самоуправления, суда и просвещения.    
Тема 3. Революционное народничество и его идеология.    
Тема 4. Три течения в народничестве 70-х гг.: общее и особенное.    
Тема 5. «Союз трех императоров» и его конец.    
Тема 6. Экономическая политика самодержавного правительства второй половины XIX - начала XX в.    
Тема 7. Монополии и финансовый капитал в экономике России.    
Тема 8. Аграрный вопрос в начале XX в. Столыпинская земельная реформа.    
Тема 9. Эволюция государственного строя России в начале XX в.    
Тема 10. Общественное движение в начале XX в.    
Тема 11. Политические партии в России в начале XX в.    
Тема 12. Общественная мысль России в начале XX в.    
Тема 13. Дальневосточная политика России от 80-х гг. XIX в. и до начала русско-японской войны.    
Тема 14. Русско-японская война и Портсмутский мир.    
Тема 15. Революция 1905-1907 гг. в России. Третьеиюньский Государственный переворот.    
Тема 16. Вхождение России в Антанту.    
Тема 17. 1-4 Государственная Дума.    
Тема 18. Подготовка России к Первой мировой войне.    
Тема 19. Боевые действия на Восточном фронте I Мировой войны.    
Тема 20. Первая мировая война и русское общество.    

 

Задания для рубежного контроля

 

Рубежный контроль № 1

Раздел: «Россия в пореформенную эпоху»

(от 9 до 18 рейтинговых баллов)

ВОПРОСЫДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ.

1. Реформа 19 февраля 1861 г.: личное освобождение крестьян. «Манифест 19 февраля 1861 г.»; «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

2. Реформа 19 февраля 1861 г.: урегулирование отношений крестьян и помещиков. «Манифест 19 февраля 1861 г.»; «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

3. Реформа 19 февраля 1861 г.: выкупная операция. «Манифест 19 февраля 1861 г.»; «Положение о выкупе».

4. Аграрная эволюция России во второй половине XIX века.

5. Начало раннеиндустриального этапа развития российской промышленности.

6. «Великие реформы» царствования императора Александра II: земская, судебная, городская, военная. Реформы в области просвещения.

7. Революционное народничество 60-х гг.: идеология и программа.

8. Три течения в народничестве 70-х гг.

9. Программа и тактика революционного народничества 70-80-х гг.

10. Рабочее движение 70-х-80-х гг.: программа и тактика.

11. Либеральное движение 60-70-х гг.

12. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

13. Политический кризис 1879-1881 гг.

14. Внутренняя политика в царствование императора Александра III.

15. Россия в системе международных отношений в конце XIX столетия: от «союза трех императоров» к русско-французскому союзу.

16. Промышленный подъем конца XIX столетия.

17. Концентрация производства в российской промышленности и перемены в формах собственности.

18. Монополии в российской промышленности.

19. Российский пролетариат в конце XIX столетия: состав, положение, формы социального протеста.

20. Экономическая политика самодержавия в конце XIX – начале XX в.: цели и средства. «Всеподданнейший доклад С.Ю. Витте императору Николаю II» (1899г.)

 

Рубежный контроль № 2

Раздел: «Российская империя в начале XX в.»

(от 9 до 18 рейтинговых баллов)

ВОПРОСЫДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

1. Экономический кризис и депрессия первого десятилетия XX в.

2. Предвоенный промышленный подъем.

3. Банковский и финансовый капитал в экономике царской России. «История Сибирского торгового банка».

4. Дальневосточная политика самодержавия в конце XIX – начале XX в. С.Ю. Витте «Воспоминания»

5. Финансы и бюджет Российской империи.

6. Русско-японская война: боевые действия на море и на суше.

7. Портсмутский мирный договор и его последствия. С. Ю. Витте о заключении Портсмутского мира.

8. Начало первой российской революции. 9 января 1905 года в Петербурге.

9. Крестьянское и рабочее движение летом-осенью 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка.

10. Эволюция российского самодержавия. «Манифест 17 октября 1905 г.» «Основные законы 23 апреля 1906 г.»

11. Восстания в армии и на флоте летом-осенью 1905 г. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

12. Критика либералами русского освободительного движения. «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции.

13. Политические партии России. Социал-демократы и неонародники.

14. Политические партии России. Либералы и монархисты.

15. Состав и устройство первого российского парламента. 1 и 2 Государственная Дума.

16. Третьеиюньская политическая система. Два большинства в 3 и 4 Думах.

17. Столыпинская аграрная реформа. Разрушение общины.

18. Столыпинская аграрная реформа. Крестьянское землеустройство.

19. Внешняя политика третьеиюньской монархии. Вхождение России в Антанту.

20. Военная компания 1914 г. Восточно-прусская операция. Боевые действия в Галиции.

21. Военная компания 1914 г. Варшавско-Ивангородская и Лодзинская операции.

22. Компания 1915 г. Планы сторон. Горлицкий прорыв и «великое отступление».

23. Компания 1916 г. Наревская операция русских войск и Брусиловский прорыв.

24. Распад третьеиюньской системы. «Прогрессивный блок». Наступление политического кризиса.

25. Внешняя политика России в годы Первой мировой войны.

 

Дополнительные рейтинговые задания

№ задания и форма аттестационной работы Тема Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов
Раздел I. «Россия в пореформенную эпоху».
1. Источниковедческий анализ документа. Реформа 19 февраля 1861 г.: подготовка и проведение.    
Источниковедческий обзор. Реформы местного самоуправления, суда и просвещения.    
Источниковедческий анализ документа. Революционное народничество и его идеология.    
Подготовка реферата монографии. Три течения в народничестве 70-х гг.: общее и особенное.    
Научный доклад. «Союз трех императоров» и его конец.    
Раздел II. «История Россия в конце XIX – начале XX в.».
1. Источниковедческий анализ документа. Экономическая политика самодержавного правительства в конце XIX - начале XX в.    
2. Подготовка реферата монографии. Рабочий вопрос и рабочее движение в 90-ые гг. XIX в.    
3. Научный доклад Аграрный вопрос в правительственной политике 90-х гг. XIX века.    
4. Реферативный обзор. Сближение России с Францией в 90-ые гг. XIX в.: причины, ход, последствия.    
5. Источниковедческий обзор Промышленное развитие России в 90-ые гг. XIX в.    
6. Подготовка графических материалов Развитие тяжелой индустрии России в конце XIX в.    
7. Разработка аннотированного списка источников и литературы Южнорусская металлургия в 70-90-ые гг. XIX в.    
8. Подготовка реферата монографии Монополии и финансовый капитал    
9 Подготовка графических материалов Состав и размещение российской промышленности в начале XX в.    
10. Источниковедческий обзор Аграрное движение в 1900-1904 гг.    
11. Разработка аннотированного списка источников и литературы Рабочее движение в 1902-1903 гг.    
12. Подготовка научного доклада 9-ое января 1905 г. в Петербурге    
13. Источниковедческий анализ документа Столыпинская аграрная реформа    
14. Подготовка научного доклада Конфессиональный вопрос в начале XX в.    
15. Рецензирование монографии Реформирование политической системы в начале XX в.    
16. Анализ источника по теме Либеральный лагерь в общественном движении (1908-1913 гг.)    
17. Подготовка научного доклада Подготовка России к мировой войне (военно-технический и организационный аспекты)    
18. Составление аннотированного списка источников и литературы Вхождение России в Антанту    
19. Рецензирование монографии Мировая война и российское общество    
20 Подготовка картографических материалов Боевые операции русской армии в 1914-1917 гг.    
21. Реферативный обзор «Брусиловский прорыв»    
22. Анализ источника Российская тяжелая индустрия в годы Первой мировой войны    
23. Работа с иллюстрациями «Высшее общество» и «низы» России в годы войны    
25. Экзамен      

 

Промежуточная аттестация.

Форма промежуточной аттестации – экзамен. Проводится в форме собеседования по вопросам двух рубежных аттестаций и является обязательным для тех студентов, которые либо вовсе не проходили, либо проходили, но не прошли промежуточных аттестаций. Факультативным экзамен является для студентов, желающих повысить свою оценку за семестр. В последнем случае он проводится в форме собеседования по выбранной им самим и согласованной с преподавателем теме компенсирующего задания.

ТЕМЫДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩИХ ЗАДАНИЙ.

Задание 1. Источниковедческий анализ документа по теме: «Реформа 19 февраля 1861 г.: подготовка и проведение»

Цель: освоение методов классификации исторических источников (с учетом синтаксического, прагматического и семантического аспектов информации) и приемов извлечения из них информации по теме исследования. Формируемые компетенции - СК-5

Основная литература: 1) Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. М.: РОССПЭН, 2000. 2) Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Переиздано с официального издания 1861 г. под редакцией преподавателей русской истории Московских высших женских курсов. Издание Историко-философского факультета Московских высших женских курсов. М., 1916. 3) Источниковедение истории СССР. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. М., 1981. 4) Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.

Описание задания. Задание включает в себя два этапа. На первом производится типологический и видовой отбор документальных материалов; определение степени ценности каждого из них для решения данной исследовательской проблемы. На втором этапе производится извлечение, обработка и оценка полноты и достоверности зафиксированной в отобранном источнике информации по теме.

Задание выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – 0,3-0,5 п.л. (15000-20000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания. Небрежно оформленные рукописи, равно как и компиляции, не принимаются и не засчитываются.

Критерии оценивания Баллы
Отбор источников по теме произведен корректно  
Оценка источника для темы исследования выполнена верно  
Извлечение информации из источника носит исчерпывающий характер  
Максимальное количество баллов  
Критерии оценивания Баллы
Отбор источников по теме произведен с ошибками  
Оценка источника для темы исследования не выполнена или выполнена неверно  
Извлечение информации из источника носит фрагментарный характер  
Максимальное количество баллов  

 

Задание 2. Подготовка источниковедческого обзора по теме «Реформы местного самоуправления, суда и просвещения».

Цель: совершенствование навыков отбора исторических документов и работы с ними. Формируемые компетенции: СК-5.

Основная литература: 1) Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. М.: РОССПЭН, 2000.

2) Российское законодательство X-XX в.в.: в 9 томах. Т.8 Судебная реформа. М., 1991.

3) Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-ое. 4) Источниковедение истории СССР. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. М., 1981.

Описание задания. Выполнение задания проходит три этапа. На первом производится изучение проблематики темы; на втором - типологический и видовой отбор опубликованных документальных материалов; определение степени ценности каждого из них для решения данной исследовательской проблемы. На втором этапе дается аргументированная оценка значения каждой группы документальных материалов. Работа выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – до 1 п.л. (40000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания.

Небрежно оформленные рукописи либо компиляции чужих трудов не принимаются и не засчитываются.

 

Критерии оценивания Баллы
Подбор источников по теме произведен исчерпывающе полно  
Обзор полностью отражает содержание реферируемой литературы  
Рукопись оформлена в соответствии со стандартами  
Максимальное количество баллов  

 

 

Критерии оценивания Баллы
Подбор источников по теме имеет лакуны  
Обзор не полностью отражает содержание реферируемой литературы  
Рукопись оформлена с отклонениями от стандартов  
Минимальное количество баллов  

 

Задание 3. Источниковедческий анализ документа по теме «Революционное народничество и его идеология».

Цель: освоение методов классификации исторических источников (с учетом синтаксического, прагматического и семантического аспектов информации) и приемов извлечения из них информации по теме исследования. Формируемые компетенции - СК-5

Основная литература: 1) Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. М.: РОССПЭН, 2000. 2) Революционное народничество семидесятых годов XIX века. Сборник документов в двух томах. Т.1-2. М.-Л., Наука, 1965. 3) Источниковедение истории СССР. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. М., 1981. 4). Материалы по истории СССР. Освободительное движение и общественная мысль в России в XIX в.

Описание задания. Задание включает в себя два этапа. На первом производится типологический и видовой отбор документальных материалов; определение степени ценности каждого из них для решения данной исследовательской проблемы. На втором этапе производится извлечение, обработка и оценка полноты и достоверности зафиксированной в отобранном источнике информации по теме.

Задание выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – 0,3-0,5 п.л. (15000-20000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания. Небрежно оформленные рукописи, равно как и компиляции, не принимаются и не засчитываются.

Критерии оценивания Баллы
Отбор источников по теме произведен корректно  
Оценка источника для темы исследования выполнена верно  
Извлечение информации из источника носит исчерпывающий характер  
Максимальное количество баллов  
Критерии оценивания Баллы
Отбор источников по теме произведен с ошибками  
Оценка источника для темы исследования не выполнена или выполнена неверно  
Извлечение информации из источника носит фрагментарный характер  
Максимальное количество баллов  

 

Задание 4. Подготовка реферата монографии по теме «Три течения в народничестве 70-х гг.: общее и особенное».

Цель: приобретение навыков ориентировки в научных концепциях, определение специфики интерпретации прошлого разными школами и направлениями в исторической науке; изучение приемов использования общенаучных принципов и частных методов познания при анализе конкретно-исторических проблем. Формируемые компетенции: СК-4; СК-6

Основная литература: 1) Седов М. Г. Героический период революционного народничества. М., 1966. 2) Итенберг Б. С. Движение революционного народничества. М., 1965. 3). Волк С. С. «Народная Воля» (1879-1882). М.-Л., 1966. 4). Троицкий Н. А. Безумство храбрых. М., 1978.

Описание задания. Рефератом называется краткое письменное изложение содержания книги либо статьи. Научный реферат предполагает аргументированную оценку содержания прочитанного под углом зрения определенной темы. Выбор монографии для реферирования согласовывается с преподавателем. Задание выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – не свыше 1 п.л. (40000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания.

Небрежно оформленные рукописи либо компиляции не принимаются и не засчитываются.

 

Критерии оценивания Баллы
Содержание реферируемой монографии раскрыто полно  
Неточности в изложении материала отсутствуют  
Рукопись оформлена в соответствии со стандартами  
Максимальный балл  

 

Критерии оценивания Баллы
Содержание реферируемой монографии раскрыто фрагментарно  
В изложении материала есть неточности и ошибки  
В оформлении рукописи присутствуют отклонения от стандартов  
Минимальный балл  

 

Задание 5. Научный доклад по теме: «Союз трех императоров и его конец».

Цель: развитие способностей к анализу и синтезу явлений и процессов в их пространственно-временной характеристике. Формируемые компетенции: СК-1; СК-2

Основная литература: 1) Международные отношения в эпоху империализма. 1878-1917. Серия 2. М., 1938-1940. Т.18-20. Серия 3. М.-Л., 1931-1938. Т.1-10. 2). Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX в. М., 1974.

Описание задания. Доклад представляет собой итог исследования определенной научной проблемы и сопровождается рукописным текстом в жанре академической научной статьи. Его выполнение происходит в четыре этапа: на первом в процессе изучения литературы определяется проблематика исследования; на втором в ходе отработки источников происходит выработка научных гипотез; на третьем, в процессе написания текста, осуществляется доказательство собственных выводов. Четвертый этап включает редактирование рукописи и ее литературное оформление. Доклад выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем –1 п.л. (40000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания.

Небрежно оформленные рукописи, равно как и компиляции чужих работ, не принимаются и не засчитываются.

Критерии оценивания Баллы
Работа полностью самостоятельная  
Сформулированные выводы полностью соответствуют проанализированному материалу  
Выводы отличаются новизной  
Работа написана хорошим литературным языком  
Оформление рукописи полностью соответствует стандартам  
Максимальное количество баллов  

 

 

Критерии оценивания Баллы
Работа самостоятельная только частично  
Сформулированные выводы расходятся с материалом работы  
Выводы не отличаются новизной  
Литературное оформление работы имеет крупные погрешности  
Оформление рукописи не полностью соответствует стандартам  
Минимальное количество баллов  

 

Задание 6. Источниковедческий анализ документа по теме: «Экономическая политика самодержавного правительства в конце XIX - начале XX в. »

Цель: освоение методов классификации исторических источников (с учетом синтаксического, прагматического и семантического аспектов информации) и приемов извлечения из них информации по теме исследования. Формируемые компетенции - СК-5

Основная литература: 1) Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. М.: РОССПЭН, 2000. 2) Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х томах. М., 1960. 3) Источниковедение истории СССР. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. М., 1981.

Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903-1919. М., 1992. 4) Материалы по истории СССР. М., 1959. Т.6 Документы по истории монополистического капитализма в России. 5) Особые журналы Совета министров Российской империи. 1906-1917. М., 1982-2002.

Описание задания. Задание включает в себя два этапа. На первом производится типологический и видовой отбор документальных материалов; определение степени ценности каждого из них для решения данной исследовательской проблемы. На втором этапе производится извлечение, обработка и оценка полноты и достоверности зафиксированной в отобранном источнике информации по теме.

Задание выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – 0,3-0,5 п.л. (15000-20000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания. Небрежно оформленные рукописи, равно как и компиляции, не принимаются и не засчитываются.

Критерии оценивания Баллы
Отбор источников по теме произведен корректно  
Оценка источника для темы исследования выполнена верно  
Извлечение информации из источника носит исчерпывающий характер  
Максимальное количество баллов  
Критерии оценивания Баллы
Отбор источников по теме произведен с ошибками  
Оценка источника для темы исследования не выполнена или выполнена неверно  
Извлечение информации из источника носит фрагментарный характер  
Максимальное количество баллов  

Задание 7. Подготовка реферата монографии по теме «Рабочий вопрос и рабочее движение (90-ые гг. XIX в. – 1917 г. »

Цель: приобретение навыков ориентировки в научных концепциях, определение специфики интерпретации прошлого разными школами и направлениями в исторической науке; изучение приемов использования общенаучных принципов и частных методов познания при анализе конкретно-исторических проблем. Формируемые компетенции: СК-4; СК-6

Основная литература: Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. М., 1983.

Кирьянов Ю. И. Жизненный уровень рабочих России. М., 1979.

Крузэ Э. Э. Положение рабочего класса России в 1900-1914 гг. Л., 1976.

Крузэ Э. Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 1900-1914 гг. Л., 1981.

Лаверычев В. Я. Царизм и рабочий вопрос в России. 1861-1917. М., 1972.

Описание задания. Рефератом называется краткое письменное изложение содержания книги либо статьи. Научный реферат предполагает аргументированную оценку содержания прочитанного под углом зрения определенной темы. Выбор монографии для реферирования согласовывается с преподавателем. Задание выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – не свыше 1 п.л. (40000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания.

Небрежно оформленные рукописи либо компиляции не принимаются и не засчитываются.

 

Критерии оценивания Баллы
Содержание реферируемой монографии раскрыто полно  
Неточности в изложении материала отсутствуют  
Рукопись оформлена в соответствии со стандартами  
Максимальный балл  

 

Критерии оценивания Баллы
Содержание реферируемой монографии раскрыто фрагментарно  
В изложении материала есть неточности и ошибки  
В оформлении рукописи присутствуют отклонения от стандартов  
Минимальный балл  

 

 


Задание 8. Научный доклад по теме «Аграрный вопрос в правительственной политике 90-х гг. XIX века ».

Цель: развитие способностей к анализу и синтезу явлений и процессов в их пространственно-временной характеристике. Формируемые компетенции: СК-1; СК-2

Основная литература: 1) Крестьянское движение в России в 1890-1900 гг. Сборник документов. Под ред. А. В. Шапкаркина. М., 1959;

2) Ленин В. И. Аграрный вопрос в России к концу XIX в.//Полн. собр. соч. 5-ое изд. Т.17.

3) Сидельников С. М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М.: Издательство Московского университета, 1980.

Описание задания. Доклад представляет собой итог исследования определенной научной проблемы и сопровождается рукописным текстом в жанре академической научной статьи. Его выполнение происходит в четыре этапа: на первом в процессе изучения литературы определяется проблематика исследования; на втором в ходе отработки источников происходит выработка научных гипотез; на третьем, в процессе написания текста, осуществляется доказательство собственных выводов. Четвертый этап включает редактирование рукописи и ее литературное оформление. Доклад выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем –1 п.л. (40000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического описания.

Небрежно оформленные рукописи, равно как и компиляции чужих работ, не принимаются и не засчитываются.

Критерии оценивания Баллы
Работа полностью самостоятельная  
Сформулированные выводы полностью соответствуют проанализированному материалу  
Выводы отличаются новизной  
Работа написана хорошим литературным языком  
Оформление рукописи полностью соответствует стандартам  
Максимальное количество баллов  

 

 

Критерии оценивания Баллы
Работа самостоятельная только частично  
Сформулированные выводы расходятся с материалом работы  
Выводы не отличаются новизной  
Литературное оформление работы имеет крупные погрешности  
Оформление рукописи не полностью соответствует стандартам  
Минимальное количество баллов  

 


Задание 9. Реферативный обзор научной литературы по теме «Сближение России с Францией в 90-ые гг. XIX в.: причины, ход, последствия ».

Цель: выработка и совершенствование способностей к ориентировке в научных концепциях. Формируемые концепции: СК-4.

Основная литература: 1) История внешней политики России в XIX веке. М., 1996-1997. Т.1-2.

2) Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952.

2) Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М.: Наука, 1975.

3) Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX века. М.: Высшая школа, 1974.

Описание задания. Задание выполняется в два этапа. Первый этап – поисковый, в его ходе выявляется научная литература (исследовательские монографии и статьи), прямо или косвенно относящаяся к данной теме; в ходе второго эта литература кратко реферируется. Группировка материала – проблемно-хронологическая.

Доклад выполняется в письменном виде и представляется в двух экземплярах: один возвращается автору с отметкой, другой остается у преподавателя. Объем – 0,5 - 1 п.л. (20000 - 40000 символов) Требования к оформлению рукописи: текст представляется в электронном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы (кроме титульной), нумеруются (вверху справа); рукопись набирается шрифтом Times New Roman полуторным интервалом; размер – 14 пт; выравнивание по ширине. Поля страниц: левое – 3 см, правое – 1,5; верхнее и нижнее – по 2 см. Все ссылки и цитаты оформляются в соответствии с требованиями библиографического



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: